СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету окружающий мир 2 класс умк «Перспектива»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру создана на основе: федерального  государственного образовательного стандарта основной образовательной программы начального общего образования Гимназии № 25; учебного плана «Гимназии № 25» города Костромы на 2018-2019 учебный год; в соответствии с примерной программой образовательной системы «Перспектива» и на основе авторской программы А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой и  рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету окружающий мир 2 класс умк «Перспектива»»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ГИМНАЗИЯ № 25»







Утверждено:

Директор гимназии:

_________/ /

«_____» «____________» 2018 г










Рабочая программа


ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

КЛАСС 2

2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД









Ф.И.О. учителя: Хрипунова Н.В.













КОСТРОМА

2018 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру создана на основе: федерального государственного образовательного стандарта основной образовательной программы начального общего образования Гимназии № 25; учебного плана «Гимназии № 25» города Костромы на 2018-2019 учебный год; в соответствии с примерной программой образовательной системы «Перспектива» и на основе авторской программы А.А. Плешака, М.Ю. Новицкой и  рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). 


ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Образовательная программа по окружающему миру А.А. Плешака, М.Ю. Новицкой  наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы определяется федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

  2. Рабочая учебная программа сохраняет основное содержание всех разделов /тем /курса с указанием бюджета времени на их изучение авторской программы по окружающему миру А.А. Плешака, М.Ю. Новицкой 


Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников гимназии программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации гимназии программа является основанием для определения качества реализации общего образования.


Категория обучающихся: учащиеся 2 класс


Сроки освоения программы: 1 год.


Объем учебного времени: 70 часов.


Форма обучения: очная.


Специфика класса.

Гимназический класс, обучающийся по системе «Перспектива»


Режим занятий: 2 часа в неделю


Формы диагностики и критерии оценивания деятельности учащихся:

промежуточная и итоговая аттестация по окружающему миру осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы. Текущий контроль (устный опрос, мини тест, терминологические диктанты, анкетирование, самостоятельная работа); тематический (устный и письменный опрос по теме, тест, индивидуальные и групповые проектные работы, учебно-исследовательские, презентации); итоговый (комплексная контрольная работа; стандартизированная контрольная работа, творческие работы, участие в школьных, городских конкурсах)


Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по окружающему миру, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса и темам.

     Цель обучения – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысление ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Для достижения поставленной цели изучения окружающего мира в начальной школе необходимо решение следующих задач:

  1. - приучить детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира;

  2.  - заложить фундамент экологической и культурологической грамотности;

  3. - научить соблюдать правила здорового образа жизни;

  4. - научить элементарным нормам адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;

  5. - научить понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей;

  6. - формировать умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения;

  7. - осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач;

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Учебник в двух частях для 2 класса «Окружающий мир», авторы А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Москва, Просвещение, 2017

  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» авторы А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Москва, Просвещение, 2017

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: 1 класс – 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы – по 70 ч (35 учебные недели).

Из них на проведение:

• стартовой диагностической работы – 1 ч;

• диагностических работ – 5 ч;

• итоговой комплексной работы – 1 ч;

• экскурсий – 9 ч.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

умение

– определять цель учебной деятельности: при работе с компасом, термометром; при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей;

– составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с компасом; с атласом-определителем; при определении невидимых нитей;

– контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с компасом, термометром; при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей;

– сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом);

– осуществлять самоконтроль во время прогулки (экскурсии) в парке, лесу.

Познавательные:

умение

– ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

– сравнивать, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство;

– устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;

– сравнивать фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах (называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна);

– наблюдать за погодой, за изменениями в окружающем мире;

– понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;

– сравнивать, чем отличаются осенние дожди от летних;

– сравнивать обряды и обычаи, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;

– сравнивать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;

– извлекать необходимую информацию из текстов;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– сравнивать фазы развития насекомых, отличать паукообразных от насекомых;

– подводить под понятие;

– обобщать и систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями; наблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);

– моделировать и преобразовывать модели;

– находить необходимую информацию на вопросы рубрики «Подумаем!»;

– подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»;

– осваивать технологию поиска информации (находят информацию в атласе-определителе);

– строить логическую цепочку рассуждений, доказательства.

Коммуникативные:

умение

– выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

– аргументировать свое мнение и позицию;

– распределять операции между собой в группе;

– отвечать «компетентно» на поставленные вопросы;

– участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

– искать правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи и обсуждать это явление;

– оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам);

– формировать и аргументировать свое мнение при наблюдении за живой природой;

– договариваться об условиях игры.

Предметные результаты.

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная.

-урок – экскурсия;

-урок - презентация;

-урок – КВН, игра.


Методы реализации программы:

- практический;

-объяснительно- иллюстративный;

-частично – поисковый;

-наблюдение;

-информативный.

-проектный;

-исследовательский;

-проблемный.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И  КУРСА

Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе.

В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий.

Интегрирование материала по истории и культуре народов, проживающих на территории Удмуртии, дает возможность для знакомства и присвоения общих для всех народов ценностных ориентиров и морально-этических норм поведения , позиционирования себя как носителя определённой культуры, исторически связанного с родной землей и поколениями предков, способствует социальной, межэтнической, межкультурной коммуникации учащихся; позволяет выработать ценностное отношение к родному краю и историко-культурному наследию Удмуртии; налаживать позитивно- толерантное взаимодействие с представителями других национальностей  при выполнении учебно-практических задач, оценивать  нравственную сторону своих поступков и  других людей, т.е. формирования предметных и универсальных способов действий; развития способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создания  психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса.

Время и календарь (14ч)

Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.

Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.

Способы измерения времени; старинные и современные часы.

Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.

  • Данный раздел будет изучаться после раздела «Осень», так как по природным условиям Удмуртии наблюдения за осенними изменениями в природе в ноябре-декабре невозможны.

Осень (18 ч )

Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.

Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.

«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.

Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.

Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.

Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.

Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима (15ч )

 Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.

Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.

Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.

Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.

Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.

Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).

Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки)

Подкормка птиц зимой.

Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.

Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

Культура поведения в природе зимой.

Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.

Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

Весна и лето (19ч )

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.

Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.

Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.

Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.

Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.

Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).

Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.

Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».

Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних

праздников по традициям народов своего края.

Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.  Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.
Обучающиеся должны знать:

– характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

– названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

– некоторые экологические связи в природе;

– особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;

– изученные правила поведения в природе;

– особенности охраны здоровья в разное время года;

– народные названия месяцев;

– народные приметы и присловья о временах года;

– дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;

– главные календарные праздники народов своего края.

Обучащиеся должны уметь:

– проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

– различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

– объяснять на примерах некоторые экологические связи;

– выполнять изученные правила поведения в природе;

– выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

– разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

– загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

– рассказывать 2–3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.

Учебно-тематический план

темы разделов

Кол-во часов

Экскурсии

Практические работы

1.

Раздел «Осень»

18

2

1

2

Вселенная, время, календарь

14

1

1

4

Раздел «Зима»

15

2


4

Раздел «Весна и лето»

19

2

2

5

Уроки контроля знаний. Резервные часы

4




Итого:

70

7

4


Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса

1. Печатные пособия.

1. В мире природы, истории и литературы : сб. загадок / сост. М. П. Филипченко. – Волгоград : Учитель, 2008.

2. Жадаев, Д. Н. Окружающий мир. Компетентностно-ориентированные задания. 2–4 классы / Д. Н. Жадаев, Р. А. Брехач. – М. : Легион, 2011.

3. Как человек исследует, изучает, использует природу. 2–3 кл. / авт.-сост. В. С. Грибов. – Волгоград : Учитель, 2005.

4. Картографическая грамотность младших школьников : рекомендации, материалы к урокам / авт.-сост. Р. С. Гайсина. – Волгоград : Учитель, 2011.

5. Клепинина, З. А. Подготовка к олимпиадам по окружающему миру. 1–4 классы / З. А. Клепинина. – М. : Айрис-Пресс, 2012.

6. Модестов, С. Ю. Космос : справочник школьника. – СПб. : Литера, 2009.

7. Модестова, Т. В. Животные : справочник школьника. – СПб. : Литера, 2009.

8. Модестова, Т. В. Птицы : справочник школьника. – СПб. : Литера, 2008.

9. Новицкая, М. Ю. Уроки по окружающему миру 2 класс : пособие для учителя / М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова. – М. : Просвещение, 2009.

10. Окружающий мир. 1–4 классы : конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е. М. Васина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.

11. Окружающий мир. 2–4 кл. Внеклассные занятия на тему «Времена года» / авт.-сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2007.

12. Окружающий мир. 2–4 классы : доп. материалы к разделу «Общество» / авт.-сост. Е. А. Ля-щенко. – Волгоград : Учитель, 2008.

13. Окружающий мир. Тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост. Н. Н. Бобкова. – Волгоград : Учитель, 2007.

14. Шикина, Л. Б. Люди и народы : справочник школьника. – СПб. : Литера, 2006.

15. Шикина, Л. Б. Страны и континенты : справочник школьника. – СПб. : Литера, 2008.

16. Экскурсии в природу по югу России. Весна : сценарии уроков / авт.-сост. Е. И. Руднянская, С. А. Сурагина, Л. Б. Черезова. – Волгоград : Учитель, 2005.

17. Экскурсии в природу по югу России. Осень. 1–4 кл. : сценарии интегрированных уроков / авт.-сост. Е. И. Руднянская, С. А. Сурагина, Л. Б. Черезова. – Волгоград : Учитель, 2007.

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok

3. Наглядные пособия.

1. Таблицы. Растения и животный мир.

2. Географические карты. Физическая карта.

3. Глобус.

4. Иллюстрации с изображением растений, животных.

4. Информационно-коммуникативные средства.

Видеофильм «Береги природу» (DVD).

5. Технические средства обучения.

1. Телевизор.

2. Магнитофон.

3. Персональный компьютер.

4. Мультимедийный проектор.

5. Экран проекционный.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2. Шкаф для хранения карт, таблиц.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.