Мининская СОШ филиал
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения Исетской средней общеобразовательной школы №1
Исетского района Тюменской области
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете от 31. 08. 2020г. Протокол № 1 | СОГЛАСОВАНО Старший методист /_________/ Иргалинова Б.К 31. 08. 2020г. | УТВЕРЖДАЮ Зав.филиалом Мининской СОШ /_________/ Андреева Н.А. Приказ № _____ от 01. 09. 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 2 класса
Учитель: Андреева Светлана Александровна
Высшей квалификационной категории
с.Минино, 2020 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по окружающему мирупредназначена для обучающихся 2 класса основной общеобразовательной школы. Она разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного( начального) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 г. №1577.
- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области.
- Учебного плана МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области на 2020-2021 учебный год.
- Примерной программы по учебным предметам начальной школы (Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа / Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2011)
- Авторской программы О.Н. ФедотовойРабочие программы к предметной линии учебников ПНШ для 2 кл. (М.: Академкнига/Учебник, 2016)
Целями изучения учебного предмета «Окружающий мир» является формирование исходных представлений о природных исоциальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;
практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; формирование метапредметных универсальных учебныхдействий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) и практического применения правил безопасного
и здорового образа жизни.
Основными задачами реализации содержания являются:
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
• формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенныепризнаки и на их основе проводить обобщение, устанавливать ивыявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
• развитие умений работы с научно-популярной и справочнойлитературой, проведения фенологических наблюдений, опытныхисследований и экспериментов, доступных ученику начальныхклассов способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, получениеинформации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
• воспитание у школьников понимания особой роли Россиив мировой истории; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей; сознательного отношения к здоровому образу жизни; формирование экологической культуры,навыков нравственного поведения;
• формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природенашей страны, ее современной жизни;
• осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающегоповедения в природной и социальной среде;
• формирование модели безопасного поведения в условияхповседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• формирование психологической культуры и компетенциидля обеспечения эффективного и безопасного взаимодействияв социуме.
Реализуя принцип деятельностного подхода, завершеннаяпредметная линия «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа»рассматривает процесс учения не только как усвоение системыпредметных знаний и умений, но и как процесс познавательногоразвития через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения
детьми способы действий представлены в «Окружающем мире»во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросови заданий практической направленности.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках завершенной предметной линии достигается посредством:
• демонстрации не менее двух точек зрения при объяснениинового материала;
• выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
• системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
• специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
• использованием возможностей и ресурсов электронныхформ учебников (интерактивные и мультимедийные элементы,средства контроля и самоконтроля);
• иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).
Планируемые результаты освоения предмета
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу второго года обучения:
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих умений:
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
В результате изучения раздела «Человек и природа»обучающиеся
научатся:
• наблюдать, обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца — источника тепла и света — на смену времен года, нарастительный и животный мир);
• выделять и называть особенности Солнца, как звезды,и Земли, как планеты;
• устанавливать причинно-следственные связи между вращением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи, между движением Земли по своей орбите вокруг Солнца и сменой времен года и называть их;
• сравнивать внешний вид и называть по сходным признакам представителей таких групп животных, как насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;
• сравнивать и выделять характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве и называть их;
• выявлять признаки, отличающие домашних животных от диких;
• оценивать значение растений и животных в природе и жизни людей;
• искать и выделять необходимую информацию для классификации объектов природы по заданным основаниям: культурные и дикорастущие растения, однолетние–двулетние–
многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
• характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование при изучении свойств воды, воздуха, и анализировать результаты наблюдений, делать выводы;
• следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
• на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений; выращивать растения из семян, клубней, листа, побегов;
• использовать оглавление, словари и тексты учебника в печатной и электронной формах для поиска необходимой информации;
• устанавливать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
• оценивать характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительногомира, занесенных в Красную книгу России;
• оценивать рекомендации по здоровому образу жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию в дополнительных источниках знаний (Интернет, детские энциклопедии) для подготовки сообщений и презентаций.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выделять и характеризовать особенности Солнца, как звезды, и Земли, как планеты;
• сравнивать внешний вид и характерные особенности таких групп животных, как насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;
• устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между вращением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи, между движением Земли по своей орбите вокруг Солнца и сменой времен года;
• группировать (классифицировать) объекты природы по сходным признакам (например, группа насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих);
• анализировать способы питания животных, их размножения, защиты, заботы о потомстве, выделяя их особенности;
• искать и находить необходимую информацию из различных доступных школьникам источников знаний для выделения основания для классификации объектов природы по тем илидругим признакам (например, культурные и дикорастущие растения, однолетние и многолетние растения; цветковые и хвойные и др.);
• сравнивать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию в дополнительных источниках знаний (Интернет, детские энциклопедии) для подготовки сообщений и презентаций;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
• соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• оценивать характер взаимоотношений в семье и семейные традиции;
• оценивать важность профессий взрослых;
• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
• планировать свою деятельность в участии в важных для школы (региона, страны) событиях: День Победы, День Конституции России, День города (села, поселка), встреча Новогогода;
• выделять усвоенные и новые знания о достопримечательностях Москвы, Московского Кремля, находить дополнительную информацию в различных источниках знаний, включая электронную форму учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соотносить исторические события по векам (на примере истории строительства Московского Кремля и истории родного города (села, поселка));
• сопоставлять самые важные права и обязанности человека по отношению к природе;
• использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (интернетадреса даны в учебнике по темам «История Московского
Кремля» и «Твоя безопасность») для сообщений и презентаций;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
• оценивать характер взаимоотношений в классном коллективе.
В результате изучения раздела «Правила здорового образа жизни и безопасного поведения» обучающиеся научатся:
• соблюдать режим питания, выполнять правила личной гигиены в условиях пребывания в школе;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе под наблюдением взрослых;
• контролировать свое самочувствие и сообщать о своем недомогании взрослым;
• находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного поведения по инструкции учителя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соблюдать режим питания, выполнять правила личной гигиены в условиях пребывания в школе и дома;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
• находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного поведения в соответствии со своими потребностями и склонностями;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, обучая этому младших, а при необходимости и родителей;
• выполнять правила безопасного поведения в природе.
Содержание программы учебного предмета окружающий мир (68 ч)
Основные содержательные линии второго класса: источники информации об окружающем нас мире; планеты и звезды;свойства воздуха и воды; неживая и живая природа Земли; человек разумный — часть природы; общий дедушка; в родномкраю.
Человек и природа (40ч)
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля - планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус - модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (24ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край - частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения (4ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов |
1 | Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы | 4 |
2 | Планеты и звёзды | 5 |
3 | Неживая и живая природа Земли | 2 |
4 | Свойство воздуха и воды | 4 |
5 | Солнце, воздух, вода и растения | 4 |
6 | Разнообразие растений | 4 |
7 | Культурные растения. Продолжительность жизни растений | 9 |
8 | Грибы | 3 |
9 | Животные | 8 |
10 | Человек и животные | 6 |
11 | Человек разумный – часть природы | 6 |
12 | Как уберечь себя от беды? | 5 |
13 | В родном краю | 8 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы 4 ч |
1 | Письмо экологов школьникам. | 1 | | |
2 | Мир живой и неживой природы. Экскурсия | 1 | | |
3 | Где и как найти ответы на вопросы. Книги – наши друзья. | 1 | | |
4 | Опыт и наблюдение | 1 | | |
Планеты и звёзды 5ч |
5 | Земля. Модель Земли | 1 | | |
6 | Почему на Земле день сменяется ночью? | 1 | | |
7 | ИКТ Презентация Звёзды и созвездия | 1 | | |
8 | ИКТ Презентация Планеты | 1 | | |
9 | Движение Земли вокруг Солнца. | 1 | | |
Неживая и живая природа Земли 2ч |
10 | Как связаны живая и неживая природа? | 1 | | |
11 | Условия жизни на планете Земля | 1 | | |
Свойство воздуха и воды 4 ч |
12 | Свойство воздуха | 1 | | |
13 | Кому и для чего нужна вода? | 1 | | |
14 | Вода и её свойства | 1 | | |
15 | Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха» | 1 | | |
Солнце, воздух, вода и растения 4ч |
16 | Условия, необходимые для развития растений | 1 | | |
17 | ИКТ Презентация Корень, стебель и лист. | 1 | | |
18 | Питание растений | 1 | | |
19 | Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения» | 1 | | |
Разнообразие растений 4 ч |
20 | Цветковые и хвойные растения | 1 | | |
21 | Папоротники, мхи и водоросли | 1 | | |
22 | ИКТ Презентация Красная книга России. Правила поведения на природе. | 1 | | |
23 | Обобщение по теме «Разнообразие растений» | 1 | | |
Культурные растения. Продолжительность жизни растений 9 ч |
24 | Для чего люди выращивают культурные растения? | 1 | | |
25 | Какие части культурных растений используют люди? | 1 | | |
26 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | 1 | | |
27 | От чего зависит урожай зерновых? | 1 | | |
28 | Растения сада | 1 | | |
29 | Растения сада. Экскурсия. | 1 | | |
30 | Сколько живут растения? | 1 | | |
31 | Размножение растений своими частями. | 1 | | |
32 | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» | 1 | | |
Грибы 3ч |
33 | Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? | 1 | | |
34 | ИКТ Презентация Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы? | 1 | | |
35 | Проверь себя! | 1 | | |
Животные 8 ч |
36 | Разнообразие животных | 1 | | |
37 | Насекомые | 1 | | |
38 | Рыбы | 1 | | |
39 | Земноводные | 1 | | |
40 | Пресмыкающиеся | 1 | | |
41 | Птицы | 1 | | |
42 | Звери | 1 | | |
43 | Как животные защищаются | 1 | | |
Человек и животные 6 ч |
44 | Домашние животные | 1 | | |
45 | Живой уголок | 1 | | |
46 | Урок-экскурсия на животноводческую ферму | 1 | | |
47 | Значение диких животных | 1 | | |
48 | Человек в ответе не только за тех, кого приручил | 1 | | |
49 | Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» | 1 | | |
Человек разумный – часть природы 6 ч |
50 | Про тебя | 1 | | |
51 | Что умеет человек? | 1 | | |
52 | Расти здоровым | 1 | | |
53 | Питание и здоровье | 1 | | |
54 | От кого зависит твой режим дня? | 1 | | |
55 | Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы» | 1 | | |
Как уберечь себя от беды? 5ч |
56 | Чистота – залог здоровья | 1 | | |
57 | Берегись простуды! | 1 | | |
58 | Твоя безопасность на улице | 1 | | |
59 | ИКТ Презентация Твоя безопасность дома | 1 | | |
60 | Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» | 1 | | |
В родном краю 8 ч |
61 | Имя города, села, посёлка. | 1 | | |
62 | История Московского Кремля. | 1 | | |
63 | ИКТ Презентация Экскурсия в город | 1 | | |
64 | Общий дедушка | 1 | | |
65 | Годовая промежуточная аттестация | 1 | | |
66 | ИКТ Презентация День Победы | 1 | | |
67 | День Конституции | 1 | | |
68 | Обобщение по теме «В родном краю» | 1 | | |