ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273 (в редакции от 29.12.2017 года);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования» в действующей редакции;
Основная образовательная программа НОО МКОУ СОШ № 4 на 2019-2023 уч.г.;
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 « О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования», Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 с изменениями, внесёнными приказом Минобрнауки от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
С учетом авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ УМК «Школа России» 1-4 классы, научный руководитель А.А.Плешаков, М; Просвещенеие., 2014 г.) .
Для реализации данной программы используется следующий учебник: «Окружающий мир» 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А., Москва, издательство «Просвещение», 2016г.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию системно - деятельностного подхода и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности.
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);
использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся (сюжетно-ролевые игры, игра-путешествие, настольные игры, приглашение в сказку и др);
проявление педагогического такта (постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИР
Обучающийся научится:
— находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
— осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
— находить на карте страны — соседи России и их столицы;
— определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
— осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
— различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
— различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
— проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
— исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
— классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
— пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
— обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
— приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
— использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
— устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
— использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
— оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
— вырабатывать правильную осанку;
— выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
— понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
— правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
— соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
— понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
— соблюдать правила безопасного поведения в природе;
— понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
— раскрывать роль экономики в нашей жизни;
— осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
— различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
— понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
— объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
— понимать, как ведётся хозяйство семьи;
— обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
— рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
— приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
— использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МКОУ СОШ №4 отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели).
Запланировано:
Практических работ – 8;
Тестов – 6;
Контрольная работа тестового характера в рамках промежуточной аттестации – 1.
Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных: урок -экскурсия, урок – защита проектов, практические работы, урок – викторина.
Используется коллективная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Проекты 3 класс: « Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».
Рабочая программа отличается от авторской (А.А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России» 1-4 классы, научный руководитель А.А.Плешаков, М; Просвещенеие., 2014 г.) количеством часов, отводимых на изучение разделов. Так же в данной рабочей программе предусматриваются уроки с включением национального регионального содержания.
№ п/п | Глава, темы | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Как устроен мир? | 6 часов | 7 часов |
2 | Эта удивительная природа | 18 часов | 19 часов |
3 | Мы и наше здоровье | 10 часов | 10 часов |
4 | Наша безопасность | 7 часов | 8 часов |
5 | Чему учит экономика | 12 часов | 12 часов |
6 | Путешествие по городам и странам | 15 часов | 12 часов |
| ИТОГО | 68 часов | 68 часов |
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. Д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Проекты: «Богатства, отданные людям».
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пиражен. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов).Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Разнообразие веществ. Свойства воды. Свойства почвы. Размножение и развитие растений.
Проекты: «Разнообразие природы родного края».
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Проекты: «Школа кулинаров».
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практические работы: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Проекты: «Кто нас защищает».
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Проекты: «Экономика родного края».
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Проекты: «Музей путешествий».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока |
Как устроен мир?( 7ч) |
1. | | Природа. Разнообразие природы. (экскурсия) | 1 | Урок-экскурсия |
2. | | Человек. | 1 | Комбинированный |
3. | | Наши проекты: "Богатства, отданные людям" | 1 | Комбинированный |
4. | | Общество. | 1 | Комбинированный |
5. | | Что такое экология? | 1 | Комбинированный |
6. | | Природа в опасности! | 1 | Комбинированный |
7. | | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №1. | 1 | Урок контроля знаний |
Эта удивительная природа (19ч) |
8. | | Тела, вещества, частицы. | 1 | Комбинированный |
9. | | Разнообразие веществ. Практическая работа | 1 | Комбинированный |
10. | | Воздух и его охрана | 1 | Комбинированный |
11. | | Свойства воды. Практическая работа. | 1 | Урок-исследование |
12. | | Превращения и круговорот воды! | 1 | Комбинированный |
13. | | Берегите воду! РС Водоемы нашего края. | 1 | Комбинированный |
14 | | Что такое почва. Практическая работа | 1 | Комбинированный |
15. | | Разнообразие растений. РС Лесные богатства Архангельской области. | 1 | Комбинированный |
16 | | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | Комбинированный |
17. | | Размножение и развитие растений. Практическая работа | 1 | Комбинированный |
18 | | Охрана растений. | 1 | Комбинированный |
19 | | Разнообразие животных. | 1 | Комбинированный |
20 | | Кто что ест? | 1 | Комбинированный |
21 | | РС Наши проекты: "Разнообразие природы родного края". | 1 | Комбинированный |
22 | | Размножение и развитие животных. | 1 | Комбинированный |
23 | | Охрана животных. РС Красная книга Архангельской области | 1 | Комбинированный |
24 | | В царстве грибов. | 1 | Комбинированный |
25 | | Великий круговорот жизни. | 1 | Комбинированный |
26 | | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №2. | 1 | Урок контроля знаний |
Мы и наше здоровье (10ч) |
27 | | Организм человека. | 1 | Комбинированный |
28 | | Органы чувств. | 1 | Комбинированный |
29 | | Надежная защита организма. Практическая работа | 1 | Комбинированный |
30 | | Опора тела и движение. | 1 | Комбинированный |
31 | | Наше питание. | 1 | Комбинированный |
32 | | Наши проекты: "Школа кулинаров". | 1 | Комбинированный |
33 | | Дыхание и кровообращение. | 1 | Комбинированный |
34 | | Умей предупреждать болезни. | 1 | Комбинированный |
35 | | Здоровый образ жизни. | 1 | Комбинированный |
36 | | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №3. | 1 | Урок контроля знаний |
Наша безопасность(8ч) |
37 | | Огонь, вода и газ. | 1 | Комбинированный |
38 | | Чтобы путь был счастливым. | 1 | Комбинированный |
39 | | Дорожные знаки. | 1 | Комбинированный |
40 | | Наши проекты: "Кто нас защищает". | 1 | Комбинированный |
41 | | Опасные места. | 1 | Комбинированный |
42 | | Природа и наша безопасность. | 1 | Комбинированный |
43 | | Экологическая безопасность. Практическая работа. | 1 | Комбинированный |
44 | | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №4. | 1 | Урок контроля знаний |
Чему учит экономика (12ч) |
45 | | Для чего нужна экономика | 1 | Комбинированный |
46 | | Природные богатства и труд людей - основа экономики. | 1 | Комбинированный |
47 | | Полезные ископаемые. РС Полезные ископаемые нашего края | 1 | Комбинированный |
48 | | Растениеводство. Практическая работа. | 1 | Комбинированный |
49 | | Животноводство. | 1 | Комбинированный |
50 | | Какая бывает промышленность. | 1 | Комбинированный |
51 | | РС Наши проекты: "Экономика родного края". | 1 | Комбинированный |
52 | | Что такое деньги. Практическая работа. | 1 | Комбинированный |
53 | | Государственный бюджет. | 1 | Комбинированный |
54 | | Семейный бюджет. | 1 | Комбинированный |
55 | | Экономика и экология. | 1 | Комбинированный |
56 | | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №5. | 1 | Урок контроля знаний |
Путешествиепо городам и странам (12ч) |
57 | | Золотое кольцо России. | 1 | Комбинированный |
58 | | Золотое кольцо России. | 1 | Комбинированный |
59 | | Наши проекты: "Музей путешествий". | 1 | Комбинированный |
60 | | Наши ближайшие соседи. | 1 | Комбинированный |
61 | | Контрольная работа тестового характера в рамках промежуточной аттестации | 1 | Урок контроля знаний |
62 | | На севере Европы. | 1 | Комбинированный |
63 | | Что такое Бенилюкс. | 1 | Комбинированный |
64 | | В центре Европы. | 1 | Комбинированный |
65 | | По Франции и Великобритании. | 1 | Комбинированный |
66 | | На юге Европы. | 1 | Комбинированный |
67 | | По знаменитым местам мира. | 1 | Комбинированный |
68 | | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №6. | 1 | Урок контроля знаний |