СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word»







Аннотация

к рабочей программе по окружающему миру (ФГОС) 1-4 классов



Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».

Содержание учебного предмета направлено на формирование целостной картины мира и сознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой, духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Предмет представлен в программе следующими содержательными линиями:

- человек и природа

- человек и общество

- правила безопасной жизни

Рабочая программа рассчитана на 68 ч (34 учебные недели согласно базисному плану, 2 ч в неделю).

Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, структуру предмета, место предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.

УМК «Школа России».

Срок реализации программы - 1 год










Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для третьего класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатах начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы». (УМК «Школа России».)

Программа адресована обучающимся 3 класса МБОУ «Новозаганская средняя общеобразовательная школа».

Учебный предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на

основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России

в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону,

в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни

и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Общая характеристика учебного предмета

Курс «Окружающий мир» для третьего класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественнонаучный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

В рамках предмета, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;

  • идея целостности мира;

  • идея уважения к миру.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Виды и типы уроков:

  • комбинированный урок;

  • открытие новых знаний;

  • обобщающий урок;

  • урок закрепления;

  • нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-экскурсия, практическое

занятие, урок-проект, заочная экскурсия, устный журнал;

  • работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или

иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами;

  • проведение наблюдений;

  • выполнение практических работ;

  • моделирование объектов и процессов;

  • дидактические игры;

  • уроки на улицах села;

  • предметные экскурсии.

Формы организации урока:

  • коллективная;

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная работа;

  • работа в парах.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится

2 часа в неделю – 68 часов в год (34 учебные недели).


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и

общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём

многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине,

к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся

в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог

преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения

к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой

личности.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,

психическое, духовно и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,

историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

В рабочей программе предусмотрено 11 часов на национально-региональный

компонент (НРК).


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и

национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального

российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных

ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его

органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том

числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для

создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и

практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и

коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных

задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом

учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,

организации, передачи и интерпретации информации в соответствии

с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

«Окружающий мир»;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный

контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,

процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего

образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного

предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за

национальные свершения, открытия, победы;

  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей

семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической

грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,

измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в

окружающем мире.

Содержание тем учебного предмета «Окружающий мир» по разделам

№ п/п

Раздел

учебного курса

Кол-во часов

Содержание раздела по темам

1

Как устроен мир

7

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе

(меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек часть природы, разумное существо. Внутрен­ний мир человека. Восприятие, память, мышление,

воображение ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство части общества. Человек часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия – наука о связях между живыми существами и

окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, рас­познавание природных объектов с помощью атласа

опреде­лителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.


2

Эта удивительная природа


19

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.

Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продук­тах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.


3

Мы и наше здоровье

10

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение

и гигиена.

Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при неболь­ших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаков­ках); подсчет ударов пульса.


4

Наша безопасность

8

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрест­ностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и рабо­той бытового фильтра для воды.


5

Чему учит экономика

12

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики – одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение об­разцов полезных ископаемых; знакомство с культурными рас­тениями, составление устного описания рассмотренных расте­ний; знакомство с современными российскими монетами.


6

Путешествие по городам и странам

12

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человече­ства – долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.



ВСЕГО

68


Таблица тематического распределения часов

п/п

Раздел учебника

Количество часов

1

Как устроен мир

7

2

Эта удивительная природа

19

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

8

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествие по городам и странам

12

Всего


68


Контроль предметных результатов

Основная цель контроля по окружающему миру – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предпола­гает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познава­тельные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достиже­ний ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достиже­ний являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизи­рованных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность де­монстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высо­ких уровней формируемых учебных действий.

Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ –

сис­темы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окру­жающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагно­стических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освое­ния темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неде­лю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из не­скольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для те­матических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюде­ний учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и прак­тических работ, итоговой диагностической работы.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, усло­вия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным при­знакам;

  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочёты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицатель-: на

результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта не

приводящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляема»

после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.



Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований высокий: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу: не более одного недочёта; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») уровень выполнения требований повышенный: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; caмостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») достаточный базовый уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполного раскрытия вопроса.

«2» («неудовлетворительно») уровень выполнения требований ниже базового: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 не­дочётов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, не раскрыт обсуж­даемый вопрос, отсутствие аргументации, либо ошибочность её основных положений.

Учебно-тематический план

Учебная четверть

Количество часов

Диагностический и практический материал

1 четверть

18

Практическая работа – 1; проект – 1; проверка знаний – 1

2 четверть

14

Практическая работа – 9; проект – 2;

проверка знаний – 2

3 четверть

20

Практическая работа – 4; проект – 2;

проверка знаний – 2

4 четверть

16

Практическая работа – 1; проект – 1; проверка знаний – 1

Всего

68


Практическая работа – 15; проект – 6;

проверка знаний – 6


Контроль предметных результатов


Учебная четверть

Тема раздела

Кол-во часов

Проекты

Практические работы

Проверочные работы по разделу


I

Как устроен

мир

7

«Богатства, отданные людям»

Посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц

«Как устроен мир»

II

Эта удивительная природа

19

«Разнообразие природы родного края»

Практическая работа по обнаружению крахмала

в продуктах питания

«Эта удивительная природа»

Исследование свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра

Исследование состава почвы

Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными


Распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя


Мы и наше здоровье

10

«Школа кулинаров»


Знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при неболь­ших повреждениях кожи изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаков­ках); подсчет ударов пульса


Измерение роста и массы тела

Определение наличия питательных веществ

в продуктах питания (по информации на упаков­ках)

Практическая работа: измерение пульса на запястье, подсчитывание количества ударов

в минуту при разной нагрузке

«Мы и наше здоровье»

III

Наша безопасность

8

«Кто нас защищает?»

Знакомство с устройством и рабо­той бытового фильтра для воды

«Наша безопасность»

Чему учит экономика

12

«Экономика родного края»

Рассматривание и определение об­разцов полезных ископаемых


Знакомство с культурными рас­тениями, составление устного описания рассмотренных расте­ний по плану

Знакомство с современными российскими монетами, рассматривание и сравнение монет

«Чему учит экономика»

IV

Путешествия по городам

и странам

12

«Музей путешествий»

Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов

«Путешествие по городам и странам»

Всего:

6

68

6

15

6



Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения учебного предмета «Окружающий мир» третьеклассники научатся:

  • определять место человека в мире;

  • распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

  • называть основные свойства воздуха и воды;

  • объяснять круговорот воды в природе;

  • определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группы

растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы.

  • устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой

природы (между растениями и животными, между различными животными);

  • устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для

человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

  • характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам

гигиены; основам здорового образа жизни;

  • правилам безопасного поведения в быту и на улице,

  • распознавать основные дорожные знаки;

  • правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности

называть потребности людей, товары и услуги;

  • определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают

основы семейного бюджета.

Третьеклассники получат возможность научиться:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать

наи­более распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и

несъедоб­ные грибы;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и

практиче­ские работы, фиксировать их результаты;

  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между

при­родой и человеком;

  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость;

выполнять посильную работу по охране природы;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь

при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

  • владеть элементарными приемами чтения карты;

  • приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной

Ев­ропы и их столиц.

















































Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 3 классе (2 часа в неделю, 68 часов в год)


№ п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Вид контроля

Дата



Личностные


Метапредметные

Предметные



П

Ф

Как устроен мир (7 часов)

1

Природа

Формирование личного отношения

к окружающему миру;

осознавать разностороннюю значимость природы

в своей жизни.



Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы.



Осознавать ценность каждого человека

в обществе;

проявлять интерес

и уважение к жизни разных народов, стран,

к государственному устройству своей страны.


Формирование установки на бережное отношение

к окружающему миру.




Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.


Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.


Коммуникативные УУД:

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.







Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.


Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.




Анализировать текст, извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы.

Знакомство с учебником.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Доказывать, что природа разнообразна. Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа, организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.

Классифицировать объекты природы.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №1



2

Человек








Называть сходство человека и живых существ и отличие его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять

Находить сходство человека от других объектов живой природы.

Знать ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение.

Оценивать богатство внутреннего мира человека, работать в паре.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №2










3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

Определять цель, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель проекта;

- распределять обязанности;

- собирать материал в дополнительной литературе;

- презентовать проект;

- оценивать результаты работы.

Проект



4

Общество

(НРК)

Анализировать понятия, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в мире.





Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Определять место человека в мире.

Характеризовать семью, народ, государство.

Работать в группе.

Уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №3




5

Что такое экология

Называть экологические связи и их разнообразие

Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать текст учебника, прослеживать взаимосвязи.

Приводить примеры взаимосвязей живого и неживого.

Отличать экологию от других похожих наук. Учиться определять экологические связи.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №4




6

Природа в опасности!

(НРК)

Формирование установки на бережное отношение

к окружающему миру.









Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Называть экологические связи и их разнообразие.

Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Устанавливать причинно-следственные связи между человеком и природой.

Различать положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Сравнивать заповедники и национальные парки.

Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу.

Работать со взрослыми, готовить доклады о заповедниках в своем регионе.

Обсуждать правила поведения в природе, уметь

правильно вести себя в зелёной зоне. Запомнить некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Экскурсия



7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Обобщить знания по теме.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

Проверочная работа

по разделу



Эта удивительная природа (19 часов)

8

Тела, вещества, частицы

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы.



Развитие самостоятельности и личной ответственности

за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.



Формирование установки на бережное отношение

к окружающему миру.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы.


Развитие самостоятельности и личной ответственности

за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.


Развитие навыков сотрудничества

со взрослыми

и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Формирование установки на бережное отношение

к окружающему миру.





Ориентироваться

на соблюдение моральных норм в учебной деятельности и формировать бережное отношение к природным ценностям.

Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.


Познавательные УУД:

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять 

простой план учебно-научного текста; преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.


Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.



Различать тела и вещества.

Характеризировать определять понятия: тело, вещество, частица.

Приводить примеры тел, веществ.

Работать в группе, проверять с помощью учебника правильность суждений.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №5

Практическая работа



9

Разнообразие веществ

Описывать изучаемые вещества по предложенному плану, различать сахар, соль, крахмал по определенным признакам.

Наблюдать свойства вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Правильно пользоваться этими веществами.

Описывать вещества по плану.

Фиксировать результаты исследований в тетрадь.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №6

Практическая работа




10

Воздух и его охрана

Объяснять свойства воздуха используя знания о частицах.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать состав и свойства воздуха.

Извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №7




11

Вода

Объяснять свойства воды на основе схем в учебнике.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Определять основные свойства воды, значение воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра.

Понимать и анализировать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

Проводить мини-исследование об использовании воды в семье.

Текущий

Практическая работа



12

Превращения

и круговорот воды

Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.



Познавательные УУД:

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять 

простой план учебно-научного текста; преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.



Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.


Познавательные УУД:

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять 

простой план учебно-научного текста.



Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.


Познавательные УУД:

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять 

простой план учебно-научного текста.


Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.


Познавательные УУД:

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять 

простой план учебно-научного текста.


Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.



Различать три состояния воды.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать и понимать, как осуществляется круговорот воды в природе. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. Сравнивать понятия: испарение, круговорот воды.

Формулировать вывод о причине появления облаков и выпадении дождя.

Рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку.

Текущий

Тест №8




13

Берегите воду!

(НРК)

Понимать, что надо беречь и охранять воду.









Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду.

Находить и использовать цифровые данные из учебника.

Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели.

Интервьюировать взрослых о мерах по охране воды в своем регионе.

Текущий

Тест №9

Практическая работа




14

Что такое почва

Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Обсуждать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов в почве.

Исследовать состав почвы.

Анализировать схему связи почвы и растений.

Обсуждать вопрос о связи живого и неживого

в почве.

Характеризовать меры по охране почвы.

Текущий

Тест №10

Практическая работа



15

Разнообразие растений

Понимать значение растений для здоровья

и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому.





Ориентироваться

на бережное отношение

к природе, формировать позицию эколога.


Определять границы собственного знания

и незнания, вырабатывать способность к решению моральных проблем.

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы.


Развитие самостоятельности и личной ответственности

за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.


Развитие навыков сотрудничества

со взрослыми

и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Формирование установки на бережное отношение к окружающему миру.





Ориентироваться

на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение

к животным.






Формирование установки на бережное отношение к окружающему миру.







Формирование установки на бережное отношение к окружающему миру.





Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Характеризовать процессы образования и разрушения почв.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Отличать растения одной группы от другой.

Анализировать основную классификацию растений.

Классифицировать растения из предложенного списка.

Приводить примеры с помощью атласа-определителя.

Подготавливать сообщения о растениях.

Текущий

Тест №11




16

Солнце, растения

и мы с вами

Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений.







Объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе. Моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Текущий

Тест №12




17



Размножение и развитие растений


Текущий



18

Охрана растений

(НРК)

Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени.

Объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения. Оценивать поступки людей по отношению

к природе.

Приводить примеры растений из Красной книги России.

Текущий

Тест №13 Практическая работа



19

Разнообразие животных

Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений.





Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Классифицировать животных и их групповым признакам. С помощью атласа относить животное к определённой группе.

Работать со словариком.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №14




20

Кто что ест




Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.



Характеризовать животных по типу питания. Составлять цепи питания.

Характеризовать защитные приспособления животных и растений.

Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе.

Текущий

Тест №15




21

Наши проекты:

«Разнообразие природы родного края»

(НРК)

Умение работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

В ходе проекта дети:

-определяют цель и этапы работы;

- распределяют обязанности;

- находят материалы о природе;

- составляют «Книгу природы родного края».


Проект



22

Размножение и развитие животных

Знакомство с размножением и развитием животных различных групп.







Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать способы размножения животных.

Моделировать стадии размножения.

Обсуждать материалы книг.

Рассказывать, как заботятся животные о своем потомстве.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №16




23

Охрана животных

(НРК)

Определять животных, занесенных в Красную книгу.







Актуализировать знания о причинах исчезновения животных. Обсуждать экологические правила, которые должны выполнять люди.

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животных.

Готовить сообщения о животных.

Создавать книжку- малышку «Береги животных».

Текущий

Тест №17





24

В царстве грибов

Учить различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов.




С помощью иллюстраций учебника и атласа различать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов.

Моделировать различие грибов-двойников.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Практическая работа




25

Великий круговорот жизни


Ознакомить

с круговоротом веществ на Земле.

Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи. Устанавливать взаимосвязь между ними.

Рассказывать о круговороте веществ на земле.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые

вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №18




26

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа»

Обобщить знания по теме.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

Проверочная работа

по разделу

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)

27

Организм человека

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы.


Развитие самостоятельности

и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.


Развитие навыков сотрудничества

со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.


Регулятивные УУД:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.


Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.



Называть и показывать на модели органы человека

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Актуализировать знания о внутреннем строении организма человека. Моделировать и показывать внутренние органы на модели человека.

Обсуждать взаимосвязи анатомии, физиологии и гигиены.

Практическая работа в паре.

Работа со словариком.

Текущий

Тест №19

Практическая работа



28

Органы чувств

Называть органы чувств, познакомить с гигиеной органов чувств.






Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Актуализировать знания об органах чувств и их значение для человека. Учиться беречь органы чувств.

Формулировать правила гигиены.

Самостоятельно изучать материал и готовить рассказы

Текущий

Тест №20





29

Надёжная защита организма

Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей.

Характеризовать функции кожи.

Осваивать приемы оказания первой помощи при небольших повреждениях.

Подготовить рассказ об уходе за кожей.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №21




30

Опора тела

и движение







Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Следить за правильной осанкой.

Характеризовать роль скелета. Показывать основные кости скелета. Раскрывать роль правильной посадки за столом.

Выполнять физкультминутки.

Работать со словарем.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №22

Практическая работа





31

Наше питание


Моделировать строение пищеварительной системы.

Моделировать строение пищеварительной системы. Обсуждать правила рационального питания.

Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

Составлять меню здорового питания.

Текущий

Тест №23

Практическая работа





32

Наши проекты: «Школа кулинаров»

Регулятивные УУД:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.


Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли

в устной и письменной речи

с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


Адекватно оценивать и анализировать свои знания.

Готовиться к выполнению проекта

Проект




33

Дыхание

и кровообра-щение









Устанавливать связь между дыхательной и кровеносной системами.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы.

Обсуждать взаимосвязь данных систем.

Практическая работа в парах: измерение пульса.

Измерение пульса у членов семьи.

Заботиться о своём здоровье.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №24

Практическая работа



34

Умей предупреж-дать болезни







Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению

к материальным и духовным ценностям.



Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Называть способы закаливания, правила поведения в случае заболевания.

Характеризовать основные факторы закаливания, учиться закаливать свой организм.

Формулировать правила закаливания.

Составлять памятку.

Регулярно проводить закаливание своего организма.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Составление памятки



35

Здоровый образ жизни

Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы, негативно на него влияющие.

Характеризовать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

Различать факторы, укрепляющие здоровье

Текущий

Тест №25



36

Обобщение знаний по теме «Мы

и наше здоровье»

Обобщить знания по теме.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

Проверочная работа

по разделу



Раздел «Наша безопасность» (8 часов)





37

Огонь, вода

и газ

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению

к материальным и духовным ценностям.



Развитие навыков сотрудничества

со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.



Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.






Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.


Регулятивные УУД:

составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


Познавательные УУД:

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

перерабатывать полученную информацию: сравнивать 

и группировать факты

и явления; определять причины явлений, событий.


Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию

до других: высказывать

свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

Моделировать действия ситуаций в игре, и в виде схем.

Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №1

Практическая работа




38

Чтобы путь был счастливым


Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте.

Анализировать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Обсуждать предложенные ситуации.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Текущий

Тест №2




39

Дорожные знаки

Называть дорожные знаки, обсуждать, как они помогают пешеходам.






Актуализировать знания об основных дорожных знаков, уметь ориентироваться на дороге.

Моделировать в виде схемы путь от дома до школы.

Работа со словарем.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №3

Практическая работа




40

Наши проекты:

«Кто нас защищает»

Определять цель проекта.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- находить информацию,

- интервьюировать сотрудников полиции, ветеранов;

- оформлять собранные материалы;

- презентовать и оценивать результаты.

Проект



41

Опасные места

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.










Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Называть правила безопасности на балконе, в лифте,

на стройплощадке, пустыре.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

Составлять схему своего двора с указанием опасных мест.

Текущий

Тест №4




42

Природа и наша безопасность

Познавательные УУД:

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

перерабатывать полученную информацию: сравнивать 

и группировать факты

и явления; определять причины явлений, событий.

Понимать какие опасности природного характера нас подстерегают.

Характеризовать опасности природного характера.

Обсуждать правила безопасности при общении с природой.

Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными.

Отличать гадюку от ежа.

Находить в атласе информацию о ядовитых растениях и грибах.

Текущий





43

Экологичес-кая безопасность


Знать и называть правила экологической безопасности.

Анализировать по схеме цепь загрязнения.

Выполнять правила личной экологической безопасности.

Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды.

Текущий

Тест №5




44

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность»


Обобщить знания

по теме.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Проверочная работа

по разделу



Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)





45

Для чего нужна экономика

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности; формирование ценностей российского общества.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению

к материальным и духовным ценностям.



Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.


Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предпола-гать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.


Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики.

Раскрывать понятие экономика, главную задачу экономики.

Различать товары и услуги.

Характеризовать роль труда.

Прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение недели.

Текущий

Тест №6




46

Природные богатства и труд людей – основа экономики

Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров.

Характеризовать основные составляющие экономики.

Раскрывать роль природных богатств.

Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий.

Выяснять роль профессии родителей в экономике.

Текущий

Тест №7




47

Полезные ископаемые

(НРК)

Называть полезные ископаемые, раскрывать основные способы добычи.

Анализировать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

Определять ископаемые с помощью атласа-определителя.

Характеризовать особенности добычи полезных ископаемых.

Готовить сообщения.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №8

Практическая работа




48

Растение-водство

(НРК)

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы.


Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.


Развитие навыков сотрудничества

со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Различать и классифицировать культурные растения.

Отличать культурные растения от дикорастущих.

Различать культурные растения по атласу- определителю.

Исследовать растение и описать его по плану.

Характеризовать роль выращивания растений.

Исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье.

Текущий

Тест №9

Практическая работа



49

Животно-водство

(НРК)

Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать

об их содержании и разведении.

Характеризовать особенности разведения и содержания домашних животных.

Выявлять взаимосвязь.

Исследовать, какие продукты животноводства используются в семье.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №10





50

Какая бывает

промышлен-ность

(НРК)

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.


Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предпола-гать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.


Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.






Характеризовать труд работников отраслей промышленности.

Характеризовать отрасли промышленности.

Различать продукцию каждой отрасли промышленности.

Соотносить продукцию и отрасли промышленности.

Характеризовать труд работников промышленности.

Текущий

Тест №11




51

Наши проекты: «Экономика родного края»

(НРК)

Характеризовать отрасли промышленности своего края.

В ходе проекта дети учатся:

- собирать информацию об экономике края;

- оформлять собранные материалы;

-презентовать и оценивать свою работу

Проект



52

Что такое деньги

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности; формирование ценностей российского общества.


Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.





Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Называть виды денежных знаков, различать денежные единицы разных стран.

Определять роль денег в экономике.

Различать современные российские монеты.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №12

Практическая работа



53

Государствен-ный бюджет

Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета.

Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства.

Моделировать доходы и расходы в виде математических задач.

Работать со словарем.

Отвечать на итоговые вопросы.

Текущий

Тест №13




54

Семейный бюджет

Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы.



Понимать взаимосвязь экономики и экологии.

Выявлять основы семейного бюджета.

Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья.

Моделировать семейный бюджет.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №14

Практическая работа




55

Экономика

и экология


Характеризовать задачи экологии и две стороны экономики.

Анализировать и составлять простейшие экологические прогнозы.

Раскрывать связь между экономикой и экологией.

Моделировать экологические прогнозы.

Текущий

Тест №15





56

Обобщение

знаний по теме «Чему учит экономика»

Обобщить знания по теме.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

Проверочная

работа по разделу



Раздел «Путешествие по городам и странам» (12 часов)

57-59

Золотое кольцо России


Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности; формирование ценностей российского общества.


Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.


Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.


Коммуникативные УУД:

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Знакомство с достопримечательностя-ми городов Золотого кольца.

Характеризовать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте.

Прослеживать маршрут путешествия по карте.

Узнавать города по фото.

Моделировать маршрут.

Готовить сообщения о любом городе.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №16




60

Наши проекты: «Музей путешествий»

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.


Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.






Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории

и культуре других народов.


Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Определять цель проекта.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать экспонаты;

- готовить сообщения;

- презентовать свои сообщения.

Проект



61

Наши ближайшие соседи

Называть государства, граничащие с Россией,

их столицы.

Найти государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.

Обсуждать, почему с соседями-государствами нужно иметь дружеские отношения.

Готовить сообщения о странах.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №17




62

На севере Европы

Познакомить

с достопримечательностя-ми государств Севера Европы.

Изучить материал о северных европейских государствах. Уметь показывать их на карте.

Соотносить государства и их флаги.

Составлять вопросы к викторине.

Выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы.

Текущий

Тест №18




63

Что такое

Бенилюкс

Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.


Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.


Коммуникативные УУД:

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.


Познакомить

с достопримечательностя-ми стран Бенилюкса.

Работа в группах. Самостоятельно изучать

материал о странах Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.

Выступать одному из группы.

Составлять вопросы к викторине.

Описывать достопримечательности по фото.

Используя литературу находить интересные факты.

Текущий

Тест №19




64

В центре Европы

Познакомить

с достопримечательностя-ми государств Центра Европы.

Анализировать страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.

Работа в группах.

Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего.

Моделировать достопримечательности из пластилина.

Выяснять, какие товары поступают из стран с Европы.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №20




65

По Франции и Великобри-тании

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.



Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.


Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.







Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.


Познакомить

с достопримечательностя-ми государств Франции и Великобритании.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Работа в группах.

Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением.

Узнавать и описывать достопримечательности по фото.

Выяснять, какие товары поступают из Франции.

Текущий

Тест №21





66

На юге Европы

Познакомить

с достопримечательностя-ми государств Юга Европы.

Анализировать страны, расположенные на юге Европы, уметь показывать их на карте.

Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением.

Узнавать и описывать достопримечательности по фото.

Выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии.

Составлять вопросы к викторине.

Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Оценивать достижения на уроке.

Текущий

Тест №22



67

По

знаменитым местам мира

Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Описывать

по фотографиям изучаемые достопримечательности.

Понимать учебную задачу и стремиться ее

выполнять.

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся.

Обсуждать цели международного туризма.

Работать с картой.

Описывать изучаемые достопримечательности.

Готовить сообщения о странах из дополнительной литературы.

Текущий

Тест №23




68

Обобщение знаний по теме

«Путешествие по городам

и странам»

Обобщить знания

по теме.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои и другие выступления.

Проверочная работа

по разделу





Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Технические средства обучения:

  • компьютер с программным обеспечением;

  • магнитная доска;

  • проектор;

  • экран навесной.

Литература для учителя:

1. Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2011.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2013.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2012.

4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2013.

5. Плешаков А.А. Зелёные страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2011.

6. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

7. CD-ROM. Электронное приложение к учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. – М.: Просвещение, 2013.

8. Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс.

– М.: ВАКО, 2012.

9. Крылова О.Н. Итоговая аттестация. Окружающий мир. 3 класс. – М.:

Издательства «Экзамен», 2013.

10. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 3

класс. – М.: Издательства «Экзамен», 2013.

11. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 3 класс (К УМК А.А. Плешакова «Школа России»). – М.: Издательства «ВАКО», 2013.

12. Плешаков А.А., Гара Н.Н, Назарова З.Д. Тесты по окружающему миру. 3 класс.

– М.: Просвещение, 2014.

Литература для учащихся:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2013.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2012.

Наглядные пособия:

Карты:

  1. Политическая карта мира.

  2. Карта полушарий.

  3. Физическая карта.

  4. Физическая карта России.

  5. Республика Бурятия.

Наборы:

  1. Гербарий.

  2. Набор муляжей овощей.

  3. Набор муляжей фруктов.

Таблицы.

Список литературы

  1. Сборник загадок «Человек и его окружение» для 1-4 классов. Е.М. Тихомирова.

– М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2008.

  1. Сборник загадок «Растительный и животный мир» для 1-4 классов. Е.М.

Тихомирова. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2008.

  1. Учебник «Мир вокруг нас» для начальной школы. А.А. Плешаков. – М.:

Просвещение, 2009.

  1. Учебная хрестоматия к учебнику «Мир вокруг нас» для начальной школы. А.А.

Плешаков. – М.: Издательство «АСТ-ПРЕСС», 2000.

5. Детская энциклопедия «Я познаю мир»: Животные, Растения, Космос, География, Экономика, Страны и народы мира, Медицина, Культура, Этикет. – М.: ТКО «АСТ», 1996.

6. Т.Н. Максимова «Олимпиадные задания по курсу «Окружающий мир» 1-4 классы»

– М.: «ВАКО», 2013.

7. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий.

1-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: «Планета», 2013.

Информационно-образовательные ресурсы:

http:// www.proskolu.ru

http:// www.4stupeni.ru

http:// www.pedsovet.org

http:// www.nsportal.ru

http:// red@1september.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!