СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Ставропольского края ‌‌

Управление образования администрации города-курорта Кисловодска‌

МБОУ Лицей № 8


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО учителей начальных классов

________________________

А.В.Зенкина

Протокол № 1

от «24» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

И.Ю.Шибинская



от «25» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ Лицей №8

________________________

И.В.Петухова

Приказ №


от «28» августа 2023 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 762236)


учебного предмета «Окружающий мир»

для обучающихся 1-4 классов



Учитель: Анастасьева Е. Ч-С

Бречко Л.В.

Закалина Е.Н.

Митина Л.И.









город-курорт Кисловодск ‌ 2023‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА


Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.

Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА


Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;

  • формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;

  • развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;

  • проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;

  • освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;

  • обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;

  • становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.

Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • раскрытие роли человека в природе и обществе;

  • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


3 КЛАСС

Человек и общество

Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.

Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.

Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.

Человек и природа

Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.

Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

Правила безопасной жизнедеятельности

Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).

Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.

Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;

  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;

  • определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;

  • моделировать цепи питания в природном сообществе;

  • различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

  • понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;

  • находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;

  • читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;

  • находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);

  • соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:

1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);

2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);

3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).

  • описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;

  • описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;

  • приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;

  • называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;

  • описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);

  • устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;

  • оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;

  • выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;

  • самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

  • проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);

  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;

  • проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

1) Базовые логические действия:

  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

  • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);

  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

2) Базовые исследовательские действия:

  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;

  • проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

  • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

  • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3) Работа с информацией:

  • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

  • находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

  • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

  • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

  • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

  • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

  • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1) Самоорганизация:

  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2) Самоконтроль и самооценка:

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;

  • корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);

  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;

  • ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


3 КЛАСС

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

  • различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;

  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

  • приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;

  • показывать на карте мира материки, изученные страны мира;

  • различать расходы и доходы семейного бюджета;

  • распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

  • проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;

  • группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;

  • сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;

  • использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

  • использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;

  • фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;

  • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);

  • соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;

  • соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания;

  • соблюдать основы профилактики заболеваний;

  • соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;

  • соблюдать правила нравственного поведения на природе;

  • безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;

  • ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.

Тематическое планирование

3 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


Раздел 1. Человек и общество

1.1

Наша родина - Российская Федерация

14

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1.2

Семья - коллектив близких. Родных людей.

3


1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1.3

Страны и народы мира.

5

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

22


Раздел 2. Человек и природа

2.1

Методы изучения природы. Разнообразие веществ в окружающем мире.

11

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.2

Бактерии, грибы и их разнообразие

2



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.3

Разнообразие растений

7


1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.4

Разнообразие животных

7


1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.5

Природные сообщества

3



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.6

Человек - часть природы

5

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

35


Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности

3.1

Здоровый образ жизни

2


1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3.2

Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет

5

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

7


Резервное время

6




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

5

6


ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.



3 КЛАСС

п/п


Номер раздела

и темы урока

Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Домашнее задание

Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контроль

ные работы


Практи

ческие

работы





Раздел 1. Человек и общество - 22 часов


1

1.1.

Безопасная информационная среда

1



05. 09

Стр. 4- 9, задания 1,3стр.8.



2

1.2.

Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы

1



07.09

Стр. 10-15, зад.1 стр.15

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c162


3

1.3.

Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа

1



12.09

Стр. 16-17.

Начать работу над проектом


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f9fc


4

1.4.

Естественные природные сообщества: лес, луг, водоём

1



14.09

Стр. 18-21, стр.21 задание1, 3, составить рассказ «Моя семья».

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ff74


5

1.5.

Входная контрольная работа

1

1


19.09




6

1.6.

Искусственные природные сообщества, созданные человеком - пруд, поле, парк, огород

1



21.09

Стр.27-32, ответы на вопросы.



7

1.7.

Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения

1



26.09

Стр.34-38



8

1.8.

Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа

1



28.09

Стр.39-43, ответы на вопросы стр.43.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841330e


9

1.9.

Что такое общество?

1



03.10

Стр.44-48, нарисовать плакат «Берегите воздух»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84123aa


10

1.10.

Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России

1



05.10

Стр. 49-52, стр.52 зад 1,2.



11

1.11.

Родной край – малая родина. Российская Федерация

1


1

10.10

Стр.53-56, зад.1,стр. 56.



12

1.12.

Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений и работы с информацией

1



12.10

Стр.57-61, придумать и нарисовать плакат «Берегите воду!»



13

1.13.

Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры

1



17.10

Стр. 62-64, задание 1,2 стр.64.

Стр.65-70,



14

1.14.

Контрольная работа за 1 четверть

1

1


19.10




15

1.15.

Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов

1



24.10

Стр.71-75, стр. 75 зад.1,2.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c7ca


16

1.16

Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика

1



26.10

Стр. 76-79, задания 1,2,стр.79.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c392


17

1.17.

Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха

1



07.11

Стр.80-83, стр. 83, зад.1,2.3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d328


18

1.18.

Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы

1


1

09.11

Стр.84-88, задание 1,2 стр. 87.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840cb62


19

1.19.

Распространение воды в природе: водоёмы, реки. Круговорот воды в природе

1



14.11

Стр.89-95, задание 1,2,3 стр.95

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce78


20

1.20.

Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды

1



16.11

Стр.96-99, задание 1,2 стр.98

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03a


21

1.21.

Почва, её состав. Значение для живой природы

1



21.11

Стр.100-104, задание 2 стр.104 (по группам)

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840da26


22

1.22.

Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания

1



23.11

Стр.105-111, стр. 111, зад.1,4(по группам)

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840df26


Раздел 2. Человек и природа - 35 часов


23

2.1.

Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения)

1



28.11

Стр.112-117, задания 1,2,3 стр. 116.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e0de


24

2.2.

Растение как живой организм

1



30.11

Стр.118 -120, стр.120, зад. 1,3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e282


25

2.3.

Как растения размножаются?

1



05.12

Стр.121-125, задание2, стр.125.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41c


26

2.4.

Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ)

1


1

07.12

Стр.126-129, придумать сказку или рассказ, который бы заканчивался одной из пословиц о здоровье.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a6


27

2.5.

Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений). Бережное отношение человека к растениям

1



12.12

Стр.130-133, ответы на вопросы.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85e


28

2.6.

Жизнь животных в разные времена года. Разнообразие животных

1



14.12

Стр.134-137, зад.1,2 стр. 137, найти интересный материал о коже.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16


29

2.7.

Особенности питания животных. Цепи питания

1



19.12

Стр.138- 143, зад.1,2 стр.141.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16


30

2.8.

Контрольная работа за 2 четверть

1

1


21.12




31

2.9.

Размножение и развитие рыб, птиц, зверей

1



26.12

Стр.144-146, стр. 146. Зад. 1,2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe2


32

2.10.

Роль животных в природе и жизни людей

1



28.12

Стр.147- 149, ответы на вопросы.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed90


33

2.11.

Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России

1



09.01

Стр. 151-153, задание 1,2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2a


34

2.12.

Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика

1



11.01

Стр.4-7, задания 1-4 стр.7.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840fde4


35

2.13.

Резервный урок. Проверочная работа по теме "Многообразие растений и животных"

1

1

16.01

Стр. 8-13, ответы на вопросы.



36

2.14.

Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание

1



18.01


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f240


37

2.15.

Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека

1


1

23.01

Стр.14-17, задания 1,2 стр.16.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104ba


38

2.16.

Резервный урок. Органы чувств их роль в жизни человека

1



25.01

Стр.18-22, вопросы стр. 22.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410f78


39

2.17.

Опорно-двигательная система и её роль в жизни человека

1



30.01

Стр.23-28, задание 1 стр.28,задание 2(индивидуально)


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c6


40

2.18.

Пищеварительная система и её роль в жизни человека

1



01.02

Стр.29-34, задания 1,2 стр. 34.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd4


41

2.19.

Дыхательная система и её роль в жизни человека

1



06.02

Стр.36-39, выполнить задания раздела «Подумай!»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa0


42

2.20.

Кровеносная и нервная система и их роль в жизни человека

1



08.02

Стр.40-47, вопросы

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410654


43

2.21.

Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма

1



13.02

Стр.48-52, задания 1,2,3(по группам) стр.52.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3a


44

2.22.

Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз

1



15.02

Стр.53-59, выполнить задания раздела «Подумай!».

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410910


45

2.23.

Резервный урок. Проверочная работа по теме "Человек - часть природы. Строение тела человека"

1


1

20.02

Стр.60-63, задания 1,2,3 стр.63.



46

2.24.

Знаки безопасности во дворе жилого дома.Безопасность в доме

1



22.02

Стр. 64-67, выполнить задания раздела «Подумай!».

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f90


47

2.25.

Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности

1



27.02

Дополнитель-ная литература

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd8


48

2.26.

Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта

1



29.02

Стр. 68-72, задания 1-4 стр.72.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0c


49

2.27.

Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части. Знаки безопасности во дворе жилого дома

1



05.03

Стр.73-76, ответы на вопросы.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a6


50

2.28.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России

1



07.03

Стр. 77-80, задания 1-3 стр.80

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841254e


51

2.29.

Контрольная работа за 3 четверть

1

1


12.03




52

2.30.

Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов

1



14.03

Стр.81-86, задания 1-2 стр. 85.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412706


53

2.31.

Полезные ископаемые – богатство земных недр

1



19.03

Стр.88-99, задания 2,3 стр. 99

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412896


54

2.32.

Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона

1



21.03

Стр.100-107, задания 2,3,4 стр.107 (по вариантам).

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c0


55

2.33.

Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности

1



02.04

Стр.110-119, задания 1,2,3 стр. 119.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1c


56

2.34.

Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве

1



04.04

Стр.120-126, задания 1,2,3 стр.126.



57

2.35.

Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи

1



09.04

Стр.127-133, задания 1,2,4 стр.133.



Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности -11 часов


58

3.1.

Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи

1



11.04

Стр.134-143, задания 2,3,4 стр. 143.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef4


59

3.2.

Города Золотого кольца России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский

1



16.04

Стр.144-150, задания 3,4 стр.150.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3c


60

3.3.

Города Золотого кольца России: Ростов, Углич, Ярославль

1



18.04

Стр.151-153, вопросы

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e30


61

3.4.

Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору)

1



23.04

Стр.154-158, вопросы

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140ba


62

3.5.

Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору)

1



25.04

Стр. 159- 163, вопросы



63

3.6.

Памятники природы и культуры Китая (по выбору)

1



30.04

Стр. 164-170, вопросы



64

3.7.

Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору)

1



07.05

Проект «Музей путешествий»



65

3.8.

Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль

1



14.05

Дополнительная литература



66

3.9.

Итоговая контрольная работа

1

1


16.05




67

3.10.

Уникальные памятники культуры России: исторический центр Санкт-Петербурга

1



21.05

Дополнительная литература



68

3.11.

Уникальные памятники культуры России: Достопримечательности родного края.

1



23.05


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380e



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

5

6




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌Методическое пособие с поурочными разработками‌​


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​‌1. https://uchi.ru/?-
2. Методическая разработка урока окружающего мира https://multiurok.ru/