СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса ( для школ ДНР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе Примерной программы: «Окружающий мир: 1-4 кл. : Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 100 с.», утвержденной МОН ДНР (приказ № 725 от 23.08.2018).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса ( для школ ДНР)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе Примерной программы: «Окружающий мир: 1-4 кл. : Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 100 с.», утвержденной МОН ДНР (приказ № 725 от 23.08.2018).

Данная программа направлена на формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; на основе комплекса предметных знаний о человеке, природе и обществе, универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе; на развитие умений работать с разными источниками информации, наблюдать, экспериментировать, обобщать, характеризовать и моделировать объекты окружающего мира, решать творческие задачи; на воспитание гармонично развитой, духовно- нравственной личности, стремящейся участвовать в природоохранной и творческой деятельности.

Цель изучения учебного предмета «Окружающий мир»:

-формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;

-воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:

-социализация ребёнка;

-развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);

-воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории родного края. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе в каждом классе отводится 1 час в неделю. В 3 классе - 33 часа (33учебные недели).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы

1.

Как устроен мир.

4 ч

2.

Эта удивительная природа.

10 ч

3.

Мы и наше здоровье.

7 ч

4.

Наша безопасность.

3 ч

5.

Чему учит экономика.

5 ч

6.

Путешествия по городам и странам.

4 ч


Всего

33 ч


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, а также личностные и метапредметные (универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные, работа с информацией, совместная деятельность как основа умения учиться).


Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»

● положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

● готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

● осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

● умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

● навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

● осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значения для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

● понимание важности здорового образа жизни.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

● организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);

● принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

● действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради;

● контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

● оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные универсальные учебные действия

● осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

● осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

● понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

● применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

● подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

● наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

● осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

● аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

● допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.


Предметные результаты

● приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

● различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

● характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

● определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;

● использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);

● объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

● находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

● вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

● выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

● исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений).


При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Окружающий мир» рекомендуется использовать следующие документы:

 Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).

 «Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).

 Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).

 «Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).


Особенности организации контроля по предмету «Окружающий мир»

Специфичность содержания предметной области «Окружающий мир» оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала и таких умений: делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.


Формы аттестации обучающихся

№ п/п

Четверть

Вид работы

Тема

1

I четверть

Проектная деятельность.


Богатства, отданные людям (презентация проекта).

2

I I четверть

Тестовая форма контроля.


Эта удивительная природа.

3

IV четверть

Тестовая форма контроля.


Чему учит экономика. Путешествия по городам и странам.

4

IV четверть

Проектная деятельность.


Музей путешествий. (энциклопедия путешествий).











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

№ урока

в теме

Содержание урока

Дата проведения урока

Государственные требования к уровню

общеобразовательной подготовки учащихся

по плану

по факту

личностные

метапредметные

предметные

1

2

3

4

5

6

7

8

Тема № 1«Как устроен мир» (4 часа)

1

1

Природа.



Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Построение логической цепочки рассуждений.

Анализировать текст, извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы.

2

2

Человек.



Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы.

Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира.

Называть сходство человека и живых существ и отличие его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир.

3

3

Общество. Проект «Богатства, отданные людям».



Сотрудничество с учителем и учащимися.

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации.

Определять цель, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал.

4

4

Что такое экология.



Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса.

Уметь моделировать связи организмов с окружающей средой.

Называть экологические связи и их разнообразие.

Тема № 2 «Эта удивительная природа» (10 часов)

5

1

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ.



Осуществлять самопроверку, проверять с помощью учебника правильность утверждений.

Моделирование процесса растворения, а также расположения частиц в твердом, жидком и газообразном состояниях.

Различать тела и вещества.

6

2

Воздух и его охрана.



Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Объяснять свойства воздуха используя знания о частицах.

7

3

Вода.



Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы.

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Объяснять свойства воды на основе схем в учебнике.

8

4

Превращения и круговорот воды. Берегите воду!



Сотрудничество с учителем и учащимися.

Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина.

Различать три состояния воды.

9

5

Что такое почва.



Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Характеризовать процессы образования и разрушения почв.

10

6

Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами.



Сотрудничество с учителем и учащимися.

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Приводить примеры растений разных групп и видов.

11

7

Размножение и развитие растений. Охрана растений.



Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса.

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени.

12

8

Разнообразие животных. Кто что ест.



Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы.

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

13

9

Размножение и развитие животных. Охрана животных.



Сотрудничество с учителем и учащимися.

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации.

Знакомство с размножением и развитием животных различных групп.

14

10

В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Тестовая форма контроля.



Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации.

Учить различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов.

Тема № 3 «Мы и наше здоровье» (7 часов)

15

1

Организм человека.



Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации.

Называть и показывать на модели органы человека.

16

2

Органы чувств.



Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации.

Называть органы чувств, познакомить с гигиеной органов чувств.

17

3

Надёжная защита организма.



Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы.

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации.

Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей.

18

4

Опора тела и движение.



Сотрудничество с учителем и учащимися.

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации.

Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Следить за правильной осанкой.

19

5

Наше питание.



Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса.

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации.

Моделировать строение пищеварительной системы.

20

6

Дыхание и кровообращение.



Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации.

Установление связи между дыхательной и кровеносной системами.

21

7

Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.



Сотрудничество с учителем и учащимися.

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации.

Называть способы закаливания, правила поведения в случае заболевания.

Тема № 4 «Наша безопасность» (3 часа)

22

1

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым.



Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

23

2

Дорожные знаки. Опасные места.



Сотрудничество с учителем и учащимися.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Называть дорожные знаки, обсуждать, как они помогают пешеходам.

24

3

Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.



Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Понимать какие опасности природного характера нас подстерегают.

Тема № 5 «Чему учит экономика» (5 часов)

25

1

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики.



Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики.

26

2

Полезные ископаемые.



Сотрудничество с учителем и учащимися.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Называть полезные ископаемые, раскрывать основные способы добычи.

27

3

Растениеводство и животноводство.



Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Различать и классифицировать культурные растения. Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать о их содержании и разведении.

28

4

Какая бывает промышленность.




Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Характеризовать труд работников отраслей промышленности.

29

5

Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.



Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Называть виды денежных знаков, различать денежные единицы разных стран Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы

Тема № 6 «Путешествия по городам и странам» (4 часа)

30

1

Наши ближайшие соседи. Европа.



Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.


Называть государства Европы, их столицы. Познакомить с достопримечательностями государств Севера Европы.

31

2

Что такое Бенилюкс.



Сотрудничество с учителем и учащимися.

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познакомить с достопримечательностями стран Бенилюкса.

32

3

По Франции и Великобритании (Франция). По Франции и Великобритании (Великобритания).

Тестовая форма контроля.



Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познакомить с достопримечательностями государств Франция и Великобритания.

33

4

По знаменитым местам мира. Презентация проектов «Музей путешествий».



Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса.

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.