СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СОШ №5 г. Закаменск»


ПРИНЯТО

на заседании педагогического

совета МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»

Протокол № 1 от 24 08. 2022г.

Обсуждено на методическом

объединении учителей

начальных классов.

Протокол № 1 от 24. 08. 2022г.

СОГЛАСОВАНО

с заместителем

директора по УВР

__________________

Вершинина Н.С.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»

________ Аюшеев Н.Д.

Приказ №86 от

24.08.2022 г.









Рабочая программа

по окружающему миру


Класс 4

Всего часов:68

Количество часов в неделю: 2 часа





Составила учитель начальных классов

Баландина Н.А.

.














г. Закаменск, 2022 г.

Пояснительная записка


1.Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в 4 классе осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373
    "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями);

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. №115
    "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);

  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся". (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828);

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  6. Устав МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»;

  7. Основная образовательная программа НОО МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск».

  8. Примерная программа УМК «Школа России» «Окружающий мир» научный руководитель А. А.Плешаков, Москва «Просвещение» 2011г.



Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

2.Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и

эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Учебный план школы отводит на изучение окружающего мира в 4 классе 2 часа в неделю. Всего за учебный год - 68 часов, так как продолжительность учебного года составляет 34 недели. УМК «Школа России», Окружающий мир 4 класс , авторы А. А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 2020г.


3. Предпочтительные формы организации учебного процесса и преобладающие формы текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся

  • индивидуальные;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • работа в парах.

Формы контроля:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • тестирование;

  • графические работы.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • частично-поисковый;

  • проблемная ситуация/проблемный вопрос;

  • исследовательский.

Технологии

  • Игровые технологи: деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактические игры.

  • Коммуникативные технологии: обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах, учебный диалог.

  • Рефлексивно- деятельностные технологии.

  • Уровневая дифференциация;

  • Информационно-коммуникативные технологии;

  • Проектная деятельность.





4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ


Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

— рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, эколога;

— изготавливать модели Солнечной системы и отдельных планет;

— использовать глобус и карту для получения информации о Земле;

— анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения;

— находить и показывать на физической карте различные географические объекты, пользоваться картой природных зон России;

— объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

— приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

— приводить примеры животных из международной Красной книги;

— выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

— оценивать деятельность людей в разных природных зонах и раскрывать возникшие экологические проблемы и способы их решения;

— приводить примеры заповедников и национальных парков России;

— использовать карту родного края для получения информации о нём;

— различать и описывать изученные природные объекты своего края;

— пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

— давать краткую характеристику природного сообщества по плану;

— выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

— оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

— использовать разные источники информации, включая краеведческую литературу, для получения сведений и подготовки сообщений о природе, в том числе о природе России и своего края.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе, быту, природной среде;

находить в различных источниках на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете, актуальную информацию о проектах по спасению редких видов животных России; осознавать необходимость и ценность таких проектов для сохранения разнообразия и красоты природы родной страны и всей планеты;

перечислять международные экологические организации и кратко характеризовать их деятельность; приводить примеры международных экологических дней, раскрывать их символический смысл;

различать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; приводить примеры заповедников и национальных парков России и других стран, осознавать их значение для сохранения природы;

рассказывать об охране природы в своём крае;

осознавать значение атласа-определителя «От земли до неба», книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», «Энциклопедия путешествий. Страны мира», других использованных в процессе обучения компонентов УМК для решения учебных задач, расширения кругозора, практической жизни.


Человек и общество

Обучающийся научится:

— рассказывать о мире с точки зрения историка;

— узнавать, как учёные изучают жизнь людей в разные исторические времена, приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

— распознавать некоторые знаменитые сооружения прошлого и рассказывать о них;

— соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

— показывать с помощью карты и глобуса, как человек открывал планету Земля;

— читать историческую карту;

— описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

— узнавать о занятиях и профессиях людей прошлого;

— составлять словарь по теме, различать слова и выражения, относящиеся к истории;

— показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных событий;

— рассказывать по плану, карте, иллюстрациям об исторических событиях;

— соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

— составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

— описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

— называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

— находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

— понимать важную роль России в мировой истории;

— показывать на карте границу, территорию, столицу, другие города современной России;

— объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права;

— осознавать, что значит быть гражданином, что такое права и обязанности гражданина;

— понимать, в чём состоят различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

— раскрывать значение государственных символов России, находить их среди символов других стран;

— рассказывать о главных праздниках России, объяснять их значение в жизни страны;

— узнавать историю краёв, областей, городов России, описывать их достопримечательности;

— рассказывать о традициях и праздниках народов России;

— осознавать связь современной России с её историей;

— использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о жизни общества в прошлом и настоящем.

Обучающийся получит возможность научиться:

перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

приводить конкретные примеры прав ребёнка;

использовать политико-административную карту России для получения информации о родной стране, субъектах Российской Федерации;

узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

рассказывать о святынях России (на примере памятников истории и культуры своего региона), осознавать их ценность для каждого жителя страны.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

— понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

— сохранять учебную задачу в течение всего урока;

— ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

— выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

— планировать свои действия;

— фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

— понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

— осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

— понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

— осуществлять сравнение, классификацию и сериацию по заданным критериям;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

— строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

— проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

— ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

выбирать или самостоятельно предлагать в соответствии со своими интересами темы проектных работ, определять необходимые источники информации и способы оформления результата;

использовать при проведении практических и проектных работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений, опытов, проектной деятельности;

выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

— включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

— формулировать ответы на вопросы;

— слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

— формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

— аргументировать свою позицию;

— понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;

— признавать свои ошибки, озвучивать их;

— употреблять вежливые слова в случае неправоты «извини, пожалуйста», «прости», «спасибо» и др.;

— понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

— готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

— составлять рассказ на заданную тему;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

— строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

— достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Обучающийся получит возможность научиться:

включаться в ролевую игру, ведя беседу, рассказ от имени персонажа (учителя, экскурсовода, путешественника и т.д.);

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

— основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

— чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России

посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

— уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

— начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни;

— осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;

— самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы и культуры;

— эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

— этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

— установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

— мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих

поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Обучающийся получит возможность для формирования:

умения осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

понимания себя наследником ценностей многонационального российского общества, его гуманистических и демократических ценностных основ;

осознания своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;

навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в различных видах внеурочной деятельности;

представление о возможностях собственного участия в построении будущего России.


3.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1.Земля и человечество. (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Международная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.

Раздел 2.Природа России. (12 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана приро­ды, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость береж­ного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения от­дыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; по­иск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зо­не пустынь, в зоне субтропиков.

Раздел 3. Родной край - часть большой страны.(12)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водо­ёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Расте­ниеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полез­ных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземп­ляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; зна­комство с культурными растениями края.

Раздел 4. Страницы Всемирной истории. (6ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; с чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и те человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Раздел 5. Страницы истории России.(20ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв.

Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: A.B. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX -начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Раздел 6. Современная Россия. (8ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.



таблица по содержанию учебного курса « Количество и распределение контрольных уроков по разделам / темам»


Наименование раздела/ темы

Количество часов, отводимых на изучение раздела/темы

Количество контрольных уроков и форма проведения: КР,ТР(тест),

и т.д

Проектная деятельность

(темы проектов

1часть учебника с 140-141,

2 часть учебника с 138-139)


1

Земля и человечество.

10

Тестовая работа-5, Кр-1

Проект:

«Путешествуем без опасности»( О правилах безопасности во время экскурсий, походов, поездок в разные угоки нашей страны и мира)

2

Природа России.

12

Тестовая работа-6, КР-1

Проект:

«Красная книга России»

« Заповедники и национальные парки России»

3

Родной край – часть большой страны.

12

Тестовая работа-6

Проект

« Охрана природы в нашем крае»

4

Страницы всемирной истории.

6

Тестовая работа-3


5

Страницы истории России.

20

Тестовая работа-10, КР-1

Проект:

« Правители России»

6

Современная Россия.

8

Тестовая работа-5, КР-1

Проект : Новые имена советской эпохи»


Итого

68

39

5





Тематическое планирование





















































































урока

Содержание ( тема урока)

Количество часов

1

Мир глазами астронома

1

2

Планеты Солнечной системы.

1

3

Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года.

1

4

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта

1

5

Мир глазами историка

1

6

Когда и где? История – путешествие в глубь времен

1

7

Мир глазами эколога

1

8

Международная Красная книга

1

9

Обобщение по разделу «Земля и человечество»

1

10

Равнины и горы России

1

11

Моря, озера и реки России

1

12

Природные зоны России

1

13

Зона арктических пустынь

1

14

Тундра. Природа тундры

1

15

Леса России

1

16

Лес и человек.

1

17

Зона степей

1

18

Пустыни

1

19

У Черного моря

1

20

Экологическое равновесие

1

21

Обобщение по разделу «Природа России»

1

22

Наш край

1

23

Поверхность нашего края

1

24

Водные богатства нашего края

1

25

Наши подземные богатства

1

26

Земля – кормилица

1

27

Жизнь леса. Лес – природное сообщество

1

28

Жизнь луга. Луг – природное сообщество

1

29

Жизнь в пресных водах

1

30

Растениеводство в нашем крае

1

31

Незаметные защитники урожая

1

32

Животноводство в нашем крае

1

33

Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны»

1

34

Начало истории человечества

1

35

Мир древности: далекий и близкий

1

36

Средние века: время рыцарей
и замков

1

37

Новое время: встреча Европы и Америки

1

38

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

39

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории»

1

40

Жизнь древних славян

1

41

Государство Русь

1

42

Страна городов

1

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

44

Трудные времена на Русской земле

1

45

Русь расправляет крылья

1

46

Куликовская битва

1

47

Иван Третий

1

48

Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного

1

49

Мастера печатных дел

1

50

Патриоты России

1

51

Петр Великий

1

52

Михаил Васильевич Ломоносов

1

53

Екатерина Великая

1

54

Отечественная война 1812 года

1

55

Страницы истории XIX века

1

56

Россия вступает в XX век

1

57

Страницы истории 1920–1930-х годов

1

58

Великая Отечественная война и Великая Победа

1

59

Страна, открывшая путь в космос


1

60

Основной закон России и права человека

1

61

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»

1

62

Мы – граждане России

1

63

Славные символы России

1

64

Такие разные праздники

1

65

Путешествие по России

1

66

Что мы узнали и чему научились за год. Проверочная работа за год в рамках промежуточной аттестации

1

67

Презентация ученических проектов

1

68

Презентация ученических проектов

1



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Наименование объектов и средств учебно-методического и

материально-технического обеспечения

А. А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. - М.: «Просвещение», 2020.

А. А. Плешаков и др. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс. - М.: «Просвещение», 2019.

А. А. Плешаков. Зеленые страницы. - М.: «Просвещение», 2018.

А.А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. - М.: «Просвещение», 2020.

Компьютер

Экран настенный

Проектор

Колонки

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс


Ресурсы Интернета

http://easyen.ru/ - Современный учительский портал

https://infourok.ru/biblioteka - Библиотека методических материалов

https://nsportal.ru/ - Социальная сеть работников образования