Аннотация к рабочей программе по предмету «Окружающий мир»
1 | Учитель | Куйдина Марина Константиновна |
2 | Класс: | 2 |
3 | Реализуемый УМК: | УМК «Школа России» реализуется с помощью: Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2класс. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2020; Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2класс. В 2 ч. Ч 2. – М.: Просвещение, 2020; Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2020; Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2класс. В 2 ч. Ч 2. – М.: Просвещение, 2020 |
4 | Авторы учебника: | А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова |
5 | Сроки реализации программы: | 2021 – 2022 учебный год |
6 | Нормативно – правовая база для разработки программы | Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе авторской программы «Окружающий мир» автора А.А.Плешакова, а также планируемых результатов начального общего образования в соответствии с учебным планом школы |
7 | Цели | Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. |
8 | Место предмета в учебном плане | В учебном плане 2 класса на изучение математики отводится 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 68 ч (34 учебные недели). |
9 | Содержание учебного предмета | Где мы живем – 4ч Природа - 20ч Жизнь города и села - 5ч Здоровье и безопасность - 9ч Общение - 6ч Путешествие -23ч |
10 | Планируемые результаты освоения учебного предмета |
11 | Используемые инновационные методы обучения | ИКТ – технологии, проблемно – диалогическое обучение, игровые технологии, проектная деятельность |
12 | Виды контроля | Предварительный, текущий, тематический, итоговый |
13 | Формы текущего контроля | Устный опрос, письменный опрос: контрольная работа, тестирование, самостоятельная работа, проверочная работа, итоговые комплексные работы; презентация проекта |
МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир»
(наименование учебного предмета)
начальное общее образование, 2 класс
(уровень образования)
составлена на основе авторской программы А.А. Плешаков «Окружающий мир,
к учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс,
в 2 ч.. М.: «Просвещение», 2020г.
68 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
учитель начальных классов Куйдина Марина Константиновна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________ Денисова А.В. «___» ______________ 2022 г. | «Утверждаю» Директор школы ____________Л.Г.Осипова «___» ___________2022 г. |
Мухоршибирь, 2022 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Окружающий мир» 2 класс
Личностные результаты
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
организация на уроке различных форм оценивания знаний, включая самооценку, что даст
учащимся возможность осуществлять самоконтроль результатов своей учебной деятельности, каждому видеть динамику индивидуальных достижений.
Где мы живём. 4ч
Родная страна. Город и село. Проект «Родное село». Природа и рукотворный мир.
Природа. 20ч
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода? Осенняя экскурсия. В гости к осени. Звёздное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух. Про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом. Проект «Красная книга или Возьмём под защиту».
Жизнь города и села. 5ч
Что такое экономика. Из чего это сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии».
В гости к зиме. Экскурсия. Презентация проектов.
Здоровье и безопасность. 9ч
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар! На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.
Общение. 6ч
Наша дружная семья. Проект «Родословная». В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.
Путешествия. 23ч
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Экскурсия. Россия на карте. Проект «Города России». Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето. Презентация проектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Где мы живём | 5ч |
2 | Природа | 20ч |
3 | Жизнь города и села | 5ч |
4 | Здоровье и безопасность | 9ч |
5 | Общение | 6ч |
6 | Путешествия | 23ч |
| | 68ч |
Тематическое планирование, в том числе, с учетом рабочей программы воспитания
№ | раздел | кол-во часов | деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
1 | Где мы живём | 5ч | Формирование основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. |
2 | Природа | 20ч | Воспитание бережного отношения к природе через учебные тексты, переживание чувство красоты в природе, стремление к идеалу, описание многообразия и общих признаков цветковых растений Республики Бурятия. Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Работа с Красной Книгой России и Республики Бурятия. Объяснение мира с точки зрения предмета: объяснение строения и жизнедеятельности растений, животного и природного сообщества России и Республики Бурятии. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности учащихся) Формирование основ экологической грамотности тесно связано усвоение правил нравственного поведения в мире и людей. Рассмотрение биологических процессов в развитии и поведение примеров приспособления организмов к среде обитания и объяснение их значений. Выявление эстетических достоинств представителей растительного и животного мира и наиболее, опасных растений для людей. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении лабораторных работ. |
3 | Жизнь города и села | 5ч | Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям Формирование научного мировоззрения, убеждений Формирование позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умение сотрудничать друг с другом, совместного планирования своих действий и реализации планов, поиска и систематизировать нужную информацию Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек. |
4 | Здоровье и безопасность | 9ч | Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни Использование знаний биологии при соблюдении правил повседневной гигиены, культуры питания Установка на безопасный, здоровый образ жизни , мотивация к творческому труду, работе на результат |
5 | Общение | 6ч | Формирование представлений о нравственных нормах, освоение культуры поведения в семье, школе, в общественных местах Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе Привлечения внимания к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений через создание специальных тематических проектов |
6 | Путешествия | 23ч | Воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни Формирование элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения к природной и социальной среде Развитие навыков установления и выявления приченно-следственных связей в окружающем мире Воспитание ответственного поведения Формирование умения прогнозировать события Воспитание любви к познанию прошлого своей страны |
| Итого: | 68 час. | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Вводный урок | 1ч | | |
Где мы живём (4ч) | | |
2. | Родная страна. | 1ч | | |
3. | Город и село. Проект «Родное село». | 1ч | | |
4. | Природа и рукотворный мир. | 1ч | | |
5. | Природа в опасности. | 1ч | | |
Природа (20ч) | | |
6. | Неживая и живая природа. | 1ч | | |
7. | Явления природы. | 1ч | | |
8. | Что такое погода. | 1ч | | |
9. | В гости к осени. Экскурсия. | 1ч | | |
10. | В гости к осени – урок. | 1ч | | |
11. | Звёздное небо. | 1ч | | |
12. | Заглянем в кладовые Земли. | 1ч | | |
13. | Про воздух. | 1ч | | |
14. | И про воду. | 1ч | | |
15. | Какие бывают растения. | 1ч | | |
16. | Какие бывают животные. | 1ч | | |
17. | Невидимые нити. | 1ч | | |
18. | Дикорастущие и культурные растения. | 1ч | | |
19. | Дикие и домашние животные. | 1ч | | |
20. | Комнатные растения. | 1ч | | |
21. | Животные живого уголка. | 1ч | | |
22. | Про кошек и собак. | 1ч | | |
23. | Проект «красная книга, или возьмём под защиту». | 1ч | | |
24. | Будь природе другом. | 1ч | | |
25. | Обобщение по теме. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1ч | | |
Жизнь города и села (5 ч) | | |
26. | Что такое экономика. | 1ч | | |
27. | Из чего что сделано. | 1ч | | |
28. | Как построить дом. | 1ч | | |
29. | Какой бывает транспорт. | 1ч | | |
30. | В гости к зиме – урок. | 1ч | | |
Здоровье и безопасность (9ч) | | |
31. | Строение тела человека. | 1ч | | |
32. | Если хочешь быть здоров. | 1ч | | |
33. | Берегись автомобиля! | 1ч | | |
34. | Школа пешехода. | 1ч | |
35. | Домашние опасности. | 1ч | | |
36. | Пожар! | 1ч | | |
37. | На воде и в лесу. | 1ч | | |
38. | Опасные незнакомцы. | 1ч | | |
39. | Обобщение по теме. | 1ч | | |
Общение (6ч) | | |
40. | Наша дружная семья. | 1ч | | |
41. | В школе. | 1ч | | |
42. | Правила вежливости. | 1ч | | |
43. | Ты и твои друзья. | 1ч | | |
44. | Мы – зрители и пассажиры. | 1ч | | |
45. | Обобщение по теме. | 1ч | | |
Путешествия (23ч) | | |
46. | Посмотри вокруг. | 1ч | | |
47. | Ориентирование на местности. | 1ч | | |
48. | Формы земной поверхности. | 1ч | | |
49. | В гости к весне. Экскурсия. | 1ч | | |
50. | В гости к весне - урок. | 1ч | | |
51. | Россия на карте. Проект «Города России». | 1ч | | |
52,53 | Путешествие по Москве. | 2ч | | |
54,55 | Московский Кремль. | 2ч | | |
56,57 | Город на Неве. | 2ч | | |
58,59 | Путешествие по планете. | 2ч | | |
60,61 | Путешествие по материкам. | 2ч | | |
62 | Страны мира. | 1ч | | |
63 | Впереди лето. | 1ч | | |
64,65 | Впереди лето. | 5ч | | |
66 | Проверочная работа | | |
67 | Защита проектов. | | |
68 | Защита проектов. | | |