СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая рабочая программа может быть полезна учителям начальных класссов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Образовательный центр № 4 Майкопского района»



«РАССМОТРЕНО»

на методическом объединении

учителей,

протокол №____

«___»_______2021г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

Клыгина Т.А.

________________

«__» _______ 2021г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

______________

Удоденко Л.В.

приказ № ______от «____»____________2021г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Окружающий мир»






класс___4_-________


уровень____начальное___

(начальное, основное, среднее общее образование)


количество часов______68__


степень сложности__базовая____

(базовая, профильная)




Учитель _ (Ф.И.О.)














2021-2022 уч.год


Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с:

        • Федеральным законом об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 N 273-ФЗ);

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с действующими изменениями и дополнениями;

  • Приказом Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 « Об утверждении ФГОС начального общего образования»;

  • примерной программой учебного курса А.Плешакова "Окружающий мир", утверждённой Минобрнауки РФ - М.: Про­свещение, 2015;

  • учебником: А.Плешаков "Окружающий мир".(М.: Просвещение, 2019.)

В соответствии с учебным планом школы на уроки предмета «Окружающий мир» в 4 классе выделяется 68 часов ,2ч в неделю.

Отличительной особенностью рабочей учебной программы является введение в содержание материала национально-регионального компонента. В связи с проживанием на территории Республики Адыгея 15% учебного времени отводится на изучение НР и ЭО РА. Поэтому расширены цели курса:

-воспитание любви к своему посёлку, Республике Адыгея;

-знакомить учащихся с жизнью общества на примере нашего посёлка;

-дать представление об экономике, о простейших производственных процессах

и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании в нашей республике;

-воспитывать уважение к честным и добросовестным людям труда нашего посѐлка, республики;

-расширить и значительно углубить знаний учащихся о поверхности нашего края, полезных ископаемых, водоѐмах, почвах, природных сообществах, сельском хозяйстве, охране природы.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование:

- целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;

- фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;

- вектора культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Изучение предмета «Окружающий мир» помогает социализации школьников, расширению их знаний о взаимоотношениях с природной и социальной средой обитания и успешному решению задач обучения, развития и воспитания учащихся в начальной школе.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание».








Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

Гражданско-патриотическое воспитание:

- становление ценностного отношения к своей Родине  — России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; -сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважение к своему и другим народам; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку; 6неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

Формирование представлений о ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные результаты

-способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе и др.);

-способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметные результаты:

-усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

-сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

-умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

-овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

-понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

-понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Информационная грамотность: уметь

- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;

-наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях; -создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); использовать информацию для построения умозаключений.

Изучение окружающего мира в 4 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:

Раздел «Земля и человечество»

Ученик научится:

  • иметь общие представления о строении Солнечной системы;

Ученик получит возможность научиться:

  • перечислять планеты в правильной последовательности в порядке удаления от Солнца;

  • устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года;

  • моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

  • определять направление на север по Полярной звезде;

  • сравнивать глобус и карту полушарий;

  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, историка, географа;

  • определять век, в котором происходили исторические события;

  • различать год, век, арабские и римские цифры;

  • пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

  • предлагать меры по решению экологических проблем.

Раздел «Природа России»

Ученик научится:

  • правилам поведения в лесу, парке, на море;

  • находить и показывать на карте России изучаемые географические объекты.

Ученик получит возможность научиться:

  • различать формы земной поверхности;

  • устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон;

  • сравнивать природные зоны, описывать их характерные особенности;

  • описывать особенности почв своей местности;

  • рассказывать об экологических связях в конкретной природной зоне.

Раздел «Родной край – часть большой страны»

Ученик научится:

  • находить и показывать на карте России свой регион;

  • иметь представление о водных объектах своего региона, о полезных ископаемых, почвах.

Ученик получит возможность научиться:

  • описывать формы земной поверхности;

  • сравнивать полезные ископаемые;

  • выявлять экологические связи в лесу, на лугу, в пресных водоемах;

  • предлагать пути решения экологических проблем;

  • выявлять зависимость растениеводства и животноводства в регионе от природных условий;

  • различать зерна зерновых культур, породы домашних животных.

Раздел «Страницы всемирной истории»

Ученик научится:

  • понимать роль археологии в изучении первобытного общества;

  • иметь представление о мировых религиях.

Ученик получит возможность научиться:

  • определять по ленте времени длительность исторических периодов;

  • понимать роль появления и развития письменности и книгопечатания для развития человечества;

  • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические эпохи.

Раздел «Страницы истории России»

Ученик научится:

  • находить и показывать на исторической карте изучаемые объекты;

  • различать географическую и историческую карты;

  • иметь представление об устройстве древнерусского города.

Ученик получит возможность научиться:

  • рассказывать о жизни древних славян;

  • понимать роль летописей, рукописной книги и начала книгопечатания в развитии русской культуры;

  • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

  • осознавать важность исторических событий в истории России.

Раздел «Современная Россия»

Ученик научится:

  • различать права и обязанности гражданина;

  • иметь представление о прерогативах президента;

  • различать и называть символы современной России;

  • называть имя президента современной России.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить и показывать на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, города федерального значения;

  • осознавать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;

  • различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;

  • рассказывать о разных уголках России

Содержание учебного предмета

Ориентация содержания: научная, практическая

Характер освоения : развивающий

Профиль: универсальный

Направление: естественнонаучное





Основные содержательные линии предмета

1.«Человек и природа» 2. «Человек и общество»

3. «Правила безопасной жизни»

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающее человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно- ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Тематическое планирование

раздела

Тема раздела

Кол-во часов

Кол-во лабораторных и практических работ

Кол-во контрольных работ с указанием вида (диктант, к/р, тест и т.д.)

1 четверть

Земля и человечество- 8ч

Природа России-

8

8

9-практ.р.

Проверочная работа-2


2 четверть

Родной край - часть большой страны

7

6-практ.р.

Проверочная работа-1

3 четверть

Родной край - часть большой страны -

Страницы всемирной истории-

Страницы истории России –

3


6

13


Проверочная работа-2


4 четверть

Страницы истории России –

Современная Россия-

7

9

2-практ.р.


Проверочная работа-1

ВПР-1

Всего


68


Проверочная работа-6

ВПР-1

№п/п

Тема, раздел курса

Программное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

1.

Человек

и общество

Конституция — Основной закон Россий-

ской Федерации. Права и обязанности

гражданина Российской Федерации.

Президент Российской Федерации — глава

государства. Политико-административная

карта России. Общая характеристика

родного края, важнейшие достопримеча-

тельности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России.

Главный город родного края: достоприме-

чательности, история и характеристика

отдельных исторических событий, связан-

ных с ним.

Праздник в жизни общества как средство

укрепления общественной солидарности

и упрочения духовно-нравственных связей

между соотечественниками. Новый год,

Рождество, День защитника Отечества,

Международный женский день, День

весны и труда, День Победы, День России,

День народного единства, День Конститу-

ции. Праздники и памятные даты своего

региона.

Уважение к семейным ценностям и тради-

циям, традициям своего народа и других

народов, государственным символам

России. История Отечества. «Лента времени»

и историческая карта. Наиболее важные

и яркие события общественной и культур-

ной жизни страны в разные исторические

периоды: Государство Русь, Московское

государство, Российская империя, СССР,

Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравствен-

ные и культурные традиции людей в раз-

ные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носи-

тели базовых национальных ценностей.

Наиболее значимые объекты Списка

всемирного культурного наследия в России

и за рубежом. Охрана памятников истории

и культуры. Посильное участие в охране

памятников истории и культуры своего

края. Личная ответственность каждого

человека за сохранность историко-культур-

ного наследия своего края.

Правила нравственного поведения в социуме

Работа с политико-административной

картой Российской Федерации: края,

области, республики, автономные

округа, автономные области, города

федерального значения.

Обсуждение, как права одного чело-

века соотносятся с правами других

людей. Обсуждение, зачем государству нужны

символы.

Моделирование символов своего класса,

семьи.

Работа со взрослыми: составление календа-

ря профессиональных праздников

в соответствии с профессиями взрослых

членов семьи.

Работа с иллюстративным материалом:

государственные праздники нашей страныОпределение по «ленте времени» ве-

ка, в котором происходили упоми-

навшиеся ранее исторические со-

бытия.

Обсуждение сроков начала года в разных

летоисчислениях.

Работа в паре: анализ исторической карты,

рассказ по ней об исторических событиях.

Работа с иллюстративным материалом

2.

Человек и природа.

Солнце — ближайшая к нам звезда,

источник света и тепла для всего живого

на Земле. Характеристика планет Солнеч-

ной системы. Естественные спутники

планет.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение

Земли как причина смены дня и ночи.

Времена года, их особенности (на основе

наблюдений). Обращение Земли вокруг

Солнца как причина смены времён года.

Формы земной поверхности: равнины,

горы, холмы, овраги (общее представление,

условное обозначение равнин и горна карте). Особенности поверхности

родного края (краткая характеристика на

основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море,

река, озеро, пруд); использование челове-

ком. Водоёмы родного края (названия,

краткая характеристика на основе наблю-

дений).

Наблюдения в окружающей среде и опыты

по исследованию природных объектов

и явлений. Наиболее значимые природные

объекты Списка всемирного наследия

в России и за рубежом. Международная

Красная книга. Экологические проблемы

и пути их решения.

Охрана природных богатств: воды, возду-

ха, полезных ископаемых, растительного

и животного мира.

Правила нравственного поведения на при-

родеПриродные зоны России: общее представ-

ление, основные природные зоны (климат,

растительный и животный мир, особенно-

сти труда и быта людей, влияние человека

на природу изучаемых зон, охрана приро-

ды). Причины смены природных зон.

Экологические связи в природных

зонах

Игра-соревнование «Клуб астрономов»:

зададим друг другу вопросы о Солнечной

системе. Обсуждение выступлений уча-

щихся (домашнее задание) о планетах.

Рассматривание и обсуждение схем:

вращение Земли вокруг своей оси — при-

чина смены дня и ночи; вращение Земли

вокруг Солнца — причина смены времён

года

Работа с картой: равнины и горы

на территории РФ; крупнейшие реки

и озера, моря, омывающие Россию.

Описание объектов: название, месторасположения, общая характерис-

тика.

Описание животных Международной

Красной книги.

Проведение наблюдений и опытов.

Работа в группе: анализ современных

экологических проблем, предложение мер

по их решению.

Извлечение из дополнительной литерату-

ры, Интернета информации об объектах

Всемирного наследия и животных из

Международной Красной книги и подго-

товка сообщения о них.

Нахождение в Интернете информации

о способах решения экологических про-

блем и экологических организациях

в России, подготовка сообщенийУстановление причинно-следственных

связей между освещённостью Солнцем

поверхности Земли и сменой природных

зон.

Работа в паре: определение по рисункам,

какие организмы обитают в природных

зонах, объяснение, как они приспособлены

к условиям жизни. Рассказ по рисункам

об экологических связях в изучаемой при-

родной зоне. Моделирование характерныхцепей питания в изучаемой природной зоне.

Рассказ об освоении природных богатств

в природных зонах и возникших вслед-

ствие этого экологических проблемах,

о природоохранных мероприятиях и запо-

ведниках.

Характеристика природных зон по плану.

Извлечение из дополнительной литерату-

ры, Интернета сведений о животном мире

изучаемой зоны, подготовка сообщений

3.

Правила безопасной жизни.

Здоровый образ жизни: профилактика

вредных привычек.

Безопасность в сети Интернет: поиск досто-

верной информации (поиск и опознавание

государственных образовательных ресур-

сов и детских развлекательных порталов).

Безопасность в городе (планирование

маршрутов с учётом транспортной инфра-

структуры города; правила безопасного

поведения в театрах, кинотеатрах, торго-

вых центрах, парках и зонах отдыха)

Правила безопасного поведения велосипе-

диста (дорожные знаки, дорожная размет-

ка, сигналы и средства защиты велосипе-

диста)

Учебный диалог «Послушаем друг друга»:

как я выполняю правила безопасной

жизни. Работа в группах: составление

текста — какие опасности можно встретить

на улице, в зонах отдыха, в общественных

местах. Анализ ситуаций: «Что может

произойти, если…». Обсуждение результа-

тов работы групп

Ролевая игра: знаем ли мы правила езды

на велосипеде (роли: велосипедисты,

сотрудники ГИБДД, маленькие дети)




Проверочные работы -7

Проверочная работа №1

Земля и человечество

Проверочная работа №2

Природа России

Проверочная работа №3

Родной край — часть большой страны

Проверочная работа №4

Страницы всемирной истории

Проверочная работа №5

Страницы истории Отечества

Проверочная работа №6

За весь курс

ВПР

За весь курс



Кроме того, в течение учебного года будет проведено:

10 практических работ

Практическая работа №1

знакомство с картой звёздного неба

Практическая работа №2

поиск изучаемых объектов на глобусе и географической карте,

Практическая работа №3

знакомство с историческими картами

Практическая работа №4

рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон

Практическая работа №5

знакомство с картой края

Практическая работа №6

рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств

Практическая работа №7

рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ

Практическая работа №8

знакомство с культурными растениями края.

Практическая работа №9

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий)

Практическая работа №10

работа с «лентой времени» (определение последовательности исторических событий, соотнесение года с веком).



- Также в каждой теме предусматривается работа с тестами и будет проводиться фронтальный и индивидуальный опрос.

Поурочное планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Домашнее задание

план

факт

Земля и человечество- 8ч

1

Мир глазами астронома.

ОБЖ Правила поведения в помещениях.

1


 


 С. 4-8, подготовить сообщение о планетах

2

Планеты Солнечной системы.

Стартовая тестовая работа

1



С.9-15, выполнить задание № 1 с.15

3

Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа: знакомство с картой звёздного неба.

1



С.16-21, задание № 1,2

4

Мир глазами географа Практическая работа: показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте.

ОБЖ Правила пользования электробытовыми приборами.

1



С.22-28, задание № 3

5

Мир глазами историка Практическая работа: знакомство с историческими картами НР и ЭОРА -Памятники природы РА

1



С.29-35, задание № 1,2

6

Когда и где?

1



С.36-40. задание № 1,2

7

Мир глазами эколога.

НР и ЭОРА Экологическая безопасность РА

1



С.41-47, задание № 2

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

ОБЖ Пожарная безопасность

Проверочная работа (20 мин)

1



С.48-56, задание на с.56


Природа России- 10ч

9

Равнины и горы России. Практическая работа: поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.

НР и ЭОРА Адыгея – горный курорт

1



С.58-65. работать по карте, задание № 1,2

10

Моря, озёра и реки России. Практическая работа: поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.

НР и ЭОРА Реки Адыгеи

1



С.66-70, вопросы. Задание № 3

11

Природные зоны России.

ОБЖ Как правильно пользоваться огнетушителем.

1



С.71-76 работа по карте природных зон России задание № 1,2

12

Зона арктических пустынь. Практическая работа: поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон.

1



С.76-84 вопросы.

13

Тундра. Практическая работа: поиск и показ зоны тундры на физической карте и карте природных зон.

1



С.84-94 вопросы.

14

Леса России. Практическая работа: поиск и показ зоны лесов на физической карте и карте природных зон.

НР и ЭОРА Лес – богатство Адыгеи

1



С.94-102 вопросы.

15

Лес и человек.

ОБЖ Меры пожарной безопасности при разведении костра

1



С.103-110 вопросы.

16

Зона степей. Практическая работа: поиск и показ зоны степей на физической карте и карте природных зон.

1



С.110-117, задание № 1,2

17

Пустыни. Практическая работа: поиск и показ зон полупустынь и пустынь на физической карте и карте природных зон. Контрольная работа за 1 четверть.

1



С.118-125,

задание № 1.2

18

У Чёрного моря. Практическая работа: поиск и показ зоны субтропиков на физической карте и карте природных зон.

НР и ЭОРА Зоны отдыха Черноморского побережья.

Проверочная работа (15 мин)

1



С. 126-134


Родной край - часть большой страны -15 ч

19

Наш край. Экскурсия «Формы поверхности нашей местности».

ОБЖ Правила купания в открытых водоемах.


1



С.138-139 Задание № 1,2


20

Поверхность нашего края.

НР и ЭОРА Горы Северного Кавказа

1



С.140-144, задание № 3

21

Водные богатства нашего края.

НР и ЭОРА Водопады Адыгеи.

1



С.145-149,задание №2

22

Наши подземные богатства. Практическая работа: свойства полезных ископаемых .

НР и ЭОРА Полезные ископаемые Адыгеи.

1



С.149-159,задание №2

23

Земля-кормилица.

ОБЖ Безопасная переправа через водную преграду.

1



С.160-163, вопросы.

24

Жизнь леса. Практическая работа: работа с гербарием растений леса.

1



С.164-169,

25

Жизнь луга. Практическая работа: работа с гербарием растений луга.

1



С.170-177, задание № 1,2


26

Жизнь в пресных водах.

1



С.178-186, задание № 1.2,3

27

НРК Растениеводство в нашем крае. Практическая работа: работа с гербарием полевых культур.

ОБЖ Основные подручные средства спасения на воде.

1



С.187-194. задание № 2,3

28

Незаметные защитники урожая.

1



С.195-203,

29

Животноводство в нашем крае.

НР и ЭОРА Животноводство в РА.

1



С.195-203, Подготовиться к проверочной работе

30

Контрольная работа за 2 четверть

1



Подготовка к проекту



31

32

Наши проекты. Презентация проектов (по выбору): «Всемирное наследие в России», «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Всемирное наследие за рубежом», «Международная Красная книга», «Национальные парки мира», «Как защищают природу», «Экологическая обстановка в нашем крае», «Красная книга нашего края», «Охрана»

НРК Красная книга Адыгеи

2



С.204-206

Подготовиться к защите проекта

33

Экскурсия в краеведческий музей

ОБЖ Основные виды травм у детей.

1



Подготовить сообщение « Первая мед.помощь при ожогах»


Страницы всемирной истории- 6 ч

34

Начало истории человечества.

1



С.2-4,с.7 в.3

35

Мир древности: далёкий и близкий.

ОБЖ Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.


1



С.8-14,с.14 в.2

36

Средние века: время рыцарей и замков.

1



С.15-21,с.21 в.3

37

Новое время: встреча Европы и Америки.

1



С.22-27,с.27 в.1

38

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1



С.28-32,с.32 проверь себя

39

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Страницы всемирной истории».

ОБЖ Правила обработки ран. Перевязка ран.

1



Подготовить сообщение « Первая мед.помощь при порезах»


Страницы истории России – 19 ч

40

Жизнь древних славян. Работа с картой.

1



С.34-39,с.39 в.3

41

Во времена Древней Руси.

1



С.40-45,с.45 в.4

42

Страна городов. Работа с картой и схемами.

1



С.46-53,с.53 в.1-4

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

ОБЖ Оказание помощи при ожогах и обморожении.

1



С.55-58,с.58 в.3,4

44

Трудные времена на Русской земле.

1



С.59-64,с.64 в.1-3

45

Русь расправляет крылья.

1



С.65-69,с.69 в.2

46

Куликовская битва. Работа с картой.




С.70-74,с.74 в.3

47

Иван Третий.

ОБЖ Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

1



С.75-79,с.79 в.2

48

Мастера печатных дел.

1



С.82-86,с.86 в.1

49

Патриоты России.

1



С.87-91,с.90 в.3

50

Пётр Великий. ОБЖ Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»


1



С.94-100,с.100 в.1-3

51

Михаил Васильевич Ломоносов.

Контрольная работа за 3 четверть.

1



С.101-104,с.104 в.3

52

Екатерина Великая.

1



С.105-111,с.111 в.2

53

Отечественная война 1812 года. Работа с картой.

1



С.112-119,с.117в.2

54

Страницы истории ХIХ века. Работа с картой. ОБЖ Понятие о само и взаимопомощи.

1



С.122-126,с.126 в.1-4

55

ВПР

1



С.127-133,с.133 в.1-5

56

Россия вступает в ХХ век.

Страницы истории 20 - 30-х годов. Работа с картой.

НР и ЭОРА Адыгея в 20-30гг

1



С.136-139,с.139 в.1

57

Великая война и Великая Победа. Работа с картой.

НР и ЭОРА Адыгея в годы великой Отечественной войны

1



С.140-146,с.146 в.3

58

Страна, открывшая путь в космос.

НР и ЭОРА Космонавты наши земляки

1



С.147-152,повторитьс.34-146

59

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Страницы истории России».

ОБЖ Профилактика вредных привычек

1



Подготовить сообщение « Первая мед.помощь при солнечном ударе»


Современная Россия- 9ч

60

Основной закон России и права человека.

1



С.154-163,с.163 в.2

61

Мы – граждане России.

1



С.164-167,с.167 в.3

62

Славные символы России.

НР и ЭОРА Государственные символы Адыгеи

1



С.154-163,с.163 в.2

63

Такие разные праздники.

НР и ЭОРА Национальные праздники в Адыгее


1



С.175-179,с.179 в.3

64

Путешествие по России. Работа с картой. ОБЖ Полезные привычки

1



С.180-188,с.203 в.3

65

Путешествие по России. Работа с картой (продолжение).

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Современная Россия».

1



С.189-200,с.203 в.2

66

Итоговая промежуточная аттестация. Проверочная работа

1



С.201-203,подготовить проект

67

68

Работа над ошибками.Презентация проектов: «Путешествие по городам мира», «Русский первопроходец Семен Дежнев», «Когда и как появились профессии железнодорожника, фотографа и др.», «В дворянской усадьбе», «Быт крестьян», «Из Петербурга во Владивосток», «День горожанина начала ХХ века», «Новые имена советской эпохи», «ХХ век в истории семьи», «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Чему и как учились в школе наши мамы и бабушки».

ОБЖ Пути укрепления здоровья.

2



Подготовиться к защите проекта















Коррекция планирования



Дата не проведенного урока

Причина

Коррекция
















Изменения календарно-тематического планирования

и дата протокола заседания МО

Содержание изменения

Подпись председателя МО

 

 

 

 





















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

учебного предмета

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)



Учебник. Окружающий мир . 4 класс. Плешаков А.А (М.: Просвещение, 2020.)

25


Методические рекомендации. 4 класс : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Плешаков А.А. , Александрова В. П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 4 класс.— М. : Просвещение, 2017.

1


Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас– определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений– М.: Просвещение, 2019

1


Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.Атлас – определитель: – М.: Просвещение, 2019;

1


Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений– М.: Просвещение, 2020;

1


Наглядные пособия



Гербарий растений

1 комплект


Образцы полезных ископаемых

1комплект


Технические средства



Компьютер

1


Экран

1


Проектор мультимедийный

1


Экранно-звуковые пособия



Электронное приложение (дидактический материал) к учебнику "Окружающий мир" 4 класс

1


Оборудование класса



Стол ученический

15


Стул ученический

30


Доска

1