ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе Примерной программы: «Окружающий мир: 1-4 кл. : Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 100 с.», утвержденной МОН ДНР (приказ № 725 от 23.08.2018).
Данная программа направлена на формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; на основе комплекса предметных знаний о человеке, природе и обществе, универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе; на развитие умений работать с разными источниками информации, наблюдать, экспериментировать, обобщать, характеризовать и моделировать объекты окружающего мира, решать творческие задачи; на воспитание гармонично развитой, духовно- нравственной личности, стремящейся участвовать в природоохранной и творческой деятельности.
Цель изучения учебного предмета «Окружающий мир»:
-формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
-воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:
-социализация ребёнка;
-развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
-воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории родного края. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе в каждом классе отводится 1 час в неделю. В 3 классе - 33 часа (33учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
1. | Как устроен мир. | 4 ч |
2. | Эта удивительная природа. | 10 ч |
3. | Мы и наше здоровье. | 7 ч |
4. | Наша безопасность. | 3 ч |
5. | Чему учит экономика. | 5 ч |
6. | Путешествия по городам и странам. | 4 ч |
| Всего | 33 ч |
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, а также личностные и метапредметные (универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные, работа с информацией, совместная деятельность как основа умения учиться).
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»
● положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
● готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
● осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
● умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
● навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
● осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значения для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
● понимание важности здорового образа жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
● организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);
● принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
● действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради;
● контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
● оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Познавательные универсальные учебные действия
● осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
● осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
● понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
● применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
● подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
● наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
● осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
● аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
● допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Предметные результаты
● приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
● различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
● характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
● определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
● использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
● объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
● находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
● вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
● выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
● исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений).
При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Окружающий мир» рекомендуется использовать следующие документы:
Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).
«Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).
Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
«Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).
Особенности организации контроля по предмету «Окружающий мир»
Специфичность содержания предметной области «Окружающий мир» оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала и таких умений: делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Формы аттестации обучающихся
№ п/п | Четверть | Вид работы | Тема |
1 | I четверть | Проектная деятельность. | Богатства, отданные людям (презентация проекта). |
2 | I I четверть | Тестовая форма контроля. | Эта удивительная природа. |
3 | IV четверть | Тестовая форма контроля. | Чему учит экономика. Путешествия по городам и странам. |
4 | IV четверть | Проектная деятельность. | Музей путешествий. (энциклопедия путешествий). |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме | Содержание урока | Дата проведения урока | Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
по плану | по факту | личностные | метапредметные | предметные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Тема № 1«Как устроен мир» (4 часа) |
1 | 1 | Природа. | | | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Построение логической цепочки рассуждений. | Анализировать текст, извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы. |
2 | 2 | Человек. | | | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы. | Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира. | Называть сходство человека и живых существ и отличие его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир. |
3 | 3 | Общество. Проект «Богатства, отданные людям». | | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации. | Определять цель, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал. |
4 | 4 | Что такое экология. | | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Уметь моделировать связи организмов с окружающей средой. | Называть экологические связи и их разнообразие. |
Тема № 2 «Эта удивительная природа» (10 часов) |
5 | 1 | Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. | | | Осуществлять самопроверку, проверять с помощью учебника правильность утверждений. | Моделирование процесса растворения, а также расположения частиц в твердом, жидком и газообразном состояниях. | Различать тела и вещества. |
6 | 2 | Воздух и его охрана. | | | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. | Объяснять свойства воздуха используя знания о частицах. |
7 | 3 | Вода. | | | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы. | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. | Объяснять свойства воды на основе схем в учебнике. |
8 | 4 | Превращения и круговорот воды. Берегите воду! | | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина. | Различать три состояния воды. |
9 | 5 | Что такое почва. | | | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. | Характеризовать процессы образования и разрушения почв. |
10 | 6 | Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. | | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. | Приводить примеры растений разных групп и видов. |
11 | 7 | Размножение и развитие растений. Охрана растений. | | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. | Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. |
12 | 8 | Разнообразие животных. Кто что ест. | | | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы. | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. |
13 | 9 | Размножение и развитие животных. Охрана животных. | | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации. | Знакомство с размножением и развитием животных различных групп. |
14 | 10 | В царстве грибов. Великий круговорот жизни. Тестовая форма контроля. | | | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации. | Учить различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов. |
Тема № 3 «Мы и наше здоровье» (7 часов) |
15 | 1 | Организм человека. | | | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации. | Называть и показывать на модели органы человека. |
16 | 2 | Органы чувств. | | | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации. | Называть органы чувств, познакомить с гигиеной органов чувств. |
17 | 3 | Надёжная защита организма. | | | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы. | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации. | Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. |
18 | 4 | Опора тела и движение. | | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации. | Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Следить за правильной осанкой. |
19 | 5 | Наше питание. | | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации. | Моделировать строение пищеварительной системы. |
20 | 6 | Дыхание и кровообращение. | | | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации. | Установление связи между дыхательной и кровеносной системами. |
21 | 7 | Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. | | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации. | Называть способы закаливания, правила поведения в случае заболевания. |
Тема № 4 «Наша безопасность» (3 часа) |
22 | 1 | Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. | | | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем. | Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. |
23 | 2 | Дорожные знаки. Опасные места. | | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем. | Называть дорожные знаки, обсуждать, как они помогают пешеходам. |
24 | 3 | Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. | | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем. | Понимать какие опасности природного характера нас подстерегают. |
Тема № 5 «Чему учит экономика» (5 часов) |
25 | 1 | Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. | | | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем. | Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. |
26 | 2 | Полезные ископаемые. | | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем. | Называть полезные ископаемые, раскрывать основные способы добычи. |
27 | 3 | Растениеводство и животноводство. | | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем. | Различать и классифицировать культурные растения. Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать о их содержании и разведении. |
28 | 4 | Какая бывает промышленность. | | | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем. | Характеризовать труд работников отраслей промышленности. |
29 | 5 | Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. | | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем. | Называть виды денежных знаков, различать денежные единицы разных стран Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы |
Тема № 6 «Путешествия по городам и странам» (4 часа) |
30 | 1 | Наши ближайшие соседи. Европа. | | | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Называть государства Европы, их столицы. Познакомить с достопримечательностями государств Севера Европы. |
31 | 2 | Что такое Бенилюкс. | | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Познакомить с достопримечательностями стран Бенилюкса. |
32 | 3 | По Франции и Великобритании (Франция). По Франции и Великобритании (Великобритания). Тестовая форма контроля. | | | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Познакомить с достопримечательностями государств Франция и Великобритания. |
33 | 4 | По знаменитым местам мира. Презентация проектов «Музей путешествий». | | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности. |