АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ГИМНАЗИЯ № 25»
Утверждено:
Директор гимназии:
_________/ /
«_____» «____________» 2018 г
Рабочая программа
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
КЛАСС 2
2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ф.И.О. учителя: Хрипунова Н.В.
КОСТРОМА
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе: федерального государственного образовательного стандарта основной образовательной программы начального общего образования Гимназии № 25; учебного плана «Гимназии № 25» города Костромы на 2018-2019 учебный год; в соответствии с примерной программой образовательной системы «Перспектива» и на основе авторской программы А.А. Плешака, М.Ю. Новицкой и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа по окружающему миру А.А. Плешака, М.Ю. Новицкой наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы определяется федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Рабочая учебная программа сохраняет основное содержание всех разделов /тем /курса с указанием бюджета времени на их изучение авторской программы по окружающему миру А.А. Плешака, М.Ю. Новицкой
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников гимназии программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации гимназии программа является основанием для определения качества реализации общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 2 класс
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 70 часов.
Форма обучения: очная.
Специфика класса.
Гимназический класс, обучающийся по системе «Перспектива»
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы диагностики и критерии оценивания деятельности учащихся:
промежуточная и итоговая аттестация по окружающему миру осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы. Текущий контроль (устный опрос, мини тест, терминологические диктанты, анкетирование, самостоятельная работа); тематический (устный и письменный опрос по теме, тест, индивидуальные и групповые проектные работы, учебно-исследовательские, презентации); итоговый (комплексная контрольная работа; стандартизированная контрольная работа, творческие работы, участие в школьных, городских конкурсах)
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по окружающему миру, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса и темам.
Цель обучения – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысление ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Для достижения поставленной цели изучения окружающего мира в начальной школе необходимо решение следующих задач:
- приучить детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира;
- заложить фундамент экологической и культурологической грамотности;
- научить соблюдать правила здорового образа жизни;
- научить элементарным нормам адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
- научить понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей;
- формировать умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения;
- осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач;
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
Учебник в двух частях для 2 класса «Окружающий мир», авторы А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Москва, Просвещение, 2017
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» авторы А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Москва, Просвещение, 2017
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: 1 класс – 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы – по 70 ч (35 учебные недели).
Из них на проведение:
• стартовой диагностической работы – 1 ч;
• диагностических работ – 5 ч;
• итоговой комплексной работы – 1 ч;
• экскурсий – 9 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты.
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
умение
– определять цель учебной деятельности: при работе с компасом, термометром; при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей;
– составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с компасом; с атласом-определителем; при определении невидимых нитей;
– контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с компасом, термометром; при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей;
– сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом);
– осуществлять самоконтроль во время прогулки (экскурсии) в парке, лесу.
Познавательные:
умение
– ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
– сравнивать, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство;
– устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;
– сравнивать фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах (называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна);
– наблюдать за погодой, за изменениями в окружающем мире;
– понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;
– сравнивать, чем отличаются осенние дожди от летних;
– сравнивать обряды и обычаи, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;
– сравнивать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;
– извлекать необходимую информацию из текстов;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– сравнивать фазы развития насекомых, отличать паукообразных от насекомых;
– подводить под понятие;
– обобщать и систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями; наблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);
– моделировать и преобразовывать модели;
– находить необходимую информацию на вопросы рубрики «Подумаем!»;
– подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»;
– осваивать технологию поиска информации (находят информацию в атласе-определителе);
– строить логическую цепочку рассуждений, доказательства.
Коммуникативные:
умение
– выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
– аргументировать свое мнение и позицию;
– распределять операции между собой в группе;
– отвечать «компетентно» на поставленные вопросы;
– участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
– искать правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи и обсуждать это явление;
– оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам);
– формировать и аргументировать свое мнение при наблюдении за живой природой;
– договариваться об условиях игры.
Предметные результаты.
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Формы реализации программы:
-фронтальная;
-парная;
-групповая;
-индивидуальная.
-урок – экскурсия;
-урок - презентация;
-урок – КВН, игра.
Методы реализации программы:
- практический;
-объяснительно- иллюстративный;
-частично – поисковый;
-наблюдение;
-информативный.
-проектный;
-исследовательский;
-проблемный.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И КУРСА
Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе.
В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий.
Интегрирование материала по истории и культуре народов, проживающих на территории Удмуртии, дает возможность для знакомства и присвоения общих для всех народов ценностных ориентиров и морально-этических норм поведения , позиционирования себя как носителя определённой культуры, исторически связанного с родной землей и поколениями предков, способствует социальной, межэтнической, межкультурной коммуникации учащихся; позволяет выработать ценностное отношение к родному краю и историко-культурному наследию Удмуртии; налаживать позитивно- толерантное взаимодействие с представителями других национальностей при выполнении учебно-практических задач, оценивать нравственную сторону своих поступков и других людей, т.е. формирования предметных и универсальных способов действий; развития способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создания психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса.
Время и календарь (14ч)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.
Осень (18 ч )
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима (15ч )
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки)
Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето (19ч )
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних
праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края. Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.
Обучающиеся должны знать:
– характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;
– названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;
– некоторые экологические связи в природе;
– особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;
– изученные правила поведения в природе;
– особенности охраны здоровья в разное время года;
– народные названия месяцев;
– народные приметы и присловья о временах года;
– дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;
– главные календарные праздники народов своего края.
Обучащиеся должны уметь:
– проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
– различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
– объяснять на примерах некоторые экологические связи;
– выполнять изученные правила поведения в природе;
– выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
– разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
– загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
– рассказывать 2–3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.
Учебно-тематический план
№ | темы разделов | Кол-во часов | Экскурсии | Практические работы |
1. | Раздел «Осень» | 18 | 2 | 1 |
2 | Вселенная, время, календарь | 14 | 1 | 1 |
4 | Раздел «Зима» | 15 | 2 | |
4 | Раздел «Весна и лето» | 19 | 2 | 2 |
5 | Уроки контроля знаний. Резервные часы | 4 | | |
| Итого: | 70 | 7 | 4 |
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Печатные пособия.
1. В мире природы, истории и литературы : сб. загадок / сост. М. П. Филипченко. – Волгоград : Учитель, 2008.
2. Жадаев, Д. Н. Окружающий мир. Компетентностно-ориентированные задания. 2–4 классы / Д. Н. Жадаев, Р. А. Брехач. – М. : Легион, 2011.
3. Как человек исследует, изучает, использует природу. 2–3 кл. / авт.-сост. В. С. Грибов. – Волгоград : Учитель, 2005.
4. Картографическая грамотность младших школьников : рекомендации, материалы к урокам / авт.-сост. Р. С. Гайсина. – Волгоград : Учитель, 2011.
5. Клепинина, З. А. Подготовка к олимпиадам по окружающему миру. 1–4 классы / З. А. Клепинина. – М. : Айрис-Пресс, 2012.
6. Модестов, С. Ю. Космос : справочник школьника. – СПб. : Литера, 2009.
7. Модестова, Т. В. Животные : справочник школьника. – СПб. : Литера, 2009.
8. Модестова, Т. В. Птицы : справочник школьника. – СПб. : Литера, 2008.
9. Новицкая, М. Ю. Уроки по окружающему миру 2 класс : пособие для учителя / М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова. – М. : Просвещение, 2009.
10. Окружающий мир. 1–4 классы : конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е. М. Васина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.
11. Окружающий мир. 2–4 кл. Внеклассные занятия на тему «Времена года» / авт.-сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2007.
12. Окружающий мир. 2–4 классы : доп. материалы к разделу «Общество» / авт.-сост. Е. А. Ля-щенко. – Волгоград : Учитель, 2008.
13. Окружающий мир. Тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост. Н. Н. Бобкова. – Волгоград : Учитель, 2007.
14. Шикина, Л. Б. Люди и народы : справочник школьника. – СПб. : Литера, 2006.
15. Шикина, Л. Б. Страны и континенты : справочник школьника. – СПб. : Литера, 2008.
16. Экскурсии в природу по югу России. Весна : сценарии уроков / авт.-сост. Е. И. Руднянская, С. А. Сурагина, Л. Б. Черезова. – Волгоград : Учитель, 2005.
17. Экскурсии в природу по югу России. Осень. 1–4 кл. : сценарии интегрированных уроков / авт.-сост. Е. И. Руднянская, С. А. Сурагина, Л. Б. Черезова. – Волгоград : Учитель, 2007.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
3. Наглядные пособия.
1. Таблицы. Растения и животный мир.
2. Географические карты. Физическая карта.
3. Глобус.
4. Иллюстрации с изображением растений, животных.
4. Информационно-коммуникативные средства.
Видеофильм «Береги природу» (DVD).
5. Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Магнитофон.
3. Персональный компьютер.
4. Мультимедийный проектор.
5. Экран проекционный.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Шкаф для хранения карт, таблиц.
7. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.