СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК"Начальная школа 21 века", Н.Ф.Виноградова "Окружающий мир". 

  • Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир».

Общая характеристика учебного предмета

Программа построена на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников. Содержание уроков способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в нестандартной ситуации;

В комплекте с учебником - рабочие тетради для организации индивидуальной работы с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Пояснительная записка

Рабочая программа в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);

  • рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);

  • авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир», издательство «Вентана-Граф», 2012г. в рамках образовательной системы обучения УМК «Начальная школа XXI века», автор Н.Ф.Виноградова.

  • Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир».

Общая характеристика учебного предмета

Программа построена на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников. Содержание уроков способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в нестандартной ситуации;

В комплекте с учебником - рабочие тетради для организации индивидуальной работы с детьми;

Формы организации занятий:

-нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.);

-экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.;

-практические работы: уход за комнатными растениями и живым уголком;

-программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие содержательные линии:

1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой «Кто ты такой».

    1. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой «Кто живет рядом с тобой».

    2. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Мы — жители Земли».

    3. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Твоя Родина — Россия».

    4. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», которое имеется во всех темах программы 2 класса.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Цель программы «Окружающий мир» - формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи курса:

-образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;

-развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;

-воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.

Концепция (основная идея) программы состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). В авторскую программу изменения не внесены.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовное, ссоциально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко- культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности объекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как школьника:

  • Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечивать формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • Под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);

  • Под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • Под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира ( наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);

  • Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • Расширение кругозора и культурного опыта школьника. Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:

  • выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

  • моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в

среде обитания;

  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

  • оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.

  • анализировать модели, изображающие Землю ( глобус, план, карту) ; в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

  • описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

  • составлять рассказ описание о странах - соседях России;

  • различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время» , «эпоха», «столетие»;

  • соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

  • называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного ) , рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

  • различать ( называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России;

  • описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты ( в рамках изученного);

  • называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в 4 классе учащиеся могут научиться:

  • применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

  • различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение ;

  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства ,события в культурной жизни) в рамках изученного.



Содержание учебного предмета

  • Введение (1 час) .

  • Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

  • Человек — живое существо (организм) (30часов ) .

  • Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

  • Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

  • Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

  • Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

  • Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

  • Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

  • Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

  • Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

  • Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

  • Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

  • Вредные привычки.

  • ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

  • Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.

  • Человек среди людей.

  • Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?

  • ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

  • Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.

  • Человек и общество, в котором он живет (37 ч)

  • Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

  • Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

  • Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

  • Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

  • Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

  • Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

  • Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

  • Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

  • Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

  • Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А.Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

  • Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.

  • Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России.

  • Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.

  • Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

  • Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

  • Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

  • Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

  • Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

  • Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

  • Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Список литературы

Для учителя:

Сборник примерных программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - 4-е
изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения. - М.: Вентана-
Граф, 2012.

Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы.
Учебное пособие для 4 класса. - М.: Вентана-Гаф, 20012.

Для ученика:

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир- учебник в 2 частях.4 класс. - М.:
Вентана-Граф, 2013.

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С . Окружающий мир - рабочие тетради. 4 класс. - М.:
Вентана-Граф, 2013.

Литвиненко С. В.Думаем и фантазируем - рабочая тетрадь. 4 класс. - М.: Вентана-Граф,
2010.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!