СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ликино-Дулёвская средняя общеобразовательная школа № 5




Приложение к ООП НОО


УТВЕРЖДАЮ

директор МОУ Ликино-Дулёвской СОШ № 5

____________________________Э.Э. Фролов

приказ №_____от «_____»___________2022 г.


М.П.






Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»

(базовый уровень)

4-д класс












Составитель: Зыкова Ольга Игоревна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории











д. Гора

2022 г.



  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета


Личностные

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность к оценке своей учебной деятельности;

  • освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • оценка и принятие следующих базовых ценностей:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания « Я как член семьи, представитель народа, гражданин России». Осознание ответственности человека за общее благополучие.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентация на их мотивы и чувства;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;

  • осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.




Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • определять цель, обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности, урока;

  • выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, выбирая из предложенных;

  • планировать с помощью учителя учебную деятельность, решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера;

  • работать по плану, используя основные средства;

  • по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки с помощью учителя;

  • по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки;

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять, сохранять их.

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • использовать внешнюю речь для регулирования и контроля собственных действий;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • определять цель, обнаруживать и формулировать проблему, тему проекта;

  • выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, самостоятельно искать средств достижения цели;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу его реализации;

  • планировать с помощью учителя учебную деятельность при работе над проектом;

  • работать по плану, используя дополнительные средства (справочники, доп. литературу, средства ИКТ).


Познавательные

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете;

  • осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • отбирать необходимые источники информации: учебник, словарь, энциклопедия, средства ИКТ;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • устанавливать аналогии;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, устанавливать аналогии;

  • извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций;

  • анализировать и обобщать: факты, явления, простые понятия;

  • группировать факты и явления;

  • сравнивать факты и явления;

  • распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • владеть рядом общих приемов решения задач;

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять, сохранять их.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернета;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осуществлять контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы как по ходу действия, так и в конце действия;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • устанавливать причинно- следственные связи, выявлять их последствия, формулировать цепочки правил “если …, то…”)

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;

  • строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • контролировать действия партнера;

  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

  • владеть диалогической формой речи;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывая что партнер видит, а что нет;

  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;

  • принимать концептуальный смысл текстов в целом.

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.

Предметные результаты 

Обучающийся научится:

  • знать государственную символику и государственные праздни­ки современной России; что такое Конституция; основные права ребенка

  • распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, гео­графическая карта;.

  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • по году определять век, место события в прошлом;

  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

  • объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес­кого и обществоведческого характера, излагать их в виде со­общения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Обучающийся на ступени начального общего образования научится:

  • определять: Земля — планета Солнечной системы,

  • объяснять причины смены дня и ночи и времен года;

  • распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, гео­графическая карта;

  • рассказывать что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

  • называть некоторые современные экологические проблемы;

  • определять природные зоны России;

  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • по году определять век, место события в прошлом;

  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

  • объяснять своё отношение к прошлому и настоящему родной страны.

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • называть особенности природы своего края: формы земной поверх­ности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

  • характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

  • называть важнейшие события и великих людей отечественной ис­тории;

  • знать государственную символику и государственные праздни­ки современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-опре­делителя; различать важнейшие полезные ископаемые свое­го края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений;

  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да­вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи­ческой допустимости; определять возможные причины: отри­цательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, ва­рианты личного участия в сохранении природного окруже­ния;

  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

  • приводить примеры народов России;

  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

  • понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений; *осваивать доступные способы изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение и т.д.)

  • устанавливать и принимать причинно-следственные связи в окружающем мире.

У обучающегося начальной школы продолжится формирование ИКТ- компетентности:

обучающийся научится:

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации к выбору источника информации

  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

  • создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией

  • пользоваться основными средствами телекоммуникаций; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

  • использовать безопасные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;

  • вводить информацию в компьютер и сохранять ее;

  • набирать текст на родном и иностранном языках, используя экранный перевод некоторых слов;

  • описывать по определенному алгоритму объект, записывать информацию о нем;

  • использовать цифровые датчики, камеру, микрофон;

  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора;

  • редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей;

  • заполнять учебные базы данных;

  • создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;

  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;

  • пользоваться основными средствами телекоммуникации, фиксируя ход и результаты общения на экране и в файлах;

Обучающийся получит возможность научиться

  • грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

  • представлять данные;

  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;

  • моделировать объекты и процессы реального мира.

  • подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флешкарты);

  • редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек  изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

  • использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке;

  • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры



  1. Содержание учебного предмета


Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы – Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2019в соответствии с ФГОС второго поколения и с Основной образовательной программой начального общего образования МОУ Ликино – Дулёвской средней общеобразовательной школы №5.

Согласно учебному плану МОУ Ликино-Дулёвской средней общеобразовательной школы №5 на 2022-2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю (34 недели). Основное содержание курса определено в авторской программе.



Человек и природа

Земля и человечество (10 часов)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.


Природа России (11 часов)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения  отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных  зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.


Родной край - часть большой страны (13 часов)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.




Человек и общество

Страницы всемирной истории (5 часов)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.


Страницы истории России (20 часов)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв.

Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села),

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.


Современная Россия (9 часов)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.




  1. Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела (тем)

Количество часов

В т.ч. на практические работы

Человек и природа


1

Земля и человечество

10

3

2

Природа России

11

9

3

Родной край – часть большой страны

13

4

Человек и общество


4

Страницы всемирной истории

5

-

5

Страницы истории России

20

-

6

Современная Россия

9

-


Итого:

68

16




СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

учителей начальных классов

от «_____» августа 2022 г. № 1


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________ /О.О. Сотниченко/

«______» августа 2022 г.













Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Планируемая дата

Фактическая дата

Земля и человечество (10 часов)

1

Мир глазами астронома. УЛО

1

01.09-02.09


2

Планеты Солнечной системы. УЛО

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

1

01.09-02.09


3

Мир глазами географа. УЛО

Практическая работа № 2 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

1

05.09-09.09


4

Мир глазами историка УЛО

1

05.09-09.09


5

Когда и где? УЛО

Практическая работа № 3 «Знакомство с историческими картами»

1

12.09-16.09


6

Мир глазами эколога УЛО

1

12.09-16.09


7*

Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1

1

19.09-23.09


8

Международная Красная книга.

1

19.09-23.09


9

Международная Красная книга. УЛО

Тест № 1

1

26.09-30.09


10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Земля и человечество»

1

26.09-30.09


Природа России (11 часов)

11

Равнины и горы России. УЛО

Практическая работа № 4 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

1

03.10-07.10


12

Моря, озёра и реки России. УЛО

Практическая работа № 5 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

1

03.10-07.10


13

Природные зоны России. УЛО

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

1

17.10-21.10


14

Зона арктических пустынь. УЛО

Практическая работа № 7 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

1

17.10-21.10


15

Тундра. УЛО

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

1

24.10-28.10


16

Леса России. УЛО

Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

1

24.10-28.10


17*

Лес и человек. Экскурсия № 2

1

31.10-04.11


18

Зона степей. УЛО

Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»

1

31.10-04.11


19

Пустыни. УЛО

Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

1

07.11-11.11


20

У Чёрного моря. УЛО

Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».

Тест № 2

1

07.11-11.11


21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Природа России»

1

14.11-18.11


Родной край – часть большой страны (13 часов)

22*

Родной край – часть большой страны. УЛО

Экскурсия №3

1

14.11-18.11


23

Поверхность нашего края УЛО

1

28.11-02.12


24

Водные богатства нашего края УЛО

1

28.11-02.12


25

Наши подземные богатства. УЛО

Практическая работа №13 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

1

05.12-09.12


26

Земля - кормилица УЛО

1

05.12-09.12


27

Жизнь леса. УЛО

Практическая работа №14 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

1

12.12-16.12


28

Жизнь луга. УЛО

Практическая работа №15 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

1

12.12-16.12


29

Жизнь в пресных водах. УЛО

Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

1

19.12-23.12


30

Растениеводство в нашем крае.

1

19.12-23.12


31

Животноводство в нашем крае.

1

26.12-30.12


32

Презентация проектов « По родному краю» УЛО Тест № 3

1

26.12-30.12


33

Странички для любознательных. Заповедники России.

1

09.01-13.01


34

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Родной край – часть большой страны»

1

09.01-13.01


Страницы всемирной истории (5 часов)

35

Мир древности: далёкий и близкий УЛО

1

16.01-20.01


36

Средние века: время рыцарей и замков УЛО

1

16.01-20.01


37

Новое время: встреча Европы и Америки УЛО

1

23.01-27.01


38

Новейшее время: история продолжается сегодня. УЛО Тест № 4

1

23.01-27.01


39

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Страницы всемирной истории»

1

30.01-03.02


Страницы истории России (20 часов)

40

Государство и Русь.

1

30.01-03.02


41

Страна городов. УЛО

1

06.02-10.02


42

Из книжной сокровищницы Древней Руси. УЛО

1

06.02-10.02


43

Трудные времена на Русской земле. УЛО

1

13.02-17.02


44

Русь расправляет крылья. УЛО

1

13.02-17.02


45

Куликовская битва. УЛО

1

27.02-03.03


46

Иван Третий. УЛО

1

27.02-03.03


47

Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного.

1

06.03-10.03


48

Патриоты России. УЛО

1

06.03-10.03


49

Пётр Великий. УЛО

1

13.03-17.03


50

Михаил Васильевич Ломоносов. УЛО

1

13.03-17.03


51

Екатерина Великая. УЛО

1

20.03-24.03


52

Отечественная война 1812 года. УЛО

1

20.03-24.03


53

Страницы истории XIX века. УЛО

1

27.03-31.03


54

Россия вступает в XX век. УЛО

1

27.03-31.03


55

Страницы истории 1920 – 1930-х годов. УЛО

1

10.04-14.04


56

Великая Отечественная война и Великая Победа.

1

10.04-14.04


57

Великая Отечественная война и Великая Победа. УЛО

1

17.04-21.04


58

Страна, открывшая путь в космос. УЛО

Тест № 5

1

17.04-21.04


59

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Страницы истории России»

1

24.04-28.04


Современная Россия (9 часов)

60

Основной закон России и права человека. УЛО

1

24.04-28.04


61

Мы – граждане России. УЛО

1

01.05-05.05


62

Славные символы России . УЛО

1

01.05-05.05


63

Такие разные праздники. УЛО

1

08.05-12.05


64

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) УЛО

1

08.05-12.05


65

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России) УЛО

1

15.05-19.05


66

Путешествие по России

(по Волге, по югу России) УЛО

1

15.05-19.05



67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Современная Россия»

1

22.05-26.05


68

Презентация проектов «Моя Россия» УЛО

1

22.05-26.05