РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
для 1 класса
Учебник «Окружающий мир», 2018, автор Плешаков А.А. УМК «Школа России», Просвещение
Количество часов в неделю: 2 часа
Количество часов в учебном году: 66 часов
Составитель: Владимирова Н.А.
Брянск, 2018
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
- первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми; правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
-различать флаг и герб России;
-узнавать некоторые достопримечательности столицы;
-называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
-различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
-различать овощи и фрукты;
-определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
-сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; сравнивать реку и море;
-использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
-находить на глобусе холодные и жаркие районы;
-различать животных холодных и жарких районов;
-различать прошлое, настоящее и будущее;
-соотносить времена года и месяцы;
-называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
-перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
.
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы до дома.
Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Раздел «Что и кто?» (20 ч)
Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Раздел «Где и когда?» (11 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)
Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Введение (1ч) |
1 | Вводный урок «Задавайте вопросы!» Экскурсия по школе | 1 | 4.09 | |
Что и кто? (20 ч) |
2. | Что такое Родина? | 1 | 7.09 | |
3. | Экскурсия: дорога от школы до дома и правила безопасности в пути | 1 | 11.09 | |
4. | Что мы знаем о народах России? | 1 | 14.09 | |
5. | Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина» | 1 | 18.09 | |
6. | Что у нас над головой? Урок – экскурсия в планетарий «Небесные чудеса» | 1 | 21.09 | |
7. | Что у нас под ногами? Практическая работа: Знакомство с разнообразием камней | 1 | 25.09 | |
8. | Что общего у разных растений? | 1 | 28.09 | |
9. | Что растет на подоконнике? | 1 | 2.10 | |
10. | Что растет на клумбе? Практическая работа: Распознавание комнатных растений и растений цветника, с помощью атласа-определителя | 1 | 5.10 | |
11. | Что это за листья? | 1 | 9.10 | |
12. | Что такое хвоинки? Практическая работа: сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам) | 1 | 12.10 | |
13. | Кто такие насекомые? | 1 | 16.10 | |
14. | Кто такие рыбы? | 1 | 19.10 | |
15. | Кто такие птицы? | 1 | 23.10 | |
16. | Кто такие звери? | 1 | 26.10 | |
17. | Что окружает нас дома? | 1 | 30.10 | |
18. | Что умеет компьютер? Практическая работа: Знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним | 1 | 2.11 | |
19. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | 13.11 | |
20. | На что похожа наша планета? | 1 | 16.11 | |
21. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина» | 1 | 20.11 | |
Как, откуда и куда?(12ч) |
22 | Как живет семья? Проект «Моя семья» | 1 | 23.11 | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | 27.11 | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | 30.11 | |
25 | Как путешествует письмо? | 1 | 4.12 | |
26 | Куда текут реки? | 1 | 7.12 | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа: Изучение свойств снега и льда | 1 | 11.12 | |
28 | Как живут растения? Практическая работа: Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями | 1 | 14.12 | |
29 | Как живут животные? | 1 | 18.12 | |
30 | Как зимой помочь птицам? Практическая работа: Изготовление простейшей кормушки для птиц | 1 | 21.12 | |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | 25.12 | |
32 | Откуда в снежках грязь? | 1 | 28.12 | |
33 | Презентация проекта «Моя семья» | 1 | 15.01 | |
Где и когда? (11ч) |
34 | Когда учиться интересно? | 1 | 18.01 | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | 22.01 | |
36 | Когда придет суббота? | 1 | 25.01 | |
37 | Когда наступит лето? | 1 | 29.01 | |
38 | Где живут белые медведи? | 1 | 1.02 | |
39 | Где живут слоны? | 1 | 5.02 | |
40 | Где зимуют птицы? | 1 | 8.02 | |
41 | Когда появилась одежда? | 1 | 12.02 | |
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | 15.02 | |
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | 19.02 | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | | 22.02 | |
Почему и зачем? (22 ч) |
45 | Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? | 1 | 5.03 | |
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 | 8.03 | |
47 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | 12.03 | |
48 | Почему звенит звонок? | 1 | 15.03 | |
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 | 19.03 | |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | 22.03 | |
51 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | 2.04 | |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | 5.04 | |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | 9.04 | |
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | 12.04 | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | 16.04 | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.) | 1 | 19.04 | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | 23.04 | |
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | 26.04 | |
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | 30.04 | |
60 | Зачем строят корабли? | 1 | 3.05 | |
61 | Зачем строят самолеты? | 1 | 7.05 | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | 10.05 | |
63 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | 14.05 | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | 17.05 | |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | 21.05 | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 | 24.05 | |