02-29
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Васильевка
муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМС Зам. директора по УВР: Директор МОБУ СОШ с. Васильевка
Руководитель _______ /И.Ю.Ахмадуллина/ ________/Д.З.Набиева/
______/Г.Г.Нигматуллина/ «31» августа 2017 г. Приказ № 116 от 01.09.2017г.
Протокол №1
«30» августа 2017г.
Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир»
для 2 класса начального общего образования
Разработана
Ильиной Светланой Евгеньевной,
учителем начальных классов
первой квалифицированной категории
с. Васильевка
2017/ 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012г. №273–ФЗ (ред. от 31.12.2014г., с изм. от 02.05.2015г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015г.);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г №373 (в ред. Приказов Минобрнауки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015 №1576);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. №576, от 28.12.2015г. №1529, от 26.01.2016г. №38, от 05.07.2017г. № 629);
Примерной программы начального общего образования. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXIв.». – 3-е изд.,дораб. и доп., - М.:Вентана –Граф.2011г.
Авторской программы «Окружающий мир» Н.Ф Виноградова. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – 3-е изд., дораб и доп. – М.: Вентана-Граф. 2011г.;
Основной образовательной программы НОО МОБУ СОШ с. Васильевка, утвержденного приказом директора от 12.08.2015г. №79;
Учебного плана МОБУ СОШ с. Васильевка на данный учебный год, утвержденного приказом директора от 24 августа 2017г. №89;
Положения о рабочей программе МОБУ СОШ с. Васильевка с изменениями и дополнениями от 24 августа 2016г. №90;
Устава МОБУ СОШ с. Васильевка, утвержденного 18 марта 2015г.
Общая характеристика
Реализация учебной программы обеспечивается учебником:
«Окружающий мир» для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2014г. и учебными пособиями:
Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2017 г.
Реализация программы:
-по предмету «Окружающий мир» - до 2020г.
-по курсу 2 класс – 2017-2018уч.г.
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Основные задачи курса «Окружающий мир»:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Функции Окружающего мира: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Характеристика учебного предмета.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный». В основе курса лежат следующие принципы:
1.Принцип интеграции – соотношение между естественно - научными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
Реализация этого принципа даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младших школьников – целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во - вторых обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения.
3.Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п.
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать своп действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).
5.Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно - научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6.Краеведческий принцип обязывает учителя, при изучении природы и общественных явлений, широко использовать местное окружение. Проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п. Всё это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника.
Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане МОБУ СОШ с.Васильевка
Программа учебного курса « окружающий мир» рассчитана на обучение со 2класса по 4 класс.
Во 2 -4 классах авторская программа рассчитана на 34 учебные недели (2 час в неделю - 68 часов). Рабочая программа также рассчитана на 68 часов, в соответствии с учебным планом МОБУ СОШ с. Васильевка.
В рабочей программе предусмотрена этнокультурная направленность при изучении конкретных тем, на них используется краеведческий материал, отражающий культурное наследие башкирского народа, что составляет 10 % от программы (7 часов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В ходе изучения предмета «Окружающий мир» обеспечиваются условия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
Способность к адекватной самооценке с опорой на значение основных моральных норм;
Установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность;
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
Сформированность целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно – научных и социально – гуманитарных дисциплин;
Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
Владение навыками устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире природы и социума;
Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведении в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Понимание роли и значения родного края в природе и историко – культурном наследии России, в её современной жизни;
Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
Понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Планируемые результаты освоения учебного предмета во 2 классе
Ученик научится:
составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;
кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);
называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
К концу обучения во втором классе ученик может научиться:
«читать » информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»;
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 3 классе
Ученик научится:
характеризовать условия жизни на Земле;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха);
различать растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
объяснять отличия грибов от растений;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
составлять описательный рассказ о животном;
приводить примеры (конструировать) цепи питания;
характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя, отмены крепостного права, свержения последнего русского царя;
работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе ученик может научиться:
ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
различать географическую и историческую карты;
анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
проводить несложные опыты по размножению растений;
проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
высказывать предположения , обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 4 классе
Ученик научится:
характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;
моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты;
оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;
описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться:
применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) (в рамках изученного).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
2 класс
Введение. Что тебя окружает
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Кто живет рядом с тобой
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия — твоя Родина
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Мы — жители Земли
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Животное и растение — живые существа.
Природные сообщества.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.
Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа и человек.
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
3 класс
Введение
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Земля — наш общий дом
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Растительный мир Земли
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Грибы
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животный мир Земли
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
4 класс
Введение
Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.
Человек — живое существо (организм)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.
Человек среди людей.
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.
Человек и общество, в котором он живет
Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.
Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Школы, книги, библиотеки как часть культуры в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство ХVIIIвека. Возникновение публичных театров.
Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты ХХ века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.
Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Учебно-тематическое планирование
№ | Названия разделов, тем 2класс | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы | Диагностика |
1 | Введение. Что тебя окружает | 1 | | | |
2 | Кто ты такой | 11 | 3 | 1 | 1 |
3 | Кто живёт рядом с тобой? | 8 | 1 | 1 | |
4 | Россия – твоя Родина | 13 | | 1 | 1 |
5 | Мы - жители Земли | 33 | 4 | 1 | 1 |
6 | Резерв. Повторение. | 2 | | | |
| Итого: | 68 | 8 | 4 | 3 |
3 класс | |
1 | Земля - наш общий дом | 7 | | 1 | 1 |
2 | Человек изучает Землю | 2 | 1 | | |
3 | Царства природы | 23 | 2 | 1 | 1 |
4 | Наша Родина: от Руси до России | 6 | | | |
5 | Как люди жили в старину | 9 | 2 | 1 | |
6 | Как трудились в старину | 21 | 3 | 1 | 1 |
| Итого | 68 | 8 | 4 | 3 |
4 класс | |
1 | Человек – живое существо (организм) | 6 | | 1 | 1 |
2 | Твое здоровье | 2 | 2 | | |
3 | Человек – часть природы | 2 | 1 | 1 | |
4 | Человек среди людей | 5 | 1 | | |
5 | Родная страна: от края до края | 9 | | 1 | 1 |
6 | Человек-творец культурных ценностей | 2 | 1 | | |
7 | Человек-защитник своего Отечества | 4 | 1 | | |
8 | Гражданин и государство | 13 | 1 | 1 | 1 |
9 | Проверь себя | 3 | 1 | | |
| Итого | 68 | 8 | 4 | 3 |
К рабочей программе прилагается календарно-тематическое планирование
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
Введение. Что тебя окружает. |
1 | Что тебя окружает . | 02.09 | | |
Кто ты такой |
2 | Я, ты, он, она… Все мы люди. Стартовая диагностика. | 05.09 | | |
3 | Наши помощники – органы чувств | 09.09 | | |
4 | Что такое здоровье? | 12.09 | | |
5 | Режим дня. Практическая работа. Составление режима дня. | 16.09 | | |
6 | Физическая культура | 19.09 | | |
7 | Почему нужно правильно питаться? | 23.09 | | |
8 | Здоровье и питание. | 26.09 | | |
9 | Умеешь ли ты есть? | 30.09 | | |
10 | Почему нужно быть осторожным. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы) | 03.10 | | |
11 | Здоровье и осторожность. Солнечный удар. Практическая работа. « Первая помощь при ожогах, порезах, ударах». | 07.10 | | |
12 | Можно ли изменить себя? | 10.10 | | |
Кто живёт рядом с тобой? |
13 | Что такое семья. Практическая работа «Составление семейного дерева» | 14.10 | | Этнокультурная направленность. Моя семья. |
14 | Труд в семье. Как семья отдыхает? | 17.10 | | |
15 | Проверочная работа. | 21.10 | | |
16 | Твои друзья взрослые и дети. Контрольная работа №1 | 24.10 | | |
17 | Твои друзья взрослые и дети | 07.11 | | |
18 | О правилах поведения | 11.11 | | |
19 | О дружбе. | 14.11 | | |
20 | О дружбе . Настроение. | 18.11 | | |
Россия – твоя Родина. |
21 | Родина – что это значит | 21.11 | | |
22 | Родной край – частица Родины. | 25.11 | | Этнокультурная направленность. Мой край. |
23 | Из истории нашей Родины. Экскурсия в музей. | 28.11 | | |
24 | Из истории нашей Родины. Виртуальная экскурсия в художественный музей. | 02.12 | | |
25 | Зачем человек трудится? | 05.12 | | |
26 | Хлеб главное богатство России. | 09.12 | | Этнокультурная направленность. Хлеб Башкирии. |
27 | Как работают в пекарне. | 12.12 | | |
28 | Все профессии важны. | 16.12 | | |
29 | О труде фермера и экономиста , программиста | 19.12 | | |
30 | Города России. Москва. | 23.12 | | |
31 | Древние города России. Контрольная работа №2 | 26.12 | | |
32 | Мы- граждане России. Народы России. | 13.01 | | Этнокультурная направленность. Народы Башкортостана. |
33 | Промежуточная диагностика. Проверочная работа по теме : «Россия – твоя Родина | 16.01 | | |
Мы - жители Земли. |
34 | Солнечная система. | 20.01 | | |
35 | Земля – планета Солнечной системы. | 23.01 | | |
36 | Глобус – модель Земли. | 27.01 | | |
37 | Царство живой природы. Бактерии. | 30.01 | | |
38 | Грибы. | 03.02 | | |
39 | Жизнь животных. Какие животные живут на Земле. | 06.02 | | Этнокультурная направленность. 13Животные Башкирии. |
40 | Как животные воспринимают мир. | 10.02 | | |
41 | Как животные защищаются, питаются, строят жилища. | 13.02 | | |
42 | Жизнь растений. Какие бывают растения. Практическая работа с гербариями. | 17.02 | | Этнокультурная направленность. Растения Башкортостана. |
43 | Как животные воспитывают потомство. | 20.02 | | |
44 | Органы растения и их значение для его жизни. | 25.02 | | |
45 | Лес и его обитатели. Экскурсия | 27.02 | | |
46 | Как развиваются растения. | 02.03 | | |
47 | Деревья леса | 05.03 | | |
48 | Кустарники леса | 10.03 | | |
49 | Травянистые растения леса. Практическая работа с натуральными объектами гербариями, муляжами. | 12.03 | | |
50 | Лесная аптека. Контрольная работа №3 | 16.03 | | |
51 | Животные леса | 19.03 | | Этнокультурная направленность. Животные Башкирии. |
52 | Проверочная работа по теме : «Природные сообщества | 02.04 | | |
53 | Птицы –лесные жители. Ужи – обитатели леса. | 06.04 | | |
54 | Насекомые леса. | 09.04 | | |
55 | Мы пришли в лес. Экскурсия. | 13.04 | | |
56 | Путешествие капельки. | 16.04 | | |
57 | Свойства воды. | 20.04 | | |
58 | Рыбы – обитатели водоёмов. | 23.04 | | |
59 | Пресный водоём. Обитатели пресных водоёмов. | 27.04 | | |
60 | Болото – естественный водоём. Практическая работа с натуральными объектами гербариями, муляжами. | 29.04 | | |
61 | Растения и животные луга. | 30.04 | | |
62 | Растения и животные поля. | 06.05 | | |
63 | Растения и животные сада. Практическая работа с натуральными объектами гербариями, муляжами. | 08.05 | | |
64 | Будем беречь природу. | 12.05 | | |
65 | Итоговая диагностика. | 14.05 | | |
66 | Будем беречь нашу Землю. | 18.05 | | |
Повторение. |
67 | Повторение. Кто живет с тобой рядом. Россия – твоя Родина. Контрольная работа №4 | 21.05 | | |
68 | Повторение. Контрольная работа №4 | 26.05 | | |
69 | Повторение. Мы- жители Земли. Природные сообщества | 28.05 | | |
70 | Повторение. Природные сообщества | 29.05 | | |