Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программы по окружающему миру А.А. Плешакова УМК «Школа России», основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ № 1 г. Немана», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова для 3 класса входит в федеральный перечень учебников (приказ № 253 от 31.03.2014 г. МО РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») и является составной частью системы учебников «Школа России», издательство «Просвещение», где концептуальной основой является духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.
Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Окружающий мир» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого и направлена на: формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира; развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества; воспитание личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности.
Цель и задачи курса
Цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Для достижения поставленных целей в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
создание условий для формирования и развития у школьников:
творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах;
общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся 3класса получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.
Они приобретут опыт эмоционально - окрашенного личностного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях; даст обучающимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.
Обучающиеся получат возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Раздел «Человек и природа»
Обучающиеся 3 класса научатся:
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
- различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Содержание курса «Окружающий мир», 3 класс (68 часов)
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения, как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
Как устроен мир – 7 ч.
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Моделирование: схемы экологических связей в природе.
Природа в опасности! О маленьких ранах… О больших ранах. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные. Охрана природы
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Проект «Богатства, отданные людям».
Проверочная работа по теме раздела
Эта удивительная природа – 19 ч.
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Демонстрация: опыты, доказывающие, что вещества состоят из мельчайших частиц.
Моделирование: расположение частиц в твердом, жидком, газообразном веществе.
Практическая работа: «Исследуем продукты питания на содержание крахмала»;
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Демонстрации: опыты, показывающие расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении.
Моделирование: расположение частиц воздуха при нагревании, при охлаждении.
Практическая работа: «Состав и свойства воздуха»
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Практическая работа: «Исследуем свойства воды»
Демонстрации: опыты, показывающие растворение вещества в воде, расширение воды при нагревании, сжатие при охлаждении, круговорот воды.
Моделирование: расположение частиц воды в твердом, жидком и газообразном состоянии; схемы круговорота воды в природе.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Практическая работа: «Исследуем состав почвы»
Моделирование: что растения получают из почвы.
Демонстрации: опыты, выявляющие состав почвы.
Ботаника — наука о растениях. Органы растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) и их функции («работа»). Виды растений. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Некоторые отличительные признаки этих групп растений. Представление о получении растением из углекислого газа и воды на свету питательных веществ сахара и крахмала, выделении кислорода. Растения — источник питательных веществ и кислорода для животных и человека. Приспособленность организмов к условиям жизни. Размножение и развитие растений: представление об опылении, о распространении плодов и семян, о развитии растения из семени. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений. Охрана растений. Растения Красной книги. Роль ботанических садов в охране растений. Правила поведения в природе.
Практические работы: рассматривание гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животным.
Моделирование: развитие растения из семени.
Демонстрации: знаки к правилам поведения в природе.
Проверочная работа по теме
Зоология — наука о животных. Разнообразие животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Некоторые отличительные признаки этих групп животных. Виды животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Роль хищников в природе. Цепи питания, сеть питания (пищевая сеть). Экологическая пирамида. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления. Приспособленность организмов к условиям жизни. Размножение и развитие животных: насекомых (на примере бабочки), рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Забота о потомстве у животных. Значение животных в природе и жизни человека. Уменьшение численности и разнообразия диких животных. Охрана животных. Животные Красной книги. Роль заповедников, национальных парков, зоопарков в охране животных. Правила поведения в природе.
Моделирование: цепи питания; сети питания (пищевая сеть); экологическая пирамида; развитие бабочки, лягушки, рыб, птиц.
Демонстрации: знаки к правилам поведения в природе.
Практическая работа: «Разнообразие животных»
Царство грибов. Особенности строения гриба. Подземная часть гриба – грибница. Её значение для гриба и образования перегноя. Связь грибов и растений: грибница помогает корням всасывать из почвы воду и соли, а взамен получает питательные вещества, которые растения производят на свету. Бережное отношение к грибам. Грибы из Красной книги России. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Моделирование: строение гриба.
Великий круговорот жизни – круговорот веществ в природе. Основные звенья круговорота: растения – производители, животные – потребители, бактерии и грибы – разрушители.
Проект «Разнообразие природы родного края»
Проверочная работа по теме раздела
Мы и наше здоровье – 10 ч.
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение)
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Проект «Школа кулинаров»
Проверочная работа по теме раздела
Наша безопасность – 8 ч.
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Демонстрации: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Моделирование: план эвакуации из школы на случай пожара.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
Правила дорожного движения: если ты пешеход, если ты велосипедист, если ты пассажир. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Опасные места: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, лёд.
Моделирование: схема двора и окрестностей с обозначением опасных мест.
Проект: «Кто нас защищает»
Проверочная работа по теме раздела
Чему учит экономика – 12 ч.
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.
Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых и определение их названий.
Растениеводство. Зерновые культуры. Овощные и плодовые культуры. Кормовые культуры. Прядильные культуры. Животноводство. Разведение животных на пасеке, на птицеферме, в пруду, на животноводческой ферме. Как трудятся животноводы.
Практическая работа: рассматривание гербарных культурных растений и составление описаний растений.
Промышленность – отрасль экономики. Какая бывает промышленность: добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность.
Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Деньги. Денежные единицы. Лицевая и оборотная сторона монеты. Заработная плата и сбережения. Бюджет план доходов и расходов. Налоги. Государственный бюджет: доходы и расходы. Семейный бюджет. Какие бывают доходы в семье: зарплата, стипендия, пенсия, прибыль от фирмы, гонорар. Какие бывают расходы в семье. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологическая катастрофа. Две стороны экономики: производство необходимой продукции, вред, который наносится окружающей среде. Значение экологических прогнозов.
Практическая работа: рассматривание монет.
Проект: «Экономика родного края"
Проверочная работа по теме раздела
Путешествие по городам и странам – 12 ч.
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества.
Проект: «Музей Путешествий»
Основы медицинских знаний и охрана здоровья жизни детей.
Правила ухода за кожей. Как избежать отравления? Прививки от болезней. Домашняя аптечка. Основные инфекционные заболевания. Какие травмы можно получить и как их избежать? Кто нас лечит? Наркотики: как избежать наркотической зависимости? Безопасность при любой погоде.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце учебного года в форме теста. Отметки за проверочную работу в рамках промежуточной аттестации учитываются в ходе итогового оценивания выпускника начальной школы.
Тематическое планирование
№ урока | Тема (раздел) | Кол-во часов | Предметные результаты | Методическое обеспечение | Коррекционная работа с обучающимися по АООП НОО с ЗПР |
Раздел «Как устроен мир» 7 часов |
1 | Природа. Ценность природы для людей. | 1 | Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значения слов: «организмы», «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп». | ч. 1 уч. с. 4-8 | |
2 | Модуль 1. Человек. Практические задания | 1 | Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Объяснять значения слов: «психология», «восприятие», «память», «мышление», «воображение». | уч. с. 10-15 | |
3 | Модуль 2. Наши проекты: «Богатства, отданные людям». | 1 | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | уч. с. 16 | |
4 | Входная контрольная работа. Общество. | 1 | Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Объяснять значения слов: «семья», «народ», «государство», «общество». | уч. с. 18-23 | |
5 | Что такое экология. Экскурсия № 1 | 1 | Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека. Объяснять значения слов: «окружающая среда», «экология». | уч. с. 26-28 | |
6 | Природа в опасности! Охрана природы. | 1 | Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным. Объяснять значения слов: «заповедник», «национальный парк». | уч. с. 29-34 | |
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа № 1 | 1 | Объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным. Объяснять значения слов: «окружающая среда», «экология», «заповедник», «национальный парк». | уч. с. 154-159 | |
Раздел «Эта удивительная природа» 19 часов |
8 | Модуль 3. Тела, вещества, частицы. Практическая работа - демонстрация «Тела, вещества, частицы». | 1 | Объяснять значения слов: «тело», «вещество», «частица». Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений. | уч. с. 36-39 | |
9 | Разнообразие веществ. Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала». | 1 | Объяснять значения слов: «химия», «поваренная соль», «крахмал», «кислота». Описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. | уч. с. 41-45 | |
10 | Воздух и его охрана. Практическая работа №2 «Свойства и состав воздуха». | 1 | Объяснять значение слова «кислород». Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха. | уч. с. 46-50 | |
11 | Вода. Практическая работа №3 «Исследуем свойства воды». | 1 | Объяснять значение слова «фильтр». Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради. | уч. с. 51-54 | |
12 | Превращения и круговорот воды. Практическая работа №4 «Круговорот воды в природе» | 1 | Объяснять значения слов: «состояние», «испарение», «круговорот». Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. | уч. с. 55-58 | |
13 | Модуль 4. Берегите воду! | 1 | Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду. | уч. с. 59-63 | |
14 | Что такое почва. Практическая работа №5 «Исследуем состав почвы» | 1 | Объяснять значение слова «перегной». На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения. | уч. с. 64-67 | |
15 | Разнообразие растений. Практическая работа №6. | 1 | Объяснять значение слова «ботаника». Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов. | уч. с. 69-73 | |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. | уч. с. 74-77 | |
17 | Размножение и развитие растений. Практическая работа №7 «Изучаем способы распространения плодов» | 1 | Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян. | уч. с. 78-81 | |
18 | Охрана растений. Проверочная работа № 2 (графический диктант) | 1 | Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе. | уч. с. 82-85 р.т. с.47-49 | |
19 | Разнообразие животных. Практическая работа №8. | 1 | Объяснять значения слов: «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие». Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе. | уч. с. 87-93 | |
20 | Модуль 5. Кто что ест | 1 | Начать работу над проектом, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | уч. с. 94-97 | |
21 | Модуль 6. Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». | 1 | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | уч. с. 98-99 | |
22 | Размножение и развитие животных. | 1 | Объяснять значения слов: «личинка», «куколка», «малёк», «головастик». Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп. | уч. с. 100-105 | |
23 | Модуль 7. Охрана животных. | 1 | С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных. | уч. с. 106-111 | |
24 | В царстве грибов. | 1 | Объяснять значения слов: «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы». С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов. | уч. с. 112-117 | |
25 | Великий круговорот жизни. | 1 | Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. | уч. с. 118-121 | |
26 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа № 3. | 1 | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | уч. с. 160-165 | |
Раздел «Мы и наше здоровье» 10 часов |
27 | Организм человека. Практическая работа №9 «Измеряем свой рост и массу тела» | 1 | Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека. | уч. с. 122-124 | |
28 | Органы чувств. | 1 | Объяснять значения слов: «обоняние», «осязание». Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств. | уч. с. 126-129 | |
29 | Надёжная защита организма. Практическая работа №10 «Исследуем нашу кожу» | 1 | Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. | уч. с. 130-133 | |
30 | Опора тела и движение. Практическая работа №11 «Правила выработки хорошей осанки» | 1 | Объяснять значения слов: «скелет», «мышцы», «опорно-двигательная система», «осанка». Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки. | уч. с.134-137 | |
31 | Наше питание. Практическая работа №12 «Изучаем состав продуктов» | 1 | Объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система». Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | уч. с. 138-141 | |
32 | Модуль 8. Практическая работа №13 «Продукты и пищевые добавки». Наши проекты: «Школа кулинаров». | 1 | Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений. | уч. с. 142-143 | |
33 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №14 «Учимся измерять пульс» | 1 | Объяснять значения понятий: «дыхательная система», «кровеносная система». Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. | уч. с. 144-146 | |
34 | Умей предупреждать болезни. | 1 | Объяснять значения понятий: «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия». Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии. | уч. с. 147-149 | |
35 | Модуль 9. Здоровый образ жизни. | 1 | Объяснять значение выражения «здоровый образ жизни». Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие. | уч. с. 150-153 | |
36 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа №4. | 1 | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | уч. с. 166-170 | |
Раздел «Наша безопасность» 8 часов |
37 | Огонь, вода и газ. | 1 | Объяснять значение слова «диспетчер». Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | ч. 2 уч. с. 4-7 | |
38 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте. | ч. 2 уч. с. 8-13 | |
39 | Дорожные знаки | 1 | Объяснять значение слова «сервис». Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | ч. 2 уч. с. 14-17 | |
40 | Модуль 10. Наши проекты «Кто нас защищает». | 1 | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | ч. 2 уч. с. 18-19 | |
41 | Опасные места. Тест (рефлексия) | 1 | Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д. | ч. 2 уч. с. 20-24 | |
42 | Природа и наша безопасность. | 1 | Понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки. | ч. 2 уч. с.25-30 | |
43 | Экологическая безопасность. | 1 | Объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр». Называть правила экологической безопасности. | ч. 2 уч. с. 31-36 | |
44 | Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность». Проверочная работа №5. | 1 | Объяснять значение слова «сервис». Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | ч.2 уч. с. 154-158 | |
Раздел «Чему учит экономика» 12 часов |
45 | Для чего нужна экономика. | 1 | Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. | ч. 2 уч. с. 38-41 | |
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | Объяснять значения слов: «природные богатства», «капитал», «труд». Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии. | ч. 2 уч. с. 42-45 | |
47 | Полезные ископаемые. Практическая работа№15 «Исследуем полезные ископаемые» | 1 | Объяснять значения слов: «месторождение», «геолог». Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых. | ч. 2 уч. с. 46-50 | |
48 | Растениеводство Практическая работа №16 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» | 1 | Объяснять значения слов: «отрасль», «растениеводство». Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. | ч. 2 уч. с. 51-54 | |
49 | Модуль 11. Животноводство. | 1 | Объяснять значение слова «животноводство». Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты животноводства, которые использует семья в течение дня. | ч. 2 уч. с. 56-59 | |
50 | Какая бывает промышленность. | 1 | Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность». | ч. 2 уч. с. 60-63 | |
51 | Модуль 12. Наши проекты «Экономика родного края». | 1 | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | уч. с. 64-65 | |
52 | Что такое деньги. Практическая работа №17 «Изучаем российские монеты» | 1 | Объяснять значения слов: «деньги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля-продажа». Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран. | ч. 2 уч. с. 67-70 | |
53 | Государственный бюджет. | 1 | Объяснять значения слов: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета. | ч. 2 уч. с. 71-74 | |
54 | Семейный бюджет. | 1 | Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы. | ч. 2 уч. с. 75-78 | |
55 | Экономика и экология. | 1 | Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии. | ч. 2 уч. с. 79-84 | |
56 | Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа №6. | 1 | Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов. | ч. 2 уч. с. 159-163 | |
Раздел «Путешествие по городам и странам» 12 часов |
57-59 | Золотое кольцо России. | 3 | Объяснять значение слова «финифть». Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. | ч. 2 уч. с. 86-96 | |
60 | Модуль 13. Наши проекты «Музей путешествий». | 1 | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | ч. 2 уч. с. 98-99 | |
61 | Наши ближайшие соседи. | 1 | Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы. | ч. 2 уч.с.100-105 | |
62 | На севере Европы. | 1 | Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей. | ч. 2 уч.с.108-117 | |
63 | Что такое Бенилюкс. | 1 | Объяснять значение слова «дамба». Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям. | ч. 2уч.с.118-124 | |
64 | В центре Европы. | 1 | Объяснять значение слова «фиакр». Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы. | ч.2уч.с.125-131 | |
65 | По Франции и Великобритании. | 1 | Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать её замечательных людей. | ч.2уч.с.132-141 | |
66 | Промежуточная аттестация (тест) | 1 | | | |
67 | На юге Европы. По знаменитым местам мира. | 1 | Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать их замечательных людей. Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности. | ч.2уч.с.142-153 | |
68 | Обобщение знаний по теме: «Путешествие по городам и странам». | 1 | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | ч.2уч.с.164-170 | |
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
– географические (физическая карта полушарий, карта России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– модель торса человека с внутренними органами;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
–предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
– демонстрационный экземпляр микроскопа;
– демонстрационный экземпляр глобуса;
– комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
– комплект компасов для работы в группах по 5–6 человек;
– демонстрационный экземпляр флюгера;
– демонстрационный экземпляр барометра;
– демонстрационный экземпляр бинокля;
– демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
–демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
-для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
3. Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).
4. Мультимедийное оборудование:
- DVD-проектор;
- экран;
- ноутбук;
- колонки.
5. Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2017.
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: книга для учащихся 3 класса. - М.: «АСТ - Пресс школа», 2014.
Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Вако, 2017
Для обучающихся:
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания.
9