Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 4 м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
№ | Разделы. Темы | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
1.Земля и человечество. 9 ч |
1 | Мир глазами астронома. | 1 | | | |
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа .№1 «Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года». | 1 | | | |
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа .№2 «Знакомство с картой звёздного неба» | 1 | | | |
4 | Мир глазами географа. Практическая работа .№ 3 «Глобус и географическая карта» | 1 | | | |
5 | Мир глазами историка. Практическая работа .№ 4 «Знакомство с историческими картами» | 1 | | | |
6 | Когда и где? | 1 | | | |
7 | Мир глазами эколога | 1 | | | |
8 | Природное сообщество «Водоём». | 1 | | | |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | | | |
2.Природа России. 10 ч. |
10 | Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Равнины и горы России». | 1 | | | |
11 | Моря, озёра и реки России. Практическая работа №6 «Моря, озера и реки России». | 1 | | | |
12 | Природные зоны России. | 1 | | | |
13 | Зона арктических пустынь. | 1 | | | |
14 | Тундра. Практическая работа № 7 «Животный и растительный мир тундры» | 1 | | | |
15 | Леса России. | 1 | | | |
16 | Лес и человек. | 1 | | | |
17 | Зона степей. Практическая работа .№ 8 «Животный и растительный мир степей» | 1 | | | |
18 | Пустыни. Практическая работа № 9 «Животный и растительный мир пустынь» | 1 | | | |
19 | У Чёрного моря. Практическая работа № 10 «Животный и растительный мир Черноморского побережья» | 1 | | | |
3. Родной край – часть большой страны. 15 ч. |
20 | Камчатка – часть большой страны. | 1 | | | |
21 | Наш край. Практическая работа № 11«Знакомство с картой края». | 1 | | | |
22 | Поверхность нашего края | 1 | | | |
23 | Водные богатства нашего края | 1 | | | |
24 | Наши подземные богатства. Практическая работа № 12 «Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края». | 1 | | | |
25 | Земля – кормилица. | 1 | | | |
26 | Жизнь леса. | 1 | | | |
27 | Практическая работа № 13 «Жизнь леса. Камчатка» | 1 | | | |
28 | Жизнь луга. | 1 | | | |
29 | Жизнь луга. Практическая работа № 14 «Животный и растительный мир луга» | 1 | | | |
30 | Жизнь в пресных водах. | 1 | | | |
31 | Практическая работа № 15 «Животный и растительный мир водоёмов Камчатки» | | | | |
32 | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа № 16 «Знакомство с культурными растениями нашего края». | 1 | | | |
33 | Животноводство в нашем крае | 1 | | | |
34 | Обобщающий урок по разделу «Родной край – часть большой страны». Работа по теме «Наши проекты» (№1) | 1 | | | |
4.Страницы всемирной истории. 5ч |
35 | Начало истории человечества | 1 | | | |
36 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | | | |
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | | | |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | | | |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | | | |
5.Страницы истории России. 20ч |
40 | Государство Русь. | 1 | | | |
41 | Страна городов | 1 | | | |
42 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | | | |
43 | Трудные времена на Русской земле | 1 | | | |
44 | Русь расправляет крылья | 1 | | | |
45 | Куликовская битва | 1 | | | |
46 | Иван III. | 1 | | | |
47 | Россия в правления царя Ивана Васильевича Грозного. | 1 | | | |
48 | Мастера печатных дел | 1 | | | |
49 | Патриоты России | 1 | | | |
50 | Пётр Великий | 1 | | | |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | | | |
52 | Екатерина Великая. | 1 | | | |
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | | | |
54 | Страницы истории XIX века | 1 | | | |
55 | Россия вступает в XX век | 1 | | | |
56 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | 1 | | | |
57 | Великая война и великая Победа | 1 | | | |
58 | Великая война и великая Победа | 1 | | | |
59 | Страна, открывшая путь в космос. | 1 | | | |
6.Современная Россия. 9 ч |
60 | Основной закон России и права человека | | | | |
61 | Мы – граждане России | 1 | | | |
62 | Славные символы России | 1 | | | |
63 | Такие разные праздники | 1 | | | |
64 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. | 1 | | | |
65 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | 1 | | | |
66 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | 1 | | | |
67 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | 1 | | | |
68 | Презентация проектов | 1 | | | |