Пояснительная записка
Нормативная основа разработки программы:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) от 29 декабря 2012;
- Федеральный закон. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03августа 2018;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009;
- Примерная основная образовательная программа НОО, 2015;
- Планируемые результаты НОО, 2011;
- Авторская программа «Окружающий мир» А.А. Плешаков «Окружающий мир. 1-4 классы», УМК «Школа России»;
- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющую образовательную деятельность, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 № 254;
- Базисный учебный план МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»,
2022- 2023;
- Положение о Рабочей программе МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа», 2022.
В соответствии с образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в третьем классе отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю (34 учебные недели).
Учебно-тематический план
№ № п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
11 | Как устроен мир | 6 |
22 | Эта удивительная природа | 18 |
33 | Мы и наше здоровье | 10 |
44 | Наша безопасность | 7 |
55 | Чему учит экономика | 12 |
66 | Путешествия по городам и странам | 15 |
| Итого: | 68 |
Учебно-методическое обеспечение:
- Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD- диском). В 2-х частях / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2018.
- А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М. : Просвещение, 2018.
- Великан на поляне. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А., Румянцев А.А. - М.: Просвещение, 2012.
- Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2013.
- Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
- Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»3кл.-М.:ВАКО,2015.
- Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс / Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. - М.: Просвещение, 2012.
Цель рабочей программы - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества
.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета, курса «Окружающий мир»
Личностные результаты:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); - отделять новое от известного;
- выделять главное;
- составлять план;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
-учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
Познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
3. Содержание учебного предмета, курса «Окружающий мир»
Как устроен мир – 6 часов
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка деревьев или кустарников, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа – 18 часов
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя.
Мы и наше здоровье – 10 часов
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании..
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ различных продуктов (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса.
Наша безопасность –7 часов
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестности школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика – 12 часов
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам - 15 часов
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и т.д.)
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Практические работы: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
автор А.А. Плешаков
УМК «Школа России».
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | Раздел «Как устроен мир» (6 ч). Разнообразие природы. Царства живой природы. | 1 | 03.09 | |
2 | Человек-часть природы. Отличие человека от других живых существ. | 1 | 07.09 | |
3 | Проект «Богатства, отданные людям». | 1 | 10.09 | |
4 | Человек как член общества. Представление о гражданстве. Мы – граждане России. | 1 | 14.09 | |
5 | Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. | 1 | 17.09 | |
6 | Положительное и отрицательное влияние человека на природу. | 1 | 21.09 | |
7 | Раздел Природа. «Эта удивительная природа» (18 ч). Тела, вещества, частицы. | 1 | 24.09 | |
8 | Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия-наука о веществах. | 1 | 01.10 | |
9 | Воздух и его охрана. Свойства воздуха. | 1 | 05.10 | |
10 | Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. | 1 | 08.10 | |
11 | Превращения и круговорот воды. | 1 | 12.10 | |
12 | Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды. | 1 | 15.10 | |
13 | Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. | 1 | 19.10 | |
14 | Группы и виды растений. | 1 | 22.10 | |
15 | Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. | 1 | 02.11 | |
16 | Размножение и развитие растений. Опыление. | 1 | 06.11 | |
15 | Охрана растений. Меры охраны растений. | 1 | 09.11 | |
18 | Классификация и виды животных. Зоология- наука о животных. | 1 | 12.11 | |
19 | Классификация животных по способу питания. Цепи питания. | 1 | 16.11 | |
20 | Проект «Разнообразие природы родного края». | 1 | 19.11 | |
21 | Размножение и развитие животных. | 1 | 23.11 | |
22 | Охрана животных. Меры по охране животного мира. | 1 | 26.11 | |
23 | Разнообразие грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. | 1 | 30.11 | |
24 | Великий круговорот жизни. Роль почвы в круговороте веществ. | 1 | 03.12 | |
25 | Раздел Здоровье. «Мы и наше здоровье» (10 ч). Организм человека. Понятие об органах и системе органов тела человека. | 1 | 07.12 | |
26 | Органы чувств человека. | 1 | 10.12 | |
27 | Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. | 1 | 14.12 | |
28. | Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка. | 1 | 17.12 | |
29. | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | 1 | 21.12 | |
30. | Дыхание и кровообращение. Пульс. | 1 | 24.12 | |
31. | Закаливание как фактор предупреждения болезни. | 1 | 14.01 | |
32 | Здоровый образ жизни. Правила ЗОЖ для школьников. | 1 | 18.01 | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | 1 | 21.01 | |
34 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | 1 | 25.01 | |
35 | Раздел Безопасность. «Наша безопасность» (7 ч). Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | 1 | 28.01 | |
36. | Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы и езде на велосипеде. | 1 | 01.02 | |
37. | Дорожные знаки. | 1 | 04.02 | |
38. | Проект «Кто нас защищает». | 1 | 08.02 | |
39. | Опасные места. | 1 | 11.02 | |
40. | Природа и наша безопасность. | 1 | 15.02 | |
41. | Экологическая безопасность. | 1 | 18.02 | |
42. | Раздел Экономика. «Чему учит экономика» (12ч). Потребности людей. Товары и услуги. | 1 | 22.02 | |
43. | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | 25.02 | |
44. | Полезные ископаемые. | 1 | 01.03 | |
45 | Растениеводство. | 1 | 04.03 | |
46 | Животноводство. | 1 | 11.03 | |
47. | Промышленность как составная часть экономики. | 1 | 15.03 | |
48. | Проект «Экономика родного края». | 1 | 18.03 | |
49. | Обмен товарами: бартер, купля, продажа. Виды денежных знаков. | 1 | 29.03 | |
50. | Государственный бюджет. | 1 | 01.04 | |
51. | Семейный бюджет. | 1 | 05.04 | |
52. | Экономика и экология. Взаимосвязь между экономикой и экологией. | 1 | 08.04 | |
53 | Экономика и экология. Значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. | 1 | 12.04 | |
54 | Раздел География. «Путешествие по городам и странам» (15 ч). Города Золотого кольца России. | 1 | 15.04 | |
55 | Золотое кольцо России. Основные достопримечательности. | 1 | 19.04 | |
56 | Золотое кольцо России. Охрана памятников. | 1 | 22.04 | |
57 | Проект «Музей путешествий». | 1 | 26.04 | |
58 | Наши ближайшие соседи – страны, граничащие с Россией. | 1 | 29.04 | |
59 | Страны Севера Европы. | 1 | 03.05 | |
60 | Страны Бенилюкс. | 1 | 06.05 | |
61 | Страны центра Европы. | 1 | 10.05 | |
62 | Франция. Знакомство с культурой страны. | 1 | 13.05 | |
63 | Великобритания. Природы, культуры. Основные достопримечательности природы, культуры. | 1 | 17.05 | |
64 | Греция и Италия. По знаменитым местам стран. | 1 | 20.05 | |
65 | По знаменитым местам мира. | 1 | 24.05 | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 24.05 | |
67 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | 24.05 | |
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | 27.05 | |
13