СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК «Перспектива» А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, УМК «Перспектива». Курс разработан в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53. На изучение окружающего мира в начальной школе отводится  232 часа, из них в 3-м классе - 55 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК «Перспектива» А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой»

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, УМК «Перспектива»

Курс разработан в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53.

На изучение окружающего мира в начальной школе отводится 232 часа, из них в 3-м классе - 55 часов.


Целями изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе являются:

• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

• формирование уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

• понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

• модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.



  1. Учебно - тематический план

3 класс (55 часов)


№ п/п

Тема


Количество часов

1.

Радость познания

10

2.

Мир как дом

19

3.

Дом как мир

19

4.

В поисках Всемирного наследия

7


Итого

55




3. Содержание тем учебного курса

Человек и природа

Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.

Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.

Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи.

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.


Экскурсии:


Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).

Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников.

Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.

Экскурсия в Музей мирового океана

Посещение научно – просветительских учреждений своего края

Путешествие по родному городу

Заочные путешествия к объектам Всемирного наследия своего края


Практические работы:


Основные приёмы чтения карты России и карты мира: масштаб, условные знаки, природные объекты, природные зоны России

Практические работы с использованием измерительных приборов, инструментов, увеличительных приборов, лабораторного оборудования

Изучение образцов полезных ископаемых

Практические работы с веществами, жидкостями, газами.


Формы представления результатов деятельности:


Оформление классного и индивидуального «Альбома путешествий»

Праздник «Книга – источник знаний»

Оформление школьной стенгазеты «Бережём родную землю!»

4. Планируемые результаты освоения курса


Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов


Личностные результаты


1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты


1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Предметные результаты


Ученик научится:

1. Пользоваться измерительными приборами и инструментами; находить информацию в справочной и научно – популярной литературе; читать карты, планы и схемы; готовиться к путешествиям; пользоваться средствами связи в повседневной жизни.

2. Характеризовать особенности звёзд и планет; проводить опыты с водой и воздухом; определять отличительные черты растений и животных, классифицировать их по группам; составлять цепи питания, характерные для разных природных сообществ; принимать посильное участие в охране природы своего края.

3. Совместно со старшими работать с семейными документами и составлять родословное дерево своей семьи; определять общее и различное в устройстве традиционного жилища народов своего края; принимать гостей в соответствии с традициями своего края; выполнять правила здорового образа жизни; оказывать первую помощь в экстренных случаях; организовывать подвижные игры; планировать семейный бюджет.

4. Приводить примеры объектов всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом; рассказывать о своих впечатлениях с помощью рисунков и фотографий; составлять Список природного и культурного наследия своего края и личный Список Всемирных духовных сокровищ

Ученик получит возможность научиться:

- высказывать мотивированные суждения по теме,

- находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе,

- характеризовать способы изучения окружающего мира,

- классифицировать объекты окружающего мира,

- соотносить отрицательное влияние человека на природу и меры по ее охране,

- ставить вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами,

- участвовать в посильных общественных делах и праздниках,

- наблюдать, выполнять проекты, творческие работы;

- приобретать первоначальные представления о компьютерной грамотности;

- приобретать первоначальные навыки работы на компьютере.





Формы и средства контроля знаний:

  • самоконтроль — при введении нового материала

  • взаимоконтроль — в процессе его отработки

  • обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ

  • тематический контроль — при проведении лабораторных и практических работ

  • итоговый контроль, включающий административные контрольные работы за четверти и за год

  • промежуточный мониторинг образовательных достижений

  • проектные работы

5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса


Состав учебно-методического комплекта по предмету


Для учащихся

Для учителя

Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 частях.
Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 частях



Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 частях.
Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 частях

Плешаков А. А. «От земли до неба: Атлас-определитель»

Плешаков А. А. «Зелёные страницы»

Плешаков А. А., Румянцев А.А. «Великан на поляне или первые уроки экологической этики»

- Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс


Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам природоведения, обществоведения, истории, культурологии - магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).
Портреты выдающихся людей России (исторических и политических деятелей, военачальников, учёных, писателей, поэтов, композиторов, художников и др.).
Географические и исторические настенные карты.
Атлас географических и исторических карт.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
 
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету


 
Технические средства обучения (ТСО)
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц
Интерактивная доска
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по природоведению, истории, обществоведению, этнографии народов России и мира.
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)
 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды
Термометр медицинский
Лупа
Компас
Часы с синхронизированными стрелками
Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование Корнельсона для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения:

для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.)


Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых
Коллекции плодов и семян растений
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)
Живые объекты (комнатные растения, животные)
 
Учебное оборудование

  • технические средства (проектор, компьютер, магнитофон)

  • учебные (столы, доска)

  • собственно учебные средства

  • наглядные пособия (таблицы, учебные картины, схемы, плакаты, таблички с терминами)


    1. Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
    Издательство «Просвещение»

  3. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». Издательство «Просвещение»

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»

  6. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.

  7. Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!