СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 3б класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

3б класс

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 3б класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/Е.Н. Веремьева/

«30» августа 2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от «31» августа 2018г. № 117/3







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

3б класс

Леонова А.Ю.



РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № 1 «__» августа 2019г.

Руководитель ШМО _________/ Пороховая И.Г./


РАССМОТРЕНА на заседании методического совета

Протокол № 1 «___-» августа 2019г.

Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/


ПРИНЯТА на заседании педагогического совета

Протокол № 1 «___» августа 2019г.
















с. Пригорское,

2019/2020 учебный год

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы и регламентируется:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);

- федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (с изменениями и дополнениями);

- Уставом МБОУ Пригорской СШ;

- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ (1-4 классы);

- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;

- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2019/2020 учебный год.

Окружающий мир изучается в 3 классе на уровне начального общего образования за счет часов обязательной части (2ч) учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2019/2020 учебный год.

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса рассчитана на 68 часов в год, 2 час в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год). Курс интегрируется с региональным курсом «Азбука Смоленского края».

Срок реализации настоящей программы один год.

УМК:

- Окружающий мир. Рабочие программы 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Плешаков А.А. – М.: «Просвещение», 2011.

- Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.

- Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2018.

- Программа «Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А. Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года).

- С. А. Болотова Азбука Смоленского края: методическое пособие для учителя. - Смоленск.


Данный учебный предмет входит в образовательную область «Обществознание и естествознание». Окружающий мир изучается в 3 классе на уровне начального общего образования за счет часов обязательной части учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год). Курс интегрируется с региональным курсом «Азбука Смоленского края».

Срок реализации настоящей программы один год.

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

• осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческо­му труду.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

• понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

• сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

• планировать свои действия в течение урока;

• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

• соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом, установленных правил;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

• выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

• использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

• анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

• сравнивать объекты по различным признакам;

• осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

• моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

• включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов, слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

• проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

• признавать свои ошибки, озвучивать их;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, «пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

• готовить сообщения, фото рассказы, проекты с помощью взрослых;

• составлять рассказ на заданную тему;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

• находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

• осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

• находить на карте страны — соседи России и их столицы;

• определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

• осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

• различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

• различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

• проводить наблюдения и ставить опыты;

• исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

• классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

• пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

• обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги Смоленской области;

• использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

• устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

• использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

• оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

• вырабатывать правильную осанку;

• выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

• понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

• правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

• соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

• понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

• соблюдать правила безопасного поведения в природе;

• понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

• раскрывать роль экономики в нашей жизни;

• осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

• различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

• понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

• объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

• понимать, как ведётся хозяйство семьи;

• обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

• рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

• приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

• использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

• определять, находить и показывать на исторических картах, планах города исторические объекты.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

• проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму.


Оценка планируемых результатов

Виды контроля:

- входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;

- промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;

- проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;

- итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.


Формы контроля:

- фронтальный опрос;

- практическая работа;

- тест;

- творческая работа;

- защита проекта.


Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету “Окружающий мир”

Ошибки:

неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;

нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;

неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;

неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;

отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;

ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).

Недочеты:

неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;

отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;

неточности при нахождении объектов на карте.


Критерии и нормы оценок

«5» («отлично») — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2—3 ошибок или 4—6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3—5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


Критерии оценки теста.

«5» - 10 выполненных заданий

«4» - 9-8 выполненных заданий

«3» - 7-5 выполненных заданий

«2» - менее 5 выполненных заданий

II. Содержание учебного предмета

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Контрольные работы

Практические работы

  1. 1

Как устроен мир

7


1

  1. 2

Эта удивительная природа.

19


7

  1. 3

Мы и наше здоровье

10


3

  1. 4

Наша безопасность

8



Чему учит экономика

12



Путешествия по городам и странам

12

1


Всего

68

1

11



Структура содержания учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе определена следующими тематическими блоками (разделами):

Раздел 1. Как устроен мир (7 ч)

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей. Природные особенности нашего края.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество. Праздники.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. Экологические проблемы нашего края.

Практическая работа: «Моделирование влияния человека на природу».

Проект: Богатства, отданные людям.

Раздел 2. Эта удивительная природа (19 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники за­грязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Меры по охране природы.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Использование и охрана водоёмов.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Основатель научного почвоведения – Докучаев.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Разнообразие растений мира нашего края. Категории охраняемых объектов.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пре­смыкающиеся, птицы, звери и др.). Животный мир Смоленской области. Красная книга Смоленской области.

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Меры Осторожности при сборе грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы:

«Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе»

«Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра»

«Рассматривание живых и гербарных растений»

«Определение органов растений, сравнение органов различных растений»

«Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными»

«Моделирование цепей питания»

«Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки»

Проект: Разнообразие природы родного края.

Раздел 3. Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их преду­преждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Практические работы:

«Первая помощь при небольших повреждениях кожи»

«Подсчет ударов пульса»

«Моделирование строения организма человека»

Проект: Школа кулинаров.

Раздел 4. Наша безопасность (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на вело­сипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, строй­площадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Правила поведения в природе.

Проект: Кто нас защищает.

Раздел 5. Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др. Занятия наших предков.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Проект: «Экономика родного края»

Раздел 6. Путешествие по городам и странам (12 ч)

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и на­стоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, осо­бенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.

Промежуточная аттестация. Тест.

Календарно-тематическое планирование

по окружающему миру в 3б классе



п/п

Тема урока

Дата проведения

план.

факт.

Как устроен мир (7 ч) (3ч АСК)

1.

1.

Природа. Ценность природы для людей.

АСК. Экскурсия. Природные особенности нашего края.



2.

2.

Человек.



3.

3.

Наши проекты: «Богатства, отданные людям».



4.

4.

Общество.

АСК. Праздники.



5.

5.

Что такое экология.

АСК. Экологические проблемы нашего края.



6.

6.

Природа в опасности! Охрана природы.

Практическая работа № 1 «Моделирование влияния человека на природу»



7.

7.

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир».



Эта удивительная природа (19 ч) (8ч АСК)

8.

1.

Тела, вещества, частицы.

Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе»



9.

2.

Разнообразие веществ.



10.

3.

Воздух и его охрана.

АСК. Меры по охране природы.



11.

4.

Вода.

Практическая работа № 3 «Свойства воды. Очистка загряз­ненной воды с помощью фильтра»



12.

5.

Превращения и круговорот воды.



13.

6.

Берегите воду!

АСК. Использование и охрана водоёмов.



14.

7.

Как разрушаются камни. Что такое почва?

АСК. Основатель научного почвоведения – В.В. Докучаев.



15.

8.

Разнообразие растений.

Практическая работа № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений».

АСК. Разнообразие растений мира нашего края.



16.

9.

Солнце, растения и мы с вами.

Практическая работа № 5 «Определение органов растений, сравнение органов различных растений»



17.

10.

Размножение и развитие растений.

Практическая работа № 6 «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными»



18.

11.

Охрана растений.

АСК. Категории охраняемых объектов.



19.

12.

Разнообразие животных.

АСК. Животный мир Смоленской области.



20.

13.

Кто что ест.

Практическая работа №7 «Моделирование цепей питания»



21.

14.

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».



22.

15.

Размножение и развитие животных.

Практическая работа № 8 «Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки».



23.

16.

Охрана животных.

АСК. Красная книга Смоленской области.



24.

17.

В царстве грибов.

АСК. Меры осторожности при сборе грибов.



25.

18.

Великий круговорот жизни.



26.

19.

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».



Мы и наше здоровье (10 ч)

27.

1.

Организм человека



28.

2.

Органы чувств



29.

3.

Надежная защита организма.

Практическая работа № 9 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи»



30.

4.

Опора тела и движение.



21.

5.

Наше питание



32.

6.

Наши проекты: «Школа кулинаров»



33.

7.

Дыхание и кровообращение.

Практическая работа № 10 «Подсчет ударов пульса»



34.

8.

Умей предупреждать болезни.

Практическая работа № 11 «Моделирование строения орга­низма человека»



35.

9.

Здоровый образ жизни



36.

10.

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».



Наша безопасность (8 ч) (1ч АСК)

37.

1.

Огонь, вода и газ.



38.

2.

Чтобы путь был счастливым.



39.

3.

Дорожные знаки.



40.

4.

Наши проекты: «Кто нас защищает»



41.

5.

Опасные места.



42.

6.

Природа и наша безопасность.

АСК. Правила поведения в природе.



43.

7.

Экологическая безопасность.



44.

8.

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».



Чему учит экономика (12ч) (2ч АСК)

45.

1.

Для чего нужна экономика



46.

2.

Природные богатства и труд людей – основа экономики



47.

3.

Полезные ископаемые



48.

4.

Растениеводство.

АСК. Занятия наших предков.



49.

5.

Животноводство.

АСК. Занятия наших предков.



50.

6.

Какая бывает промышленность



51.

7.

Наши проекты: «Экономика родного края»



52.

8.

Что такое деньги



53.

9.

Государственный бюджет



54.

10.

Семейный бюджет



55.

11.

Экономика и экология



56.

12.

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика».



Путешествие по городам и странам (12ч)

57.

1.

Золотое кольцо России



58.

2.

Золотое кольцо России



59.

3.

Золотое кольцо России



60.

4.

Промежуточная аттестация. Тест.



61.

5.

Наши ближайшие соседи



62.

6.

На севере Европы



63.

7.

Что такое Бенилюкс



64.

8.

В центре Европы



65.

9.

По Франции и Великобритании



66.

10.

На юге Европы



67.

11.

По знаменитым местам мира



68.

12.

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».