Рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Используемый учебно-методический комплекс
Программа «Школа России», Плешаков А.А (окружающий мир), Москва «Просвещение».
Окружающий мир: учебник для 2 класса: в 2 частях / Плешаков А.А. –
М.: Просвещение, 2012 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Раздел «Человек и природа».
Второклассник научится:
различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Второклассник получит возможность научиться:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество».
Второклассник научится:
различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик научится знать/понимать/называть:
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Ученик получит возможность научиться:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
Содержание учебного предмета
Где мы живем? (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машина, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные порода и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки.. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля разорение птичьих гнезд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приемов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Поселок, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение частоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность , сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленное предприятие поселка. Строительств в поселке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины поселка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические вязи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями поселка.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улиц.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательное и заботливое отношение между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома и в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приемов чтения карты.
Количество учебных часов
Программа объёмом 68 часов в год, 2 часа в неделю изучается в течение всего учебного года
№ | Раздел | Всего часов | Экскурсий | Проверочных работ | Проектов | Тестов | Практических работ |
1. | Где мы живём? | 4 | | 1 | 1 | После каждой темы | |
2. | Природа. | 20 | 1 | 1 | 1 | 4 |
3. | Жизнь города и села. | 10 | 1 | 1 | 1 | |
4. | Здоровье и безопасность. | 9 | | 1 | | 1 |
5. | Общение. | 7 | | 1 | 1 | |
6. | Путешествия. | 18 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Всего | 68 | 3 | 6 | 7 | 6 |
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (2 класс)
№ | Тема урока | Деятельность учащихся | | Вид контроля | Дата | Примечания | |
Кол – во часов |
Где мы живём (4 ч) |
1. | Правила безопасности на уроках. Родная страна. Государственные символы Российской Федерации. Стр. 4-7 | Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь. Различать государственные символы России, анализировать информацию учебника, различать национальные языки и государственный язык России, извлекать из различных источников сведения о символах России. | 1 | Фронтальный опрос | | |
2. | Город и село. Работа над проектом «Родной город (село)» Стр. 8-13 | Научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана. Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о родном селе. | 1 | Фронтальный опрос | | |
3. | Природа и рукотворный мир. Стр. 14-17 | Различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Работать в паре и группе. Формулировать выводы из изученного материала. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
4. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?» Стр. 18-22 | Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать свои достижения и достижения учащихся. | 1 | Проверочная работа. | | |
Природа (20 ч) |
5. | Анализ проверочной работы. Неживая и живая природа Стр.24-27 | Классифицировать объекты природы по существенным признакам. Различать объекты неживой и живой природы. Устанавливать связи между живой и неживой природой. | 1 | Работа над ошибками. | | |
6. | Явления природы Как измерить температуру. Практическая работа №1 «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека». | Различать объекты и явления природы, приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений. Рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
7. | Что такое погода. Стр.32-35 | Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса. Характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, ветра. осадков. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
8. | Правила поведения в природе. В гости к осени (экскурсия). | Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость м/у ними. Определять природные объекты с помощью атласа- определителя. Оценивать результаты своих достижений на экскурсии. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
9. | В гости к осени. Неживая и живая природа осенью. Стр.36-39 | Знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе. Рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений). Сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
10. | Звездное небо. Стр. 40-43 | Находить на рисунке знакомые созвездия; сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
11. | Заглянем в кладовые земли. Практическая работа №2 «Знакомство с горными породами и минералами». Стр.44-47 | Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; различать горные породы и минералы. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
12. | Про воздух. Стр. 48-51 | Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
13. | Про воду. Стр. 52-55 | Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
14. | Какие бывают растения. Стр. 56-59 | Устанавливать по схеме различия между группами растений; работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
15. | Какие бывают животные. Стр. 60-63 | Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки. Работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
16. | Невидимые нити. Стр.64-67 | Устанавливать взаимосвязи в природе; моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; оценивать свои достижения. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
17. | Дикорастущие и культурные растения. Стр.68-71 | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; осуществлять контроль и коррекцию; классифицировать культурные растения по определённым признакам; находить информацию о растениях. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
18. | Дикие и домашние животные. Стр.72-75 | Сравнивать и различать диких и домашних животных; приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека; рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
19. | Комнатные растения. Практическая работа №3 «Приемы ухода за комнатными растениями». Стр. 76-79 | Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
20. | Животные живого уголка. Практическая работа « Правила ухода за животными живого уголка». Стр.80-83 | Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
21. | Про кошек и собак. Стр. 84-87 | Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме; объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
22. | Красная книга Стр.88-91 | Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране; использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге. Подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору). | 1 | Фронтальный опрос. | | |
23. | Будь природе другом. Работа над проектом «Красная книга, или Возьмем под защиту». Стр.92-97 | Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; предлагать аналогичные правила; распределять обязанности по выполнению проекта; извлекать информацию из различных источников; составлять собственную Красную книгу; презентовать Красную книгу. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
24. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Стр. 98-102 | Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов. | 1 | Проверочная работа (тест) | | |
Жизнь города и села (10 ч) |
25. | Анализ проверочной работы. Что такое экономика. Стр. 104-107 | Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану. Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов. Моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом. | 1 | Работа над ошибками. | | |
26. | Из чего что сделано. Стр.108-111 | Классифицировать предметы по характеру материала, прослеживать производственные цепочки, моделировать их и составлять рассказ. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
27. | Как построить дом. Стр.112-115 | Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; рассказывать о строительных объектах в своём селе. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
28. | Какой бывает транспорт. Стр.116-119 | Классифицировать средства транспорта; узнавать транспорт служб экстренного вызова; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
29. | Культура и образование. Стр. 120-123 | Различать учреждения культуры и образования; приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
30. | Все профессии важны. Работа над проектом «Профессии» Стр.124-129 | Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; определять названия профессий по характеру деятельности; обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
31. | В гости к зиме (экскурсия). | Наблюдать над зимними погодными явлениями; исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; наблюдать за поведением зимующих птиц. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
32. | В гости к зиме. Стр.130-133 | Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». | 1 | Фронтальный опрос. | | |
33. | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии». | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. | 1 | Презентация проектов | | |
34. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Стр. 134-139 | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе. | 1 | Проверочная работа. | | |
Здоровье и безопасность (9 ч) |
35. | Анализ проверочной работы. Строение тела человека. Стр.4-7 | Называть и показывать внешние части тела человека; определять на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека. | 1 | Работа над ошибками. | | |
36. | Если хочешь быть здоров. Стр.8-11 | Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим для школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника, формулировать правила личной гигиены. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
37. | Берегись автомобиля. Стр. 12-13 | Моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; различать дорожные знаки и формулировать правила движения по загородной дороге. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
38. | Школа пешехода. Практическая работа « Правила безопасности на дороге». Стр. 14-17 | Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
39. | Домашние опасности. Стр.18-21 | Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; формулировать правила безопасного поведения в быту; узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; сравнивать свои знаки с представленными в учебнике | 1 | Фронтальный опрос. | | |
40. | Пожар. Стр. 22-25 | Характеризовать пожароопасные предметы; запомнить правила предупреждения пожара; моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; | 1 | Фронтальный опрос. | | |
41. | На воде и в лесу. Стр. 26-29 | Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; запомнить правила поведения во время купания; различать съедобные и ядовитые грибы; | 1 | Фронтальный опрос. | | |
42. | Опасные незнакомцы. Стр. 30-35 | Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; моделировать правила поведения в ходе ролевых игр. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
43. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Стр. 36-40 | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | 1 | Проверочная работа. | | |
Общение (7 ч) |
44. | Анализ проверочной работы. Наша дружная семья. Стр. 42-45 | Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения»; обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. | 1 | Работа над ошибками. | | |
45. | Работа над проектом «Родословная». Стр. 46-47 | Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; отбирать фотографии из семейного архива; составлять родословное древо семьи; презентовать свой проект. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
46. | В школе. Стр.48-51 | Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
47. | Правила вежливости. Стр. 52-55 | Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
48. | Ты и твои друзья. Стр. 56-59 | Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; обсуждать проблему подарка в день рождения друга; обсуждать правила поведения за столом; формулировать правила этикета в гостях. | 1 | | | |
49. | Мы – зрители и пассажиры. Стр. 60-63 | Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. | 1 | | | |
50. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Стр. 64-68 | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку. | 1 | Проверочная работа. | | |
Путешествия (18 ч) |
51. | Анализ проверочной работы. Посмотри вокруг. Стр. 70-73 | Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; анализировать текст учебника; формулировать вывод о форме Земли. | 1 | Работа над ошибками. | | |
52. | Ориентирование на местности. Практическая работа « Определение сторон горизонта по компасу». Стр. 74-75 | Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; осваивать приёмы ориентирования по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
53. | Ориентирование на местности. Стр. 76-77 | Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; осваивать приёмы ориентирования по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
54. | Формы земной поверхности. Стр. 78-81 | Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; сравнивать по схеме холм и гору; характеризовать поверхность своего края. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
55. | Водные богатства. Стр. 82-85 | Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; анализировать схему частей реки; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; составлять фото-рассказ на тему «Красота моря». | 1 | Фронтальный опрос. | | |
56. | Правила безопасности в природе. В гости к весне (экскурсия). | Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
57. | В гости к весне. Стр. 86-89 | Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
58. | Россия на карте. Стр. 90-95 | Сравнивать изображение России на глобусе и карте; соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; осваивать приёмы чтения карты; учиться показывать объекты на настенной карте. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
59. | Работа над проектом «Города России». Стр. 96-97 | Распределять обязанности по выполнению проекта; в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; составлять презентацию своего исследования. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
60. | Путешествие по Москве. Стр. 98-101 | Находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы; описывать достопримечательности по фотографиям; отличать герб Москвы от гербов других городов; совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
61. | Московский Кремль. Стр. 102-107 | Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; находить на фотографии достопримечательности Кремля; находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
62. | Город на Неве. Стр. 108-113 | Находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга; описывать достопримечательности по фотографиям; отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
63. | Путешествие по планете. Стр. 114-117 | Сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
64. | Путешествие по материкам. Стр. 118-123 | Находить материки на карте мира; знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
65. | Путешествие по родному краю. Работа рад проектом «Село мое родное». | Сравнивать физическую и политическую карты мира; находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; определять, каким странам принадлежат представленные флаги; распределять обязанности по выполнению проекта; готовить сообщение о своём селе; подбирать фотографии знакомых мест. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
66. | Страны мира. Работа над проектом «Страны мира». Стр. 128-129 | Находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; определять, каким странам принадлежат представленные флаги; распределять обязанности по выполнению проекта; готовить сообщения о выбранных странах. | 1 | Фронтальный опрос. | | |
67. | Впереди лето. Стр. 130-133 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Стр. 134-139 | Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных». | 1 | Проверочная работа. | | |
68. | Анализ проверочной работы. Презентация проектов «Родословная», «Города России», Страны мира», « Село моё родное». | Презентация проектов. | 1 | Презентация проектов. | | |