Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Старобурново муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________(Шарипова Л.Н. от« 31 » августа 2018 года | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с.Старобурново __________________(Саяпова Л. А.) Приказ № 74К от « 31» августа 2018 г. |
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса на 2019-2020 учебный год Составила учитель начальных классов Гребенщикова Анна Николаевна |
| РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов и воспитателей дошкольных групп МБОУ СОШ с.Старобурново Протокол № 1 от«28» августа 2019 года Руководитель ШМО _____ (Сальникова О. В.) | |
1. Пояснительная записка.
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания | Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014. |
Сведения об УМК | Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК «Школа России» автора А. А. Плешакова, для 1-4 классов общеобразовательных учреждений -А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник 4 класс. в 2-х частях М.: Просвещение, 2019г. |
Цель и задачи учебного предмета | Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Цель рабочей программы Реализация рабочей программы по предмету «Окружающий мир» в начальной школе направлена на достижение следующих целей: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиям культурного и конфессионального многообразия российского общества. Задачи реализации программы Основными задачами реализации содержания программы являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своре места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. |
Место учебного предмета в учебном плане | На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. (70 ч , 35 учебных недель). |
2. Планируемые результаты |
Личностные результаты | У обучающегося будут сформированы: овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру; проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России; формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы; целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств; формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде; внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме; осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры; эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира; этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики; способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности; установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни; мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики. |
Метапредметные результаты | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. К оммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести "диалог с автором" (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения: понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы; уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, за измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из се архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. У четверклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности: оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных . и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации; создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их: готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации. |
Предметные результаты | Обучающийся научится: находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; находить на карте страны — соседи России и их столицы; определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире; осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе; различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества; проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе; классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов; обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; приводить примеры растений и животных из Красной книги России; использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе; устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека; использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; вырабатывать правильную осанку; выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила; правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям; понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её; соблюдать правила безопасного поведения в природе; понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни; раскрывать роль экономики в нашей жизни; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран; объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; понимать, как ведётся хозяйство семьи; обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы; рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника); приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами; использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе. |
3. Содержание учебного предмета.
Разделы | Содержание раздела |
1. Земля и человечество (9 ч) | Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красин книга. |
2. Природа России (10 ч) | Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашейстраны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными зонами. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. |
3. Родной край - часть большой страны (15 ч). | Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана водоемов в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. |
| Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. |
5. Страницы истории Отечества (20 ч). | Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт,нравы,верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII-XVвеках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование то| единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XVвеках. Наше Отечество в XVI-XVIIвеках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVIIвеках. Россия в XVIII веке Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке. Россия в XIX - начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX века. Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны т в 20-30-е годы. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победа - всенародный праздник. Наша страна в 1945-1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полётв космосIO. А. Гагарина, космическая станция «Мир».Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. |
6. Современная Россия (9 ч). | Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах |
4. Календарно тематическое планирование по окружающему миру 4 класс |
№ п/п | № урока | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт |
1 четверть Земля и человечество (9ч) |
1 | 1 | 3.09 | | Мир глазами астронома. | |
2 | 2 | 5.09 | | Планеты Солнечной системы. | |
3 | 3 | 10.09 | | Звȅздное небо – Великая книга Природы. | |
4 | 4 | 12.09 | | Мир глазами географа. | |
5 | 5 | 17.09 | | Мир глазами историка. | |
6 | 6 | 19.09 | | Когда и где? | |
7 | 7 | 24.09 | | Мир глазами эколога. | |
8 | 8 | 26.09 | | Сокровища Земли под охраной человечества. | |
9 | 9 | 1.10 | | Сокровища Земли под охраной человечества. | |
Природа России (11ч) |
10 | 10 | 3.10 | | Проверочная работа №1 «Земля и человечество». Равнины и горы России. | Приложение |
11 | 11 | 8.10 | | Моря, озёра и реки России. | |
12 | 12 | 10.10 | | Природные зоны России. | |
13 | 13 | 15.10 | | Зона арктических пустынь. | |
14 | 14 | 17.10 | | Тундра. | |
15 | 15 | 22.10 | | Леса России. | |
16 | 16 | 24.10 | | Лес и человек. | |
2 четверть |
17 | 1 | 5.11 | | Зона степей. | |
18 | 2 | 7.11 | | Пустыни. | |
19 | 3 | 12.11 | | У Чȅрного моря. | |
20 | 4 | 14.11 | | Проверочная работа №2 «Природа России». | Приложение |
Родной край – часть большой страны (14ч) |
21 | 5 | 19.11 | | Наш край. | |
22 | 6 | 21.11 | | Поверхность нашего края. | |
23 | 7 | 26.11 | | Поверхность нашего края (экскурсия). | |
24 | 8 | 28.11 | | Водные богатства нашего края. | |
25 | 9 | 3.12 | | Наши подземные богатства. | |
26 | 10 | 5.12 | | Земля – кормилица. | |
27 | 11 | 10.12 | | Экскурсия в лес и на луг. | |
28 | 12 | 12.12 | | Жизнь леса. | |
29 | 13 | 17.12 | | Жизнь луга. | |
30 | 14 | 19.12 | | Жизнь в пресных водах. | |
31 | 15 | 24.12 | | Экскурсия к водоёму. | |
32 | 16 | 26.12 | | Растениеводство в нашем крае. | |
3 четверть |
33 | 1 | 14.01 | | Животноводство в нашем крае. | |
34 | 2 | 16.01 | | Проверочная работа №3 «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов. | Приложение |
Страницы всемирной истории (5ч) |
35 | 3 | 21.01 | | Начало истории человечества. | |
36 | 4 | 23.01 | | Мир древности: далёкий и близкий. | |
37 | 5 | 28.01 | | Средние века: время рыцарей и замков. | |
38 | 6 | 30.01 | | Новое время: встреча Европы и Америки. | |
39 | 7 | 4.02 | | Новейшее время: история продолжается сегодня. | |
Страницы истории России (20ч) |
40 | 8 | 6.02 | | Проверочная работа №4 «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян. | Приложение |
41 | 9 | 11.02 | | Во времена Древней Руси. | |
42 | 10 | 13.02 | | Страна городов. | |
43 | 11 | 18.02 | | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | |
44 | 12 | 20.02 | | Трудные времена на Русской земле. | |
45 | 13 | 25.02 | | Русь расправляет крылья. | |
46 | 14 | 27.02 | | Куликовская битва. | |
47 | 15 | 3.03 | | Иван Третий. | |
48 | 16 | 5.03 | | Мастера печатных дел. | |
49 | 17 | 10.03 | | Патриоты России. | |
50 | 18 | 12.03 | | Пȅтр Великий. | |
51 | 19 | 17.03 | | Михаил Васильевич Ломоносов. | |
52 | 20 | 29.03 | | Екатерина Великая. | |
4 четверть |
53 | 1 | 31.03 | | Отечественная война 1812 года. | |
54 | 2 | 2.04 | | Страницы истории XIX века. | |
55 | 3 | 7.04 | | Россия вступает в XX век. | |
56 | 4 | 9.04 | | Страницы истории 1920 – 1930-х годов. | |
57 | 5 | 14.04 | | Великая Отечественная война и Великая Победа. | |
58 | 6 | 16.04 | | Великая Отечественная война и Великая Победа. | |
59 | 7 | 21.04 | | Страна, открывшая путь в космос. | |
Современная Россия (11ч) |
60 | 8 | 23.04 | | Проверочная работа №5 «Страницы истории России». Основной закон России и права человека. | Приложение |
61 | 9 | 28.04 | | Мы - граждане России. | |
62 | 10 | 30.04 | | Славные символы России. | |
63 | 11 | 7.04 | | Такие разные праздники. | |
64 | 12 | 7.05 | | Такие разные праздники. | |
65 | 13 | 12.05 | | Путешествие по России. | |
66 | 14 | 14.05 | | Путешествие по России. | |
67 | 15 | 19.05 | | Путешествие по России. | |
68 | 16 | 21.05 | | Проверочная работа №6 «Современная Россия». | Приложение |
69 | 17 | 26.05 | | Презентация проектов. | |
70 | 18 | 28.05 | | Экскурсия в природу | |
Приложение
Контрольно – измерительный материал к рабочей программе по окружающему миру 4 класс.
Четверть | Количество часов в четверть | Количество контрольных тестов |
I | 16 | 1 |
II | 16 | 1 |
III | 20 | 2 |
IV | 18 | 2 |
Итого в год | 70 | 6 |
Количество часов в неделю – 2 часа.
Оценивание проверочных работ по окружающему миру.
К качестве проверочных работ использую тесты
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценки:
«5» - 90-100%
«4» - 70-80%
«3» - 50-60%
«2» - 0-40%
Проверочная работа №1 по разделу
«Земля и человечество»
3.10.2019
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву.
а) история;
б) география;
в) экология;
г) астрономия.
Сколько планет вращается вокруг Солнца? Обведи нужную букву.
а) 7; б) 9; в) 11.
3. Допиши предложение.
Ближайшая к Земле звезда – это ____________________________.
Людей, которые производят раскопки древних поселений, называют _______________________________.
4. Что относится к небесным телам? Вычеркни лишнее.
Метеориты, Солнце, материки, планеты, звезды.
5. Что такое архив? Обведи нужную букву.
а) хранилище предметов старины;
б) хранилище документов;
в) древние записи о событиях прошлых лет.
6. Что может быть историческим источником? Вычеркни лишние.
Старинные сооружения, книги, монеты, современная одежда, сказания и легенды, цветы, названия городов, правила перехода улиц
7. Что показывает масштаб? Обведи нужную букву.
а) показывает расстояние на местности между объектами;
б) показывает количество предметов на местности;
в) показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.
8. В каком городе был открыт первый музей в России – Кунсткамера? Обведи нужную букву.
а) в Санкт – Петербурге;
б) в Москве;
в) в Суздале.
9. Что общего у глобуса и карты полушарий? Обведи кружком буквы правильных ответов.
а) имеют общие места;
б) имеют одну и ту же форму;
в) одинаково указаны материки и океаны;
г) имеют экватор, параллели и меридианы;
д) одинаково указаны Северный Полюс и Южный Полюс.
10. Что внесено в список Всемирного наследия?
а) Белое море
б) озеро Байкал
в) Баренцево море
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2 по теме
«Природа России»
14.11.2019
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Где расположена природная зона арктических пустынь? Обведи нужную букву.
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на остовах Северного Ледовитого океана.
2.Какая природная зона сменяет к югу зону лесов? Обведи нужную букву.
а) зона арктических пустынь;
б) зона степей;
в) зона тундры.
3. Какие растения встречаются в тундре? Вычеркни лишнее.
Лишайник, мхи, брусника, грибы, морошка, карликовая берёзка, яблоня.
4. Какие растения встречаются в ледяной зоне? Вычеркни лишнее.
Лишайники, кедры, мхи, полярные маки, бузина.
5. Какие животные обитают на Черноморском побережье? Вычеркни неверное.
Морские коньки, сайгаки, дрофа, хомяк, косуля, чайки, медузы, летяга, баклан.
6.По описанным признакам определи животное, обитающее в степной зоне. Допиши предложения.
Самый мелкий из журавлей – это _______________________________.
Хищный зверь, поедающий грызунов - это _______________________.
7.Как меняется характер лесов с севера на юг?
а) хвойные – смешанные - широколиственные
б) смешанные – хвойные – широколиственные
в) широколиственные – хвойные – смешанные
г) хвойные – широколиственные – смешанные
8. Почему лес называют лёгкими нашей планеты?
а) в лесу легко дышится
б)растения потребляют много кислорода
в) растения выделяют в воздух фитонциды
г) растения поглощают углекислый газ, выделяют кислород
9. Что такое барханы?
а) животные б) растения
в) валы из песка г) пыльные бури
10. Каково значение Черноморского побережья для человека? Обведи буквы правильных ответов.
а) здесь можно увидеть красивые растения, привезённые из тёплых стран;
б) здесь хорошие условия для развития оленеводства;
в) здесь хорошие условия для отдыха и лечения;
г) здесь хорошие условия для развития садоводства и виноградарства;
д) здесь развит пушной промысел.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 3 по теме
«Родной край – часть большой страны»
16.01.2020
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Что относится к полезным ископаемым? Обведи кружком буквы правильных ответов.
а) кирпич; г) бензин;
б) нефть; д) торф.
в) каменный угль;
2. Какое свойство торфа является главным? Обведи нужную букву.
а) горючесть;
б) рыхлость;
в) хрупкость.
3. Подчеркни полезные ископаемые, которые относятся к строительным.
гранит известняк нефть
торф глина песок
природный газ каменный угль железная руда
4. Допиши предложение.
Бензин, керосин, лаки, краски, пластмассы, вазелин, мазут изготавливают из ___________________________________.
5. Установи соответствие. Где добывают полезные ископаемые?
В шахтах | При помощи буровых установок | В карьерах |
| | |
Нефть, известняк, железная руда, природный газ, каменный уголь, глина
6. Какие меры необходимо применять по охране подземных богатств? Обведи буквы правильных ответов.
а) использовать очень экономно;
б) при перевозке не рассыпать и не проливать;
в) прекратить использование подземных богатств;
г) заменять более дешёвыми.
7. На какие отрасли делится растениеводство?
8. Подчеркни лишнее слово в каждой строке.
а) овёс, кукуруза, подсолнечник, лук;
б) огурец, кабачок, чеснок, вишня;
в) груша, абрикос, гречиха, смородина;
г) капуста, лилия, ирис, флоксы.
9. Установи соответствие, внеси в таблицу данные
Овощные культуры | Плодовые культуры |
| |
(крыжовник, капуста, томаты, груша, малина, морковь)
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 4 по теме
«Страницы всемирной истории»
6.02.2020
Ф. И.___________________________________________
1 Какая эпоха человечества является самой короткой?
а) история Средних веков ; б) история Новейшего времени; в) история Древнего мира.
2. Первые орудия труда первобытного человека были из:
а) камня; б) металла; в) дерева.
3. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида- ….
а) Эхнотон; б) Тутхамон; в) Хеопс.
4. Следы существования первобытных людей археологи находят:
а) в Восточной Африке; б) в Северной Америке; в) в Центральной Европе.
5. Кто открыл Америку?
а) Фернан Магелан; б) Христофор Колумб; в) Михаил Лазерев.
6. Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре?
а) театральные представления; б) гладиаторские бои; в) конные бега.
7. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:
а) Акрополь; б) Агора; в) Академия.
8. Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гуттенбергом. Назывались:
а) литавры; б) литеры; в) лавры.
9. Книгопечатание появилось в:
а) в Средневековье; б) в Новое время; в) в Древнем Египте.
10. Кто автор книги «Дети Капитана Гранта»?
а)Даниэль Дефо; б) Жюль Верн; в) Рафаэль Санти.
11. Великий путешественник, который доказал, что Земля имеет форму шара.
а) Фаддей Беллинсгаузен; б) Михаил Лазарев; в) Фернан Магелан;
12. В XX веке было изобретено самое разрушительное оружие в истории:
а) атомное; б) химическое; в) бактериальное.
13. Чем занимались мужчины в первобытном обществе?
а) выкапывали съедобные корешки; б) ходили на охоту;
в) поддерживали огонь.
14. Здание для молитв у христиан называется:
а) мусульманские мечети; б) церкви, соборы;
в) буддистские храмы.
15. Чем занимались рыцари? Обведи буквы правильных ответов.
а) охотой;
б) приёмом гостей;
в) рукоделием;
г) устраивали турниры;
д) земледелием.
16. Где возник ислам в Средние века? Обведи нужную букву.
а) в Европе;
б) в Индии;
в) на Ближнем Востоке.
17. Какой материк называют Новым светом? Обведи нужную букву.
а) Африка;
б) Америка;
в) Антарктида.
18. Какие новые профессии появились в 19 веке? Подчеркни.
Повар, водитель, писатель, путешественник, лётчик ,
Художник, архитектор, оператор
19. Какие средства массовой информации были изобретены в 19 веке? Перечисли.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 5 по теме
«Страницы истории России?»
23.04.2020
1. Чем занимались древние славяне? Подчеркни.
земледелием ,врачеванием, чтением, бортничеством, собирательством, лепкой, туризмом, ткачеством
2. Установи соответствие
Рыболовство | Бортничество | Земледелие |
| | |
Дикие пчелы, поле, сети, серп, мед, карп, овес
3. С какими иноземными захватчиками пришлось сражаться Руси в XIII (13) веке? Вычеркни неверное.
С монголо-татарами, французами, шведами, немцами.
4. Допиши предложения.
Русь выплачивала Золотой Орде ________________________.
Князья должны были ездить за разрешением на владение княжествами к ___________________________________________________.
5. Почему монголо-татарам удалось завоевать Русь? Обведи буквы правильных ответов.
а) монголо-татарское войско превышало войско русичей в 3-4 раза;
б) монголы специально готовились к войне, а русичи занимались мирным трудом;
в) монголы хотели жить вместе с русичами;
г) на Руси было много самостоятельных княжеств и земель, князья не выступали против внешних врагов сообща
6. Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? Обведи нужную букву.
а) М. И. Кутузов;
б) А. В. Суворов;
в) Ф. Ф. Ушаков.
7. Почему М. И. Кутузов принял решение оставить Москву врагу? Обведи нужную букву.
а) хотел заманить французскую армию в ловушку;
б) признал своё поражение;
в) решил сберечь и укрепить русскую армию.
8. Когда началась Великая Отечественная война? Обведи нужную букву.
а) 22 июня 1941 г.;
б) 9 мая 1945 г.;
в) в 1939 г.
9. Кто напал на нашу страну? Обведи нужную букву.
а) немецкие фашисты;
б) испанские завоеватели;
в) арабские наёмники.
10. Какой город выдержал 900 – дневную блокаду фашистов, но не сдался врагу? Обведи нужную букву.
а) Москва;
б) Ленинград;
в) Тула.
11. Какие города получили высокое звание «Город – герой»? Продолжи перечень.
Москва, ___________________________________________________.
12. Какая битва стала началом освобождения нашей страны от фашистов? Обведи нужную букву.
а) Ростовская;
б) Курская;
в) Сталинградская.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 6 по теме
«Современная Россия»
21.05.2020
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Как по-другому можно назвать Россию? Обведи нужную букву.
а) Совет федерации;
б) Российская Федерация;
в) Российская делегация.
2. Какие народы проживают на территории России? Продолжи перечень.
Русские, татары, __________________________________________________________________________.
Основной закон нашей страны – это _________________________________.
Правила, обязательные для всех жителей страны – это __________________ _______________________.
4. Как называется главный документ, защищающий права человека? Обведи нужную букву.
а) Всеобщая Декларация прав человека;
б) Красная книга;
в) Конституция России.
5. Где была принята Всеобщая Декларация прав человека? Обведи нужную букву.
а) на общем собрании граждан;
б) на общем собрании ООН;
в) на общем собрании Совета министров.
6. Какие права имеет каждый человек? Обведи буквы правильных ответов.
а) право на свободу;
б) право на образование;
в) право на бесплатный проезд в общественном транспорте;
г) прав на достойную жизнь;
д) право на труд.
7. Что значит быть гражданином? Обведи буквы правильных ответов.
а) иметь обязанности;
б) исполнять законы;
в) соблюдать правила дорожного движения;
г) иметь права.
8. Среди перечисленного вычеркни то, что не является правом граждан нашей страны. Дополни перечень.
право на образование право на жизнь
право на работу без отдыха право на свободу
право на имущество право на отказ от труда
_________________________ __________________________
9. С какого возраста мы имеем право участвовать в управлении делами государства? Обведи нужную букву.
а) с 18 лет;
б) с 14 лет;
в) с 20 лет.
10. Кто является главой нашего государства? Обведи нужную букву.
а) король;
б) царь;
в) президент.
11. В каком порядке расположены (сверху вниз) цветные полосы на флаге России? Обведи нужную букву.
а) синяя, белая, красная;
б) красная, синяя, белая;
в) белая, синяя, красная.
12. Что изображено на Государственном гербе России? Обведи нужную букву.
а) орёл;
б) двуглавый лев;
в) двуглавый орёл.
21