СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Школа России"»

Аннотация к рабочей программе по предмету «Окружающий мир»


Настоящая рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 3 класса МКОУ «Глушковская средняя общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) ;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России;

  • Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Глушковская средняя общеобразовательная школа»;

  • Примерных программ по учебным предметам. В 2 ч., М.: «Просвещение» 2010 г;

  • Планируемых результатов начального общего образования;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2019/2020 учебный год;

  • Учебно-методического комплекта для начальной школы «Школа России» издательства «Просвещение»:

А.А.Плешаков Окружающий мир, 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, ч. 1, 2 , М.: «Просвещение» 2019 г.

А.А. Плешаков , Окружающий мир . Рабочая тетрадь. 3 класс, ч.1,2., М.: «Просвещение» 2019 г.

Авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир 1-4 классы» (УМК «Школа России»)

  • Учебного плана образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год.

  • Локального акта образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

Изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.


Основными задачами реализации содержания предмета являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Место учебного курса в учебном плане.

На изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю - (34 учебные недели, 68 часов).



Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Освоение предмета «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов:.

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и ком- муникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

- cамостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя4

– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных обучающихся, исходя из имеющихся критериев;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно- научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

– работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации;

- достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

2) создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:

3) готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Содержание учебного предмета - (68 ч)

Как устроен мир - (9 ч)

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей. Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество. О чём расскажет план. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Проект «Богатства, отданные людям»


Эта удивительная природа - (18 ч)

Звёздное небо - Великая книга природы. Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Проект «Разнообразие природы родного края»


Мы и наше здоровье - (11 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического — труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Проект «Школа кулинаров»


Наша безопасность - (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопроводе утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязнения воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Проект «Кто нас защищает».


Чему учит экономика - (12 ч)

Потребности люд ей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Проект «Экономика родного края».


Путешествие по городам и странам - (10 ч)

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые - люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества каждого. Проект «Музей путешествий»

В результате изучения предмета «Окружающий мир» к концу третьего класса обучающиеся научатся:

- определять место человека в мире;

-распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

- называть основные свойства воздуха и воды;

- объяснять круговорот воды в природе;

- определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

- характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

- правилам гигиены; основам здорового образа жизни;

- правилам безопасного поведения в быту и на улице,

- распознавать основные дорожные знаки; - правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности; - называть потребности людей, товары и услуги;

- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.

Третьеклассники получат возможность научиться:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты;


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка "5" ставится обучающемуся , если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится обучающемуся , если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но обучающийся допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты обучающийся легко исправляет сам, при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится обучающемуся , если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.


Тестирование  в области метапредметных умений дают возможность проверять овладение обучающимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.

Оценка «5» ставится за 100% правильно выполненных заданий

Оценка «4» ставится за 80% правильно выполненных заданий

Оценка «3» ставится за 60% правильно выполненных заданий

Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий.

Учёт ошибок и оценка устных ответов, письменных и практических работ.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Грубые ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Негрубые ошибки:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.









Тематическое планирование с указанием количества часов

на освоение каждой темы.


Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как устроен мир

9

2

Эта удивительная природа .

18

3

Мы и наше здоровье .

11

4

Наша безопасность.

8

5

Чему учит экономика .

12

6

Путешествие по городам и странам.

10


Итого :

68 часов






























Тематическое планирование

№ п/п

Разделы и темы уроков

Кол-во часов

№ урока

Дата прохождения темы урока

Примечание

Часть 1. Раздел 1. Как устроен мир - (9 ч.)





1

Природа . Ценность природы для людей.

1

1



2

Человек.

1

2



3

Общество.

1

3



4

Российская Федерация.

1

4



5

Административный (входной ) тест.

1

5



6

О чём расскажет план.

1

6



7

Что такое экология

1

7



8

Наши проекты. Проект «Богатства, отданные людям». Странички для любознательных.

1

8



9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как устроен мир». Проверочный тест №1

1

9



Раздел 2.Эта удивительная природа - (18 ч.)





10

Звёздное небо - Великая книга Природы.

1

1



11

Тела, вещества, частицы.

1

2



12

Разнообразие веществ. Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала».

1

3



13

Воздух и его охрана.

1

4



14

Вода. Практическая работа №2 «Исследуем свойства воды».

1

5



15

Превращения и круговорот воды. Берегите воду!

1

6



16

Что такое почва. Практическая работа №3 «Исследуем состав почвы».

1

7



17

Разнообразие растений.

1

8



18

Солнце , растения и мы с вами.


9



19

Размножение и развитие растений. Практическая работа № 4 «Изучаем способы распространения плодов».

1

10



20

Охрана растений.

1

11



21

Разнообразие животных.

1

12



22

Кто что ест.

1

13



23

Размножение и развитие животных.

1

14



24

Охрана животных.

1

15



25

В царстве грибов.

1

16



26

Наши проекты. Проект «Разнообразие природы родного края». Странички для любознательных.

1

17



27

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа». Проверочный тест №2.

1

18



Раздел 3. Мы и наше здоровье - (11 ч)





28

Организм человека. Практическая работа №5 «Измеряем свой рост и массу тела».

1

1



29

Административное итоговое тестирование.

1

2



30

Органы чувств.

1

3



31

Надёжная защита организма. Практическая работа №6 «Исследуем нашу кожу».

1

4



32

Опора тела и движение.

1

5



33

Наше питание. Практическая работа №7 «Изучаем состав продуктов».

1

6



34

Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 8 «Учимся измерять пульс».

1

7



35

Умей предупреждать болезни.

1

8



36

Здоровый образ жизни.

1

9





37

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье». Проверочный тест №3.

1

10




38

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

1

11



Часть 2. Раздел 4. Наша безопасность- (8 ч.)





39

Огонь, вода и газ.

1

1



40

Чтобы путь был счастливым.

1

2



41

Дорожные знаки.

1

3



42

Опасные места.

1

4



43

Природа и наша безопасность.

1

5



44

Экологическая безопасность. Практическая работа № 9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды».

1

6



45

Наши проекты. Проект «Кто нас защищает». Странички для любознательных.

1

7



46

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность». Проверочный тест №4 .

1

8



Раздел 5. Чему учит экономика- (12 ч)





47

Для чего нужна экономика.

1

1



48

Природные богатства и труд людей-основа экономики.

1

2



49

Полезные ископаемые. Практическая работа №10 «Исследуем полезные ископаемые».

1

3



50

Растениеводство. Практическая работа №11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения».

1

4



51

Животноводство.

1

5



52

Какая бывает промышленность

1

6



53

Что такое деньги. Практическая работа №12 «Изучаем российские монеты».

1

7



54

Государственный бюджет.

1

8



55

Семейный бюджет.

1

9



56

Экономика и экология.


10



57

Наши проекты. Проект «Экономика родного края». Странички для любознательных.

1

11



58

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика». Проверочный тест №5.

1

12



Раздел 6. Путешествие по городам и странам – (10 ч)





59

Итоговая комплексная работа. Золотое кольцо России.

1

1



60

Золотое кольцо России.

1

2



61

Административное итоговое тестирование.

1

3



62

Наши ближайшие соседи. На севере Европы.

1

4



63

Что такое Бенилюкс. В центре Европы.

1

5



64

По Франции и Великобритании .

1

6



65

На юге Европы.





66

Всемирное наследие..

1

7




67

Наши проекты. Проект «Музей путешествий». Странички для любознательных.

1

8



68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

1

11













14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!