СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса с тематическим планированием.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс»

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета


Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

- осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;

- понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;

- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;

- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.



Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

  1. Гражданское воспитание включает:

  • формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

  • развитие культуры межнационального общения;

  • формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

  • воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

2.Патриотическое воспитание предусматривает:

  • формирование российской гражданской идентичности;

  • формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно­патриотического воспитания;

  • формирование умения ориентироваться в современных общественно - политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

3.Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:

  • развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

4.Приобщение детей к культурному наследию:

- эффективное использование уникального российского культурного

наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;

- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;


5.Популяризация научных знаний среди детей:

- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества

6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:

формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни

7.Трудовое воспитание реализуется посредством:

  • воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

  • формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

  • развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

8.Экологическое воспитание включает:

  • развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии



Метапредметные результаты

Регулятивные:

Обучающийся научится:

- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

- сохранять учебную задачу в течение всего урока;

- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

- планировать свои действия;

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.



Познавательные:

Обучающийся научится:

- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

- моделировать экологические связи в природных сообществах.



Коммуникативные:

Обучающийся научится:

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

- аргументировать свою позицию;

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

- признавать свои ошибки, озвучивать их;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

- составлять рассказ на заданную тему;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.



Предметные результаты

Обучающийся научится:

- понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

- находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

- называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

- называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

- понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

- раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

- называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

- рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

- проводить несложные астрономические наблюдения;

- изготавливать модели планет и созвездий;

- использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

- анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

- приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;

- находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

- объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

- приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

- выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

- оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

- давать краткую характеристику своего края;

- различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

- давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

- выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

- рассказывать об охране природы в своём крае;

- различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

- приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

- соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

- читать историческую карту;

- перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

- с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

- описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

- показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

- рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

- описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

- раскрывать связь современной России с её историей;

- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.



2.Содержание учебного предмета

Земля и человечество (9 ч.)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч.)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.

Родной край -часть большой страны (10 ч.)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории (5 ч.)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; с чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и те человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч.)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв.

Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: A.B. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX -начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч.)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.


3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


п/п

Раздел программы

Тема урока

ЭОР,


ЦОР*

Основные направления воспитательной деятельности

Количество часов

Дата проведения

план

факт

«ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» (9 часов)

1.

Мир глазами астронома.


1,5

1 ч.



2.

Планеты Солнечной системы.


1,4

1 ч.



3.

Звёздное небо — Великая книга Природы.


3,4

1 ч.



4.

Мир глазами географа.


6,7,8

1 ч.



5.

Мир глазами историка.


1,2,8

1 ч.



6.

Когда и где?


1,4

1 ч.



7.

Мир глазами эколога.


8

1 ч.



8.


Сокровища Земли под охраной человечества.


8

1 ч.



9.

Сокровища Земли под охраной человечества.Проверим себя и оценим свои достижения.


1,4,7

1 ч.



«ПРИРОДА РОССИИ» (10 часов)

10.

Равнины и горы России.


1,4

1 ч.



11.

Моря, озёра и реки России.


1,4

1 ч.



12.

Природные зоны России.


3,7,8

1 ч.



13.

Зона арктических пустынь.


3,6

1 ч.



14.

Тундра.


4,7

1 ч.



15.

Леса России.


7,8

1 ч.



16.

Лес и человек.


1,2,8

1 ч.



17.

Зона степей.


4,5,8

1 ч.



18.

Пустыни.


4,8

1 ч.



19.

У Чёрного моря. Проверим себя и оценим свои достижения.


1

1 ч.



«РОДНОЙ КРАЙ — ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ» (15 часов)

20.

Наш край.


1,2,8

1 ч.



21.

Поверхность нашего края.


1,4,5

1 ч.



22.

Водные богатства нашего края.


5,8

1 ч.



23.

Наши подземные богатства.


5,8

1 ч.



24.

Земля-кормилица.


1,2,

1 ч.



25.

26.

Жизнь леса.


6,8

2 ч.



27.

28.

Жизнь луга.


6,8

2 ч.



29.

Жизнь в пресных водах.


5,8

1 ч.



30.

Экскурсия в природные сообщества родного края.


7,8

1 ч.



31.

Растениеводство в нашем крае.


1,4

1 ч.



32.

Животноводство в нашем крае.


1,4

1 ч.



33.

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.



1 ч.



34.

Презентация проектов.


7

1 ч.



«СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ» (5 часов)

35.

Начало истории человечества.


1,4

1 ч.



36.

Мир древности: далёкий и близкий.


1,4

1 ч.



37.

Средние века: время рыцарей и замков.


1,2

1 ч.



38.

Новое время: встреча Европы и Америки.


1,5

1 ч.



39.

Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверим себя и оценим свои достижения.


1,4

1 ч.



«СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ» (20 часов)

40.

Жизнь древних славян.


1,5

1 ч.



41.

Во времена Древней Руси.


1,5

1 ч.



42.

Страна городов.


1,2

1 ч.



43.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.


1,3,4

1 ч.



44.

Трудные времена на Русской земле.


2,6

1 ч.



45.

Русь расправляет крылья.


1,2,7

1 ч.



46.

Куликовская битва.


1,2

1 ч.



47.

Иван Третий.


1,2,3

1 ч.



48.

Мастера печатных дел.


1,2,5

1 ч.



49.

Патриоты России.


1,2

1 ч.



50.

Пётр Великий.


1,2,4

1 ч.



51.

Михаил Васильевич Ломоносов.


!.2,3

1 ч.



52.

Екатерина Великая.


1,3

1 ч.



53.

Отечественная война 1812 года.


1,2

1 ч.



54.

Страницы истории ХIХ века.


1,2

1 ч.



55.

Россия вступает в ХХ век.


1,3

1 ч.



56.

Страницы истории 1920—1930- х годов.


!.4,5

1 ч.



57.

58.

Великая Отечественная война и великая Победа


1,2,4

2 ч.



59.

Страна, открывшая путь в космос. Проверим себя и оценим свои достижения.


1,2,6

1 ч.



«СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ» (9 часов)

60.

Основной закон России и права человека.


1,2

1 ч.



61.

Мы — граждане России.


1,2,

1 ч.



62.

Тестирование на промежуточной аттестации.



1 ч.



63.

Славные символы России.


1,2,4

1 ч.



64.

Такие разные праздники.


1,3,4

1 ч.



65.

Путешествие по России(Дальний Восток, просторы Сибири).


1,4,6

1 ч.



66.

Путешествие по России(Урал, север европейской России).


1,4,6

1 ч.



67.

Путешествие по России(Волга, юг России).


1,4

1 ч.



68.

Презентация проектов.


1,3,7

1 ч.









4.Описение учебно- методического и материально- технического обеспечения.

  1. Учебники: Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс, М.: Просвещение, 2013 г.  

  2. Рабочая тетрадь: Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс, М.: Просвещение. 

  3. Методические пособия: Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 1 – 4 класс. Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.





14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!