Управление образования администрации г.Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» города Чебоксары Чувашской Республики
Утверждаю
Директор________________Н.И.Степанова
Приказ № от августа 2021 г.
Рабочая программа
начального общего образования
по окружающему миру
Класс: 2 «А»
Учитель: Соколова Н.А.
Срок реализации: 2021 – 2022 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения начального образования.
Протокол от « »_августа_2021года №
Руководитель методического объединения_____________ Мостякова М.А.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей..
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
пересказывать текст подробно, сжато, устно ;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающийся на уровне начального общего образования:
- получит возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
- обретёт чувство гордости за свою Родину, российский народ;
- приобретёт опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получит возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, природой;
- познакомится с некоторыми способами изучения природы, начнёт осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получит возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете;
- примет и освоит социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса обучающийся заложит фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получит возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоит элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся.
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных, которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
Человек и природа
Обучающийся научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
2. Содержание учебного предмета.
Раздел «Где мы живём?» (2 ч) Родная страна. Город и село. Проект «Родное село» Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём».
Раздел «Природа» (10 ч) Неживая и живая природа. Явления природы. Как измеряют температуру?
Что такое погода? В гости к осени.
Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелётные птицы. Звёздное небо.
Заглянем в кладовые Земли. Про воздух и про воду.
Вода в жизни человека. Какие бывают растения.
Какие бывают животные? Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.
Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные.
Комнатные растения. Животные живого уголка.
Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».
Экскурсия: В гости к осени.
Раздел «Жизнь города и села» 5 (ч) Что такое экономика? Из чего что сделано? Из чего что сделано?
Как построить дом. Какой бывает транспорт
Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии»
Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села». В гости к зиме.
В гости к зиме. Презентации проектов: «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».
Экскурсия: В гости к зиме.
Раздел «Здоровье и безопасность» 4 (ч) Строение тела человека. Если хочешь быть здоров.
Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар! На воде и в лесу.
Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».
Раздел «Общение» 4 (ч) Наша дружная семья. Проект «Родословная».В школе. Правила вежливости.
Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. Оценим себя и свои достижения.
Раздел «Путешествия» 9(ч) Посмотрите вокруг. Ориентирование на местности.
Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства.
В гости к весне. Россия на карте. Проект «Города России». Путешествие по Москве.
Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам.
Страны мира. Проект «Страны мира». Впереди лето.
Проверим себя и оценим свои достижения. По разделу «Путешествия». Презентации проектов «Родословная»,
«Города России», «Страны мира».
Экскурсии: Ориентирование на местности. В гости к весне.
3. Тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс.
№ | Тема урока | Количество часов |
«Где мы живём?» (2 ч) |
1 | Родная страна. Город и село. Проект «Родной город» | 1 |
2 | Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | 1 |
1 | Родная страна. Город и село. Проект «Родное село» | 1 |
«Природа» (10 ч) |
3 | Неживая и живая природа. Явления природы. Как измеряют температуру? | 1 |
4 | Что такое погода? В гости к осени. | 1 |
5 | Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелётные птицы. Звёздное небо. | 1 |
6 | Заглянем в кладовые Земли. Про воздух и про воду. | 1 |
7 | Про воздух и про воду. Вода в жизни человека. Какие бывают растения. | 1 |
8 | Какие бывают животные? Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. | 1 |
9 | Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. | 1 |
10 | Комнатные растения. Животные живого уголка. | 1 |
11 | Про кошек и собак. Красная книга. | 1 |
12 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 |
«Жизнь города и села» 5 (ч) |
13 | Что такое экономика? Из чего что сделано? Из чего что сделано? | 1 |
14 | Как построить дом. Какой бывает транспорт | 1 |
15 | Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 |
16 | Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села». В гости к зиме. | 1 |
17 | В гости к зиме. Презентации проектов: «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 |
«Здоровье и безопасность» 4 (ч) |
18 | Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. | 1 |
19 | Берегись автомобиля! Школа пешехода. | 1 |
20 | Домашние опасности. Пожар! На воде и в лесу. | 1 |
21 | Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 |
«Общение» 4 (ч) |
22 | Наша дружная семья. Проект «Родословная». | 1 |
23 | В школе. Правила вежливости. | 1 |
24 | Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. | 1 |
25 | Оценим себя и свои достижения. | 1 |
«Путешествия» 9(ч) |
26 | Посмотрите вокруг. Ориентирование на местности. | 1 |
27 | Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. | 1 |
28 | Водные богатства. В гости к весне. | 1 |
29 | Контрольная работа | 1 |
30 | Россия на карте. Проект «Города России». Путешествие по Москве. | 1 |
31 | Московский Кремль. Город на Неве. | 1 |
32 | Путешествие по планете. Путешествие по материкам. | 1 |
33 | Страны мира. Проект «Страны мира». Впереди лето. | 1 |
34 | Проверим себя и оценим свои достижения. По разделу «Путешествия». Презентации проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 |