СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы «Окружающий мир» Н.Ф.  Виноградовой, Г.С. Калиновой УМК  «Начальная  школа XXI века»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Поломошенская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края


«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО учителей Приказ № ____.

начальных классов от «___» август 2018 г

Протокол заседания № 1 Директор школы

Руководитель МО

______________________ _________________

Н.И.Дробина С.В.Гасай

«__» август 2018 г. «__» август 2018 г.



Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий мир»

начального общего образования

3 класс


на 2018-2019 у/г



Составитель : Яловенко О.П.

учитель начальных классов



Пояснительная записка учебного предмета «Окружающий мир» начального образования.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой УМК «Начальная школа XXI века», в соответствии со следующими документами:

  • Годовой календарный учебный график;

  • Учебный план;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Основная образовательная программа начального общего образования ОУ;

  • Положение о рабочей программе по учебным предметам по ФГОС НОО;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.

  • Примерная программа по окружающему миру, утверждённая Министерством образования и науки РФ.

Программа составлена для учащихся 3 класса МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2018-2019 у/г. Реализуется без изменений авторской программы.

Учебно-методический комплект:

Авторская программа:

Окружающий мир: программа: 1-4 классы: Н.Ф. Виноградова - М.: Вентана –Граф, 2018 – 176 с

Учебник:

Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях - М.: Вентана – Граф,2012,2013

Рабочие тетради:

Окружающий мир.3 класс Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.№1,2 -Н.Ф.Виноградова, Г.С. Калинова:-3-е изд. доп.- М.: Вентана – Граф, 2018

Методические пособия:

Окружающий мир: 3 – 4 классы: методическое пособие. Виноградова Н.Ф. – 3-е изд. доп. М.: Вентана – Граф, 2018.- 232с.


Обоснование выбора используемого УМК.

  • входит в Федеральный перечень УМК , допущенных к использованию в образовательных учреждениях,

  • разработан с учетом возрастных особенностей детей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;

  • методика изучения каждого предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование универсальных учебных действий, формирование умений, связанных с информационной культурой: эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

  • обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей;

  • носит интегративный характер(развивает коммуникативные умения, социокультурную, учебно-познавательную компетенции);

  • развивает и воспитывает у школьников понимание важности изучения предмета, как средства общения, познания, социальной адаптации, воспитания качества гражданина, патриота

Основная цель:

-представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России - и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.


Основные задачи:

  • Формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  • Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях

  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.

  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.

  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко – культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Общая характеристика организации учебного процесса

Формы организации обучения: урок

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, дидактические; репродуктивные, проблемно – поисковые, дедуктивные, самостоятельная работа, исследовательские

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, проблемно – диалоговое, дифференцированное обучение и др.

Средства обучения: учебник, рабочие тетради на печатной основе, ноутбук, мультимедийное оборудование

Режим занятий: 5 –дневная неделя, первая смена, продолжительность урока 40 минут

Межпредметные связи:

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.


Место предмета в учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе выделено 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Согласно Годовому календарному графику ОУ (Приказ №72/2 от 30.08.2016) добавлен 1 час на резервное время.

Планируемые результаты

(Личностные, предметные, метапредметные результаты )


Личностные результаты






Базовый уровень

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками;

  • идентификация себя с национальностью и верой, уважение к людям других вер.

Повышенный уровень:

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

Метапредметные результаты

Базовый уровень

Регулятивные УУД

  • правила совместной деятельности в парах;

  • правила взаимодействия в группах;

  • самопроверка выполнения учебной задачи;

Познавательные УУД

  • Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

  • Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п разных эпох;

  • приводить примеры (конструировать) цепи питания

Коммуникативные УУД

  • Составлять описательный рассказ о животном;

  • Описывать свойства воды (воздуха)

Повышенный уровень

Регулятивные УУД:

  • контроль выполнения правил взаимодействия в совместной деятельности

  • выполнение роли в воображаемой ситуации;

Познавательные УУД

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту)

  • проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника;

  • проводить несложные опыты по размножению растений;

Коммуникативные УУД

  • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

Предметные результаты



Базовый уровень

  • Характеризовать условия жизни на Земле;

  • Различать растения разных видов, описывать их;

  • Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

  • Объяснять отличия грибов от растений;

  • Характеризовать животное как организм;

  • Характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства ( в пределах изученного);

  • работать с географической и исторической картами, контурной картой;

Повышенный уровень

  • ориентироваться в понятии «историческое время», различать понятия «век», «столетие», «эпоха»

  • различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

  • приводить примеры опытов, подтверждающие различные свойства воды и воздуха;

  • ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);


Критерии оценивания по предмету соответствуют Положению «О критериях контроля и нормы оценки по учебным предметам основного среднего общего образования МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа»


Содержание тем учебного курса


Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

1.Земля – наш общий дом.

7 ч.


Где и когда ты живёшь. Историческое время. Солнечная система. Условия

жизни на Земле. Изображение

Земли на моделях. Географическая карта,

план, глобус. Компас. Ориентирование.

Определение исторического времени, сравнение : год, век, столетие. Соотнесение события со временем ( в прошлом, в настоящем, в будущем). Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха. Опыты: свойства

и состояния воды, свойства воздуха. Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование

объектов (план классной комнаты, школьного двора и др.). Знакомство с компасом

2. Человек изучает Землю

4 ч.

Изображение земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование.

Работа с моделями: глобус, карта, план ( в соответствии с учебой задачей). Конструирование объектов ( план классной комнаты, школьный двор и др.) Знакомство с компасом.

3.Царства природы.

27ч.

Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений. Растения и человек. Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные.

Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные – несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.);однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растений. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация : растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.

Классификация : классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных – представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: «Животное – живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные»

4.Наша Родина: от Руси до России

11 ч.

Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические периоды

Различение названий российского государства в разные исторические периоды.

5. Как люди жили в старину

12 ч.

Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины.

Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.)

6.Как трудились в старину

7 ч.

Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника.

Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты – продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему « Как трудятся люди родного края» , «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль»










Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 год



п/п

Раздел программы

Тема урока


Кол-

часов

Характеристика учебной деятельности

План

Факт

1

Земля - наш общий дом.

7 ч.

Где и когда ты живёшь

1

Чтение и анализ текста учебника. «Чтение» схемы. Работа с рубрикой «Выскажем предположение»: анализ рисунков, расположение их в правильной последовательности. Моделирование «ленты времени».



2-3

Солнечная система

2

Работа с рубрикой «Выскажем предположения»: характеристика

природного явления. Классификация тел по признаку «тела природные и искусственные». Составление характеристик разных тел. Чтение и обсуждение текста. Дифференцированная работа: обсуждение текста рубрики «Этот удивительный мир». Работа с рубрикой «Вспомни»: рассказ о Копернике. Составление высказываний на тему «Что расскажут о Солнце люди разных профессий». Работа со схемой «Солнечная система». Обсуждение текста «Земля — шар». Рассматривание и анализ рисунков «Горизонт». Дифференцированная работа: обсуждение текста рубрики «Этот удивительный мир».





4-7

Условия жизни на Земле.



4


Беседа: «Могла ли существовать жизнь без солнечного света и тепла».

Работа со схемами «Смена времён года на Земле», «День и ночь на Земле». Учебный диалог: обсуждение текстов «Условия жизни на Земле». Опыты: проращивание семян фасоли; роль света в жизни растений. Мини-дискуссия: «Может ли человек жить без солнечного света?» Чтение и обсуждение текста «Вода — условие жизни». Мини-дискуссия: «От чего зависит многообразие растений в разных частях Земли?» Работа с рубрикой «Картинная галерея»: воображаемая ситуация по картине И. Айвазовского «Девятый вал» («Удастся ли спастись морякам?»). Опыт: «Свойства воздуха». Учебный диалог: воздух — условие жизни на Земле. Работа со схемой «Погода». Инструкция учителя по выполнению домашнего задания: прогноз погоды (наблюдение, фиксирование результатов).










8-11

Человек изучает Землю

4 ч.

Человек познаёт мир.




4


Мини-дискуссия: обсуждение предположений на тему «Что в природе могло подсказать человеку идею создания различных предметов».

Работа со схемой: обобщение на тему «Способы познания

окружающего мира». Практические работы: глобус, карта, план (с использованием моделей рисунков и чертежей).

Практическая работа№1 «Работа с картой»









12

Царства природы

27 ч.

Бактерии

1

Учебный диалог: обсуждение проблемы «Какие живые существа на Земле самые маленькие?». Чтение и обсуждение текстов «Какие бывают бактерии?», «Где обитают бактерии?».



13-14

Грибы

2


Работа с рубрикой «Вспомни»: рассказ-рассуждение «Что ты знаешь о грибах?» (с опорой на схему). Чтение и обсуждение текста «Чем грибы отличаются от растений», мини-дискуссия на эту тему. Совместная деятельность (работа в парах): рассказ-описание «Разнообразие грибов в природе» (с опорой на рисунки). Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир».






15

Растения культурные и дикорастущие

1

Учебный диалог: «Места обитания растений». Моделирование схемы мест обитания растений. Обсуждение вывода «Растения встречаются на Земле повсюду и живут в разных условиях». Совместная деятельность (работа в группах): описательный рассказ о растении (по выбору с использованием справочной литературы). Мини-дискуссия: «Растения дикорастущие и культурные». Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир».



16

Если бы на Земле не было растений.

1

Мини-дискуссия: «Возможна ли жизнь на Земле без растений?»

Индивидуальное задание: рассказ-рассуждение на тему «Какие растения „кормят“, „лечат“, „одевают“ человека». Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Обсуждение вывода «Растения улучшают природную среду».



17

Растения прекрасные, но опасные.

1

Обсуждение текста «Растения прекрасные, но опасные». Коллективное конструирование памятки: «Запомни правила». Рассматривание рисунков, составление рассказа-описания «Ядовитые растения».



18-

19

Разнообразие растений на Земле.

2

Индивидуальное задание: работа с рисунком-схемой. Рассказ на тему «Разнообразие растений на Земле». Чтение и обсуждение текстов.

Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир».





20-

21

Как живёт растение

2

Мини-дискуссия: обсуждение предположения «Верно ли высказывание, что у всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами?». Индивидуальное задание: работа с иллюстрациями, рассказ-рассуждение. Опыты: «Листья содержат влагу». Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Учебный диалог: характеристика плодов разных растений.





22-24


Размножение растений

3

Чтение и обсуждение текста «Размножение растений». Индивидуальное задание: рассматривание рисунков, описание вегетативного размножения растений. Опыт: выращивание растения. Обсуждение вывода: «Размножение — способ увеличения количества растений и распространения их на новые территории». Учебный диалог: способы распространения растений (с ориентировкой на рисунки и подсказку).

Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Индивидуальное задание: рассказ-рассуждение

на тему «Как долго живут растения» (на основе анализа текста и сравнения рисунков). Практическая работа №2 «Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами».







25-

26

Культурные растения в жизни человека.

2

Чтение и обсуждение текста «Когда и почему возникло земледелие».

Мини-дискуссия: «Что такое земледелие» (с опорой на схему).

Дифференцированное задание: работа с текстом рубрикой «Этот удивительный мир». Индивидуальное задание: анализ отрывка из текста летописи. Чтение и обсуждение текста «Хлеб — великое чудо земли».

Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир».





27-

28

Красная книга России.


2

Чтение и анализ текста «Какие страницы есть в Красной книге».

Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Учебный диалог: «Причины исчезновения растений». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание

репродукции картины А. Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках».





29-

30

Разнообразие мира животных

2

Работа с рубрикой «Вспомни» (тела природы). Мини-дискуссия:

«Может ли природа жить без животных?» Индивидуальное задание: рассказ-рассуждение «Роль животных в природе» (с опорой на рисунки). Учебный диалог: обсуждение предположений «Разнообразие животных в природе». Совместная деятельность (работа в парах): подбор примеров многоклеточных животных и их характеристика.





31-

32

Животные- живые существа (организмы)

2

Чтение и обсуждение текста «Как животные ориентируются в окружающей среде». Индивидуальное задание: классификация животных по способу питания (с опорой на рисунки и подсказку).

Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». Индивидуальное задание: работа с рубрикой «Вспомни»

(примеры животных, которые передвигаются разными способами).

Учебный диалог: «Какое значение для жизни животных имеет их способность быстро передвигаться?» Чтение и анализ текстов «Как животные дышат», «Размножение животных», «Как животные приспосабливаются к условиям жизни». Дифференцированное задание: работа с текстом рубрики «Этот удивительный мир».





33-

34

Беспозвоночные животные



2

Чтение и обсуждение текста «Каких животных называют

беспозвоночными». Дифференцированное задание: работа с текстом рубрики «Этот удивительный мир». Работа с рубрикой «Вспомни»: рассказ-описание «Насекомые » (по предложенному плану).

Индивидуальное задание: анализ рисунков «Части тела насекомых».

Дифференцированное задание: работа с текстом рубрики «Жил на свете человек». Мини-дискуссия: обсуждение предположений «Почему разные насекомые имеют различное строение?». Воображаемая ситуация: рассказ-описание от первого лица.





35-

36

Позвоночные животные.

2

Работа с рубрикой «Вспомни»: выбор доказательств для решения учебной задачи (животные позвоночные и беспозвоночные).Совместная деятельность (работа в парах): выбор правильных утверждений. Учебный диалог: «Особенности строения хищных рыб». Наблюдения: особенности рыбы как животного. Чтение и анализ текстов «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы», «Звери». Рассматривание иллюстраций и составление рассказа-описания «Пресный и солёный водоёмы». Работа с рубрикой «Картинная галерея» (репродукция картины А. Рылова «В голубом просторе»). Учебный диалог: «Почему зверей называют млекопитающими». Задание на классификацию: способ питания животных. Чтение и обсуждение текста «Общаются ли между собой звери?».





37

Природные сообщества

1

Чтение и обсуждение текста «Природное сообщество». Учебный диалог: «Цепи питания» (с опорой на иллюстрации).



38

Почему люди приручили диких животных

.

1

Чтение и обсуждение текста «Почему люди приручили животных».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-повествование

«Витя-подпасок». Мини-дискуссия: «Почему создают заповедники» (работа со схемой). Беседа на основе иллюстративного материала («Заповедники»).



39

Наша Родина: от Руси до России


11 ч.

Как люди узнают о прошлом

1

Работа с рубрикой «Вспомни». Сюжетно-ролевая игра: «На раскопках древнего города». Построение схемы «Как люди узнают о прошлом».



40

Восточнославянские племена.

1

Учебный диалог: работа с географической картой (поиск ответа на вопрос «По берегам каких рек и озёр селились славяне?»). Чтение и анализ текста «Почему славяне объединялись?». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: воображаемая ситуация «Мир древних славян». Рассказ-описание по картине: «Что можно сказать о внешнем облике и характере героев этой картины?» Практическая работа№3 «Работа с картой»



41-

42-

43

Первые русские князья.

3

Учебный диалог: работа по карте — расположение Древнерусского

государства. Работа с рубрикой «Вспомни»: «лента времени». Чтение и обсуждение текста «Первые русские князья». Рассказ-описание: «Картинки из жизни Древней Руси» (с опорой на иллюстрации). Задание на словарную работу: объяснение выражений «Ярослав был сторонником книжного почитания», «строил школы для людей всякого сословия». Мини-дискуссия по тексту «Владимир Мономах»: можно ли Наказ Владимира Мономаха применить к нашему времени? Почему? Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Рассматривание и описание иллюстраций с видами архитектурных строений древнего Киева.







44

Как Москва стала столицей.

1

Чтение и обсуждение текста «Как Москва стала столицей». Задание на словарную работу: объяснение выражения «На перепутье торговых дорог». Работа с картой «Московское государство»: поиск ответа

на вопрос «Какие земли были присоединены с 1462 по 1503 г. к Москве?». Построение «ленты времени»: «Образование Московского

государства». Практическая работа№ 4 «Работа с картой»



45

Иван IV Грозный-первый русский царь.

1

Работа с рубрикой «Жил на свете человек». Рассказ-описание: «Портрет Ивана Грозного» (по репродукции картины И. Глазунова «Иван Грозный»). Обсуждение вывода по изученному материалу.



46

Пётр I Великий.

1

Чтение и обсуждение текста «Пётр I Великий», «Создание русского флота», «Санкт-Петербург — новая столица России». Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Рассматривание репродукции картины В. Серова

«Пётр I»; описательный рассказ — сравнение героев картины.

Совместная деятельность (работа в парах): ответ на вопрос «Почему Петра I называют Великим?». Обсуждение итога урока: «Жизнь Петра I была посвящена служению общему делу процветания своей родины».



47

Екатерина II Великая.

1

Учебный диалог по тексту «Екатерина II Великая»; составление

рассказа-описания «Какой была Екатерина Великая?». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание «Портрет Екатерины Великой» (на основе сравнения двух репродукций картин — А. Антропова и В. Боровиковского); рассказ-рассуждение «Какой портрет можно назвать парадным и почему?».



48

Последний российский император Николай II.

1

Анализ текста «Последний российский император Николай II».

Рассматривание фото «Николай Романов с семьёй»; составление

рассказа-описания «Портрет Романовых». Учебный диалог: «Какой была Россия при Николае II?» (на основе репродукции картины В. Маковского «Крестьянские дети»).



49

Советская Россия. СССР.


1

Учебный диалог на основе анализа текста «Российская Федерация» и имеющихся представлений. Работа с рубрикой «Вспомни». Совместная деятельность в группах: работа со справочной литературой — поиск ответа на вопрос «Какие республики входили в состав СССР?».



50

Как люди жили в старину

12 ч.

Из истории имён.

1

Учебный диалог: «Как рождалось имя». Работа с рубрикой «Картинная галерея» (В. Васнецов «Три богатыря») и текстами былин. Совместная деятельность в группах: по отрывкам из былин предположить происхождение имён былинных героев. Рассказ учителя о происхождении отчества и фамилии. Мини-дискуссия: «Имена и сословия». Дифференцированные задания: пересказ текста рубрики

«Жил на свете человек»; работа в парах (ответы на вопросы учебника).



51-52

Какими людьми были славяне.

2

Работа с рубрикой «Выскажем предположение»: «Можно ли по легендам и летописям представить облик славянина (с использованием иллюстраций)?» Работа с рубрикой «Картинная галерея» (репродукции

картин А. Рябушкина «Боярышня XVII века», «Русские женщины XVII столетия в церкви»): рассказ-описание с использованием опорных слов.

Учебный диалог (на основе анализ текстов учебника): «Какими были наши предки — славяне?» Дифференцированные задания: подбор пословиц и поговорок о дружбе, взаимопомощи и доброте; анализ высказывания Н. Карамзина, ответы на вопросы по картине Г. Михайлова «Игра в жмурки».





53-54

Скажи, какой у тебя дом…

2

Чтение и анализ текста «Скажи, какой у тебя дом». Анализ последовательной серии рисунков, составление рассказа-рассуждения

на тему «Как менялись на Руси постройки». Дифференцированное задание: анализ отрывка из произведения В. Короленко; объяснение выражения «топить по-чёрному»; пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Рассказ учителя о появлении первых каменных построек (с использованием рисунков, фото, слайдов). Работа с рубрикой «Картинная галерея»: воображаемая ситуация по картине А. Васнецова «В горнице древнерусского дома московских времён».





55-

56-

57

По одёжке встречают.

3

Чтение и анализ текста «По одёжке встречают…». Учебный диалог (на основе рассматривания иллюстраций): сравнение одежды, ответ на вопрос «Почему рубаху называют нательной одеждой?».

Дифференцированное задание: пересказ текста «Валенки, валенки…».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: анализ одежды изображённых персонажей, классификация по признакам «зажиточный», «богатый», «бедный». Совместная деятельность (в парах): анализ иллюстраций и классификация головных уборов; выдвижение предположения — поиск ответа на вопрос «Какие головные уборы носили богатые люди, а какие — простолюдины?». Рассказ учителя: «Одежда по приказу». Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир», а также текста «Почему люди украшали одежду».







58

Русская трапеза.

1

Учебный диалог: объяснение значения пословиц «Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо варит», «Не красна изба углами, а красна пирогами». Чтение и обсуждение текстов «Хлеб да вода — крестьянская еда» и «Богатый дом — обильная еда». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание «Крестьянское семейство за обедом» (по картине Ф. Солнцева) и «Снедь московская: хлебы» (по картине И. Машкова). Индивидуальное задание: объяснение значения незнакомых слов. Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Работа с рубрикой «Вспомни» (ответ на вопрос «В какой сказке говорится о каше полбе?»).



59-60

Верования языческой Руси.



2

Рассказ учителя: «Боги древних славян» (с использованием

иллюстративного материала). Чтение и обсуждение текстов «Масленица — народный праздник» и «Иван Купала». Рассматривание репродукций картин В. Сурикова «Взятие снежного городка» и Г. Семирадского «Ночь накануне Ивана Купала»: рассказ-описание. Обсуждение вывода: «До принятия христианства наши предки верили во многих богов».





61

Принятие христианства на Руси .

1

Рассказ учителя о принятии христианства на Руси. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание «Крещение Руси» (по картине В. Васнецова). Учебный диалог: поиск ответа на вопрос «Какому событию посвящён праздник Рождества Христова?». Воображаемые ситуации: разыгрывание картинок христианского народного праздника Рождество Христово. Рассматривание и описание сюжета картины К. Трутовского «Колядки в Малороссии». Чтение и анализ текста «Пасха — Светлое Христово Воскресение». Мини-дискуссия: «Другие, нехристианские, веры в России », рассказ-рассуждение о своей национальности и вере. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание «Пасхальный натюрморт» (по картине С. Жуковского)



62-63

Как трудились в старину 7 ч.

Что создавалось трудом крестьянина?



2

Работа с рубрикой «Вспомни»: обобщение известной информации.

Чтение и анализ текста «Труд в крестьянском хозяйстве». Работа с иллюстрациями: рассказ-описание «Какую работу мог выполнять крестьянин с помощью этих сельскохозяйственных орудий?». Мини-

дискуссия: обсуждение проблемы «Существовало ли в крестьянском хозяйстве разделение труда на мужской и женский?» (с опорой на рисунки). Дифференцированное задание: пересказ текста рубрик

«Жил на свете человек», «Этот удивительный мир». Рассказ учителя о крепостном праве. Учебный диалог: обсуждение проблемы «При каких условиях человек лучше трудится: если он сам распоряжается результатами своего труда или если работает на своего господина

и отдаёт ему всё, что сделал своими руками?». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: обсуждение проблемы «Можно ли продавать людей?»; рассказ-повествование «Торг» (по картине Н. Неврева).

Обсуждение вывода: «Самостоятельный, свободный труд земледельца поможет развитию России».





64-65

Что создавалось трудом ремесленника?

2

Рассказ учителя «Как возникли ремёсла на Руси». Чтение и обсуждение текста «Что такое ремесло». «Чтение» схемы «Ремёсла в России XVII—XVIII вв». Работа с иллюстративным материалом: рассказ-описание «Русская народная игрушка». Дифференцированные задания: пересказ текстов рубрик «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек», «Знакомься: наша Родина». Дидактическая игра «Узнай игрушку»: сравнение игрушек (натуральных объектов или рисунков); рассказ-описание. Чтение и обсуждение текста «Маленькие ремесленники». Рассказы учащихся о разных ремёслах (по выбору) с использованием справочной литературы и текстов учебника.







66-67

Что создавалось трудом рабочего?

2

Мини-дискуссия: обсуждение проблемы «При каком труде (машинном или ручном) можно сделать больше вещей?». Чтение и обсуждение текста «О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России». Воображаемая ситуация: рассказ-описание по картине В. Маковского «Свидание». Обсуждение вывода: «Завод и фабрика — промышленные

предприятия, где в работе применяются машины». Рассказ учителя о первых железных дорогах. Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Жил на свете человек».






68

Открытия, которые совершил человек в XIX-XX вв.


1

Учебный диалог: обсуждение проблемы «Почему одними из первых изобретений человека были колесо, орудия труда, оружие, гончарный круг»; сравнение высказанных предположений с текстом учебника.

Чтение и обсуждение текстов «О пароходе», «Об автомобиле», «О самолёте и аэростате». Воображаемая ситуация: рассказ-повествование по картине И. Репина «Бурлаки». Совместная работа в группах: коллективный рассказ «Как развивалось российское автомобилестроение » (по рисунку-схеме). Дифференцированное задание: пересказ текста рубрик «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: обсуждение проблемы «Заслуживает ли поступок Никитки уважения» (по картине А. Дейнеки «Никитка — первый русский летун»). Совместная деятельность в группах: рассказ-рассуждение «О самолётах». Рассказ учителя о К. Циолковском. Чтение и обсуждение текста о первых космических полётах.




Перечень обязательных практических работ

Тема

Дата

Тип оценивания

Практическая работа№1 «Работа с картой» ( В соответствии с заданиями в рабочей етради)


безотметоное

Практическая работа№2 «Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами»


безотметочное

Практическая работа№3 «Работа с картой»


безотметочное

Практическая работа№4 «Работа с картой»


безотметочное



Материально – техническое и учебно –методическое обеспечение


N п/п

Наименование средств материально-технического обеспечения


Библиотечный фонд


Для учащихся:

1

учебник Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях - М.: Вентана – Граф,2012,2013

2

Рабочие тетради:Окружающий мир.3 класс Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.№1,2 -Н.Ф.Виноградова, Г.С. Калинова:-3-е изд. доп.- М.: Вентана – Граф, 2017.


Для учителя:

1

Окружающий мир: программа: 1-4 классы: Н.Ф. Виноградова - М.: Вентана –Граф, 2012 – 192 с

2

Окружающий мир: 3 – 4 классы: методическое пособие. Виноградова Н.Ф. – 2-е изд. доп. М.: Вентана – Граф, 2013.- 232с.

3

Беседы с учителем: 3 класс четырёхлетней начальной школы/ Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана –Граф, 2004


Печатные пособия

1

Таблицы

Все разделы

2

Раздаточный материал

Все разделы

3

Карты для начальной школы

Карта полушарий. Физическая карта России. Природные зоны.

Человек изучает Землю (1четверть)


Технические средства обучения

1

Ноутбук

Все разделы: показ презентаций, поиск в Интернете, работа с ЭОР

2

Мультимедиа

3

Цифровой фотоаппарат

Экскурсии, наблюдения, проекты

4

Цифровой микроскоп

Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения. Животные.(2, 3 четверть)

5

Набор цифровых датчиков измерения: освещенности, расстояния, температуры, частоты сердечных сокращений, кислорода.

Земля – наш общий дом. (1 четверть)


Электронные учебные пособия (диски)

1

Я живу в России CD-ROM

Наша Родина: от Руси до России (3 четверть)

2

Занимательная наука .Биология

Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения. Животные.


3

Мир природы

4

Своими глазами. Тайны природы

5

Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия Новая история

Наша Родина: от Руси до России (3 четверть)

6

Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия Древний мир

Наша Родина: от Руси до России (3 четверть) Как люди жили в старину (4четверть) Как трудились в старину(4 четверть)


Демонстрационный материал

1

Набор семян демонстрационный

Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения. Животные.(2 четверть)

2

Лупы

Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения. Животные. (2 четверть)

3

Глобус

Человек изучает Землю (1 четверть)


Интернет – ресурсы

1

http://spo.1september.ru. – газета Начальная школа

2

http:// festival.1 september.ru – Фестиваль Открытый урок

3

http://viki.rdf.ru – Детские презентации

4

http://pedsovet.su -Сообщество взаимопомощи учителей

5

http://pedlib.ru – Педагогическая библитека

6

http://io.nios.ru –Электронная газета «Интерактивное образование»

7

http://eorhelp.ru –Электронные образовательные ресурсы

8

http://zavuch.info –Завуч инфо

9

http://prezentacii.com –Готовые презентации

10

http://interaktiveboard.ru – База материалов для интерактивной доски

11

http://nsportal.ru –Социальная сеть работников образования

12

http://openclass.ru –открытый класс



Лист внесения изменений


Дата по журналу

Номера

скорректированных уроков

Содержание

темы

Основание