МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ставропольского края
Управление образования администрации города-курорта Кисловодска
МБОУ Лицей № 8
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей начальных классов ________________________ А.В.Зенкина Протокол № 1 от «24» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ И.Ю.Шибинская от «25» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Лицей №8 ________________________ И.В.Петухова Приказ № от «28» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 762236)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 1-4 классов
Учитель: Анастасьева Е. Ч-С
Бречко Л.В.
Закалина Е.Н.
Митина Л.И.
город-курорт Кисловодск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
Тематическое планирование
3 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
Раздел 1. Человек и общество |
1.1 | Наша родина - Российская Федерация | 14 | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
1.2 | Семья - коллектив близких. Родных людей. | 3 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
1.3 | Страны и народы мира. | 5 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Итого по разделу | 22 | |
Раздел 2. Человек и природа |
2.1 | Методы изучения природы. Разнообразие веществ в окружающем мире. | 11 | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.2 | Бактерии, грибы и их разнообразие | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.3 | Разнообразие растений | 7 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.4 | Разнообразие животных | 7 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.5 | Природные сообщества | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.6 | Человек - часть природы | 5 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Итого по разделу | 35 | |
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности |
3.1 | Здоровый образ жизни | 2 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
3.2 | Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет | 5 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Итого по разделу | 7 | |
Резервное время | 6 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 5 | 6 | |
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
3 КЛАСС
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Домашнее задание | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контроль ные работы | Практи ческие работы | | | |
Раздел 1. Человек и общество - 22 часов | |
1 | 1.1. | Безопасная информационная среда | 1 | | | 05. 09 | Стр. 4- 9, задания 1,3стр.8. | | |
2 | 1.2. | Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы | 1 | | | 07.09 | Стр. 10-15, зад.1 стр.15 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c162 | |
3 | 1.3. | Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа | 1 | | | 12.09 | Стр. 16-17. Начать работу над проектом | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f9fc | |
4 | 1.4. | Естественные природные сообщества: лес, луг, водоём | 1 | | | 14.09 | Стр. 18-21, стр.21 задание1, 3, составить рассказ «Моя семья». | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ff74 | |
5 | 1.5. | Входная контрольная работа | 1 | 1 | | 19.09 | | | |
6 | 1.6. | Искусственные природные сообщества, созданные человеком - пруд, поле, парк, огород | 1 | | | 21.09 | Стр.27-32, ответы на вопросы. | | |
7 | 1.7. | Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения | 1 | | | 26.09 | Стр.34-38 | | |
8 | 1.8. | Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа | 1 | | | 28.09 | Стр.39-43, ответы на вопросы стр.43. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841330e | |
9 | 1.9. | Что такое общество? | 1 | | | 03.10 | Стр.44-48, нарисовать плакат «Берегите воздух» | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84123aa | |
10 | 1.10. | Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России | 1 | | | 05.10 | Стр. 49-52, стр.52 зад 1,2. | | |
11 | 1.11. | Родной край – малая родина. Российская Федерация | 1 | | 1 | 10.10 | Стр.53-56, зад.1,стр. 56. | | |
12 | 1.12. | Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений и работы с информацией | 1 | | | 12.10 | Стр.57-61, придумать и нарисовать плакат «Берегите воду!» | | |
13 | 1.13. | Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры | 1 | | | 17.10 | Стр. 62-64, задание 1,2 стр.64. Стр.65-70, | | |
14 | 1.14. | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | 1 | | 19.10 | | | |
15 | 1.15. | Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов | 1 | | | 24.10 | Стр.71-75, стр. 75 зад.1,2. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c7ca | |
16 | 1.16 | Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика | 1 | | | 26.10 | Стр. 76-79, задания 1,2,стр.79. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c392 | |
17 | 1.17. | Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха | 1 | | | 07.11 | Стр.80-83, стр. 83, зад.1,2.3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d328 | |
18 | 1.18. | Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы | 1 | | 1 | 09.11 | Стр.84-88, задание 1,2 стр. 87. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840cb62 | |
19 | 1.19. | Распространение воды в природе: водоёмы, реки. Круговорот воды в природе | 1 | | | 14.11 | Стр.89-95, задание 1,2,3 стр.95 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce78 | |
20 | 1.20. | Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды | 1 | | | 16.11 | Стр.96-99, задание 1,2 стр.98 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03a | |
21 | 1.21. | Почва, её состав. Значение для живой природы | 1 | | | 21.11 | Стр.100-104, задание 2 стр.104 (по группам) | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840da26 | |
22 | 1.22. | Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания | 1 | | | 23.11 | Стр.105-111, стр. 111, зад.1,4(по группам) | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840df26 | |
Раздел 2. Человек и природа - 35 часов | |
23 | 2.1. | Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения) | 1 | | | 28.11 | Стр.112-117, задания 1,2,3 стр. 116. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e0de | |
24 | 2.2. | Растение как живой организм | 1 | | | 30.11 | Стр.118 -120, стр.120, зад. 1,3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e282 | |
25 | 2.3. | Как растения размножаются? | 1 | | | 05.12 | Стр.121-125, задание2, стр.125. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41c | |
26 | 2.4. | Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ) | 1 | | 1 | 07.12 | Стр.126-129, придумать сказку или рассказ, который бы заканчивался одной из пословиц о здоровье. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a6 | |
27 | 2.5. | Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений). Бережное отношение человека к растениям | 1 | | | 12.12 | Стр.130-133, ответы на вопросы. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85e | |
28 | 2.6. | Жизнь животных в разные времена года. Разнообразие животных | 1 | | | 14.12 | Стр.134-137, зад.1,2 стр. 137, найти интересный материал о коже. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 | |
29 | 2.7. | Особенности питания животных. Цепи питания | 1 | | | 19.12 | Стр.138- 143, зад.1,2 стр.141. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 | |
30 | 2.8. | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | 1 | | 21.12 | | | |
31 | 2.9. | Размножение и развитие рыб, птиц, зверей | 1 | | | 26.12 | Стр.144-146, стр. 146. Зад. 1,2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe2 | |
32 | 2.10. | Роль животных в природе и жизни людей | 1 | | | 28.12 | Стр.147- 149, ответы на вопросы. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed90 | |
33 | 2.11. | Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России | 1 | | | 09.01 | Стр. 151-153, задание 1,2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2a | |
34 | 2.12. | Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика | 1 | | | 11.01 | Стр.4-7, задания 1-4 стр.7. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840fde4 | |
35 | 2.13. | Резервный урок. Проверочная работа по теме "Многообразие растений и животных" | 1 | | 1 | 16.01 | Стр. 8-13, ответы на вопросы. | | |
36 | 2.14. | Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание | 1 | | | 18.01 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f240 | |
37 | 2.15. | Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека | 1 | | 1 | 23.01 | Стр.14-17, задания 1,2 стр.16. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104ba | |
38 | 2.16. | Резервный урок. Органы чувств их роль в жизни человека | 1 | | | 25.01 | Стр.18-22, вопросы стр. 22. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410f78 | |
39 | 2.17. | Опорно-двигательная система и её роль в жизни человека | 1 | | | 30.01 | Стр.23-28, задание 1 стр.28,задание 2(индивидуально) | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c6 | |
40 | 2.18. | Пищеварительная система и её роль в жизни человека | 1 | | | 01.02 | Стр.29-34, задания 1,2 стр. 34. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd4 | |
41 | 2.19. | Дыхательная система и её роль в жизни человека | 1 | | | 06.02 | Стр.36-39, выполнить задания раздела «Подумай!» | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa0 | |
42 | 2.20. | Кровеносная и нервная система и их роль в жизни человека | 1 | | | 08.02 | Стр.40-47, вопросы | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410654 | |
43 | 2.21. | Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма | 1 | | | 13.02 | Стр.48-52, задания 1,2,3(по группам) стр.52. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3a | |
44 | 2.22. | Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз | 1 | | | 15.02 | Стр.53-59, выполнить задания раздела «Подумай!». | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410910 | |
45 | 2.23. | Резервный урок. Проверочная работа по теме "Человек - часть природы. Строение тела человека" | 1 | | 1 | 20.02 | Стр.60-63, задания 1,2,3 стр.63. | | |
46 | 2.24. | Знаки безопасности во дворе жилого дома.Безопасность в доме | 1 | | | 22.02 | Стр. 64-67, выполнить задания раздела «Подумай!». | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f90 | |
47 | 2.25. | Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности | 1 | | | 27.02 | Дополнитель-ная литература | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd8 | |
48 | 2.26. | Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта | 1 | | | 29.02 | Стр. 68-72, задания 1-4 стр.72. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0c | |
49 | 2.27. | Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части. Знаки безопасности во дворе жилого дома | 1 | | | 05.03 | Стр.73-76, ответы на вопросы. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a6 | |
50 | 2.28. | Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России | 1 | | | 07.03 | Стр. 77-80, задания 1-3 стр.80 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841254e | |
51 | 2.29. | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | 1 | | 12.03 | | | |
52 | 2.30. | Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов | 1 | | | 14.03 | Стр.81-86, задания 1-2 стр. 85. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412706 | |
53 | 2.31. | Полезные ископаемые – богатство земных недр | 1 | | | 19.03 | Стр.88-99, задания 2,3 стр. 99 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412896 | |
54 | 2.32. | Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона | 1 | | | 21.03 | Стр.100-107, задания 2,3,4 стр.107 (по вариантам). | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c0 | |
55 | 2.33. | Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности | 1 | | | 02.04 | Стр.110-119, задания 1,2,3 стр. 119. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1c | |
56 | 2.34. | Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве | 1 | | | 04.04 | Стр.120-126, задания 1,2,3 стр.126. | | |
57 | 2.35. | Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи | 1 | | | 09.04 | Стр.127-133, задания 1,2,4 стр.133. | | |
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности -11 часов | |
58 | 3.1. | Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи | 1 | | | 11.04 | Стр.134-143, задания 2,3,4 стр. 143. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef4 | |
59 | 3.2. | Города Золотого кольца России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский | 1 | | | 16.04 | Стр.144-150, задания 3,4 стр.150. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3c | |
60 | 3.3. | Города Золотого кольца России: Ростов, Углич, Ярославль | 1 | | | 18.04 | Стр.151-153, вопросы | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e30 | |
61 | 3.4. | Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору) | 1 | | | 23.04 | Стр.154-158, вопросы | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140ba | |
62 | 3.5. | Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору) | 1 | | | 25.04 | Стр. 159- 163, вопросы | | |
63 | 3.6. | Памятники природы и культуры Китая (по выбору) | 1 | | | 30.04 | Стр. 164-170, вопросы | | |
64 | 3.7. | Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору) | 1 | | | 07.05 | Проект «Музей путешествий» | | |
65 | 3.8. | Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль | 1 | | | 14.05 | Дополнительная литература | | |
66 | 3.9. | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | | 16.05 | | | |
67 | 3.10. | Уникальные памятники культуры России: исторический центр Санкт-Петербурга | 1 | | | 21.05 | Дополнительная литература | | |
68 | 3.11. | Уникальные памятники культуры России: Достопримечательности родного края. | 1 | | | 23.05 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380e | |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 5 | 6 | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие с поурочными разработками
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. https://uchi.ru/?-
2. Методическая разработка урока окружающего мира https://multiurok.ru/