СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру (3 класс, УМК "Школа России")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру (3 класс, УМК "Школа России")»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273 (в редакции от 29.12.2017 года);

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования» в действующей редакции;

  3. Основная образовательная программа НОО МКОУ СОШ № 4 на 2019-2023 уч.г.;

  4. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 « О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования», Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 с изменениями, внесёнными приказом Минобрнауки от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».


С учетом авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ УМК «Школа России» 1-4 классы, научный руководитель А.А.Плешаков, М; Просвещенеие., 2014 г.) .

Для реализации данной программы используется следующий учебник: «Окружающий мир» 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А., Москва, издательство «Просвещение», 2016г.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию системно - деятельностного подхода и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности.

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи содержания курса:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

  • индивидуальный подход к каждому ученику;

  • предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);

  • использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся (сюжетно-ролевые игры, игра-путешествие, настольные игры, приглашение в сказку и др);

  • проявление педагогического такта (постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИР

Обучающийся научится:

— находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

— осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

— находить на карте страны — соседи России и их столицы;

— определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

— осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

— различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

— различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

— проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

— исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

— классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

— пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

— обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

— приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

— использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

— устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

— использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

— оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

— вырабатывать правильную осанку;

— выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

— понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

— правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

— соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

— понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

— соблюдать правила безопасного поведения в природе;

— понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

— раскрывать роль экономики в нашей жизни;

— осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

— различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

— понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

— объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

— понимать, как ведётся хозяйство семьи;

— обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

— рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

— приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

— использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МКОУ СОШ №4 отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели).

Запланировано:

Практических работ – 8;

Тестов – 6;

Контрольная работа тестового характера в рамках промежуточной аттестации – 1.

Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных: урок -экскурсия, урок – защита проектов, практические работы, урок – викторина.

Используется коллективная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Проекты 3 класс: « Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

Рабочая программа отличается от авторской (А.А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России» 1-4 классы, научный руководитель А.А.Плешаков, М; Просвещенеие., 2014 г.) количеством часов, отводимых на изучение разделов. Так же в данной рабочей программе предусматриваются уроки с включением национального регионального содержания.


п/п

Глава, темы

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1

Как устроен мир?

6 часов

7 часов

2

Эта удивительная природа

18 часов

19 часов

3

Мы и наше здоровье

10 часов

10 часов

4

Наша безопасность

7 часов

8 часов

5

Чему учит экономика

12 часов

12 часов

6

Путешествие по городам и странам

15 часов

12 часов


ИТОГО

68 часов

68 часов


Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. Д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Проекты: «Богатства, отданные людям».

Эта удивительная природа (19 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пиражен. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов).Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Разнообразие веществ. Свойства воды. Свойства почвы. Размножение и развитие растений.

Проекты: «Разнообразие природы родного края».

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Проекты: «Школа кулинаров».

Наша безопасность (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практические работы: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Проекты: «Кто нас защищает».

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.

Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Проекты: «Экономика родного края».

Путешествие по городам и странам (12 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Проекты: «Музей путешествий».

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Дата

Тема урока


Кол-во

часов

Тип урока

Как устроен мир?( 7ч)

1.


Природа. Разнообразие природы. (экскурсия)

1

Урок-экскурсия

2.


Человек.

1

Комбинированный

3.


Наши проекты: "Богатства, отданные людям"

1

Комбинированный

4.


Общество.

1

Комбинированный

5.


Что такое экология?

1

Комбинированный

6.


Природа в опасности!

1

Комбинированный

7.


Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №1.

1

Урок контроля знаний

Эта удивительная природа (19ч)

8.


Тела, вещества, частицы.

1

Комбинированный

9.


Разнообразие веществ. Практическая работа

1

Комбинированный

10.


Воздух и его охрана

1

Комбинированный

11.


Свойства воды. Практическая работа.

1

Урок-исследование

12.


Превращения и круговорот воды!

1

Комбинированный

13.


Берегите воду! РС Водоемы нашего края.

1

Комбинированный

14


Что такое почва. Практическая работа

1

Комбинированный

15.


Разнообразие растений. РС Лесные богатства Архангельской области.

1

Комбинированный

16


Солнце, растения и мы с вами.

1

Комбинированный

17.


Размножение и развитие растений. Практическая работа

1

Комбинированный

18


Охрана растений.

1

Комбинированный

19


Разнообразие животных.

1

Комбинированный

20


Кто что ест?

1

Комбинированный

21


РС Наши проекты: "Разнообразие природы родного края".

1

Комбинированный

22


Размножение и развитие животных.

1

Комбинированный

23


Охрана животных. РС Красная книга Архангельской области

1

Комбинированный

24


В царстве грибов.

1

Комбинированный

25


Великий круговорот жизни.

1

Комбинированный

26


Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №2.

1

Урок контроля знаний

Мы и наше здоровье (10ч)

27


Организм человека.

1

Комбинированный

28


Органы чувств.

1

Комбинированный

29


Надежная защита организма. Практическая работа

1

Комбинированный

30


Опора тела и движение.

1

Комбинированный

31


Наше питание.

1

Комбинированный

32


Наши проекты: "Школа кулинаров".

1

Комбинированный

33


Дыхание и кровообращение.

1

Комбинированный

34


Умей предупреждать болезни.

1

Комбинированный

35


Здоровый образ жизни.

1

Комбинированный

36


Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №3.

1

Урок контроля знаний

Наша безопасность(8ч)

37


Огонь, вода и газ.

1

Комбинированный

38


Чтобы путь был счастливым.

1

Комбинированный

39


Дорожные знаки.

1

Комбинированный

40


Наши проекты: "Кто нас защищает".

1

Комбинированный

41


Опасные места.

1

Комбинированный

42


Природа и наша безопасность.

1

Комбинированный

43


Экологическая безопасность. Практическая работа.

1

Комбинированный

44


Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №4.

1

Урок контроля знаний

Чему учит экономика (12ч)

45


Для чего нужна экономика

1

Комбинированный

46


Природные богатства и труд людей - основа экономики.

1

Комбинированный

47


Полезные ископаемые. РС Полезные ископаемые нашего края

1

Комбинированный

48


Растениеводство. Практическая работа.

1

Комбинированный

49


Животноводство.

1

Комбинированный

50


Какая бывает промышленность.

1

Комбинированный

51


РС Наши проекты: "Экономика родного края".

1

Комбинированный

52


Что такое деньги. Практическая работа.

1

Комбинированный

53


Государственный бюджет.

1

Комбинированный

54


Семейный бюджет.

1

Комбинированный

55


Экономика и экология.

1

Комбинированный

56


Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №5.

1

Урок контроля знаний

Путешествиепо городам и странам (12ч)

57


Золотое кольцо России.

1

Комбинированный

58


Золотое кольцо России.

1

Комбинированный

59


Наши проекты: "Музей путешествий".

1

Комбинированный

60


Наши ближайшие соседи.

1

Комбинированный

61


Контрольная работа тестового характера в рамках промежуточной аттестации

1

Урок контроля знаний

62


На севере Европы.

1

Комбинированный

63


Что такое Бенилюкс.

1

Комбинированный

64


В центре Европы.

1

Комбинированный

65


По Франции и Великобритании.

1

Комбинированный

66


На юге Европы.

1

Комбинированный

67


По знаменитым местам мира.

1

Комбинированный

68


Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №6.

1

Урок контроля знаний



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!