СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тирлянский

муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан





Рассмотрена на заседании ШМО Согласована с зам. директора по УВР Принята на педсовете Утверждаю

Протокол № ____ начальных классов Протокол № ___ Директор МОБУ СОШ с. Тирлянский

от «__» ______ 2020г. _______/С.И. Возмилкина от «__» _____2020г. Приказ № ____

________/Н.С. Кочеткова от «__» _____ 2020г.

_______/А.Ю. Лахмостов




Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса начального общего образования на 2020 – 2021 учебный год



Составитель: Терентьева Л. С. - учитель начальных классов

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (2009), примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Просвещение, 2020г.



2020 г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Программа разработана с учетом национальных, региональных, этнокультурных, социально-экономических и иных особенностей Республики Башкортостан, запросов семьи и других субъектов образовательного процесса на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся с ОВЗ. Для обеспечения системного усвоения учащимися знаний в системе коррекционно-развиваюшего обучения содержание учебного материала определяется следующими методическими принципами:

  1.  усиление практической направленности изучаемого материала;

  2.  выделение сущностных признаков изучаемых явлений;

  3.  опора на жизненный опыт ребенка;

  4.  опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, как и между предметами;

  5.  соблюдение при определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, родному посёлку Тирлянский, Республике Башкортостан, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры Республики Башкортостан, родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

В данном классе обучается ученик с ОВЗ. При обучении окружающему миру детей с ОВЗ следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразова­тельной школой, с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, сформировать нравственные и эстетичес­кие представления; способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления. При разработке программы решалась задача создать условия для формирования познавательных интересов учащихся с ОВЗ. На уроках окружающего мира использовать индивидуальные и дифференцированные методы работы, здоровьесберегающие технологии.

Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. Планируемые результаты Личностные результаты


У обучающегося будут сформированы:

    • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за со- хранение её природного и культурного наследия;

    • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязан-

ностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

    • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, россий-

ский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её раз- витие;

    • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в мно-

гообразии»;

    • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том чис- ле на основе формирования понятий «Всемирное природ ное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;


  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и пред-

ставление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представле-

ний об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;

  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами

школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;

  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;

  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с куль- турой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфлик-

тов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах вне- урочной деятельности*;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимо-

сти труда и быта людей от природных условий;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание ма- териальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится:

    • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

    • сохранять учебную задачу в течение всего урока;

    • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

    • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

    • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

    • планировать свои действия;

    • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объек-

тивно относиться к своим успехам и неуспехам;

    • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные Обучающийся научится:
    • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, исполь- зуемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

    • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

    • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познаватель- ных);

    • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов про-

ектных работ и пр.;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёма- ми решения учебных задач;

  • моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные Обучающийся научится:
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициа- тиву и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём

говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

  • аргументировать свою позицию;

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в об-

щении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо

за замечание, я его обязательно учту» и др.;

    • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

    • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

    • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

    • составлять рассказ на заданную тему;

    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

    • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

    • использовать речь для регуляции своего действия;

    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

    • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.


Предметные результаты Обучающийся научится:

    • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

    • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

    • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

    • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

    • понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

    • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Феде- рации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

  • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • проводить несложные астрономические наблюдения;

  • изготавливать модели планет и созвездий;

  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;

  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон

России — основные природные зоны;

  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по пла- ну, сравнивать различные природные зоны;

  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

  • давать краткую характеристику своего края;

  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для рас-

познавания (определения) объектов неживой и живой природы; давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

  • рассказывать об охране природы в своём крае;

  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

  • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»; читать историческую карту;

    • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, уз-

навать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней; с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

    • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суж- дения об их значении в истории человечества;

    • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

    • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

    • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

    • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

    • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

    • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

    • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

    • раскрывать связь современной России с её историей;

    • использовать дополнительную литературу, Интернет для по- лучения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (68 ч)


Земля и человечество (11 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – пла­нета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (13 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во­доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории (6 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории Отечества (21ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна горо­дов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй – последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура Рос­сии в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.

Современная Россия (8 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.



Практические работы.


урока

Тема работы.

2

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

3

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

4

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географ карте»

6

Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

11

Практическая работа№5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

12

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

13

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

14

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений Арктики»

15

Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений тундры»

16

Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений зоны лесов»

18

Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений зоны степей»

19

Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений зоны пустынь»

20

Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений зоны субтропиков».

23

Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»

25

Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых»

28

Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса»

29

Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга»

30

Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод

31

Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур »


Экскурсии


8

Водоёмы с. Тирлянский. Экскурсия №1

17

Растительный и животный мир Башкортостана. Экскурсия № 2

22

Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3



Виды контрольно – измерительных материалов.


урока

Виды контроля

Тип контроля

10

Проверочная работа по разделу «Земля и человечество»

Констатирующий

21

Проверочная работа по разделу «Природа России.

Констатирующий

34

Проверочная работа по разделу «Родной край – часть большой страны»

Констатирующий

40

Проверочная работа по разделу «Страницы Всемирной истории.

Констатирующий

61

Проверочная работа по разделу «Страницы истории России»

Констатирующий

69

Проверочная работа по разделу «Современная Россия»

Констатирующий


Период обучения

Практические работы

Проверочные работы

1 четверть

9

1

2 четверть

9

1

3 четверть

1

2

4 четверть

-

2

Итого:

19

6


















Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 уч. год

п/п

Дата


Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Примечание

план

факт

Раздел «Земля и человечество» (10 часов) + 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны»

1



Мир глазами астронома.


2



Планеты Солнечной системы. Пр. р. № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»


3



Звёздное небо – Великая книга Природы. Пр. р. №2 «Знакомство с картой звёздного мира»


4



Мир глазами географа.Пр. р. №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географ карте»


5



Мир глазами историка


6



Когда и где? Пр. р. №4 «Знакомство с историческими картами»


7



Мир глазами эколога


8



Природное сообщество «Водоем». Водоёмы с. Тирлянский. Экскурсия №1


9



Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие


10



Международная Красная книга. Проверочная работа по разделу «Земля и человечество»


Раздел «Природа России» (10 часов) + 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны»

11



Равнины и горы России. Практическая работа№5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»


12



Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»


13



Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»


14



Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений Арктики»


15



Тундра. Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений тундры»


16



Леса России. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений зоны лесов»


17



Лес и человек. Растения и животные леса. Растительный и животный мир Башкортостана. Экскурсия № 2


18



Зона степей. Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений зоны степей»


19



Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений зоны пустынь»


20



У Чёрного моря. Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений зоны субтропиков».


21



Проверочная работа по разделу «Природа России»


Раздел «Родной край – часть большой страны» (13 часов)

22



Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3


23



Поверхность нашего края. Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»


24



Водные богатства нашего края


25



Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых»


26



Земля - кормилица


27



Проверим себя и оценим свои достижения.


28



Жизнь леса Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса»


29



Жизнь луга Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга»


30



Жизнь в пресных водах Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод»


31



Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур »


32



Животноводство в нашем крае.


33



Наши проекты.


34



Проверочная работа по разделу «Родной край – часть большой страны»


Раздел «Страницы Всемирной истории» (6 часов)

35



Начало истории человечества


36



Мир древности: далёкий и близкий


37



Средние века: время рыцарей и замков


38



Новое время: встреча Европы и Америки


39



Новейшее время: история продолжается сегодня.


40



Проверочная работа по разделу «Страницы Всемирной истории»


Раздел «Страницы истории России» (21 час)

41



Жизнь древних славян


42



Во времена Древней Руси


43



Страна городов


44



Из книжной сокровищницы Древней Руси


45



Трудные времена на Русской земле


46



Русь расправляет крылья


47



Куликовская битва


48



Иван Третий


49



Мастера печатных дел


50



Патриоты России


51



Пётр Великий


52



Михаил Васильевич Ломоносов


53



Екатерина Великая.


54



Отечественная война 1812 года


55



Страницы истории XIX века


56



Россия вступает в XX век


57



Страницы истории 1920 – 1930-х годов


58



Великая война и великая Победа


59



Великая война и великая Победа


60



Страна, открывшая путь в космос.


61



Проверочная работа по разделу «Страницы истории России»


Раздел «Современная Россия» (9 часов)

62



Основной закон России и права человека


63



Мы – граждане России


64



Славные символы России.


65



Такие разные праздники


66



Проверим себя и оценим свои достижения.


67



Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири, по Уралу)


68



Путешествие по России (по северу европейской России, по Волге, по югу России)


69



Проверочная работа по разделу «Современная Россия»


70



Наши проекты.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!