Аннотация к рабочей программе по предмету «Окружающий мир»
Настоящая рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 3 класса МКОУ «Глушковская средняя общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) ;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Глушковская средняя общеобразовательная школа»;
Примерных программ по учебным предметам. В 2 ч., М.: «Просвещение» 2010 г;
Планируемых результатов начального общего образования;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2019/2020 учебный год;
Учебно-методического комплекта для начальной школы «Школа России» издательства «Просвещение»:
А.А.Плешаков Окружающий мир, 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, ч. 1, 2 , М.: «Просвещение» 2019 г.
А.А. Плешаков , Окружающий мир . Рабочая тетрадь. 3 класс, ч.1,2., М.: «Просвещение» 2019 г.
Авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир 1-4 классы» (УМК «Школа России»)
Изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Основными задачами реализации содержания предмета являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место учебного курса в учебном плане.
На изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю - (34 учебные недели, 68 часов).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Освоение предмета «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов:.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и ком- муникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
- cамостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя4
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных обучающихся, исходя из имеющихся критериев;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно- научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
– работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации;
- достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
2) создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:
3) готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Содержание учебного предмета - (68 ч)
Как устроен мир - (9 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей. Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество. О чём расскажет план. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Проект «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа - (18 ч)
Звёздное небо - Великая книга природы. Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Проект «Разнообразие природы родного края»
Мы и наше здоровье - (11 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического — труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Проект «Школа кулинаров»
Наша безопасность - (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопроводе утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязнения воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Проект «Кто нас защищает».
Чему учит экономика - (12 ч)
Потребности люд ей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Проект «Экономика родного края».
Путешествие по городам и странам - (10 ч)
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые - люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества каждого. Проект «Музей путешествий»
В результате изучения предмета «Окружающий мир» к концу третьего класса обучающиеся научатся:
- определять место человека в мире;
-распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- называть основные свойства воздуха и воды;
- объяснять круговорот воды в природе;
- определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
- правилам гигиены; основам здорового образа жизни;
- правилам безопасного поведения в быту и на улице,
- распознавать основные дорожные знаки; - правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности; - называть потребности людей, товары и услуги;
- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты;
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка "5" ставится обучающемуся , если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится обучающемуся , если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но обучающийся допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты обучающийся легко исправляет сам, при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится обучающемуся , если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Тестирование в области метапредметных умений дают возможность проверять овладение обучающимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.
Оценка «5» ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка «4» ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка «3» ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий.
Учёт ошибок и оценка устных ответов, письменных и практических работ.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Грубые ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Негрубые ошибки:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Тематическое планирование с указанием количества часов
на освоение каждой темы.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как устроен мир | 9 |
2 | Эта удивительная природа . | 18 |
3 | Мы и наше здоровье . | 11 |
4 | Наша безопасность. | 8 |
5 | Чему учит экономика . | 12 |
6 | Путешествие по городам и странам. | 10 |
| Итого : | 68 часов |
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы уроков | Кол-во часов | № урока | Дата прохождения темы урока | Примечание |
Часть 1. Раздел 1. Как устроен мир - (9 ч.) | | | | |
1 | Природа . Ценность природы для людей. | 1 | 1 | | |
2 | Человек. | 1 | 2 | | |
3 | Общество. | 1 | 3 | | |
4 | Российская Федерация. | 1 | 4 | | |
5 | Административный (входной ) тест. | 1 | 5 | | |
6 | О чём расскажет план. | 1 | 6 | | |
7 | Что такое экология | 1 | 7 | | |
8 | Наши проекты. Проект «Богатства, отданные людям». Странички для любознательных. | 1 | 8 | | |
9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как устроен мир». Проверочный тест №1 | 1 | 9 | | |
Раздел 2.Эта удивительная природа - (18 ч.) | | | | |
10 | Звёздное небо - Великая книга Природы. | 1 | 1 | | |
11 | Тела, вещества, частицы. | 1 | 2 | | |
12 | Разнообразие веществ. Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала». | 1 | 3 | | |
13 | Воздух и его охрана. | 1 | 4 | | |
14 | Вода. Практическая работа №2 «Исследуем свойства воды». | 1 | 5 | | |
15 | Превращения и круговорот воды. Берегите воду! | 1 | 6 | | |
16 | Что такое почва. Практическая работа №3 «Исследуем состав почвы». | 1 | 7 | | |
17 | Разнообразие растений. | 1 | 8 | | |
18 | Солнце , растения и мы с вами. | | 9 | | |
19 | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 4 «Изучаем способы распространения плодов». | 1 | 10 | | |
20 | Охрана растений. | 1 | 11 | | |
21 | Разнообразие животных. | 1 | 12 | | |
22 | Кто что ест. | 1 | 13 | | |
23 | Размножение и развитие животных. | 1 | 14 | | |
24 | Охрана животных. | 1 | 15 | | |
25 | В царстве грибов. | 1 | 16 | | |
26 | Наши проекты. Проект «Разнообразие природы родного края». Странички для любознательных. | 1 | 17 | | |
27 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа». Проверочный тест №2. | 1 | 18 | | |
Раздел 3. Мы и наше здоровье - (11 ч) | | | | |
28 | Организм человека. Практическая работа №5 «Измеряем свой рост и массу тела». | 1 | 1 | | |
29 | Административное итоговое тестирование. | 1 | 2 | | |
30 | Органы чувств. | 1 | 3 | | |
31 | Надёжная защита организма. Практическая работа №6 «Исследуем нашу кожу». | 1 | 4 | | |
32 | Опора тела и движение. | 1 | 5 | | |
33 | Наше питание. Практическая работа №7 «Изучаем состав продуктов». | 1 | 6 | | |
34 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 8 «Учимся измерять пульс». | 1 | 7 | | |
35 | Умей предупреждать болезни. | 1 | 8 | | |
36 | Здоровый образ жизни. | 1 | 9 | | |
37 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье». Проверочный тест №3. | 1 | 10 | | |
38 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | 1 | 11 | | |
Часть 2. Раздел 4. Наша безопасность- (8 ч.) | | | | |
39 | Огонь, вода и газ. | 1 | 1 | | |
40 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | 2 | | |
41 | Дорожные знаки. | 1 | 3 | | |
42 | Опасные места. | 1 | 4 | | |
43 | Природа и наша безопасность. | 1 | 5 | | |
44 | Экологическая безопасность. Практическая работа № 9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды». | 1 | 6 | | |
45 | Наши проекты. Проект «Кто нас защищает». Странички для любознательных. | 1 | 7 | | |
46 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность». Проверочный тест №4 . | 1 | 8 | | |
Раздел 5. Чему учит экономика- (12 ч) | | | | |
47 | Для чего нужна экономика. | 1 | 1 | | |
48 | Природные богатства и труд людей-основа экономики. | 1 | 2 | | |
49 | Полезные ископаемые. Практическая работа №10 «Исследуем полезные ископаемые». | 1 | 3 | | |
50 | Растениеводство. Практическая работа №11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения». | 1 | 4 | | |
51 | Животноводство. | 1 | 5 | | |
52 | Какая бывает промышленность | 1 | 6 | | |
53 | Что такое деньги. Практическая работа №12 «Изучаем российские монеты». | 1 | 7 | | |
54 | Государственный бюджет. | 1 | 8 | | |
55 | Семейный бюджет. | 1 | 9 | | |
56 | Экономика и экология. | | 10 | | |
57 | Наши проекты. Проект «Экономика родного края». Странички для любознательных. | 1 | 11 | | |
58 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика». Проверочный тест №5. | 1 | 12 | | |
Раздел 6. Путешествие по городам и странам – (10 ч) | | | | |
59 | Итоговая комплексная работа. Золотое кольцо России. | 1 | 1 | | |
60 | Золотое кольцо России. | 1 | 2 | | |
61 | Административное итоговое тестирование. | 1 | 3 | | |
62 | Наши ближайшие соседи. На севере Европы. | 1 | 4 | | |
63 | Что такое Бенилюкс. В центре Европы. | 1 | 5 | | |
64 | По Франции и Великобритании . | 1 | 6 | | |
65 | На юге Европы. | | | | |
66 | Всемирное наследие.. | 1 | 7 | | |
67 | Наши проекты. Проект «Музей путешествий». Странички для любознательных. | 1 | 8 | | |
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | 11 | | |
14