II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая образовательная программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Рабочая программа по литературному чтению для 4-х классов ориентирована на использование учебника под редакцией А. А. Вахрушева, включенного в Федеральный перечень в 2015-2016 уч. году и является продолжением предметной линии «Окружающий мир» в 2018-2019уч. году.
Согласно учебному плану МБОУ «Лицей № 56» на 2018-2019 учебный год, календарному учебному графику на 2018-2019 учебный год и расписанию уроков по окружающему миру для 4 класса данная программа рассчитана на 34 учебных недели, 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю).
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.
В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объёмное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей основной школы. Но мы и не ставим себе такую цель. Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
В рамках историко-обществоведческого курса осуществить деятельностный подход оказывается наиболее трудно, так как этому подходу во многом противоречит традиция преподавания истории в школе. Зачастую дискуссионные с точки зрения науки вопросы либо избегались, либо однозначно трактовались. Попытки поставить эти вопросы как проблемы неизбежно наталкивались на то, что у учеников для их решения катастрофически не хватало знаний школьного курса. В результате изучение истории сводилось к описанию событий и явлений, дополняемым указанием жёсткой причинно-следственной связи, которая предполагала в ходе обсуждения только однозначное решение вопроса (в соответствии с версией, господствующей на тот момент в науке). Все эти обстоятельства крайне затрудняют формирование умения использовать исторический опыт в современной жизни. А ведь именно этого требует реализация деятельностно -ориентированных принципов.
Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить, в рамках школы вообще и тем более в 4-х классах. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса – поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний! Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения.
Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
4-й классы
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4-й класс. Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)
Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Человек и его строение (14 ч) Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Происхождение человека (2 ч) Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
Рукотворная природа (10 ч) Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
Повторение пройденного материала – 5 ч.
Часы по выбору учителя – 3 ч
4-й класс. Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)
Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.
Человек и его внутренний мир (9 ч) Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.
Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.
Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.
Человек и общество (4 ч) Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.
Картина всемирной истории человечества (6 ч) Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.
Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.
Человек и многоликое человечество (5 ч) Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).
Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
Человек и единое человечество (4 ч) Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.
Обобщающее повторение – 2 ч.
Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!
Часы по выбору учителя – 4 ч.
V. Календарно - тематическое планирование уроков «Окружающий мир»
в 4 классе на 2018-2019 уч.год
№ урока | Плановые сроки прохождения | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Скорректи рованные сроки прохожде ния |
РАЗДЕЛ 1. Как работает организм человека |
1 | | Как устроен организм человека. | 1 | |
2 | | Как устроен организм человека | 1 | |
3 | | Кожа – «пограничник» организма. | 1 | |
4 | | Как человек двигается. | 1 | |
5 | | Путешествие бутерброда. | 1 | |
6 | | Как удаляются ненужные вещества. | 1 | |
7 | | Для чего и как мы дышим. | 1 | |
8 | | Волшебная восьмёрка. | 1 | |
9 | | Волшебная восьмёрка | 1 | |
10 | | Что такое кровь. | 1 | |
11 | | Почему наш организм работает слаженно. | 1 | |
12 | | Окна в окружающий мир. | 1 | |
13 | | Многогранный мир чувств. | 1 | |
14 | | Родители и дети. | 1 | |
15 | | Отчего мы иногда болеем. | 1 | |
16 | | Наши предки – древесные жители. | 1 | |
17 | | На заре человечества. | 1 | |
18 | | Повторение изученного материала. | 1 | |
19 | | Контрольная работа. | 1 | |
РАЗДЕЛ 2. «Рукотворная природа» |
20 | | Рукотворная жизнь. | 1 | |
21 | | На службе у человека. | 1 | |
22 | | Покорение силы. | 1 | |
23 | | Как человек использует свойства воды. | 1 | |
24 | | Как человек использует свойства воды. | 1 | |
25 | | Как человек использует свойства воздуха | 1 | |
26 | | Горные породы и минералы. | 1 | |
27 | | Металлы. Помни! Железная дорога – зона повышенной опасности! | 1 | |
28 | | Металлы. Помни! Железная дорога – зона повышенной опасности! | 1 | |
29 | | Приручение огня. | 1 | |
30 | | Приручение огня. | 1 | |
31 | | Как нам жить. | 1 | |
32 | | Контрольная работа. | 1 | |
33 | | Повторение материала курса «Человек и природа» | 1 | |
34 | | Повторение изученного материала. | 1 | |
РАЗДЕЛ 3. Человек и его внутренний мир |
35 | | Кого можно назвать человеком. Человек разумный: соблюдение правил безопасного поведения на территории железной дороги. | 1 | |
36 | | Посмотри в своё «зеркало» | 1 | |
37 | | Как понять, что творится у друга на душе. | 1 | |
38 | | Переживания, испытанные временем. | 1 | |
39 | | Как узнать человека. | 1 | |
РАЗДЕЛ 4. Человек в мире людей |
40 | | Что такое общество. | 1 | |
41 | | Как жить в мире людей. Соблюдение правил поведения на объектах РЖД. РЖД – не место для игр! | 1 | |
42 | | Моё общество. | 1 | |
43 | | Права человека. «Смертельные забавы» на объектах РЖД» | 1 | |
44 | | Права человека. «Смертельные забавы» на объектах РЖД» | 1 | |
45 | | Повторение. | 1 | |
46 | | Контрольная работа. | 1 | |
| РАЗДЕЛ 5. Человек и прошлое человечества |
47 | | Первобытный мир. | 1 | |
48 | | Первобытный мир. | 1 | |
49 | | Древний мир. | 1 | |
50 | | Древний мир. | 1 | |
51 | | Средние века. | 1 | |
52 | | Средние века. | 1 | |
53 | | Новое время. | 1 | |
54 | | Новое время | 1 | |
55 | | Новейшее время. | 1 | |
56 | | Новейшее время | 1 | |
РАЗДЕЛ 6. Человек и многоликое человечество |
57 | | Короли, президенты и граждане. | 1 | |
58 | | Расы и народы. | 1 | |
59 | | Кто во что верит. | 1 | |
60 | | Кто во что верит | 1 | |
РАЗДЕЛ 7. Человек и единое человечество | |
61 | | Мировое хозяйство. | 1 | |
62 | | Мировое сообщество государств. | 1 | |
63 | | Что человечество ценит больше всего. Причины детского травматизма на ж/д. | 1 | |
64 | | Как нам жить. | 1 | |
65 | | Повторение изученного материала. | 1 | |
66 | | Контрольная работа. | 1 | |
67 | | Повторение и обобщение изученного материала за год. | 1 | |
68 | | Повторение и обобщение изученного материала за год. | 1 | |
| | | | |
VI. КОРРЕКТИРОВКА ЧАСОВ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 классе
В СООТВЕТСТВИИ С ГОДОВЫМ КАЛЕНДАРНЫМ УЧЕБНЫМ ГРАФИКОМ
Количество часов по программе | Количество часов по календарному графику |
68 часов – 2часа в неделю | 68 часов – 2часа в неделю |
VII. ТЕКСТЫ РАБОТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СТАРТОВОЙ И ГОДОВОЙ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Входной тест по окружающему миру в 4 классе
![]()
учени 4 « » класса
Базовый уровень
К неживой природе относятся:
А. Растения, животные, человек, грибы и микробы
Б. Земля, Солнце, вода, воздух, человек и все, что сделано его руками
В. Небо, облака, дождь, снег, вода, камень, Солнце, Земля.
Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
А. Они передвигаются, растут, умирают
Б. Они говорят, бегают, прыгают, растут, умирают
В. Они дышат, питаются, растут
Чем является Солнце?
А. кометой Б. звездой В. спутником Г. планетой
Время движения Земли вокруг Солнца?
А. сутки Б. неделя В. месяц Г. год
Лед и снег – это вода…
А. В жидком состоянии
Б. В твёрдом состоянии
В. В газообразном состоянии
Из чего состоит почва?
А. Воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей
Б. Воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, корней растений, животных, обитающих в почве
В. Из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве
Что растения получают из почвы?
А. Перегной, песок, глину
Б. Остатки животных и растений
В. Воздух, воду, соли
В каком ряду перечислены хищные животные?
А. Лев, волк, рысь
Б. Паук, дятел, щука
В. Рысь, лось, медведь
9. История изучает
А. прошлое людей Б. настоящее людей В. Будущее людей Г. Рассказы людей
10.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
А. Горбатый, бледный, хилый, низкий
Б. Стройный, сильный, ловкий, статный
В. Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий
11.Что необходимо делать, если начался пожар, а ты в квартире один?
А. Убежать
Б. Закричать, позвать на помощь
В. Вызвать пожарных по телефону – 01
12.Назови лишнее дерево?
А. сосна Б. лиственница В. ель Г. дуб
Повышенный уровень
С-13.Отметь правителя Руси?
А. дружинник Б. боярин В. князь Г. ратник
С-14.Подумай, какое право не относится к твоему ровеснику?
А.на образование
Б. на труд
В.на жизнь
С-15. Отметь 2 изображения на гербе России:
А.орёл Б. всадник В. пушка Г. медведь
Итоговая контрольная работа за курс начальной школы
по окружающему миру
ученика(цы) 4 класса «____» _______________________
Вариант 1
А1. Из чего состоит воздух?
1) из смеси жидких и твёрдых веществ. 2) из смеси жидких веществ.
3) из смеси твёрдых веществ.
4) . из смеси газов.
А2. Где самый богатый растительный и животный мир?
1) в полярных поясах 2) на Северном полюсе
3) в умеренных поясах 4) в тропиках
А3. Что мы называем историческим источником?
1) учебник по истории
2) статьи в газетах, посвящённые историческим событиям
3) всё то, что может рассказать нам о прошлом
4) исторические книги
А4. Какая природная зона описана в тексте?
Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.
1) тундра 3) пустыня
2) тайга 4) арктическая пустыня
А5. .Костя велел Танечке не ходить по лужам, чтобы не простудиться – А что ноги могут простудиться? удивилась Таня - Органы дыхания у тебя простудятся ,- ответил Костя и тут же пожалел, поскольку пришлось перечислять эти самые органы. Приведи примеры трёх органов , относящихся к органам дыхания
Ответ: ______________________________________________________________
А6. Один из предков Коли родился в 1401г. В каком веке родился родственник девочки?
1) XVII | 2) XVIII | 3) XIX | 4) XV |
А7. Что должны делать люди для охраны водоёмов?
1) не купаться в реках 2) поливать огороды водой из рек и озёр
3) уничтожать обитателей водоёмов 4) расчищать берега водоёмов от мусора
А8. Укажи основное свойство торфа.
1) прочность 3) пластичность
2) твёрдость 4) горючесть
А9. Что является названием отрасли животноводства?
1) цветоводство 3) свиноводство
2) металлургия 4) полеводство
А10. .Иван – петербуржец, а Николай - москвич. А) Напиши, кто из ребят живёт в столице России Ответ: ______________________ Б) Напиши, как называется город, в котором он живёт. Ответ: ______________________
В1. Какое растение не является луговым?
1) тысячелистник 3) тимофеевка
2) мятлик 4) тростник
В2. Какое насекомое поедает листья картофеля?
1) колорадский жук 3) божья коровка
2) жужелица 4) тля
В3. Тебе быстро нужно найти ответ на вопрос: « Как называется равнина, на которой расположен город Москва? Каким из справочником необходимо воспользоваться в этом случае? 1 Схема улиц и площадей Москвы 2. Атлас географических карт 3. Энциклопедия « Природа Азии» 4. Словарь по естествознанию
В4. Какое название получило решающее сражение Отечественной войны 1812 года?
1) Куликовская битва 3) Ледовое побоище
2) Бородинская битва 4) Ордынское сражение
С1. Даша проводила опыты с сахаром и водой. Она кидала одинаковые кусочки сахара в воду и следила за его растворением . В таблице представлены результаты её опыта.
Масса воды | Температура воды | Количество кусочков сахару | Время, за которое весь сахар растворился в воде |
100г | 20 | 2 | 350 с |
100г | 43 | 2 | 300с |
100г | 50 | 2 | 220с |
100г | 65 | 2 | 180с |
Какое предположение проверяла Даша в своем опыте? 1. Сколько сахара растворяется в воде при разной температуре. 2. Как зависит время растворения сахара от температуры воды. 3. Как зависит масса растворенного сахара от температуры воды. 4. Чем выше температура воды, тем больше сахара в ней растворяется.
C2. В классе планируется встреча с ветераном Великой Отечественной войны. Участники просили подготовить вопросы для беседы. Запиши три вопроса: первый –о событиях прошлого, второй – о том, как живут ветераны сегодня, третий - о будущем. Ответ: 1,____________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________ 3.____________________________________________________________
Итоговая контрольная работа за курс начальной школы
по окружающему миру
ученика(цы) 4 класса «____» ______________________________
Вариант 2
А1. Какое свойство воздуха позволяет нам видеть вокруг нас всё окружающее??
1) Отсутствие запаха.
2) Прозрачность
3) Упругость.
4) Бесцветность.
А2. В воздухе содержатся различные газы, но один из них особенно важен для животных и растений. Все живые существа поглощают этот газ при дыхании. Обведи номер ответа
1) В углекислый газ | 2) кислород | 3) природный газ | 4) азот |
А3. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения?
1) археология 3) астрономия
2) история 4) география
А4. О какой природной зоне идет речь в строчке стихотворения?
Южнее полосы лесов лежит ковер из трав, цветов.
1) зона тундры 3) зона степей
2) зона лесов 4) Арктика ( Крайний Север)
А5. Что называют Каменным поясом земли Русской?
1) Уральские горы 3) Алтай
2) Кавказские горы 4) Русскую равнину
А6. Какое озеро России часто называют морем?
1) Ладожское 3) Каспийское
2) Онежское 4) Байкал
А7. Какое утверждение неверно?
1) Лес - защитник почвы.
2) Лесов так много, что вырубить их все невозможно.
3) Лес очищает воздух.
4) Лес защищает почву от разрушения.
А8. Найди правильное и полное определение понятия горизонт.
1) линия 3)видимое вокруг нас пространство
2) линия горизонта 4) всё, что видимо из окна
А9. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды?
1) глину 3) известняк
2) торф 4) гранит
А10. Наша страна называется __________, её столица ____________________
В1. В каком озере на территории России находятся самые большие запасы пресной воды в мире?
1) Онежское 3) Ладожское
2) Байкал 4) Белое
В2. . Выбери верное утверждение о природных условиях в зоне степей. 1. Зона степей расположена севернее зоны лесов, но южнее тундры 2. Зима в зоне степей длится почти полгода, а лето холодное и дождливое. 3. В зоне степей плодородные почвы, и там развито сельское хозяйство. 4. В разгар лета степь покрыта цветущими тюльпанами и ирисами
В3. Кого называют продолжателем дел Петра I?
1) Ивана Грозного 3) Александра II
2) Екатерину II 4) Николая II
В4. Укажи порядок расположения полос на Государственном флаге Российской Федерации. ( снизу вверх)
1) красная, белая, синяя 3) белая, синяя, красная
2) синяя, красная, белая 4) белая, красная, синяя
C1 .Как ты объяснишь, почему зимой под снегом не погибают зеленые растения( например, озимая рожь, пшеница?) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
C2 .Врачи утверждают , что одним из основных условий здорового образа жизни является сбалансированное питание. Ежедневно тебе нужно включать в рацион продукты из всех четырёх групп. А) Три группы продуктов перечислены ниже. Какая важная группа пропущена?
1. Молочные продукты 2. Мясные и рыбные продукты 3. Хлеб и продукты из зерна 4 .__________________________ Б) Напиши меню для завтрака и обеда так, чтобы они включили продукты из всех четырёх групп.
Завтрак ______________________________________________________
Обед _________________________________________________________
Критерии оценивания итогового теста по окружающему миру за 3 класс
«5» - выполнены 10 - 14 заданий
«4» - выполнено 10- 12 заданий
«3» - выполнено 8-10 заданий
«2» - выполнено менее 5 заданий
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учителя
1. Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010.
2.Программы для 1-4 класса. – А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин .Окружающий мир.М.: «БАЛАСС», 2013.
3. Поурочные разработки по окружающему миру к УМПК. – А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин .Окружающий мир.М.: «БАЛАСС», 2013.
4. У чебник А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин .Окружающий мир 4 класс, 1-2 части: Учебник для начальной школы. - М.: «БАЛАСС», 2016.
5. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин .Самостоятельные и контрольные работы по окружающему миру для начальной школы. Издательство «БАЛАСС», 2016.
Для учащихся
1.Учебник А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин .Окружающий мир 4 класс, 1-2 части: Учебник для начальной школы. - М.: «БАЛАСС», 2016.
2. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин .Самостоятельные и контрольные работы по окружающему миру для начальной школы. Издательство «БАЛАСС», 2016.
Технические средства:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2.Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3.Компьютер.
4.Мультимедийный проектор.
5.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Наглядные пособия:
Натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
Гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
Изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
Географические и исторические карты;
Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.