СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для проведения уроков по окружающему миру в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, авторской программы А.А. Плешаков «Окружающий мир» (УМК «Школа России»)



Результаты изучения курса


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как устроен мир?

6

2

Эта удивительная природа.

18

3

Мы и наше здоровье.

10

4

Наша безопасность.

7

5

Чему учит экономика?

12

6

Путешествие по городам и странам.

15


Итого:

68




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Как устроен мир (6ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы, разумное существо. Внутрен­ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра­жение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия — наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продук­тах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений


Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь­ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан­ка. Значение физического труда и физкультуры для разви­тия скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.


Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа: знакомство с устройством и рабо­той бытового фильтра для воды.



Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики — одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными рас­тениями. Знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человече­ства — долг всего общества и каждого человека.

.















Планируемые результаты.

Обучающиеся должны:

знать:

- Неживая и живая природа. Растения дикорастущие и культурные. Деревья, кустарники, травы.

- Животные дикие и домашние.

- Насекомые, рыбы, птицы, звери.

- Основные признаки времён года.

- Некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Правила поведения в природе.

- Основные сведения о своём городе (селе). Домашний адрес. Виды транспорта.

- Наиболее распространённые профессии.

- Строение тела человека. Правила личной гигиены.

- Правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми.

- Имена, отчества родителей.

- Культура поведения в общественных местах.

- Основные стороны горизонта. Устройство и назначение компаса. Основные формы земной поверхности. Равнины и горы.

- Основные виды естественных водоёмов. Части реки.

- Названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России. Государственные символы России.

- Названия нескольких стран мира

уметь:

- Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Объекты неживой и живой природы.

- Различать группы растений и животных.

- Распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы).

- Выполнять правила поведения в природе.

- Различать изученные виды транспорта. Вести наблюдения за жизнью города, трудом людей.

- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице в быту.

- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми.

- Выполнять правила поведения в общественных местах.

- Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

- Приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт – Петербурга.

УУД:

- уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов;

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта);

- распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Умение работать с книгой, поиск информации в учебной книге.

- уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях.

- ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам





Календарно – тематическое планирование



п/п

Тема урока

Вид

занят

Кол-во

час.

Виды сам. раб.


Характеристика деятельности учащихся.

Дата

план

Дата

факт

Как устроен мир - 6 ч

1.

Природа.

ИНМ

1


  • Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;

  • работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необхо­димую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по извест­ным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



2

Человек.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;

  • различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявле­ния внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека;

  • работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; ^ моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе роле­вых игр;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»


1

проект

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • определять цель проекта;

  • распределять обязанности по проекту в группах;

  • собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;

  • подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изго­тавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд;

  • презентовать проект;

оценивать результаты работы



4.

Общество.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • определять место человека в мире;

  • характеризовать семью, народ, государство как части общества;

  • обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;

  • сопоставлять формы правления в государствах мира;

  • работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходи­мой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



5.

Что такое экология

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в при­роде, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаи­мосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;

  • работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью класси­фицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений*и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



6.

Природа в опасности.

Обобщение знаний по теме по теме «Как устроен мир».

ИНМ



КЗ

1





тест

  • Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу: сравнивать заповедники и нацио­нальные парки как виды особо охраняемых природных территорий:

  • работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни;

  • моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;

  • обсуждать, как каждый может помочь природе;

  • работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и националь­ных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



Эта удивительная природа - 18 ч

7.

Тела, вещества, частицы.

ИНМ

1


Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

  • характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

  • классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; ш-

  • наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;

  • работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведен­ных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; мо­делировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жид­ком и газообразном веществах;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



8.

Разнообразие веществ.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

  • наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

  • практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продук­тах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результа­ты исследования в рабочей тетради;

  • работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; ис­пользовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков;

  • работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



9.

Воздух и его охрана.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

  • анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

  • работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в со­ответствии с заданием;

  • работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чисто­ты воздуха в родном городе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



10.

Вода. Свойства воды.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

  • практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, форму­лировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради):

  • работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, ис­пользуя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как раство­рителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию;

  • работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



11.

Превращения и круговорот воды в природе.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

  • высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;

  • наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлажде­нии пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

  • работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помошью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку: моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку:

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



12.

Берегите воду!

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;

  • работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведе­ния с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источни­ки загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды;

  • работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чи­стоты воды в родном городе (селе);

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



13.

Что такое почва

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и во­просам;

  • высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

  • практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного экспери­мента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;

  • анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделиро­вать связи почвы и растений;

  • обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

  • характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризо­вать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о де­ятельности В. В. Докучаева);

  • обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



14.

Разнообразие растений.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;

  • знакомиться с группами растений по материалам учебника;

  • работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их от­веты; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;

  • приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя;

  • используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



15.

Солнце, растения и мы с вами.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыха­ния растений;

  • моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

  • выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

  • доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



16.

Размножение и развитие растений.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их рас­пространения;

  • наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

  • выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

  • характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;

  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



17.

Охрана растений.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;

  • характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир рас­тений;

  • обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;

  • оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



18.

Разнообразие животных

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах;

  • классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

  • приводить примеры животных разных групп;

  • с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе;

  • обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»;

  • работать с электронным приложением к учебнику;

  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



19

Кто что ест


ИНМ

1




  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • характеризовать животных по типу питания;

  • приводить примеры животных по типу питания;

анализировать схемы цепей питания;

  • характеризовать защитные приспособления растений и животных;

  • обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках;

  • обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке.



20

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»


1

проект

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • определять цель и этапы работы;

  • распределять обязанности;

  • совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя расте­ния, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;

  • находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

составлять и презентовать «Книгу природы родного края»



21.

Развитие и размножение животных.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • характеризовать животных разных групп по способу размножения;

  • моделировать стадии размножения животных разных групп;

  • рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;

  • обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;

  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



22.

Охрана животных.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1—2 классах;

  • характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на живот­ный мир;

  • с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России;

  • обсуждать меры по охране животных;

  • обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых;

  • формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;

  • с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее;

  • создать книжку-малышку «Береги животных»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



23.

В царстве грибов.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • характеризовать строение шляпочных грибов;

  • с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедоб­ные, несъедобные и ядовитые грибы;

  • обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;

  • моделировать различие грибов-двойников;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



24.

Великий круговорот жизни.

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа»

ИНМ

КЗ

1



тест

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и ор­ганизмы-разрушители;

  • обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи кругово­рота веществ в природе;

  • моделировать круговорот веществ в природе;

  • рассказывать о круговороте веществ на Земле;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



Мы и наше здоровье - 10 ч

25.

Организм человека.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организ­ма, полученные во 2 классе;

  • характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

  • обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;

  • анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показы­вать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

  • практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;

  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



26.

Органы чувств.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рас­сказы по предложенному плану;

  • распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;

  • формулировать правила гигиены органов чувств;

  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



27.

Надежная защита организма.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • практическая работа: изучить свойства кожи;

  • характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;

  • характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

  • работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреж­дениях кожи;

  • подготовить рассказ об уходе за кожей;

  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



28

Опора тела и движение.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

  • раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;

  • следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

  • выполнять физкультминутки;

  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



29.

Наше питание.

Наши проекты: «Школа кулинаров»

ИНМ

1



ПР

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;

  • моделировать строение пищеварительной системы;

  • характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пере­варивания;

  • обсуждать правила рационального питания;

  • составлять меню здорового питания;

  • работать с терминологическим словариком;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке:

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»



30.

Дыхание и кровообращение.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

  • характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;

  • моделировать строение дыхательной системы;

  • характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровенос­ной системы в организме;

  • моделировать строение кровеносной системы;

  • обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;

  • практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;

  • работать с терминологическим словариком;

  • работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



31.

Умей предупреждать болезни.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • характеризовать факторы закаливания;

  • формулировать правила закаливания;

  • составлять памятку по закаливанию;

  • составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

  • работать с терминологическим словариком;

  • регулярно проводить закаливание своего организма;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



32

Здоровый образ жизни.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

  • обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;

  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



33.

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

КЗ

1

тест

Выполнять тесты с выбором ответа; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами



34

Презентация проектов



ПР

  • Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядны­ми материалами;

  • обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся



Наша безопасность – 7ч

35.

Огонь, вода и газ.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выпол­нить;

  • актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах;

  • характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

  • моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

  • называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;

  • работать с терминологическим словариком;

  • анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



36.

Чтобы путь был счастливым

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2 классах;

  • работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;

  • обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

  • выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;

  • моделировать свои действия в ходе ролевой игры;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



37

Дорожные знаки.

ИНМ

1


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1—2 классах;

  • анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;

  • моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имею­щихся дорожных знаков;

  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



38

Наши проекты: «Кто нас защищает»


1

ПР

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • находить в Интернете и других источниках информации сведения о Воору­жённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

  • интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужа­щих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС;

  • оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.;

презентовать и оценивать результаты проектной деятельности



39.

Опасные места.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;

  • обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;

  • работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



40.

Природа и наша безопасность

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • характеризовать опасности природного характера;

  • находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;

  • обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»;

  • характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

  • отличать гадюку от ужа;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



41.

Экологическая безопасность.

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность»

ИНМ

1



тест

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать по схеме цепь загрязнения;

  • приводить примеры цепей загрязнения;

  • моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;

  • обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружа­ющей среды;

  • практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового филь­тра для очистки врды;

  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



Чему учит экономика – 12 ч

42.

Для чего нужна экономика

ИНМ

1


  • Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить;

  • раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

  • различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;

  • характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

  • работать с терминологическим словариком;

  • работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



43.

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по пред­ложенному плану;

  • приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

  • прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;

  • раскрывать роль науки в экономическом развитии;

  • работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике; работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



44.

Полезные ископаемые.

ИНМ

1


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1—2 клас­сах;

  • определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

  • выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

  • характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

  • с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;

  • работать с терминологическим словариком;

  • работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



45.

Растениеводство.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, получен­ные в 1—2 классах;

  • практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяй­ственное растение и описывать его по плану;

  • обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

  • различать и классифицировать культурные растения;

  • определять с помощью атласа-определителя культурные растения;

  • характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;

  • выявлять связь растениеводства и промышленности;

  • работать с терминологическим словариком;

  • исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в тече­ние дня;

  • работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



46.

Животноводство

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах;

  • классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

  • характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в эконо­мике и труд животноводов;

  • выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

  • работать с терминологическим словариком;

  • исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;

  • работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



47

Какая бывает промышленность?

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве това­ров;

  • соотносить продукцию и отрасли промышленности;

  • выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

  • характеризовать труд работников отраслей промышленности;

  • работать с терминологическим словариком;

  • работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные пред­приятия есть в регионе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



48

Наши проекты: «Экономика родного края»


1

ПР

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • собирать информацию об экономике своего края (города, села);

  • оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.;

  • коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;

презентовать и оценивать результаты проектной деятельности



49

Что такое деньги

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моде­лировать ситуации бартера и купли-продажи;

  • раскрывать роль денег в экономике;

  • различать денежные единицы разных стран;

  • практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;

  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



50

Государственный бюджет.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

  • определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

  • выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

  • моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;

  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



51

Семейный бюджет.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

  • выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

  • определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

  • обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — ме­нее важными;

  • моделировать семейный бюджет;

  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



52-53

Экономика и экология.

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Тест № 5

ИНМ

КЗ

2



тест

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полу­ченные в I—2 классах;

  • характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

  • раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

  • обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в на­стоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

  • приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием эко­логов;

  • моделировать экологические прогнозы;

  • работать с терминологическим словариком;

  • работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



Путешествие по городам и странам - 15 ч

54-56

Золотое кольцо России.

ИНМ

3


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

  • рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

  • узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фото­графиям;

дач составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

« моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопри­мечательностей, сувениры и т. д.;

  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

  • с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



57

Наши проекты: «Музей путешествий»


1

ПР

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), со­ставлять этикетки (кем, когда и где собран материал);

  • оформлять экспозицию музея;

  • готовить сообщения (экскурсии по музею);

презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов



58

Наши ближайшие соседи.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • показывать на карте России её границы и пограничные государства, их сто­лицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

  • обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

  • работать с терминологическим словариком; с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, гра­ничащих с Россией;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



59.

На севере Европы.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом место­положения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

  • соотносить государства и их флаги;

  • узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её за­мечательных людей;

  • составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;

  • работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



60.

Что такое Бенилюкс

ИНМ

1


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -г- работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каж­дой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из пред­ставителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

  • составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;

  • описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;

  • выполнять задания электронного приложения к учебнику;

  • используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фак­тов по изучаемым странам;

  • работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



61.

В центре Европы.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположе­ния страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

  • узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям;

  • выполнять задания по электронному приложению к учебнику;

  • моделировать достопримечательности из пластилина;

  • работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



62.

По Франции и Великобритании.(Франция)

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подгото­вить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политиче­ской карте Европы; выступать одному из представителей группы или распреде­лять материал на несколько сообщений;

  • описывать достопримечательности Франции по фотографиям;

  • составлять вопросы для викторины о Франции;

  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции;

  • работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



63

По Франции и Великобритании.(Великобритания



ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подгото­вить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политиче­ской карте Европы; выступать одному из представителей группы или распреде­лять материал на несколько сообщений;

  • описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям;

  • составлять вопросы для викторины о Великобритании;

  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Великобритании;

  • работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Великобритании;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



64.

На юге Европы.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на по­литической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

  • составлять вопросы к викторине по Греции и Италии;

  • описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;

  • выполнять задания электронного приложения к учебнику;

  • используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изуча­емых странах;

работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



65.

По знаменитым местам мира.

ИНМ

1


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

  • обсуждать цели международного туризма;

  • работать с картой;

  • описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;

  • находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопри­мечательностях разных стран, готовить сообщения;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке



66.

Итоговое тестирование

КЗ

1

тест

  • Выполнять тесты с выбором ответа;

  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами



6768

Презентация проектов


2


  • Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядны­ми материалами;

  • обсуждать выступления учащихся;

  • оценивать свои достижения и достижения других учащихся





ИНМ – изучение нового материала

ЗПЗ – закрепление первичных знаний

УЗ - урок закрепление

ПР- проект

КЗ - контроль знаний































Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Перечень оборудования

  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Интерактивная доска



Перечень наглядных и дидактических материалов

1. Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения)


2.Электронное приложение к учебнику Окружающий мир . Плешаков А.А. . 3 класс



















Учебно-методическое обеспечение предмета

Основная учебно-методическая литература



  1. Плешаков А.А.. Окружающий мир Сборник рабочих программ «Школа России» 1 - 4 класс. М.: «Просвещение», 2011.

Дополнительная учебно-методическая литература

Нормативные документы

1.​ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. .​ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).





1 . Васильева Н. Ю. «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 3 класс- М.: ВАКО, 2013

2. Контрольно-измерттельные материалы. Окружающий мир: 3 класс./ Сост. И..Ф.Яценко. - М.: ВАКО, 2012



Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok

4. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru