Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СОШ №5 г. Закаменск»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск» Протокол № 1 от 24 08. 2022г. Обсуждено на методическом объединении учителей начальных классов. Протокол № 1 от 24. 08. 2022г. | СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР __________________ Вершинина Н.С. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск» ________ Аюшеев Н.Д. Приказ №86 от 24.08.2022 г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
Класс 4
Всего часов:68
Количество часов в неделю: 2 часа
Составила учитель начальных классов
Баландина Н.А.
.
г. Закаменск, 2022 г.
Пояснительная записка
1.Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в 4 классе осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. №115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся". (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Устав МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»;
Основная образовательная программа НОО МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск».
Примерная программа УМК «Школа России» «Окружающий мир» научный руководитель А. А.Плешаков, Москва «Просвещение» 2011г.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
2.Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Учебный план школы отводит на изучение окружающего мира в 4 классе 2 часа в неделю. Всего за учебный год - 68 часов, так как продолжительность учебного года составляет 34 недели. УМК «Школа России», Окружающий мир 4 класс , авторы А. А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 2020г.
3. Предпочтительные формы организации учебного процесса и преобладающие формы текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся
индивидуальные;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
работа в парах.
Формы контроля:
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
тестирование;
графические работы.
Методы:
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый;
проблемная ситуация/проблемный вопрос;
исследовательский.
Технологии
Игровые технологи: деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактические игры.
Коммуникативные технологии: обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах, учебный диалог.
Рефлексивно- деятельностные технологии.
Уровневая дифференциация;
Информационно-коммуникативные технологии;
Проектная деятельность.
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
— рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, эколога;
— изготавливать модели Солнечной системы и отдельных планет;
— использовать глобус и карту для получения информации о Земле;
— анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения;
— находить и показывать на физической карте различные географические объекты, пользоваться картой природных зон России;
— объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
— приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
— приводить примеры животных из международной Красной книги;
— выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
— оценивать деятельность людей в разных природных зонах и раскрывать возникшие экологические проблемы и способы их решения;
— приводить примеры заповедников и национальных парков России;
— использовать карту родного края для получения информации о нём;
— различать и описывать изученные природные объекты своего края;
— пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
— давать краткую характеристику природного сообщества по плану;
— выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
— оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
— использовать разные источники информации, включая краеведческую литературу, для получения сведений и подготовки сообщений о природе, в том числе о природе России и своего края.
Обучающийся получит возможность научиться:
— осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе, быту, природной среде;
— находить в различных источниках на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете, актуальную информацию о проектах по спасению редких видов животных России; осознавать необходимость и ценность таких проектов для сохранения разнообразия и красоты природы родной страны и всей планеты;
— перечислять международные экологические организации и кратко характеризовать их деятельность; приводить примеры международных экологических дней, раскрывать их символический смысл;
— различать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; приводить примеры заповедников и национальных парков России и других стран, осознавать их значение для сохранения природы;
— рассказывать об охране природы в своём крае;
— осознавать значение атласа-определителя «От земли до неба», книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», «Энциклопедия путешествий. Страны мира», других использованных в процессе обучения компонентов УМК для решения учебных задач, расширения кругозора, практической жизни.
Человек и общество
Обучающийся научится:
— рассказывать о мире с точки зрения историка;
— узнавать, как учёные изучают жизнь людей в разные исторические времена, приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
— распознавать некоторые знаменитые сооружения прошлого и рассказывать о них;
— соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
— показывать с помощью карты и глобуса, как человек открывал планету Земля;
— читать историческую карту;
— описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
— узнавать о занятиях и профессиях людей прошлого;
— составлять словарь по теме, различать слова и выражения, относящиеся к истории;
— показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных событий;
— рассказывать по плану, карте, иллюстрациям об исторических событиях;
— соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
— составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
— описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
— называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
— находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
— понимать важную роль России в мировой истории;
— показывать на карте границу, территорию, столицу, другие города современной России;
— объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права;
— осознавать, что значит быть гражданином, что такое права и обязанности гражданина;
— понимать, в чём состоят различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
— раскрывать значение государственных символов России, находить их среди символов других стран;
— рассказывать о главных праздниках России, объяснять их значение в жизни страны;
— узнавать историю краёв, областей, городов России, описывать их достопримечательности;
— рассказывать о традициях и праздниках народов России;
— осознавать связь современной России с её историей;
— использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о жизни общества в прошлом и настоящем.
Обучающийся получит возможность научиться:
— перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
— ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
— рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
— называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
— называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
— приводить конкретные примеры прав ребёнка;
— использовать политико-административную карту России для получения информации о родной стране, субъектах Российской Федерации;
— узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
— рассказывать о святынях России (на примере памятников истории и культуры своего региона), осознавать их ценность для каждого жителя страны.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
— понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
— сохранять учебную задачу в течение всего урока;
— ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
— выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
— планировать свои действия;
— фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
— контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
— планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
— понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
— осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
— понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
— осуществлять сравнение, классификацию и сериацию по заданным критериям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
— строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
— проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
— ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
— выбирать или самостоятельно предлагать в соответствии со своими интересами темы проектных работ, определять необходимые источники информации и способы оформления результата;
— использовать при проведении практических и проектных работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений, опытов, проектной деятельности;
— выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
— включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
— формулировать ответы на вопросы;
— слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
— формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
— аргументировать свою позицию;
— понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;
— признавать свои ошибки, озвучивать их;
— употреблять вежливые слова в случае неправоты «извини, пожалуйста», «прости», «спасибо» и др.;
— понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
— готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
— составлять рассказ на заданную тему;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
— строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
— использовать речь для регуляции своего действия;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
— достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Обучающийся получит возможность научиться:
— включаться в ролевую игру, ведя беседу, рассказ от имени персонажа (учителя, экскурсовода, путешественника и т.д.);
— проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
— определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
— основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
— чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России
посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
— уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
— начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни;
— осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
— самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы и культуры;
— эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
— этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
— установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
— мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих
поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Обучающийся получит возможность для формирования:
— умения осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
— понимания себя наследником ценностей многонационального российского общества, его гуманистических и демократических ценностных основ;
— осознания своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
— навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в различных видах внеурочной деятельности;
— представление о возможностях собственного участия в построении будущего России.
3.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1.Земля и человечество. (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Международная Красная книга.
Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.
Раздел 2.Природа России. (12 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.
Раздел 3. Родной край - часть большой страны.(12)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Раздел 4. Страницы Всемирной истории. (6ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; с чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и те человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Раздел 5. Страницы истории России.(20ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв.
Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.
Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: A.B. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX -начале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Раздел 6. Современная Россия. (8ч)
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
таблица по содержанию учебного курса « Количество и распределение контрольных уроков по разделам / темам»
№ | Наименование раздела/ темы | Количество часов, отводимых на изучение раздела/темы | Количество контрольных уроков и форма проведения: КР,ТР(тест), и т.д | Проектная деятельность (темы проектов 1часть учебника с 140-141, 2 часть учебника с 138-139) |
1 | Земля и человечество. | 10 | Тестовая работа-5, Кр-1 | Проект: «Путешествуем без опасности»( О правилах безопасности во время экскурсий, походов, поездок в разные угоки нашей страны и мира) |
2 | Природа России. | 12 | Тестовая работа-6, КР-1 | Проект: «Красная книга России» « Заповедники и национальные парки России» |
3 | Родной край – часть большой страны. | 12 | Тестовая работа-6 | Проект « Охрана природы в нашем крае» |
4 | Страницы всемирной истории. | 6 | Тестовая работа-3 | |
5 | Страницы истории России. | 20 | Тестовая работа-10, КР-1 | Проект: « Правители России» |
6 | Современная Россия. | 8 | Тестовая работа-5, КР-1 | Проект : Новые имена советской эпохи» |
| Итого | 68 | 39 | 5 |
Тематическое планирование
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
№ урока | Содержание ( тема урока) | Количество часов |
1 | Мир глазами астронома | 1 |
2 | Планеты Солнечной системы. | 1 |
3 | Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. | 1 |
4 | Мир глазами географа. Глобус и географическая карта | 1 |
5 | Мир глазами историка | 1 |
6 | Когда и где? История – путешествие в глубь времен | 1 |
7 | Мир глазами эколога | 1 |
8 | Международная Красная книга | 1 |
9 | Обобщение по разделу «Земля и человечество» | 1 |
10 | Равнины и горы России | 1 |
11 | Моря, озера и реки России | 1 |
12 | Природные зоны России | 1 |
13 | Зона арктических пустынь | 1 |
14 | Тундра. Природа тундры | 1 |
15 | Леса России | 1 |
16 | Лес и человек. | 1 |
17 | Зона степей | 1 |
18 | Пустыни | 1 |
19 | У Черного моря | 1 |
20 | Экологическое равновесие | 1 |
21 | Обобщение по разделу «Природа России» | 1 |
22 | Наш край | 1 |
23 | Поверхность нашего края | 1 |
24 | Водные богатства нашего края | 1 |
25 | Наши подземные богатства | 1 |
26 | Земля – кормилица | 1 |
27 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество | 1 |
28 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество | 1 |
29 | Жизнь в пресных водах | 1 |
30 | Растениеводство в нашем крае | 1 |
31 | Незаметные защитники урожая | 1 |
32 | Животноводство в нашем крае | 1 |
33 | Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны» | 1 |
34 | Начало истории человечества | 1 |
35 | Мир древности: далекий и близкий | 1 |
36 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 |
37 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 |
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 |
39 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории» | 1 |
40 | Жизнь древних славян | 1 |
41 | Государство Русь | 1 |
42 | Страна городов | 1 |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 |
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 |
45 | Русь расправляет крылья | 1 |
46 | Куликовская битва | 1 |
47 | Иван Третий | 1 |
48 | Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного | 1 |
49 | Мастера печатных дел | 1 |
50 | Патриоты России | 1 |
51 | Петр Великий | 1 |
52 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 |
53 | Екатерина Великая | 1 |
54 | Отечественная война 1812 года | 1 |
55 | Страницы истории XIX века | 1 |
56 | Россия вступает в XX век | 1 |
57 | Страницы истории 1920–1930-х годов | 1 |
58 | Великая Отечественная война и Великая Победа | 1 |
59 | Страна, открывшая путь в космос | 1 |
60 | Основной закон России и права человека | 1 |
61 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» | 1 |
62 | Мы – граждане России | 1 |
63 | Славные символы России | 1 |
64 | Такие разные праздники | 1 |
65 | Путешествие по России | 1 |
66 | Что мы узнали и чему научились за год. Проверочная работа за год в рамках промежуточной аттестации | 1 |
67 | Презентация ученических проектов | 1 |
68 | Презентация ученических проектов | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения |
А. А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. - М.: «Просвещение», 2020. |
А. А. Плешаков и др. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс. - М.: «Просвещение», 2019. |
А. А. Плешаков. Зеленые страницы. - М.: «Просвещение», 2018. |
А.А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. - М.: «Просвещение», 2020. |
Компьютер |
Экран настенный |
Проектор |
Колонки |
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс |
Ресурсы Интернета
http://easyen.ru/ - Современный учительский портал
https://infourok.ru/biblioteka - Библиотека методических материалов
https://nsportal.ru/ - Социальная сеть работников образования