СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс»

Мининская СОШ филиал

Муниципального автономного общеобразовательного

учреждения Исетской средней общеобразовательной школы №1

Исетского района Тюменской области



РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

от 31. 08. 2020г.

Протокол № 1

СОГЛАСОВАНО

Старший методист

/_________/ Иргалинова Б.К

31. 08. 2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Зав.филиалом Мининской СОШ

/_________/ Андреева Н.А.

Приказ № _____ от

01. 09. 2019г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

для 2 класса









Учитель: Андреева Светлана Александровна

Высшей квалификационной категории





с.Минино, 2020 год


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по окружающему мирупредназначена для обучающихся 2 класса основной общеобразовательной школы. Она разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного( начального) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 г. №1577.

- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области.

- Учебного плана МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области на 2020-2021 учебный год.

- Примерной  программы по учебным предметам начальной школы (Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа / Стандарты второго поколения/  М.: Просвещение,   2011) 

- Авторской программы О.Н. ФедотовойРабочие программы к предметной линии учебников ПНШ для 2 кл. (М.: Академкнига/Учебник, 2016)


Целями изучения учебного предмета «Окружающий мир» является формирование исходных представлений о природных исоциальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;

практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; формирование метапредметных универсальных учебныхдействий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) и практического применения правил безопасного

и здорового образа жизни.

Основными задачами реализации содержания являются:

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

• формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенныепризнаки и на их основе проводить обобщение, устанавливать ивыявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

• развитие умений работы с научно-популярной и справочнойлитературой, проведения фенологических наблюдений, опытныхисследований и экспериментов, доступных ученику начальныхклассов способов изучения природы и общества (наблюдение,

запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, получениеинформации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

• воспитание у школьников понимания особой роли Россиив мировой истории; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей; сознательного отношения к здоровому образу жизни; формирование экологической культуры,навыков нравственного поведения;

• формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природенашей страны, ее современной жизни;

• осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающегоповедения в природной и социальной среде;

• формирование модели безопасного поведения в условияхповседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

• формирование психологической культуры и компетенциидля обеспечения эффективного и безопасного взаимодействияв социуме.


Реализуя принцип деятельностного подхода, завершеннаяпредметная линия «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа»рассматривает процесс учения не только как усвоение системыпредметных знаний и умений, но и как процесс познавательногоразвития через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения

детьми способы действий представлены в «Окружающем мире»во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросови заданий практической направленности.

Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках завершенной предметной линии достигается посредством:

• демонстрации не менее двух точек зрения при объяснениинового материала;

• выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;

• системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;

• специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;

• использованием возможностей и ресурсов электронныхформ учебников (интерактивные и мультимедийные элементы,средства контроля и самоконтроля);

• иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).


Планируемые результаты освоения предмета

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу второго года обучения:

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

  • объяснять влияние притяжения Земли;

  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

  • наблюдать за погодой и описывать её;

  • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

  • называть основные природные зоны и их особенности.

  • оценивать правильность поведения людей в природе;

  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.


В результате изучения раздела «Человек и природа»обучающиеся

научатся:

• наблюдать, обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца — источника тепла и света — на смену времен года, нарастительный и животный мир);

• выделять и называть особенности Солнца, как звезды,и Земли, как планеты;

• устанавливать причинно-следственные связи между вращением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи, между движением Земли по своей орбите вокруг Солнца и сменой времен года и называть их;

• сравнивать внешний вид и называть по сходным признакам представителей таких групп животных, как насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;

• сравнивать и выделять характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве и называть их;

• выявлять признаки, отличающие домашних животных от диких;

• оценивать значение растений и животных в природе и жизни людей;

• искать и выделять необходимую информацию для классификации объектов природы по заданным основаниям: культурные и дикорастущие растения, однолетние–двулетние–

многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;

• характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование при изучении свойств воды, воздуха, и анализировать результаты наблюдений, делать выводы;

• следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

• на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений; выращивать растения из семян, клубней, листа, побегов;

• использовать оглавление, словари и тексты учебника в печатной и электронной формах для поиска необходимой информации;

• устанавливать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

• оценивать характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительногомира, занесенных в Красную книгу России;

• оценивать рекомендации по здоровому образу жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);

• извлекать по заданию учителя необходимую информацию в дополнительных источниках знаний (Интернет, детские энциклопедии) для подготовки сообщений и презентаций.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• выделять и характеризовать особенности Солнца, как звезды, и Земли, как планеты;

• сравнивать внешний вид и характерные особенности таких групп животных, как насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;

• устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между вращением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи, между движением Земли по своей орбите вокруг Солнца и сменой времен года;

• группировать (классифицировать) объекты природы по сходным признакам (например, группа насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих);

• анализировать способы питания животных, их размножения, защиты, заботы о потомстве, выделяя их особенности;

• искать и находить необходимую информацию из различных доступных школьникам источников знаний для выделения основания для классификации объектов природы по тем илидругим признакам (например, культурные и дикорастущие растения, однолетние и многолетние растения; цветковые и хвойные и др.);

• сравнивать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию в дополнительных источниках знаний (Интернет, детские энциклопедии) для подготовки сообщений и презентаций;

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

• соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);

• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

• оценивать характер взаимоотношений в семье и семейные традиции;

• оценивать важность профессий взрослых;

• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);

• планировать свою деятельность в участии в важных для школы (региона, страны) событиях: День Победы, День Конституции России, День города (села, поселка), встреча Новогогода;

• выделять усвоенные и новые знания о достопримечательностях Москвы, Московского Кремля, находить дополнительную информацию в различных источниках знаний, включая электронную форму учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• соотносить исторические события по векам (на примере истории строительства Московского Кремля и истории родного города (села, поселка));

• сопоставлять самые важные права и обязанности человека по отношению к природе;

• использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (интернетадреса даны в учебнике по темам «История Московского

Кремля» и «Твоя безопасность») для сообщений и презентаций;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;

• оценивать характер взаимоотношений в классном коллективе.

В результате изучения раздела «Правила здорового образа жизни и безопасного поведения» обучающиеся научатся:

• соблюдать режим питания, выполнять правила личной гигиены в условиях пребывания в школе;

• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе под наблюдением взрослых;

• контролировать свое самочувствие и сообщать о своем недомогании взрослым;

• находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного поведения по инструкции учителя.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• соблюдать режим питания, выполнять правила личной гигиены в условиях пребывания в школе и дома;

• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе;

• находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного поведения в соответствии со своими потребностями и склонностями;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, обучая этому младших, а при необходимости и родителей;

• выполнять правила безопасного поведения в природе.



Содержание программы учебного предмета окружающий мир (68 ч)


Основные содержательные линии второго класса: источники информации об окружающем нас мире; планеты и звезды;свойства воздуха и воды; неживая и живая природа Земли; человек разумный — часть природы; общий дедушка; в родномкраю.

Человек и природа (40ч)

Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля - планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус - модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.

Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.

Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.

Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество (24ч)

Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.

Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).

Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

Родной край - частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.

Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения (4ч)

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.





Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

1

Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы

4

2

Планеты и звёзды

5

3

Неживая и живая природа Земли

2

4

Свойство воздуха и воды

4

5

Солнце, воздух, вода и растения

4

6

Разнообразие растений

4

7

Культурные растения. Продолжительность жизни растений

9

8

Грибы

3

9

Животные

8

10

Человек и животные

6

11

Человек разумный – часть природы

6

12

Как уберечь себя от беды?

5

13

В родном краю

8

















Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата план

Дата факт

Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы 4 ч

1

Письмо экологов школьникам.

1



2

Мир живой и неживой природы. Экскурсия

1



3

Где и как найти ответы на вопросы. Книги – наши друзья.

1



4

Опыт и наблюдение

1



Планеты и звёзды 5ч

5

Земля. Модель Земли


1



6

Почему на Земле день сменяется ночью?

1



7

ИКТ Презентация Звёзды и созвездия

1



8

ИКТ Презентация Планеты

1



9

Движение Земли вокруг Солнца.

1



Неживая и живая природа Земли 2ч

10

Как связаны живая и неживая природа?

1



11

Условия жизни на планете Земля

1



Свойство воздуха и воды 4 ч

12

Свойство воздуха

1



13

Кому и для чего нужна вода?

1



14

Вода и её свойства

1



15

Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха»

1



Солнце, воздух, вода и растения 4ч

16

Условия, необходимые для развития растений

1



17

ИКТ Презентация Корень, стебель и лист.

1



18

Питание растений

1



19

Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения»

1



Разнообразие растений 4 ч

20

Цветковые и хвойные растения

1



21

Папоротники, мхи и водоросли

1



22

ИКТ Презентация Красная книга России. Правила поведения на природе.

1



23

Обобщение по теме «Разнообразие растений»

1




Культурные растения. Продолжительность жизни растений 9 ч

24

Для чего люди выращивают культурные растения?

1



25

Какие части культурных растений используют люди?

1



26

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

1



27

От чего зависит урожай зерновых?

1



28

Растения сада

1



29

Растения сада. Экскурсия.

1



30

Сколько живут растения?

1



31

Размножение растений своими частями.

1



32

Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»

1



Грибы 3ч

33

Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?

1



34

ИКТ Презентация Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы?

1



35

Проверь себя!


1



Животные 8 ч

36

Разнообразие животных

1



37

Насекомые

1



38

Рыбы

1



39

Земноводные

1



40

Пресмыкающиеся

1



41

Птицы

1



42

Звери


1



43

Как животные защищаются


1



Человек и животные 6 ч

44

Домашние животные

1



45

Живой уголок

1



46

Урок-экскурсия на животноводческую ферму


1



47

Значение диких животных

1



48

Человек в ответе не только за тех, кого приручил

1



49

Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные»

1



Человек разумный – часть природы 6 ч

50

Про тебя

1



51

Что умеет человек?

1



52

Расти здоровым

1



53

Питание и здоровье

1



54

От кого зависит твой режим дня?

1



55

Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы»

1



Как уберечь себя от беды? 5ч

56

Чистота – залог здоровья

1



57

Берегись простуды!

1



58

Твоя безопасность на улице

1



59

ИКТ Презентация Твоя безопасность дома

1



60

Обобщение по теме

«Как уберечь себя от беды?»

1



В родном краю 8 ч

61

Имя города, села, посёлка.

1



62

История Московского Кремля.

1



63

ИКТ Презентация Экскурсия в город

1



64

Общий дедушка

1



65

Годовая промежуточная аттестация

1



66

ИКТ Презентация День Победы

1



67

День Конституции

1



68

Обобщение по теме «В родном краю»

1