СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Образовательный центр № 18" г. Майкоп









Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир»

для 4 класса

на 2022 – 2023 учебный год












2022 г

Содержание


1. Планируемые результаты…………………………….……….____3____

2. Содержание учебного предмета………………………….......____6____

3. Календарно - тематическое планирование …………………____9____


I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. 

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты


Раздел «Природа»

Выпускник научится:

• различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;

• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и не§ живой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.


Раздел «Земля и человечество»

Выпускник научится:

• различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

• используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официал ной обстановке школы.




II. Содержание учебного предмета


Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия. Лес и человек.

Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия. Поверхность нашего края.

Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия. Мир древности. экскурсия в краеведческий музей.

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.


III. Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

4 класс на 2022 – 2023 учебный год


п/п

Тема урока.

Кол-во часов.

Дата:

Домашнее задание.

план

факт

Раздел: «Земля и человечество» (9 ч.)

1

Мир глазами астронома. ОБЖ: «Безопасное поведение на улицах и дорогах».

1



с.4-8,з.1, 3, т.с.6-7, №1, 4, 6

2

Планеты Солнечной системы.

1



с.9-15, з.1, 4, т.с.8-11, № 3-4, 6

3

Звездное небо - Великая книга Природы.

1



с.16-21, з.1-2, т.с.11-13, № 2, 4-5

4

Мир глазами географа.

ОБЖ: «Безопасность пешеходов при движении на дорогах».

1



с.22-28, з.1-3, т.с.14-16, № 1, № 3(1), № 4

5

Мир глазами историка.

1



с.29-35, з.5, т.с.16-18, № 1,5

6

Когда и где?

1



с.36-40, повт., т.с.19-20, № 1,3

7

Мир глазами эколога.

Р.К. Влияние деятельности человека на природу родного края.

1



с.41-47, повт., т.с.21-22, №1, № 3, № 4-5

8

Сокровища Земли под охраной человечества. Проект «Международная Красная книга».

1



с.48-53, повт., т.с.23-25, № 4-6

9

Обобщение по разделу «Земля и человечество». Проверочная работа.

1



Повт

Раздел: «Природа России» (12 ч.)

10

Равнины и горы России.

ОБЖ: «Соблюдение правил движения велосипедистами».

1



с.60-64,з.1-2, т.с.32-33, №3,5

11

Моря, озера и реки России.

1



с.66-70, з.1-3, т.с.33-35, № 2-3,

12

Моря, озера и реки России.

1



с.66-70, з.4, т.с.33-35, № 1, № 4

13

Природные зоны России.

1



с.71-75,з.1-3, т.с.36-38, №1-4

14

Зона арктических пустынь.

1



с.76-83, з.1-2, т.с.39-42, №1-2, 5-6

15

Тундра. ОБЖ: «Причины дорожно-транспортного травматизма».

1



с.84-94, з.1-3, т.с.42-46,

16

Леса России.

1



с.95-102,з.1-2, т.с.46-50, № 1-3,

17

Лес и человек.

1



с.103-109, з.1-3 т.с.50-52, № 4-6

18

Зона степей.

1



с.110-117,з.1-3 т.с.53-56, №1-4

19

Пустыни. ОБЖ: Железнодорожный транспорт, его особенности».

1



с.118-125, з.1-2 т.с.57-60,№1-2,

20

У Черного моря.

Проект «Заповедники и национальные парки России».

1



с.126-134, з.1-4.

№ 6-9, работа над проектом

21

Обобщение по разделу «Природа России». Проверочная работа.

1



Повт.с.209-213

Раздел: «Родной край - часть большой страны» (13 ч.)

22

Наш край. ОБЖ: «Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом».

1



с.138, повт. т.с.65-66,№1, №4, №6

23

Форма земной поверхности нашего края. Форма земной поверхности Республики Адыгея

1



с.139-144, з.1-3


24

Водные богатства нашего края.

Р.К. Водные ресурсы Адыгеи.

1



с.145-148, з.1-3 т.с.68-70, №3

25

Наши подземные богатства.

Р.К. Определение свойств полезных ископаемых Адыгеи.

1



с.149-159,з.1-3 т.с.71-73, №2, №4

26

Земля - кормилица. Р.К. Какие почвы преобладают на территории Адыгеи.

1



с.160-163, т.с.75, № 3

27

Жизнь леса.

1



с.164-169, з.1-3 т.с.76-77, №2-3

28

Жизнь луга.

Р.К. Разнообразие природы Адыгеи.

1



с.170-177, з.1-3 т.с.78-81, №2-5

29

Жизнь в пресных водах. ОБЖ: «Основные правила поведения на воде, при купании, при катании на лодке».

1



с.178-186, з.1-3 т.с.82-85, №2-3, № 7-8

30

Р.К. Растениеводство в нашем крае.

1



с.187-194,з.1-3 т.с.87-88, № 2, № 4

31

Контрольная работа № 1 (за 1 полугодие).

1



с.187-194, повт.

32

Р.К. Животноводство в нашей республике.

1



с.195-203, з.1-4 т.с.90-91, №2-3

33

Обобщение по разделу «Родной край - часть большой страны».

1



Повт.с.214-218

34

Презентация проектов. ОБЖ: «Основные правила поведения на воде, при купании, при катании на лодке».

1



с.214-218, т.с.92, заполнить таблицу

Раздел: «Страницы всемирной истории» (6 ч.)

35

Начало истории человечества.

ОБЖ: «Способы и средства спасения утопающих. Спасательные средства».

1



с.4-7, з.1-3, т.с.3-4, № 2-4

36

Мир древности: далекий и близкий.

1



с.8-14, з.1-2, т.с.5-6, № 1, № 3-4

37

Средние века: время рыцарей и замков.

1



с.15-21, з.1-2, т.с.7-8, №1,№3

38

Новое время: встреча Европы и Америки.

1



с.22-27, з.1-2, т.с.9-10, № 1, № 3-4, №5

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Проект «Путешествие по городам мира».

1



с.28-32, з.1- 4, работа над проектом

40

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Проверочная работа.

1



с. 206-210, повт.

Раздел: «Страницы истории России» (20 ч.)

41

Жизнь древних славян.

ОБЖ: «Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по компасу, по часам».

1



с.34-39, з.1-3, т.с.13-14, № 1, № 3-4

42

Во времена Древней Руси.

1



с.40-45, з.1-2, т.с.15-17, №1, № 4

43

Страна городов.

1



с.46-54, з 1-2, т.с.17-18, № 1, № 2

44

Из книжной сокровищницы Древней Руси. ОБЖ: «Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по солнцу, по местным признакам».

1



с.55-58, страница рукописной книги, т.с.19, № 1-3

45

Трудные времена на Русской земле.

1



с.59-64, з.1-2, т.с.20-21, №1-2

46

Русь расправляет крылья.

1



с.65-69, з.1-3, т.с.22-23, № 2, № 4

47

Куликовская битва.

1



с.70-74

48

Иван Третий.

ОБЖ: «Меры пожарной безопасности при разведении костра».

1



с.75-81, рассказ об Иване Третьем, Иване Грозном.

49

Мастера печатных дел.

1



с.82-86, з.1-2, т.с.28-29, №2-3

50

Патриоты России.

1



с.87-91, з. 1-2, т.с.30-31, №1-3

51

Петр Великий. ОБЖ: «Основные виды травм у детей младшего школьного возраста».

1



с.94-100, з.1-3, т.с.33-35, №5-7

52

Михаил Васильевич Ломоносов.

1



с.101-104,повт. т.с.36, № 1

53

Екатерина Великая.

1



с.105-111, з.1-3 т.с.38, № 2-3

54

Отечественная война 1812 года.

1



с.112-119, з.1-2 т.с.39-42, №2-3 №5

55

Страницы истории ХIХ века. ОБЖ: «Травмы. Первая медицинская помощь».

1



с.122-126, повт. т.с.42-43, №1-4

56

Россия вступает в ХХ век.

1



с.127-133, з.1-3 т.с.46-47, №1-5

57

Страницы истории 1920-1930 годов.

1



с.136-139, з.1-2 т.с.48-49, №1, №3

58

Великая война и великая Победа.

Р.К. Адыгея в годы Великой Отечественной войны.

1



с.140-146, з.2

59

Великая война и великая Победа.

ОБЖ: «Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».

1



с.140-146, повт. Подготовить рассказ о войне по плану

60

Страна, открывшая путь в космос. Обобщение по разделу «Страницы истории России». Проверочная работа.

1



с.147-152, з.1-3, т.с.52-53, № 1-4



Раздел: «Современная Россия» (8 ч.)



61

Основной закон России и права человека.

1



с.156-163, з.1-2 т.с.55-60, № 1, №3

62

Мы - граждане России. ОБЖ: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика».

1



с.164-167, з. 1, т.с.60-61, №1, №4


63

Славные символы России.

Р.К. Государственные символы Адыгеи.

1



с.168-174, з.1-2 т.с.62-64, № 1, № 3


64

Такие разные праздники.

ОБЖ: «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (катастрофы, военные конфликты)».

1



с.175-179, з.1-3 т.с.65, №2-3


65

Путешествие по России.

Проект «Путешествие по городам России».

1



с.180-188, з.1 (с.203), т.с.66, №1, работа над проектом


66

Контрольная работа № 2 (итоговая).

1



с.180-188, з. 3 (с.203); работа над проектом.


67

Путешествие по России.

Р.К. Достопримечательности Адыгеи. Обобщение по разделу «Современная Россия».

1



с.189-196, з.2 работа над проектом


68

Путешествие по России. Презентация проектов. ОБЖ: «Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения».

1



Закончить работу над проектом









Выполнение практической части программы

Наименование

раздела

Всего часов


Из них

Срок освоения

проект

Пр/работа

тест

экскурсия

1.

Земля и человечество.

9 ч

1

1

2

-

1 ч

2

Природа России.

12 ч

-

1

4

1

1ч – 2ч

3

Родной край - часть большой страны.

13 ч

1

1

4

2

4

Страницы всемирной истории.

6 ч

1

1

2

-

5

Страницы истории России.

20 ч

2

1

5

1

3ч – 4 ч

6

Современная Россия.

7 ч

1

1

3

-



итого:

68 ч

6

1

20

4



















9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!