СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение предмета «Окружающий мир» младшими школьниками должно обеспечить:

  • установление более тесных связей между познанием природы и познанием социальной жизни, понимание взаимозависимости в системе «человек-природа-общество»;
  • осознание необходимости выполнения правил поведения, получения начальных навыков экологической, эстетической, экономической культуры;
  • готовность к приобретению научных знаний в основной школе;
  • понимание своих способностей и возможностей, осознание важности здорового образа жизни и возможности изменить себя.

На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6



«Согласовано»:

на заседании ШМО учителей


Протокол № 4

30 мая 2018 г.


«Согласовано»

Зам директора по УВР

Данилова Т.В.__________


1 июня 2018 г.


«Утверждена»

приказ директора школы


от «____» _________ 2018 г. № _____






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Окружающий мир»

4 класс





Составитель: учитель начальных классов


Румянцева Светлана Ивановна







г. Югорск

2018 г.

Содержание программы:


стр.

Аннотация

3

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

4

2.

Содержание учебного предмета

9

3.

Тематическое планирование

23
































Аннотация

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана на основе: Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 6», Положения МБОУ «СОШ № 6» о рабочих программах, авторской программы «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой.

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

На основе установленных целей изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая, культурологическая, пропедевтическая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде. Культурологическая функция обеспечивает условия для развития общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития. Пропедевтическая функция обеспечивает подготовку младшего школьника к усвоению самых разнообразных сведений как из естественнонаучных дисциплин (биология, физика, химия т др.), так и из дисциплин гуманитарных (литература, обществоведение, история и др.) в средней школе.

Изучение предмета «Окружающий мир» младшими школьниками должно обеспечить:

  • установление более тесных связей между познанием природы и познанием социальной жизни, понимание взаимозависимости в системе «человек-природа-общество»;

  • осознание необходимости выполнения правил поведения, получения начальных навыков экологической, эстетической, экономической культуры;

  • готовность к приобретению научных знаний в основной школе;

  • понимание своих способностей и возможностей, осознание важности здорового образа жизни и возможности изменить себя.

На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).


1 . Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

Первая группа целей:

  • Освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.

  • Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

  • Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.

  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Вторая группа целей:

  • Формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.

  • Формирование основ российской гражданской идентичности.

  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.

  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.

  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.

  • Понимание особой роли России в мировой истории.

  • Воспитание чувства гордости за национальные достижения.

  • Воспитание уважительного отношения к своей стране.

  • Воспитание уважительного отношения к истории страны.

  • Воспитание любви к родному краю.

  • Воспитание любви к своей семье.

  • Воспитание гуманного отношения к людям.

  • Понимание роли человека в обществе.

  • Принятие норм нравственного поведения в природе.

  • Принятие норм нравственного поведения в обществе.

  • Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

  • Формирование основ экологической культуры.

  • Понимание ценности любой жизни.

  • Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.


Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Коммуникативные:

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; ФГОС начального общего образования-03 9

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты

1 класс

К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:

– воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы

России;

– различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;

– ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

– различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

– различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

– определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения;

– устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

– описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

– сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в 1 классе учащиеся могут научиться:

– анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

– различать основные нравственно ­этические понятия;

– рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

– участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.


2 класс

К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

– составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

– называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;

– оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

– различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;

– характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;

– называть царства природы;

– описывать признаки животного и растения как живого существа;

– моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

– различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

– устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

– описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

– сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

К концу обучения во 2 классе учащиеся могут научиться:

– «читать» информацию, представленную в виде схемы;

– воспроизводить в небольшом рассказе­ повествовании (рассказе­ описании) изученные сведения из истории Москвы;

– ориентироваться в понятиях «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;

– проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

– приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).


3 класс

К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:

– характеризовать условия жизни на Земле;

– устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

– описывать свойства воды (воздуха);

– различать растения разных видов, описывать их;

– объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

– объяснять отличия грибов от растений;

– характеризовать животное как организм;

– устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

– составлять описательный рассказ о животном;

– приводить примеры (конструировать) цепи питания;

– характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);

– сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох;

– называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

– работать с географической и исторической картами, контурной картой.

К концу обучения в 3 классе учащиеся могут научиться:

– ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

– анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

– приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;

– проводить несложные опыты по размножению растений;

– проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

– рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

– ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);

– высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.


4 класс

К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:

– выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

– моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

– устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребёнка;

– оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

– анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

– описывать характерные особенности природных зон

России, особенности почв своей местности;

– составлять рассказ ­описание о странах – соседях России;

– различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

– соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

– называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

– различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России;

– описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

– называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в 4 классе учащиеся могут научиться:

– применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

– различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

– раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.


2. Содержание учебного предмета


1 класс

Введение. Этот удивительный мир (1 ч)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.


Мы – школьники (2 ч)

Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Универсальные учебные действия

Определять время по часам с точностью до часа.

Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.


Твоё здоровье (6 ч)

Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воз духе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.

Универсальные учебные действия

Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.


Я и другие люди (3 ч)

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Универсальные учебные действия

Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.


Труд людей (8 ч)

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Универсальные учебные действия

Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.


Родная природа (30 ч)

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Универсальные учебные действия

Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини­ сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей.

Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.


Семья (2 ч)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Участие детей в семейном труде и досуге. Взаимоотношения членов семьи: проявление заботы к малышам, старикам.

Универсальные учебные действия

Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.


Наша страна – Россия. Родной край (14 ч)

Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтёр, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Универсальные учебные действия

Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в…».

Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров

(без термина), народных сказок, игрушек.

Различать (сопоставлять) основные нравственно­ этичес­кие понятия; называть к ним антонимы и синонимы.

Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

Экскурсии

Сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу, в парник, в хозяйство по выращиванию цветов и т. п. (по выбору учителя с учётом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учётом местных особенностей).

Практические работы

Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, работа с аквариумом, террариумом, инсектарием.



2 класс

Введение. Что окружает человека (1 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Универсальные учебные действия

«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.


Кто ты такой (14 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди.

Можно ли изменить себя.

Твоё здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники – органы чувств.

Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Здоровье и питание. Желание укреплять своё здоровье, выполнять правила здорового образа жизни. Культура поведения за столом. Воспитание в себе организованности, дисциплины, желание узнать и изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Универсальные учебные действия

Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.

Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.


Кто живёт рядом с тобой (6 ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Универсальные учебные действия

Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими.

Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.


Россия – твоя Родина (13 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.

Москва – столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург – северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ вв. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Родной край – частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. Хлеб – главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция – главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трёх народов.

Проявление эмоционального отношения к событиям, происходящим в школе, родном городе (селе), родном крае, стране.

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина».

Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы.

Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.

Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.


Мы – жители Земли (9 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле.

Разнообразие животных и растений.

Универсальные учебные действия

Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы.

Называть царства природы.

Описывать признаки животного и растения как живого существа.


Природные сообщества (23 ч)

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы – обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Универсальные учебные действия

Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края).

Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения.

Составлять небольшое описание на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.

Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока.

Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры.


Природа и человек (2 ч)

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Чёрная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Универсальные учебные действия

Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

Экскурсии

В лес (лесопарк), поле, на луг, водоём; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учётом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учётом местных условий).

Практические работы

Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного древа. Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).



3 класс

Земля – наш общий дом (7 ч)

Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.

Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов.

Охрана воздуха.


Человек изучает Землю (4 ч)

Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятии «историческое время». Различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в неё.

Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называть источники воды, характеризовать различные водоёмы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.


Царства природы (27 ч)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании.

Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия

Объяснять отличия грибов от растений. Различать грибы съедобные и ядовитые.

Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов. Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных. Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Характеризовать значение растений для жизни. Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их. Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения. Проводить несложные опыты по размножению растений. Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).


Наша Родина: от Руси до России (11 ч)

Названия Русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить названия Русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России.


Как люди жили в старину (12 ч)

Крестьянское жилище. Особенности построения жилища в зависимости от природных условий и традиций народа. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в домах людей разных сословий (крестьяне, дворяне). Одежда. Особенности костюма, обуви, головных уборов в зависимости от природных условий проживания народов, народных традиций и исторического времени. Украшение одежды как традиция.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.

Универсальные учебные действия

Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?». Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян. Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.


Как трудились в старину (7 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Развитие техники в России – первая железная дорога, первый пароход, автомобиль, самолёт. Освоение космоса. Первые космонавты. Эмоциональное отношение к достижениям учёных нашей Родины.

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. Женский и мужской труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения

Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 г.).

Экскурсии

В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их. Рассказывать о возникновении ремёсел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.

Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России.

Называть древние города, описывать их достопримечательности.

Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».



4 класс

Человек – живое существо (организм) (16 ч)

Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Универсальные учебные действия

Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять особую роль нервной системы в организме.


Твоё здоровье (13 ч)

Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки. Устойчивое негативное отношение к вредным привычкам.

ОБЖ: правила поведения в быту, при пользовании водой, светом, газовой или электрической плитой. Правила поведения на игровой площадке, в природной среде, на улице. Знание правил ПДД, знаков дорожного движения. Оценка опасностей на дороге, предвидение их. Поведение во время грозы, шторма, при встрече с опасными животными. Универсальные учебные действия

Раскрывать принципы здорового образа жизни.

Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.

Различать ядовитые грибы и растения.

Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

Практические работы

Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).


Человек – часть природы (2 ч)

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Универсальные учебные действия

Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.

Устанавливать последовательность этапов развития человека.

Характеризовать условия роста и развития ребёнка.


Человек среди людей (6 ч)

Доброта, справедливость, честность, забота о больных, младших, стариках – качества культурного человека. Проявление этих качеств в повседневной жизни. Правила общения. Участие в диалоге (учёт мнений участников беседы, культура общения и ведения диалога).

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Универсальные учебные действия

Различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др. Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.


Родная страна: от края до края (10 ч)

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей). Проявление интереса к природе родной страны, поиск информации в дополнительных источниках (энциклопедии, справочники, Интернет).

Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлёвские города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов). Проявление интереса, уважения и доброго отношения к другим народам.

Универсальные учебные действия

Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.

Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.

Находить на карте равнины и горы России (своего края). Выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).

Обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.


Человек – творец культурных ценностей (12 ч)

Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII в. Первые университеты в России. М. Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России ХVIII в. Памятники архитектуры. Творения В. Баженова. Изобразительное искусство ХVIII в. Возникновение публичных театров.

Искусство России ХIХ в. «Золотой век» русской культуры. А. Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В. Жуковский, А. Плещеев, Н. Некрасов, В. Даль, А. Фет, Л. Толстой, А. Чехов, М. Глинка, П. Чайковский, В. Тропинин, И. Левитан и др.).

Искусство России ХХ в. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А. Пластов, К. Юон,

Ф. Малявин, К. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К. Чуковский, С. Маршак и др.).

Эмоционально-положительное отношение и интерес к культуре родной страны. Проявление гордости, сопереживания, желание больше узнать о культуре своей Родины и её истории.

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.

Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.

Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).

Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

Обобщать информацию, полученную из разных информационных средств.


Человек – защитник своего Отечества (6 ч)

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой Ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 г. М. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII в. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 г. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды.

Военные костюмы разных эпох.

Эмоционально-положительное отношение и интерес к военной истории родной страны. Проявление гордости, сопереживания русским (советским) воинам, желание проявлять реальную заботу о ветеранах, участниках Великой Отечественной войны, внимание к памятникам и мемо риалам.

Универсальные учебные действия

Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.

Экскурсии

В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учётом местных условий).

Практические работы

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).


Гражданин и государство (3 ч)

Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.

Универсальные учебные действия

Характеризовать права и обязанности гражданина России. Обобщать информацию, полученную из разных информационных источников.

3. Тематическое планирование


Название раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

1 класс

Введение. Этот удивительный мир

1 час

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира

Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради

Мы – школьники

2 часа

Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе

Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится».

Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек».

Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок»

Твоё здоровье

6 часов

Твои помощники – органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться

Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение»

Я и другие люди

3 часа

Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества

Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Сценарий классного праздника на Новый год

Труд людей

8 часов

Хлеб – главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия – страна, которая открыла миру космос

Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса»

Родная природа

30 часов

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы

Семья

2 часа

Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье

Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста

Наша страна – Россия.

Родной край

14 часов

Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России

Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города».

Игра с пазлами «Знаки дорожного движения».

Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы

2 класс

Введение.

Что окружает человека

1 час

Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое – настоящее – будущее

Кто ты такой

14 часов

Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

Кто живёт рядом с тобой

6 часов

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное – отрицательное (добрый – жадный, справедливый – несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях

Россия – твоя Родина

13 часов

Наша Родина – Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край – частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране

Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям

Мы – жители Земли

9 часов

Солнечная «семья». Земля как планета жизни

Характеристика планет Солнечной системы

Природные сообщества

23 часа

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные – дикорастущие растения

Природа и человек

2 часа

Человек – часть природы. Правила поведения в природе

Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»

3 класс

Земля – наш общий дом

7 часов

Где и когда ты живёшь.

Историческое время.

Солнечная система. Условия жизни на Земле

Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).

Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха

Человек изучает Землю

4 часа

Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование

Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом

Царства природы. Бактерии.

Грибы.

Растения.

Животные


27 часов

Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений.

Растения и человек.

Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные

Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные – несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.

Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных – представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное – живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные»

Наша Родина: от Руси до России

11 часов

Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена

Различение названий российского государства в разные исторические времена

Как люди жили в старину

12 часов

Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины

Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.)

Как трудились в старину


7 часов

Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника

Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты – продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль»

4 класс

Человек – живое существо (организм)

16 часов

Человек – живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей

Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного

Твоё здоровье

13 часов

Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные

Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений»

Человек – часть природы

2 часа

Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека

Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости»

Человек среди людей

6 часов

Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость

Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей

Родная страна: от края до края

10 часов

Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи

Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечательности

Человек – творец культурных ценностей

12 часов

Культура в разные исторические времена

Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений

Человек – защитник своего Отечества

6 часов

Человек – воин. Героические страницы истории

Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий

Гражданин и государство

3 часа

Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства

Характеристика прав и обязанностей гражданина России




Поурочное планирование. 1 класс (66 часов)


урока

Тема урока

Дата проведения

Скорректированные сроки

Этот удивительный мир

1

Нас окружает удивительный мир



Мы – школьники

2

Давайте познакомимся



3

Мы – школьники



Родная природа

4

Сентябрь – первый месяц осени



5

Что нам осень подарила



6

Грибная пора



Семья

7

Семья



8

Любимые занятия



Труд людей

9

Как из зерна получилась булка



10

Человек и домашние животные



Родная природа

11

Октябрь уж наступил. Экскурсия в парк



12

Явления природы



Наша страна — Россия. Родной край

13

Где ты живешь?



14

Правила поведения на дорогах



Труд людей

15

Ты и вещи



16

Кто работает ночью



Твое здоровье

17

Твои помощники – органы чувств



18

Правила гигиены



19

О режиме дня



20

Урок в спортивном зале



Родная природа

21

Ноябрь – зиме родной брат



22

Ноябрь – зиме родной брат



23

Дикие животные



24

Звери – млекопитающие



25

Что мы знаем о птицах



Наша страна — Россия. Родной край

26

Родной край



27

Дом, в котором ты живешь



Труд людей

28

Зачем люди трудятся



29

Проверочная работа



Родная природа

30

В декабре, в декабре…



31

Какая бывает вода?



Я и другие люди

32

О дружбе



33

Идем в гости



34

С Новым годом!



Родная природа

35

Январь – году начало, зиме – середина



36

Январь – году начало, зиме – середина



37

Хвойные деревья



38

Жизнь птиц



39

Жизнь птиц



Наша страна — Россия. Родной край

40

Наша страна – Россия



41

Наша страна – Россия



42

Богата природа России



43

Богата природа России



44

Мы – россияне



Родная природа

45

Февраль – месяц метелей и вьюг



46

Такие разные звери – млекопитающие



47

Такие разные звери – млекопитающие



48

Наш уголок природы



49

Наш уголок природы



Наша страна — Россия. Родной край

50

Мы – граждане России



51

Правила поведения



52

23 февраля – День защитника Отечества



53

8 Марта – праздник всех женщин



Родная природа

54

Март – капельник



55

Март – капельник



Твое здоровье

56

Если хочешь быть здоров, закаляйся!



57

Здоровая пища



Родная природа

58

Апрель – водолей



59

Итоговая проверочная работа



Труд людей

60

Труд людей: весенние работы, кто работает на транспорте



61

День космонавтики



Родная природа

62

Май весну завершает…



63

Жизнь земноводных весной



64

Животное – живое существо



65

Природе нужны все!



Наша страна — Россия. Родной край

66

Ты – пешеход



Поурочное планирование. 2 класс (68 часов)


урока

Тема урока

Дата прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение

1

Что окружает человека



Кто ты такой?

2

Я, ты, он, она… Все мы люди



3

Наши помощники – органы чувств



4

Наши помощники – органы чувств



5

Поговорим о здоровье



6

Поговорим о здоровье



7

Режим дня



8

Режим дня



9

Физическая культура



10

Физическая культура



11

Почему нужно правильно питаться



12

Почему нужно правильно питаться



13

Почему нужно правильно питаться



14

Почему нужно быть осторожным



15

Почему нужно быть осторожным



Кто живёт рядом с тобой?

16

Что такое семья



17

Что такое семья



18

Что такое семья



19

О правилах поведения



20

О правилах поведения



21

О правилах поведения



Россия – твоя Родина

22

Родина – что это значит



23

Прошлое, настоящее, будущее – как Русь начиналась



24

Прошлое, настоящее, будущее – как Русь начиналась



25

Москва – столица России



26

Города России



27

Родной край – частица Родины



28

Проверочная работа за I полугодие



29

Как трудятся россияне



30

Все профессии важны



31

Все профессии важны



32

Мы – граждане России



33

Мы – граждане России



34

Россия – многонациональная страна



Мы – жители Земли

35

Твое первое знакомство со звездами



36

Твое первое знакомство со звездами



37

Чем Земля отличается от других планет?



38

Чем Земля отличается от других планет?



39

В некотором царстве…



40

Грибы



41

Какие животные живут на Земле



42

Разнообразие растений



43

Разнообразие растений



Природные сообщества

44

Среда обитания – что это такое



45

Лес и его обитатели



46

Деревья леса



47

Кустарники леса



48

Травянистые растения леса



49

Травянистые растения леса



50

Животные леса



51

Животные леса



52

Животные леса



53

Животные леса



54

Что мы знаем о воде



55

Что мы знаем о воде



56

Что мы знаем о воде



57

Водоемы и их обитатели



58

Водоемы и их обитатели



59

Водоемы и их обитатели



60

Водоемы и их обитатели



61

Луг и его обитатели



62

Луг и его обитатели



63

Проверочная работа за год



64

Поле и его обитатели



65

Поле и его обитатели



66

Сад и его обитатели



Природа и человек

67

Человек – часть природы



68

Человек – часть природы




Поурочное планирование. 3 класс (68 часов)


урока

Тема урока

Дата проведения

Скорректированные сроки

Земля – наш общий дом

1

Где и когда ты живешь



2

Солнечная система



3

Солнечная система



4

Условия жизни на Земле



5

Условия жизни на Земле



6

Условия жизни на Земле



7

Условия жизни на Земле



Человек изучает Землю

8

Человек познает мир



9

Человек познает мир



10

Человек познает мир



11

Человек познает мир



Царства природы

12

Бактерии



13

Грибы



14

Грибы



15

Растения культурные и дикорастущие



16

Если бы на Земле не было растений



17

Растения прекрасные, но опасные



18

Разнообразие растений на Земле



19

Разнообразие растений на Земле



20

Как живет растение



21

Как живет растение



22

Размножение растений



23

Размножение растений



24

Культурные растения в жизни человека



25

Культурные растения в жизни человека



26

Красная книга России



27

Красная книга России



28

Разнообразие мира животных



29

Разнообразие мира животных



30

Проверочная работа за I полугодие



31

Животные – живые существа (организмы)



32

Животные – живые существа (организмы)



33

Беспозвоночные животные



34

Беспозвоночные животные



35

Позвоночные животные



36

Позвоночные животные



37

Природные сообщества



38

Почему люди приручили диких животных



Наша Родина: от Руси до России

39

Как люди узнают о прошлом



40

Восточнославянские племена



41

Первые русские князья



42

Первые русские князья



43

Первые русские князья



44

Как Москва стала столицей



45

Иван IV Грозный – первый русский царь



46

Петр I Великий



47

Екатерина II Великая



48

Последний российский император Николай II



49

Советская Россия. СССР



Как люди жили в старину

50

Из истории имен



51

Какими людьми были славяне



52

Какими людьми были славяне



53

Скажи, какой у тебя дом…



54

Скажи, какой у тебя дом…



55

По одёжке встречают



56

По одёжке встречают



57

Русская трапеза



58

Верование языческой Руси



59

Верование языческой Руси



60

Принятие христианства на Руси



61

Проверочная работа за год



Как трудились в старину

62

Что создавалось трудом крестьянина?



63

Что создавалось трудом крестьянина?



64

Что создавалось трудом ремесленника?



65

Что создавалось трудом ремесленника?



66

Что создавалось трудом рабочего?



67

Что создавалось трудом рабочего?



68

Открытия, которые совершил человек в XIX – XX веках




Поурочное планирование. 4 класс (68 часов)


урока

Тема урока

Дата проведения

Скорректированные сроки

Человек – живое существо

1

Организм человека. Нервная система



2

Организм человека. Нервная система



3

Двигательная система организма человека



4

Пищеварительная система



5

Пищеварительная система



6

Дыхательная система



7

Кровеносная система



8

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества



9

Кожа



10

Как человек воспринимает окружающий мир



11

Как человек воспринимает окружающий мир



12

Как человек воспринимает окружающий мир



13

Как человек воспринимает окружающий мир



14

Мир чувств



15

Внимание



16

Память



Твое здоровье

17

Режим дня



18

Режим дня



19

Правила закаливания



20

Можно ли снять усталость?



21

Поговорим о вредных привычках



22

Поговорим о вредных привычках



23

Когда дом становится опасным



24

Когда дом становится опасным



25

Улица полна неожиданностей



26

Улица полна неожиданностей



27

Если случилась беда



28

Если случилась беда



29

Проверочная работа



Человек – часть природы

30

Чем человек отличается от животного?



31

От рождения до старости



Человек среди людей

32

Поговорим о доброте



33

Что такое справедливость



34

Качества культурного человека



35

О смелости



36

Умеешь ли ты общаться?



37

Умеешь ли ты общаться?



Родная страна: от края до края

38

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра



39

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов



40

Природные зоны России. Степи и пустыни



41

Почвы России



42

Рельеф России



43

Рельеф России



44

Как возникали и строились города



45

Россия и ее соседи. Япония



46

Россия и ее соседи. Китай



47

Россия и ее соседи. Королевство Дания



Человек – творец культурных ценностей

48

Что такое культура



49

Из истории письменности



50

О первых школах и книгах



51

О первых школах и книгах



52

Чему и как учились при Петре I



53

Русское искусство до XVIII века



54

Русское искусство до XVIII века



55

Искусство России XVIII века



56

Искусство России XVIII века



57

Золотой век русской культуры (XIX век)



58

Золотой век русской культуры (XIX век)



59

Искусство России XX века



Человек – защитник своего Отечества

60

Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская битва



61

Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская битва



62

Отечественная война 1812 года



63

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.



64

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.



65

Проверочная работа за год



Гражданин и государство

66

Гражданин и государство



67

Гражданин и государство



68

Гражданин и государство





40