Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Образовательный центр № 4 Майкопского района»
«РАССМОТРЕНО» на методическом объединении учителей, протокол №____ «___»_______2021г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР Клыгина Т.А. ________________ «__» _______ 2021г. | | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ______________ Удоденко Л.В. приказ № ______от «____»____________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
класс___4_-________
уровень____начальное___
(начальное, основное, среднее общее образование)
количество часов______68__
степень сложности__базовая____
(базовая, профильная)
Учитель _ (Ф.И.О.)
2021-2022 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с действующими изменениями и дополнениями;
Приказом Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 « Об утверждении ФГОС начального общего образования»;
примерной программой учебного курса А.Плешакова "Окружающий мир", утверждённой Минобрнауки РФ - М.: Просвещение, 2015;
учебником: А.Плешаков "Окружающий мир".(М.: Просвещение, 2019.)
В соответствии с учебным планом школы на уроки предмета «Окружающий мир» в 4 классе выделяется 68 часов ,2ч в неделю.
Отличительной особенностью рабочей учебной программы является введение в содержание материала национально-регионального компонента. В связи с проживанием на территории Республики Адыгея 15% учебного времени отводится на изучение НР и ЭО РА. Поэтому расширены цели курса:
-воспитание любви к своему посёлку, Республике Адыгея;
-знакомить учащихся с жизнью общества на примере нашего посёлка;
-дать представление об экономике, о простейших производственных процессах
и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании в нашей республике;
-воспитывать уважение к честным и добросовестным людям труда нашего посѐлка, республики;
-расширить и значительно углубить знаний учащихся о поверхности нашего края, полезных ископаемых, водоѐмах, почвах, природных сообществах, сельском хозяйстве, охране природы.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование:
- целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
- фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
- вектора культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Изучение предмета «Окружающий мир» помогает социализации школьников, расширению их знаний о взаимоотношениях с природной и социальной средой обитания и успешному решению задач обучения, развития и воспитания учащихся в начальной школе.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание».
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; -сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважение к своему и другим народам; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку; 6неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Формирование представлений о ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
-способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе и др.);
-способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные результаты:
-усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
-сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
-умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
-овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
-понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
-понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Информационная грамотность: уметь
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;
-наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях; -создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); использовать информацию для построения умозаключений.
Изучение окружающего мира в 4 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:
Раздел «Земля и человечество»
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
перечислять планеты в правильной последовательности в порядке удаления от Солнца;
устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года;
моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
определять направление на север по Полярной звезде;
сравнивать глобус и карту полушарий;
рассказывать о мире с точки зрения астронома, историка, географа;
определять век, в котором происходили исторические события;
различать год, век, арабские и римские цифры;
пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
предлагать меры по решению экологических проблем.
Раздел «Природа России»
Ученик научится:
правилам поведения в лесу, парке, на море;
находить и показывать на карте России изучаемые географические объекты.
Ученик получит возможность научиться:
различать формы земной поверхности;
устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон;
сравнивать природные зоны, описывать их характерные особенности;
описывать особенности почв своей местности;
рассказывать об экологических связях в конкретной природной зоне.
Раздел «Родной край – часть большой страны»
Ученик научится:
находить и показывать на карте России свой регион;
иметь представление о водных объектах своего региона, о полезных ископаемых, почвах.
Ученик получит возможность научиться:
описывать формы земной поверхности;
сравнивать полезные ископаемые;
выявлять экологические связи в лесу, на лугу, в пресных водоемах;
предлагать пути решения экологических проблем;
выявлять зависимость растениеводства и животноводства в регионе от природных условий;
различать зерна зерновых культур, породы домашних животных.
Раздел «Страницы всемирной истории»
Ученик научится:
понимать роль археологии в изучении первобытного общества;
иметь представление о мировых религиях.
Ученик получит возможность научиться:
определять по ленте времени длительность исторических периодов;
понимать роль появления и развития письменности и книгопечатания для развития человечества;
рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические эпохи.
Раздел «Страницы истории России»
Ученик научится:
различать географическую и историческую карты;
иметь представление об устройстве древнерусского города.
Ученик получит возможность научиться:
рассказывать о жизни древних славян;
понимать роль летописей, рукописной книги и начала книгопечатания в развитии русской культуры;
рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
осознавать важность исторических событий в истории России.
Раздел «Современная Россия»
Ученик научится:
различать права и обязанности гражданина;
иметь представление о прерогативах президента;
различать и называть символы современной России;
называть имя президента современной России.
Ученик получит возможность научиться:
находить и показывать на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, города федерального значения;
осознавать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;
различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;
рассказывать о разных уголках России
Содержание учебного предмета
Ориентация содержания: научная, практическая
Характер освоения : развивающий
Профиль: универсальный
Направление: естественнонаучное
Основные содержательные линии предмета
1.«Человек и природа» 2. «Человек и общество»
3. «Правила безопасной жизни»
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающее человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно- ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Тематическое планирование
№ раздела | Тема раздела | Кол-во часов | Кол-во лабораторных и практических работ | Кол-во контрольных работ с указанием вида (диктант, к/р, тест и т.д.) |
1 четверть | Земля и человечество- 8ч Природа России- | 8 8 | 9-практ.р. | Проверочная работа-2 |
2 четверть | Родной край - часть большой страны | 7 | 6-практ.р. | Проверочная работа-1 |
3 четверть | Родной край - часть большой страны - Страницы всемирной истории- Страницы истории России – | 3 6 13 | | Проверочная работа-2 |
4 четверть | Страницы истории России – Современная Россия- | 7 9 | 2-практ.р. | Проверочная работа-1 ВПР-1 |
Всего | | 68 | | Проверочная работа-6 ВПР-1 |
№п/п | Тема, раздел курса | Программное содержание | Характеристика деятельности обучающихся |
1. | Человек и общество | Конституция — Основной закон Россий- ской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримеча- тельности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достоприме- чательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связан- ных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конститу- ции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к семейным ценностям и тради- циям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества. «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культур- ной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравствен- ные и культурные традиции людей в раз- ные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носи- тели базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты Списка всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культур- ного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме | Работа с политико-административной картой Российской Федерации: края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Обсуждение, как права одного чело- века соотносятся с правами других людей. Обсуждение, зачем государству нужны символы. Моделирование символов своего класса, семьи. Работа со взрослыми: составление календа- ря профессиональных праздников в соответствии с профессиями взрослых членов семьи. Работа с иллюстративным материалом: государственные праздники нашей страныОпределение по «ленте времени» ве- ка, в котором происходили упоми- навшиеся ранее исторические со- бытия. Обсуждение сроков начала года в разных летоисчислениях. Работа в паре: анализ исторической карты, рассказ по ней об исторических событиях. Работа с иллюстративным материалом |
2. | Человек и природа. | Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнеч- ной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и горна карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование челове- ком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблю- дений). Наблюдения в окружающей среде и опыты по исследованию природных объектов и явлений. Наиболее значимые природные объекты Списка всемирного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга. Экологические проблемы и пути их решения. Охрана природных богатств: воды, возду- ха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения на при- родеПриродные зоны России: общее представ- ление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенно- сти труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана приро- ды). Причины смены природных зон. Экологические связи в природных зонах | Игра-соревнование «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе. Обсуждение выступлений уча- щихся (домашнее задание) о планетах. Рассматривание и обсуждение схем: вращение Земли вокруг своей оси — при- чина смены дня и ночи; вращение Земли вокруг Солнца — причина смены времён года Работа с картой: равнины и горы на территории РФ; крупнейшие реки и озера, моря, омывающие Россию. Описание объектов: название, месторасположения, общая характерис- тика. Описание животных Международной Красной книги. Проведение наблюдений и опытов. Работа в группе: анализ современных экологических проблем, предложение мер по их решению. Извлечение из дополнительной литерату- ры, Интернета информации об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и подго- товка сообщения о них. Нахождение в Интернете информации о способах решения экологических про- блем и экологических организациях в России, подготовка сообщенийУстановление причинно-следственных связей между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон. Работа в паре: определение по рисункам, какие организмы обитают в природных зонах, объяснение, как они приспособлены к условиям жизни. Рассказ по рисункам об экологических связях в изучаемой при- родной зоне. Моделирование характерныхцепей питания в изучаемой природной зоне. Рассказ об освоении природных богатств в природных зонах и возникших вслед- ствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и запо- ведниках. Характеристика природных зон по плану. Извлечение из дополнительной литерату- ры, Интернета сведений о животном мире изучаемой зоны, подготовка сообщений |
3. | Правила безопасной жизни. | Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в сети Интернет: поиск досто- верной информации (поиск и опознавание государственных образовательных ресур- сов и детских развлекательных порталов). Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфра- структуры города; правила безопасного поведения в театрах, кинотеатрах, торго- вых центрах, парках и зонах отдыха) Правила безопасного поведения велосипе- диста (дорожные знаки, дорожная размет- ка, сигналы и средства защиты велосипе- диста) | Учебный диалог «Послушаем друг друга»: как я выполняю правила безопасной жизни. Работа в группах: составление текста — какие опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных местах. Анализ ситуаций: «Что может произойти, если…». Обсуждение результа- тов работы групп Ролевая игра: знаем ли мы правила езды на велосипеде (роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети) |
Проверочные работы -7
Проверочная работа №1 | Земля и человечество |
Проверочная работа №2 | Природа России |
Проверочная работа №3 | Родной край — часть большой страны |
Проверочная работа №4 | Страницы всемирной истории |
Проверочная работа №5 | Страницы истории Отечества |
Проверочная работа №6 | За весь курс |
ВПР | За весь курс |
Кроме того, в течение учебного года будет проведено:
10 практических работ
Практическая работа №1 | знакомство с картой звёздного неба |
Практическая работа №2 | поиск изучаемых объектов на глобусе и географической карте, |
Практическая работа №3 | знакомство с историческими картами |
Практическая работа №4 | рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон |
Практическая работа №5 | знакомство с картой края |
Практическая работа №6 | рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств |
Практическая работа №7 | рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ |
Практическая работа №8 | знакомство с культурными растениями края. |
Практическая работа №9 | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий) |
Практическая работа №10 | работа с «лентой времени» (определение последовательности исторических событий, соотнесение года с веком). |
- Также в каждой теме предусматривается работа с тестами и будет проводиться фронтальный и индивидуальный опрос.
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание |
план | факт |
Земля и человечество- 8ч |
1 | Мир глазами астронома. ОБЖ Правила поведения в помещениях. | 1 | | | С. 4-8, подготовить сообщение о планетах |
2 | Планеты Солнечной системы. Стартовая тестовая работа | 1 | | | С.9-15, выполнить задание № 1 с.15 |
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа: знакомство с картой звёздного неба. | 1 | | | С.16-21, задание № 1,2 |
4 | Мир глазами географа Практическая работа: показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте. ОБЖ Правила пользования электробытовыми приборами. | 1 | | | С.22-28, задание № 3 |
5 | Мир глазами историка Практическая работа: знакомство с историческими картами НР и ЭОРА -Памятники природы РА | 1 | | | С.29-35, задание № 1,2 |
6 | Когда и где? | 1 | | | С.36-40. задание № 1,2 |
7 | Мир глазами эколога. НР и ЭОРА Экологическая безопасность РА | 1 | | | С.41-47, задание № 2 |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. ОБЖ Пожарная безопасность Проверочная работа (20 мин) | 1 | | | С.48-56, задание на с.56 |
| Природа России- 10ч |
9 | Равнины и горы России. Практическая работа: поиск и показ на физической карте изучаемых объектов. НР и ЭОРА Адыгея – горный курорт | 1 | | | С.58-65. работать по карте, задание № 1,2 |
10 | Моря, озёра и реки России. Практическая работа: поиск и показ на физической карте изучаемых объектов. НР и ЭОРА Реки Адыгеи | 1 | | | С.66-70, вопросы. Задание № 3 |
11 | Природные зоны России. ОБЖ Как правильно пользоваться огнетушителем. | 1 | | | С.71-76 работа по карте природных зон России задание № 1,2 |
12 | Зона арктических пустынь. Практическая работа: поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон. | 1 | | | С.76-84 вопросы. |
13 | Тундра. Практическая работа: поиск и показ зоны тундры на физической карте и карте природных зон. | 1 | | | С.84-94 вопросы. |
14 | Леса России. Практическая работа: поиск и показ зоны лесов на физической карте и карте природных зон. НР и ЭОРА Лес – богатство Адыгеи | 1 | | | С.94-102 вопросы. |
15 | Лес и человек. ОБЖ Меры пожарной безопасности при разведении костра | 1 | | | С.103-110 вопросы. |
16 | Зона степей. Практическая работа: поиск и показ зоны степей на физической карте и карте природных зон. | 1 | | | С.110-117, задание № 1,2 |
17 | Пустыни. Практическая работа: поиск и показ зон полупустынь и пустынь на физической карте и карте природных зон. Контрольная работа за 1 четверть. | 1 | | | С.118-125, задание № 1.2 |
18 | У Чёрного моря. Практическая работа: поиск и показ зоны субтропиков на физической карте и карте природных зон. НР и ЭОРА Зоны отдыха Черноморского побережья. Проверочная работа (15 мин) | 1 | | | С. 126-134 |
| Родной край - часть большой страны -15 ч |
19 | Наш край. Экскурсия «Формы поверхности нашей местности». ОБЖ Правила купания в открытых водоемах. | 1 | | | С.138-139 Задание № 1,2 |
20 | Поверхность нашего края. НР и ЭОРА Горы Северного Кавказа | 1 | | | С.140-144, задание № 3 |
21 | Водные богатства нашего края. НР и ЭОРА Водопады Адыгеи. | 1 | | | С.145-149,задание №2 |
22 | Наши подземные богатства. Практическая работа: свойства полезных ископаемых . НР и ЭОРА Полезные ископаемые Адыгеи. | 1 | | | С.149-159,задание №2 |
23 | Земля-кормилица. ОБЖ Безопасная переправа через водную преграду. | 1 | | | С.160-163, вопросы. |
24 | Жизнь леса. Практическая работа: работа с гербарием растений леса. | 1 | | | С.164-169, |
25 | Жизнь луга. Практическая работа: работа с гербарием растений луга. | 1 | | | С.170-177, задание № 1,2 |
26 | Жизнь в пресных водах. | 1 | | | С.178-186, задание № 1.2,3 |
27 | НРК Растениеводство в нашем крае. Практическая работа: работа с гербарием полевых культур. ОБЖ Основные подручные средства спасения на воде. | 1 | | | С.187-194. задание № 2,3 |
28 | Незаметные защитники урожая. | 1 | | | С.195-203, |
29 | Животноводство в нашем крае. НР и ЭОРА Животноводство в РА. | 1 | | | С.195-203, Подготовиться к проверочной работе |
30 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | | | Подготовка к проекту |
31 32 | Наши проекты. Презентация проектов (по выбору): «Всемирное наследие в России», «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Всемирное наследие за рубежом», «Международная Красная книга», «Национальные парки мира», «Как защищают природу», «Экологическая обстановка в нашем крае», «Красная книга нашего края», «Охрана» НРК Красная книга Адыгеи | 2 | | | С.204-206 Подготовиться к защите проекта |
33 | Экскурсия в краеведческий музей ОБЖ Основные виды травм у детей. | 1 | | | Подготовить сообщение « Первая мед.помощь при ожогах» |
| Страницы всемирной истории- 6 ч |
34 | Начало истории человечества. | 1 | | | С.2-4,с.7 в.3 |
35 | Мир древности: далёкий и близкий. ОБЖ Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. | 1 | | | С.8-14,с.14 в.2 |
36 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | | | С.15-21,с.21 в.3 |
37 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | | | С.22-27,с.27 в.1 |
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | | | С.28-32,с.32 проверь себя |
39 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Страницы всемирной истории». ОБЖ Правила обработки ран. Перевязка ран. | 1 | | | Подготовить сообщение « Первая мед.помощь при порезах» |
| Страницы истории России – 19 ч |
40 | Жизнь древних славян. Работа с картой. | 1 | | | С.34-39,с.39 в.3 |
41 | Во времена Древней Руси. | 1 | | | С.40-45,с.45 в.4 |
42 | Страна городов. Работа с картой и схемами. | 1 | | | С.46-53,с.53 в.1-4 |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. ОБЖ Оказание помощи при ожогах и обморожении. | 1 | | | С.55-58,с.58 в.3,4 |
44 | Трудные времена на Русской земле. | 1 | | | С.59-64,с.64 в.1-3 |
45 | Русь расправляет крылья. | 1 | | | С.65-69,с.69 в.2 |
46 | Куликовская битва. Работа с картой. | | | | С.70-74,с.74 в.3 |
47 | Иван Третий. ОБЖ Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | 1 | | | С.75-79,с.79 в.2 |
48 | Мастера печатных дел. | 1 | | | С.82-86,с.86 в.1 |
49 | Патриоты России. | 1 | | | С.87-91,с.90 в.3 |
50 | Пётр Великий. ОБЖ Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» | 1 | | | С.94-100,с.100 в.1-3 |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов. Контрольная работа за 3 четверть. | 1 | | | С.101-104,с.104 в.3 |
52 | Екатерина Великая. | 1 | | | С.105-111,с.111 в.2 |
53 | Отечественная война 1812 года. Работа с картой. | 1 | | | С.112-119,с.117в.2 |
54 | Страницы истории ХIХ века. Работа с картой. ОБЖ Понятие о само и взаимопомощи. | 1 | | | С.122-126,с.126 в.1-4 |
55 | ВПР | 1 | | | С.127-133,с.133 в.1-5 |
56 | Россия вступает в ХХ век. Страницы истории 20 - 30-х годов. Работа с картой. НР и ЭОРА Адыгея в 20-30гг | 1 | | | С.136-139,с.139 в.1 |
57 | Великая война и Великая Победа. Работа с картой. НР и ЭОРА Адыгея в годы великой Отечественной войны | 1 | | | С.140-146,с.146 в.3 |
58 | Страна, открывшая путь в космос. НР и ЭОРА Космонавты наши земляки | 1 | | | С.147-152,повторитьс.34-146 |
59 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Страницы истории России». ОБЖ Профилактика вредных привычек | 1 | | | Подготовить сообщение « Первая мед.помощь при солнечном ударе» |
| Современная Россия- 9ч |
60 | Основной закон России и права человека. | 1 | | | С.154-163,с.163 в.2 |
61 | Мы – граждане России. | 1 | | | С.164-167,с.167 в.3 |
62 | Славные символы России. НР и ЭОРА Государственные символы Адыгеи | 1 | | | С.154-163,с.163 в.2 |
63 | Такие разные праздники. НР и ЭОРА Национальные праздники в Адыгее | 1 | | | С.175-179,с.179 в.3 |
64 | Путешествие по России. Работа с картой. ОБЖ Полезные привычки | 1 | | | С.180-188,с.203 в.3 |
65 | Путешествие по России. Работа с картой (продолжение). Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Современная Россия». | 1 | | | С.189-200,с.203 в.2 |
66 | Итоговая промежуточная аттестация. Проверочная работа | 1 | | | С.201-203,подготовить проект |
67 68 | Работа над ошибками.Презентация проектов: «Путешествие по городам мира», «Русский первопроходец Семен Дежнев», «Когда и как появились профессии железнодорожника, фотографа и др.», «В дворянской усадьбе», «Быт крестьян», «Из Петербурга во Владивосток», «День горожанина начала ХХ века», «Новые имена советской эпохи», «ХХ век в истории семьи», «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Чему и как учились в школе наши мамы и бабушки». ОБЖ Пути укрепления здоровья. | 2 | | | Подготовиться к защите проекта |
Коррекция планирования
Дата не проведенного урока | Причина | Коррекция |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Изменения календарно-тематического планирования
№ | № и дата протокола заседания МО | Содержание изменения | Подпись председателя МО |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного предмета
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | | |
Учебник. Окружающий мир . 4 класс. Плешаков А.А (М.: Просвещение, 2020.) | 25 | |
Методические рекомендации. 4 класс : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Плешаков А.А. , Александрова В. П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 4 класс.— М. : Просвещение, 2017. | 1 | |
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас– определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений– М.: Просвещение, 2019 | 1 | |
Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.Атлас – определитель: – М.: Просвещение, 2019; | 1 | |
Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений– М.: Просвещение, 2020; | 1 | |
Наглядные пособия | | |
Гербарий растений | 1 комплект | |
Образцы полезных ископаемых | 1комплект | |
Технические средства | | |
Компьютер | 1 | |
Экран | 1 | |
Проектор мультимедийный | 1 | |
Экранно-звуковые пособия | | |
Электронное приложение (дидактический материал) к учебнику "Окружающий мир" 4 класс | 1 | |
Оборудование класса | | |
Стол ученический | 15 | |
Стул ученический | 30 | |
Доска | 1 | |