Миллеровский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1имени Пенькова М.И.
Утверждаю» Директор МБОУ гимназии №1 приказ от 26.08.2021.года № 262 _______________ Н. И. Пономарев |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Уровень общего образования (класс): начальное общее,2 класс
Количество часов: 66 ч.
Учитель: Заикина Светлана Александровна
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы». УМК «Школа России». Издательство «Просвещение», 2021г.
2021-2022 учебный год.
1.Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с :
Нормативно правовыми документами федерального уровня:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ п.3.6. ст. 28 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и среднего общего образования
(ФГОС ООО, ФГОС СОО).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. №08-178 «О рабочих программах»
Федерального перечня учебников.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 (Зарегистрирован 02.03.2021 № 62645).
Нормативно правовыми документами локального уровня:
Основной образовательной программой гимназии (педсовет от 06.05.2018 г. пр. № 8, приказ №114 от 16.05.2018 г.;
Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №1 им. Пенькова М.И. пр. Управляющего совета от 13.12.2015 г. №2, приказ по МУУО Миллеровского района от 03.12.2015 №1010;
Локальных актов ОО (годовой календарный график, Положение о рабочей программе учебного предмета (приказ №145 от 28.08.2020 г.), курса, дисциплины);
Программой воспитания гимназии (Приказ №12/1 от 24.06.2021 г., педсовет от 24.06.2021 №8);
Учебным планом МБОУ гимназии №1 на 2020-2021 уч. год(приказ от 26.08.2021г № 262);.
На основании:
Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании (Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ)
Статья 28. Компетенция, права,обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании (Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ)
Цель изучения курса «Окружающий мир»:
• формирование целостной картины мира и осознание места
в нём человека на основе единства рационально-научного
познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности
граж данина России, уважительно и бережно относящегося
к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Задачи:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных ситуациях;
4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде,
эффективного взаимодействия в социуме.
Учебно-методический комплект: А.А.Плешаков Учебник "Окружающий мир 2 класс» УМК «Школа России, Просвещение, 2016 г
Место учебного предмета
В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет окружающий мир во 2 классе отводится 2 часа в неделю.
Календарный учебный график МБОУ гимназии № 1 на 2021 -2022 учебный год предусматривает во 2 классе 34 учебных недель. В соответствии с ФГОСи учебным планом школы на 2021 -2022 уч. год для основного общего образования на учебный предмет окружающий мир во 2 классе отводится 2 часа в неделю, т.е.__68_часов в год.
Данная рабочая программа является адаптированной и позволяет в ходе реализации вносить изменения в соответствии со сложившейся ситуацией:
- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками
( календарный учебный график (приказ от 26.08.2021г № 262);
- прохождение курсов повышения квалификации (на основании приказа РОО);
-отмена учебных занятий по погодным условиям (на основании приказа РОО);
- по болезни учителя;
- участие в ВПР;
- в условиях карантина на дистанционном обучении;
и другими.
Рабочая программа рассчитана на _66_часа, будет выполнена и освоена обучающимися в полном объёме.
2.Планируемые результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
• более глубокое представление о гражданской идентичности
в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской
Федерации — русского языка*;
• представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
• представление о необходимости бережного, уважительного
отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды,
традиционных занятий и праздничных обычаев;
• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
• понимание и принятие норм и правил школьной жизни,
внутренняя позиция школьника на уровне положительного
отношения к предмету «Окружающий мир»;
• познавательные мотивы учебной деятельности, понимание
того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
• представление о личной ответственности за свои поступки
на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим
людям*;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин
природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов
России и разных стран;
• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия,
взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных
заданий, в том числе учебных проектов*;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека,
режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении,
при контактах с незнакомыми людьми;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям
через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление
вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
совместно с учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания
и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
• планировать последовательность операций на отдельных
этапах урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств,
предложенных учителем), объективно относиться к своим
успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя
«Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
• находить и выделять при помощи взрослых информацию,
необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе
схемы-аппликации, схемы-рисунки;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону,
на ощупь, по внешнему виду);
• осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков,
подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
• моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире
(в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того,
о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на
основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если
на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини,
пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо
за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы (парной,
групповой), распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей,
норм);
• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
• составлять небольшие рассказы на заданную тему.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
• различать государственные символы России — флаг, герб,
гимн;
• приводить примеры народов России;
• сравнивать город и село, городской и сельский дома;
• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
• оценивать отношение людей к окружающему миру;
• различать объекты и явления неживой и живой природы;
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• проводить наблюдения и ставить опыты;
• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
• определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
• сравнивать объекты природы, делить их на группы;
• ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать
экологические знаки;
• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
• прослеживать производственные цепочки, изображать их
с помощью моделей;
• узнавать различные строительные машины и материалы,
объяснять их назначение;
• различать виды транспорта;
• приводить примеры учреждений культуры и образования;
• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных
профессий;
• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной
гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в
быту, на воде и в лесу;
• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
• соблюдать основные правила пожарной безопасности;
• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
• оценивать характер взаимоотношений людей в семье,
в школе, в кругу сверстников;
• приводить примеры семейных традиций;
• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
• ориентироваться на местности разными способами;
• различать формы земной поверхности, сравнивать холм
и гору;
• различать водные объекты, узнавать их по описанию;
• читать карту и план, правильно показывать объекты на настенной карте;
• находить и показывать на глобусе и карте мира материки
и океаны;
• различать физическую и политическую карты, находить
и показывать на политической карте мира разные страны.
3.Содержание учебного курса
№ | Наименование разделов ( тем) | | Всего часов |
1 | Где мы живем? | Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. | 4ч |
2 | Природа | Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные. Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений Отрицательное влияние людей на растения и животных сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых: неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека: знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Отработка приемов ухода за комнатными растениями. | 20ч |
3 | Жизнь города и села | Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, во дворе, подъезде. Домашний aдрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины.Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе | 9ч |
4 | Здоровье и безопасность | Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе. | 8ч |
5 | Общение | Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах . | 7ч |
6 | Путешествия | Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток). Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей. | 18ч |
| | всего | 66 |
4.Календарно-тематическое планирование .
№ п/п | Тема раздела. Тема урока. | Виды контроля | Дата |
По плану | По факту |
1.Где мы живем? 4ч |
1 | 1.1 | Родная страна. | ФО | 01.09 | |
2 | 1.2 | Город и село. | ФО, УО | 03.09 | |
3 | 1.3 | Природа и рукотворный мир | ФО, УО | 08.09 | |
4 | 1.4 | Входная проверочная работа | ПР | 10.09 | |
2.Природа. 20ч. |
5 | 2.1 | Неживая и живая природа. | ФО, УО | 15.09 | |
6 | 2.2 | Явления природы. Как измеряют температуру? | ФО, УО | 17.09 | |
7 | 2.3 | Что такое погода? | ФО, УО | 22.09 | |
8 | 2.4 | В гости к осени. Экскурсия. | ФО, УО | 24.09 | |
9 | 2.5 | В гости к осени. | ФО, УО | 29.09 | |
10 | 2.6 | Звёздное небо | ФО, УО | 01.10 | |
11 | 2.7 | Заглянем в кладовые земли | ФО, УО | 06.10 | |
12 | 2.8 | Про воздух и про воду | ФО, УО | 08.10 | |
13 | 2.9 | Про воздух и про воду | ФО, УО | 13.10 | |
14 | 2.10 | Какие бывают растения? | ФО, УО | 15.10 | |
15 | 2.11 | Какие бывают животные? | ФО, УО | 20.10 | |
16 | 2.12 | Невидимые нити. | ФО, УО | 22.10 | |
17 | 2.13 | Дикорастущие и культурные растения | ФО, УО | 27.10 | |
18 | 2.14 | Дикие и домашние животные | ФО, УО | 29.10 | |
19 | 2.15 | Комнатные растения | ФО, УО | 10.11 | |
20 | 2.16 | Животные живого уголка. | ФО, УО | 12.11 | |
21 | 2.17 | Про кошек и собак. | ФО, УО | 17.11 | |
22 | 2.18 | Красная книга. | ФО, УО | 19.11 | |
23 | 2.19 | Будь природе другом. | ФО, УО | 24.11 | |
24 | 2.20 | Проверочная работа по теме «Природа» | ПР | 26.11 | |
| | 3.Жизнь города и села . 9ч. | | | |
25 | 3.1 | Что такое экономика? | ФО, УО | 01.12 | |
26 | 3.2 | Из чего что сделано? | ФО, УО | 03.12 | |
27 | 3.3 | Как построить дом. | ФО, УО | 08.12 | |
28 | 3.4 | Какой бывает транспорт? | ФО, УО | 10.12 | |
29 | 3.5 | Культура и образование. | ФО, УО | 15.12 | |
30 | 3.6 | Все профессии важны. | ФО, УО | 17.12 | |
31 | 3.7 | Проверочная работа по теме «Жизнь города и села» | ПР | 22.12 | |
32 | 3.8 | В гости к зиме. Экскурсия. | ФО, УО | 24.12. | |
33 | 3.9 | Презентация проектов по разделу «Жизнь города и села». | ЗП | 12.01 | |
| | 4.Здоровье и безопасность. 8ч. | | | |
34 | 4.1 | Строение тела человека. | ФО, УО | 14.01 | |
35 | 4.2 | Если хочешь быть здоров. | ФО, УО | 19.01 | |
36 | 4.3 | Берегись автомобиля! Школа пешехода. | ФО, УО | 21.01 | |
37 | 4.4 | Домашние опасности. | ФО, УО | 26.01 | |
38 | 4.5 | Пожар! | ФО, УО | 28.01 | |
39 | 4.6 | На воде и в лесу. | ФО, УО | 02.02 | |
40 | 4.7 | Опасные незнакомцы. | ФО, УО | 04.02 | |
41 | 4.8 | Проверочная работа по теме «Здоровье и безопасность» | ПР | 09.02 | |
| | 5. Общение. 7ч | | | |
42 | 5.1 | Наша дружная семья | ФО, УО | 11.02 | |
43 | 5.2 | Проект «Родословная» | ФО, УО | 16.02 | |
44 | 5.3 | В школе. | ФО, УО | 18.02 | |
45 | 5.4 | Правила вежливости | ФО, УО | 25.02 | |
46 | 5.5 | Ты и твои друзья | ФО, УО | 02.03 | |
47 | 5.6 | Мы – зрители и пассажиры. | ФО, УО | 04.03 | |
48 | 5.7 | Проверочная работа по теме «Общение». | ПР | 09.03 | |
| | 7. Путешествия. 18 ч. | | | |
49 | 6.1 | Посмотри вокруг. | ФО, УО | 11.03 | |
50 | 6.2 | Ориентирование на местности | ФО, УО | 16.03 | |
51 | 6.3 | Ориентирование на местности | ФО, УО | 18.03 | |
52 | 6.4 | Формы земной поверхности | ФО, УО | 06.04 | |
53 | 6.5 | Водные богатства | ФО, УО | 08.04 | |
54 | 6.6 | В гости к весне. Экскурсия. | ФО, УО | 13.04 | |
55 | 6.7 | В гости к весне. | ФО, УО | 15.04 | |
56 | 6.8 | Россия на карте | ФО, УО | 20.04 | |
57 | 6.9 | Проект «Города России» | ФО, УО | 22.04 | |
58 | 6.10 | Путешествие по Москве | ФО, УО | 27.04 | |
59 | 6.11 | Московский Кремль | ФО, УО | 29.04 | |
60 | 6.12 | Город на Неве | ФО, УО | 04.05 | |
61 | 6.13 | Путешествие по планете | ФО, УО | 06.05 | |
62 | 6.14 | Путешествие по материкам | ФО, УО | 11.05 | |
63 | 6.15 | Страны мира. Проект « Страны мира» | ФО, УО | 13.05 | |
64 | 6.16 | Проверочная работа по теме «Путешествия». | ПР | 18.05 | |
65 | 6.17 | Впереди лето. | ФО, УО | 20.05 | |
66 | 6.18 | Презентация проектов по разделу «Путешествия» | ЗП | 25.05 | |
5.Лист корректировки тематического планирования
Предмет «Окружающий мир»
Класс 2 А
Учитель Заикина С.А.
№ урока | Дата | Тема | Количество часов | Причина корректировки |
План | Факт | по плану | дано |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ гимназии № 1 от 26.08. 2021 г. № 1 Руководитель МС _____________ Е.Л Лаптурова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР __________ Е.Л Лаптурова от 26.08. 2021 г. |