Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тирлянский
муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Рассмотрена на заседании ШМО Согласована с зам. директора по УВР Принята на педсовете Утверждаю Протокол № ____ начальных классов Протокол № ___ Директор МОБУ СОШ с. Тирлянский от «__» ______ 2020г. _______/С.И. Возмилкина от «__» _____2020г. Приказ № ____ ________/Н.С. Кочеткова от «__» _____ 2020г. _______/А.Ю. Лахмостов |
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса начального общего образования на 2020 – 2021 учебный год
Составитель: Терентьева Л. С. - учитель начальных классов
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (2009), примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Просвещение, 2020г.
2020 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа разработана с учетом национальных, региональных, этнокультурных, социально-экономических и иных особенностей Республики Башкортостан, запросов семьи и других субъектов образовательного процесса на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся с ОВЗ. Для обеспечения системного усвоения учащимися знаний в системе коррекционно-развиваюшего обучения содержание учебного материала определяется следующими методическими принципами:
усиление практической направленности изучаемого материала;
выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
опора на жизненный опыт ребенка;
опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, как и между предметами;
соблюдение при определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, родному посёлку Тирлянский, Республике Башкортостан, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры Республики Башкортостан, родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В данном классе обучается ученик с ОВЗ. При обучении окружающему миру детей с ОВЗ следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, сформировать нравственные и эстетические представления; способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления. При разработке программы решалась задача создать условия для формирования познавательных интересов учащихся с ОВЗ. На уроках окружающего мира использовать индивидуальные и дифференцированные методы работы, здоровьесберегающие технологии.
Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. Планируемые результаты Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за со- хранение её природного и культурного наследия;
умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязан-
ностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
ский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её раз- витие;
гообразии»;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и пред-
ставление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представле-
ний об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;
осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами
школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;
эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с куль- турой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфлик-
тов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах вне- урочной деятельности*;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимо-
сти труда и быта людей от природных условий;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание ма- териальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится:
понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
сохранять учебную задачу в течение всего урока;
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
планировать свои действия;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объек-
тивно относиться к своим успехам и неуспехам;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные Обучающийся научится:
понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, исполь- зуемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познаватель- ных);
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов про-
ектных работ и пр.;
ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёма- ми решения учебных задач;
моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициа- тиву и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём
говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
аргументировать свою позицию;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в об-
щении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо
за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты Обучающийся научится:
понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Феде- рации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
проводить несложные астрономические наблюдения;
изготавливать модели планет и созвездий;
использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон
России — основные природные зоны;
объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по пла- ну, сравнивать различные природные зоны;
приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
давать краткую характеристику своего края;
различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для рас-
познавания (определения) объектов неживой и живой природы; давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
рассказывать об охране природы в своём крае;
различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»; читать историческую карту;
перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, уз-
навать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней; с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суж- дения об их значении в истории человечества;
показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
раскрывать связь современной России с её историей;
использовать дополнительную литературу, Интернет для по- лучения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (68 ч)
Земля и человечество (11 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (13 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (6 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества (21ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.
Современная Россия (8 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Практические работы.
№ урока | Тема работы. |
2 | Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» |
3 | Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» |
4 | Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географ карте» |
6 | Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами» |
11 | Практическая работа№5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» |
12 | Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» |
13 | Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» |
14 | Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений Арктики» |
15 | Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений тундры» |
16 | Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений зоны лесов» |
18 | Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений зоны степей» |
19 | Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений зоны пустынь» |
20 | Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений зоны субтропиков». |
23 | Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края» |
25 | Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых» |
28 | Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса» |
29 | Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга» |
30 | Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод |
31 | Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур » |
Экскурсии |
8 | Водоёмы с. Тирлянский. Экскурсия №1 |
17 | Растительный и животный мир Башкортостана. Экскурсия № 2 |
22 | Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3 |
Виды контрольно – измерительных материалов.
№ урока | Виды контроля | Тип контроля |
10 | Проверочная работа по разделу «Земля и человечество» | Констатирующий |
21 | Проверочная работа по разделу «Природа России. | Констатирующий |
34 | Проверочная работа по разделу «Родной край – часть большой страны» | Констатирующий |
40 | Проверочная работа по разделу «Страницы Всемирной истории. | Констатирующий |
61 | Проверочная работа по разделу «Страницы истории России» | Констатирующий |
69 | Проверочная работа по разделу «Современная Россия» | Констатирующий |
Период обучения | Практические работы | Проверочные работы |
1 четверть | 9 | 1 |
2 четверть | 9 | 1 |
3 четверть | 1 | 2 |
4 четверть | - | 2 |
Итого: | 19 | 6 |
Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 уч. год
№ п/п | Дата | Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан | Примечание |
план | факт |
Раздел «Земля и человечество» (10 часов) + 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны» |
1 | | | Мир глазами астронома. | |
2 | | | Планеты Солнечной системы. Пр. р. № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | |
3 | | | Звёздное небо – Великая книга Природы. Пр. р. №2 «Знакомство с картой звёздного мира» | |
4 | | | Мир глазами географа.Пр. р. №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географ карте» | |
5 | | | Мир глазами историка | |
6 | | | Когда и где? Пр. р. №4 «Знакомство с историческими картами» | |
7 | | | Мир глазами эколога | |
8 | | | Природное сообщество «Водоем». Водоёмы с. Тирлянский. Экскурсия №1 | |
9 | | | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие | |
10 | | | Международная Красная книга. Проверочная работа по разделу «Земля и человечество» | |
Раздел «Природа России» (10 часов) + 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны» |
11 | | | Равнины и горы России. Практическая работа№5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» | |
12 | | | Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» | |
13 | | | Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» | |
14 | | | Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений Арктики» | |
15 | | | Тундра. Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений тундры» | |
16 | | | Леса России. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений зоны лесов» | |
17 | | | Лес и человек. Растения и животные леса. Растительный и животный мир Башкортостана. Экскурсия № 2 | |
18 | | | Зона степей. Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений зоны степей» | |
19 | | | Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений зоны пустынь» | |
20 | | | У Чёрного моря. Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений зоны субтропиков». | |
21 | | | Проверочная работа по разделу «Природа России» | |
Раздел «Родной край – часть большой страны» (13 часов) |
22 | | | Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3 | |
23 | | | Поверхность нашего края. Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края» | |
24 | | | Водные богатства нашего края | |
25 | | | Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых» | |
26 | | | Земля - кормилица | |
27 | | | Проверим себя и оценим свои достижения. | |
28 | | | Жизнь леса Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса» | |
29 | | | Жизнь луга Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга» | |
30 | | | Жизнь в пресных водах Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод» | |
31 | | | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур » | |
32 | | | Животноводство в нашем крае. | |
33 | | | Наши проекты. | |
34 | | | Проверочная работа по разделу «Родной край – часть большой страны» | |
Раздел «Страницы Всемирной истории» (6 часов) |
35 | | | Начало истории человечества | |
36 | | | Мир древности: далёкий и близкий | |
37 | | | Средние века: время рыцарей и замков | |
38 | | | Новое время: встреча Европы и Америки | |
39 | | | Новейшее время: история продолжается сегодня. | |
40 | | | Проверочная работа по разделу «Страницы Всемирной истории» | |
Раздел «Страницы истории России» (21 час) |
41 | | | Жизнь древних славян | |
42 | | | Во времена Древней Руси | |
43 | | | Страна городов | |
44 | | | Из книжной сокровищницы Древней Руси | |
45 | | | Трудные времена на Русской земле | |
46 | | | Русь расправляет крылья | |
47 | | | Куликовская битва | |
48 | | | Иван Третий | |
49 | | | Мастера печатных дел | |
50 | | | Патриоты России | |
51 | | | Пётр Великий | |
52 | | | Михаил Васильевич Ломоносов | |
53 | | | Екатерина Великая. | |
54 | | | Отечественная война 1812 года | |
55 | | | Страницы истории XIX века | |
56 | | | Россия вступает в XX век | |
57 | | | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | |
58 | | | Великая война и великая Победа | |
59 | | | Великая война и великая Победа | |
60 | | | Страна, открывшая путь в космос. | |
61 | | | Проверочная работа по разделу «Страницы истории России» | |
Раздел «Современная Россия» (9 часов) |
62 | | | Основной закон России и права человека | |
63 | | | Мы – граждане России | |
64 | | | Славные символы России. | |
65 | | | Такие разные праздники | |
66 | | | Проверим себя и оценим свои достижения. | |
67 | | | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири, по Уралу) | |
68 | | | Путешествие по России (по северу европейской России, по Волге, по югу России) | |
69 | | | Проверочная работа по разделу «Современная Россия» | |
70 | | | Наши проекты. | |