на заседании МО учителей Приказ № ____.
«__» август 2018 г. «__» август 2018 г.
Программа составлена для учащихся 3 класса МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2018-2019 у/г. Реализуется без изменений авторской программы.
Окружающий мир: программа: 1-4 классы: Н.Ф. Виноградова - М.: Вентана –Граф, 2018 – 176 с
Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях - М.: Вентана – Граф,2012,2013
Окружающий мир: 3 – 4 классы: методическое пособие. Виноградова Н.Ф. – 3-е изд. доп. М.: Вентана – Граф, 2018.- 232с.
-представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России - и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе выделено 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Согласно Годовому календарному графику ОУ (Приказ №72/2 от 30.08.2016) добавлен 1 час на резервное время.
Критерии оценивания по предмету соответствуют Положению «О критериях контроля и нормы оценки по учебным предметам основного среднего общего образования МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа»
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся |
1.Земля – наш общий дом. 7 ч. | Где и когда ты живёшь. Историческое время. Солнечная система. Условия жизни на Земле. Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование. | Определение исторического времени, сравнение : год, век, столетие. Соотнесение события со временем ( в прошлом, в настоящем, в будущем). Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха. Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьного двора и др.). Знакомство с компасом |
2. Человек изучает Землю 4 ч. | Изображение земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование. | Работа с моделями: глобус, карта, план ( в соответствии с учебой задачей). Конструирование объектов ( план классной комнаты, школьный двор и др.) Знакомство с компасом. |
3.Царства природы. 27ч. | Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений. Растения и человек. Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные. | Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные – несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.);однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растений. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация : растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека. Классификация : классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных – представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: «Животное – живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные» |
4.Наша Родина: от Руси до России 11 ч. | Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические периоды | Различение названий российского государства в разные исторические периоды. |
5. Как люди жили в старину 12 ч. | Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины. | Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.) |
6.Как трудились в старину 7 ч. | Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника. | Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты – продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему « Как трудятся люди родного края» , «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль» |
№ п/п | Раздел программы | Тема урока | Кол- часов | Характеристика учебной деятельности | План | Факт |
1 | Земля - наш общий дом. 7 ч. | Где и когда ты живёшь | 1 | Чтение и анализ текста учебника. «Чтение» схемы. Работа с рубрикой «Выскажем предположение»: анализ рисунков, расположение их в правильной последовательности. Моделирование «ленты времени». | | |
2-3 | Солнечная система | 2 | Работа с рубрикой «Выскажем предположения»: характеристика природного явления. Классификация тел по признаку «тела природные и искусственные». Составление характеристик разных тел. Чтение и обсуждение текста. Дифференцированная работа: обсуждение текста рубрики «Этот удивительный мир». Работа с рубрикой «Вспомни»: рассказ о Копернике. Составление высказываний на тему «Что расскажут о Солнце люди разных профессий». Работа со схемой «Солнечная система». Обсуждение текста «Земля — шар». Рассматривание и анализ рисунков «Горизонт». Дифференцированная работа: обсуждение текста рубрики «Этот удивительный мир». | | |
| |
4-7 | Условия жизни на Земле. | 4 | Беседа: «Могла ли существовать жизнь без солнечного света и тепла». Работа со схемами «Смена времён года на Земле», «День и ночь на Земле». Учебный диалог: обсуждение текстов «Условия жизни на Земле». Опыты: проращивание семян фасоли; роль света в жизни растений. Мини-дискуссия: «Может ли человек жить без солнечного света?» Чтение и обсуждение текста «Вода — условие жизни». Мини-дискуссия: «От чего зависит многообразие растений в разных частях Земли?» Работа с рубрикой «Картинная галерея»: воображаемая ситуация по картине И. Айвазовского «Девятый вал» («Удастся ли спастись морякам?»). Опыт: «Свойства воздуха». Учебный диалог: воздух — условие жизни на Земле. Работа со схемой «Погода». Инструкция учителя по выполнению домашнего задания: прогноз погоды (наблюдение, фиксирование результатов). | | |
| |
| |
| |
8-11 | Человек изучает Землю 4 ч. | Человек познаёт мир. | 4 | Мини-дискуссия: обсуждение предположений на тему «Что в природе могло подсказать человеку идею создания различных предметов». Работа со схемой: обобщение на тему «Способы познания окружающего мира». Практические работы: глобус, карта, план (с использованием моделей рисунков и чертежей). Практическая работа№1 «Работа с картой» | | |
| |
| |
| |
12 | Царства природы 27 ч. | Бактерии | 1 | Учебный диалог: обсуждение проблемы «Какие живые существа на Земле самые маленькие?». Чтение и обсуждение текстов «Какие бывают бактерии?», «Где обитают бактерии?». | | |
13-14 | Грибы | 2 | Работа с рубрикой «Вспомни»: рассказ-рассуждение «Что ты знаешь о грибах?» (с опорой на схему). Чтение и обсуждение текста «Чем грибы отличаются от растений», мини-дискуссия на эту тему. Совместная деятельность (работа в парах): рассказ-описание «Разнообразие грибов в природе» (с опорой на рисунки). Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». | | |
15 | Растения культурные и дикорастущие | 1 | Учебный диалог: «Места обитания растений». Моделирование схемы мест обитания растений. Обсуждение вывода «Растения встречаются на Земле повсюду и живут в разных условиях». Совместная деятельность (работа в группах): описательный рассказ о растении (по выбору с использованием справочной литературы). Мини-дискуссия: «Растения дикорастущие и культурные». Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». | | |
16 | Если бы на Земле не было растений. | 1 | Мини-дискуссия: «Возможна ли жизнь на Земле без растений?» Индивидуальное задание: рассказ-рассуждение на тему «Какие растения „кормят“, „лечат“, „одевают“ человека». Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Обсуждение вывода «Растения улучшают природную среду». | | |
17 | Растения прекрасные, но опасные. | 1 | Обсуждение текста «Растения прекрасные, но опасные». Коллективное конструирование памятки: «Запомни правила». Рассматривание рисунков, составление рассказа-описания «Ядовитые растения». | | |
18- 19 | Разнообразие растений на Земле. | 2 | Индивидуальное задание: работа с рисунком-схемой. Рассказ на тему «Разнообразие растений на Земле». Чтение и обсуждение текстов. Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». | | |
| |
20- 21 | Как живёт растение | 2 | Мини-дискуссия: обсуждение предположения «Верно ли высказывание, что у всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами?». Индивидуальное задание: работа с иллюстрациями, рассказ-рассуждение. Опыты: «Листья содержат влагу». Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Учебный диалог: характеристика плодов разных растений. | | |
| |
22-24 | Размножение растений | 3 | Чтение и обсуждение текста «Размножение растений». Индивидуальное задание: рассматривание рисунков, описание вегетативного размножения растений. Опыт: выращивание растения. Обсуждение вывода: «Размножение — способ увеличения количества растений и распространения их на новые территории». Учебный диалог: способы распространения растений (с ориентировкой на рисунки и подсказку). Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Индивидуальное задание: рассказ-рассуждение на тему «Как долго живут растения» (на основе анализа текста и сравнения рисунков). Практическая работа №2 «Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами». | | |
| |
| |
25- 26 | Культурные растения в жизни человека. | 2 | Чтение и обсуждение текста «Когда и почему возникло земледелие». Мини-дискуссия: «Что такое земледелие» (с опорой на схему). Дифференцированное задание: работа с текстом рубрикой «Этот удивительный мир». Индивидуальное задание: анализ отрывка из текста летописи. Чтение и обсуждение текста «Хлеб — великое чудо земли». Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». | | |
| |
27- 28 | Красная книга России. | 2 | Чтение и анализ текста «Какие страницы есть в Красной книге». Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Учебный диалог: «Причины исчезновения растений». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках». | | |
| |
29- 30 | Разнообразие мира животных | 2 | Работа с рубрикой «Вспомни» (тела природы). Мини-дискуссия: «Может ли природа жить без животных?» Индивидуальное задание: рассказ-рассуждение «Роль животных в природе» (с опорой на рисунки). Учебный диалог: обсуждение предположений «Разнообразие животных в природе». Совместная деятельность (работа в парах): подбор примеров многоклеточных животных и их характеристика. | | |
| |
31- 32 | Животные- живые существа (организмы) | 2 | Чтение и обсуждение текста «Как животные ориентируются в окружающей среде». Индивидуальное задание: классификация животных по способу питания (с опорой на рисунки и подсказку). Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». Индивидуальное задание: работа с рубрикой «Вспомни» (примеры животных, которые передвигаются разными способами). Учебный диалог: «Какое значение для жизни животных имеет их способность быстро передвигаться?» Чтение и анализ текстов «Как животные дышат», «Размножение животных», «Как животные приспосабливаются к условиям жизни». Дифференцированное задание: работа с текстом рубрики «Этот удивительный мир». | | |
| |
33- 34 | Беспозвоночные животные | 2 | Чтение и обсуждение текста «Каких животных называют беспозвоночными». Дифференцированное задание: работа с текстом рубрики «Этот удивительный мир». Работа с рубрикой «Вспомни»: рассказ-описание «Насекомые » (по предложенному плану). Индивидуальное задание: анализ рисунков «Части тела насекомых». Дифференцированное задание: работа с текстом рубрики «Жил на свете человек». Мини-дискуссия: обсуждение предположений «Почему разные насекомые имеют различное строение?». Воображаемая ситуация: рассказ-описание от первого лица. | | |
| |
35- 36 | Позвоночные животные. | 2 | Работа с рубрикой «Вспомни»: выбор доказательств для решения учебной задачи (животные позвоночные и беспозвоночные).Совместная деятельность (работа в парах): выбор правильных утверждений. Учебный диалог: «Особенности строения хищных рыб». Наблюдения: особенности рыбы как животного. Чтение и анализ текстов «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы», «Звери». Рассматривание иллюстраций и составление рассказа-описания «Пресный и солёный водоёмы». Работа с рубрикой «Картинная галерея» (репродукция картины А. Рылова «В голубом просторе»). Учебный диалог: «Почему зверей называют млекопитающими». Задание на классификацию: способ питания животных. Чтение и обсуждение текста «Общаются ли между собой звери?». | | |
| |
37 | Природные сообщества | 1 | Чтение и обсуждение текста «Природное сообщество». Учебный диалог: «Цепи питания» (с опорой на иллюстрации). | | |
38 | Почему люди приручили диких животных . | 1 | Чтение и обсуждение текста «Почему люди приручили животных». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-повествование «Витя-подпасок». Мини-дискуссия: «Почему создают заповедники» (работа со схемой). Беседа на основе иллюстративного материала («Заповедники»). | | |
39 | Наша Родина: от Руси до России 11 ч. | Как люди узнают о прошлом | 1 | Работа с рубрикой «Вспомни». Сюжетно-ролевая игра: «На раскопках древнего города». Построение схемы «Как люди узнают о прошлом». | | |
40 | Восточнославянские племена. | 1 | Учебный диалог: работа с географической картой (поиск ответа на вопрос «По берегам каких рек и озёр селились славяне?»). Чтение и анализ текста «Почему славяне объединялись?». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: воображаемая ситуация «Мир древних славян». Рассказ-описание по картине: «Что можно сказать о внешнем облике и характере героев этой картины?» Практическая работа№3 «Работа с картой» | | |
41- 42- 43 | Первые русские князья. | 3 | Учебный диалог: работа по карте — расположение Древнерусского государства. Работа с рубрикой «Вспомни»: «лента времени». Чтение и обсуждение текста «Первые русские князья». Рассказ-описание: «Картинки из жизни Древней Руси» (с опорой на иллюстрации). Задание на словарную работу: объяснение выражений «Ярослав был сторонником книжного почитания», «строил школы для людей всякого сословия». Мини-дискуссия по тексту «Владимир Мономах»: можно ли Наказ Владимира Мономаха применить к нашему времени? Почему? Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Рассматривание и описание иллюстраций с видами архитектурных строений древнего Киева. | | |
| |
| |
44 | Как Москва стала столицей. | 1 | Чтение и обсуждение текста «Как Москва стала столицей». Задание на словарную работу: объяснение выражения «На перепутье торговых дорог». Работа с картой «Московское государство»: поиск ответа на вопрос «Какие земли были присоединены с 1462 по 1503 г. к Москве?». Построение «ленты времени»: «Образование Московского государства». Практическая работа№ 4 «Работа с картой» | | |
45 | Иван IV Грозный-первый русский царь. | 1 | Работа с рубрикой «Жил на свете человек». Рассказ-описание: «Портрет Ивана Грозного» (по репродукции картины И. Глазунова «Иван Грозный»). Обсуждение вывода по изученному материалу. | | |
46 | Пётр I Великий. | 1 | Чтение и обсуждение текста «Пётр I Великий», «Создание русского флота», «Санкт-Петербург — новая столица России». Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Рассматривание репродукции картины В. Серова «Пётр I»; описательный рассказ — сравнение героев картины. Совместная деятельность (работа в парах): ответ на вопрос «Почему Петра I называют Великим?». Обсуждение итога урока: «Жизнь Петра I была посвящена служению общему делу процветания своей родины». | | |
47 | Екатерина II Великая. | 1 | Учебный диалог по тексту «Екатерина II Великая»; составление рассказа-описания «Какой была Екатерина Великая?». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание «Портрет Екатерины Великой» (на основе сравнения двух репродукций картин — А. Антропова и В. Боровиковского); рассказ-рассуждение «Какой портрет можно назвать парадным и почему?». | | |
48 | Последний российский император Николай II. | 1 | Анализ текста «Последний российский император Николай II». Рассматривание фото «Николай Романов с семьёй»; составление рассказа-описания «Портрет Романовых». Учебный диалог: «Какой была Россия при Николае II?» (на основе репродукции картины В. Маковского «Крестьянские дети»). | | |
49 | Советская Россия. СССР. | 1 | Учебный диалог на основе анализа текста «Российская Федерация» и имеющихся представлений. Работа с рубрикой «Вспомни». Совместная деятельность в группах: работа со справочной литературой — поиск ответа на вопрос «Какие республики входили в состав СССР?». | | |
50 | Как люди жили в старину 12 ч. | Из истории имён. | 1 | Учебный диалог: «Как рождалось имя». Работа с рубрикой «Картинная галерея» (В. Васнецов «Три богатыря») и текстами былин. Совместная деятельность в группах: по отрывкам из былин предположить происхождение имён былинных героев. Рассказ учителя о происхождении отчества и фамилии. Мини-дискуссия: «Имена и сословия». Дифференцированные задания: пересказ текста рубрики «Жил на свете человек»; работа в парах (ответы на вопросы учебника). | | |
51-52 | Какими людьми были славяне. | 2 | Работа с рубрикой «Выскажем предположение»: «Можно ли по легендам и летописям представить облик славянина (с использованием иллюстраций)?» Работа с рубрикой «Картинная галерея» (репродукции картин А. Рябушкина «Боярышня XVII века», «Русские женщины XVII столетия в церкви»): рассказ-описание с использованием опорных слов. Учебный диалог (на основе анализ текстов учебника): «Какими были наши предки — славяне?» Дифференцированные задания: подбор пословиц и поговорок о дружбе, взаимопомощи и доброте; анализ высказывания Н. Карамзина, ответы на вопросы по картине Г. Михайлова «Игра в жмурки». | | |
| |
53-54 | Скажи, какой у тебя дом… | 2 | Чтение и анализ текста «Скажи, какой у тебя дом». Анализ последовательной серии рисунков, составление рассказа-рассуждения на тему «Как менялись на Руси постройки». Дифференцированное задание: анализ отрывка из произведения В. Короленко; объяснение выражения «топить по-чёрному»; пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Рассказ учителя о появлении первых каменных построек (с использованием рисунков, фото, слайдов). Работа с рубрикой «Картинная галерея»: воображаемая ситуация по картине А. Васнецова «В горнице древнерусского дома московских времён». | | |
| |
55- 56- 57 | По одёжке встречают. | 3 | Чтение и анализ текста «По одёжке встречают…». Учебный диалог (на основе рассматривания иллюстраций): сравнение одежды, ответ на вопрос «Почему рубаху называют нательной одеждой?». Дифференцированное задание: пересказ текста «Валенки, валенки…». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: анализ одежды изображённых персонажей, классификация по признакам «зажиточный», «богатый», «бедный». Совместная деятельность (в парах): анализ иллюстраций и классификация головных уборов; выдвижение предположения — поиск ответа на вопрос «Какие головные уборы носили богатые люди, а какие — простолюдины?». Рассказ учителя: «Одежда по приказу». Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир», а также текста «Почему люди украшали одежду». | | |
| |
| |
58 | Русская трапеза. | 1 | Учебный диалог: объяснение значения пословиц «Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо варит», «Не красна изба углами, а красна пирогами». Чтение и обсуждение текстов «Хлеб да вода — крестьянская еда» и «Богатый дом — обильная еда». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание «Крестьянское семейство за обедом» (по картине Ф. Солнцева) и «Снедь московская: хлебы» (по картине И. Машкова). Индивидуальное задание: объяснение значения незнакомых слов. Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Работа с рубрикой «Вспомни» (ответ на вопрос «В какой сказке говорится о каше полбе?»). | | |
59-60 | Верования языческой Руси. | 2 | Рассказ учителя: «Боги древних славян» (с использованием иллюстративного материала). Чтение и обсуждение текстов «Масленица — народный праздник» и «Иван Купала». Рассматривание репродукций картин В. Сурикова «Взятие снежного городка» и Г. Семирадского «Ночь накануне Ивана Купала»: рассказ-описание. Обсуждение вывода: «До принятия христианства наши предки верили во многих богов». | | |
| |
61 | Принятие христианства на Руси . | 1 | Рассказ учителя о принятии христианства на Руси. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание «Крещение Руси» (по картине В. Васнецова). Учебный диалог: поиск ответа на вопрос «Какому событию посвящён праздник Рождества Христова?». Воображаемые ситуации: разыгрывание картинок христианского народного праздника Рождество Христово. Рассматривание и описание сюжета картины К. Трутовского «Колядки в Малороссии». Чтение и анализ текста «Пасха — Светлое Христово Воскресение». Мини-дискуссия: «Другие, нехристианские, веры в России », рассказ-рассуждение о своей национальности и вере. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание «Пасхальный натюрморт» (по картине С. Жуковского) | | |
62-63 | Как трудились в старину 7 ч. | Что создавалось трудом крестьянина? | 2 | Работа с рубрикой «Вспомни»: обобщение известной информации. Чтение и анализ текста «Труд в крестьянском хозяйстве». Работа с иллюстрациями: рассказ-описание «Какую работу мог выполнять крестьянин с помощью этих сельскохозяйственных орудий?». Мини- дискуссия: обсуждение проблемы «Существовало ли в крестьянском хозяйстве разделение труда на мужской и женский?» (с опорой на рисунки). Дифференцированное задание: пересказ текста рубрик «Жил на свете человек», «Этот удивительный мир». Рассказ учителя о крепостном праве. Учебный диалог: обсуждение проблемы «При каких условиях человек лучше трудится: если он сам распоряжается результатами своего труда или если работает на своего господина и отдаёт ему всё, что сделал своими руками?». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: обсуждение проблемы «Можно ли продавать людей?»; рассказ-повествование «Торг» (по картине Н. Неврева). Обсуждение вывода: «Самостоятельный, свободный труд земледельца поможет развитию России». | | |
| |
64-65 | Что создавалось трудом ремесленника? | 2 | Рассказ учителя «Как возникли ремёсла на Руси». Чтение и обсуждение текста «Что такое ремесло». «Чтение» схемы «Ремёсла в России XVII—XVIII вв». Работа с иллюстративным материалом: рассказ-описание «Русская народная игрушка». Дифференцированные задания: пересказ текстов рубрик «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек», «Знакомься: наша Родина». Дидактическая игра «Узнай игрушку»: сравнение игрушек (натуральных объектов или рисунков); рассказ-описание. Чтение и обсуждение текста «Маленькие ремесленники». Рассказы учащихся о разных ремёслах (по выбору) с использованием справочной литературы и текстов учебника. | | |
| |
66-67 | Что создавалось трудом рабочего? | 2 | Мини-дискуссия: обсуждение проблемы «При каком труде (машинном или ручном) можно сделать больше вещей?». Чтение и обсуждение текста «О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России». Воображаемая ситуация: рассказ-описание по картине В. Маковского «Свидание». Обсуждение вывода: «Завод и фабрика — промышленные предприятия, где в работе применяются машины». Рассказ учителя о первых железных дорогах. Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». | | |
| |
68 | Открытия, которые совершил человек в XIX-XX вв. | 1 | Учебный диалог: обсуждение проблемы «Почему одними из первых изобретений человека были колесо, орудия труда, оружие, гончарный круг»; сравнение высказанных предположений с текстом учебника. Чтение и обсуждение текстов «О пароходе», «Об автомобиле», «О самолёте и аэростате». Воображаемая ситуация: рассказ-повествование по картине И. Репина «Бурлаки». Совместная работа в группах: коллективный рассказ «Как развивалось российское автомобилестроение » (по рисунку-схеме). Дифференцированное задание: пересказ текста рубрик «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: обсуждение проблемы «Заслуживает ли поступок Никитки уважения» (по картине А. Дейнеки «Никитка — первый русский летун»). Совместная деятельность в группах: рассказ-рассуждение «О самолётах». Рассказ учителя о К. Циолковском. Чтение и обсуждение текста о первых космических полётах. | | |