СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе . УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по УМК "Школа России"»

Рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Используемый учебно-методический комплекс

Программа «Школа России», Плешаков А.А (окружающий мир), Москва «Просвещение».

Окружающий мир: учебник для 2 класса: в 2 частях / Плешаков А.А. –

М.: Просвещение, 2012 г.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Раздел «Человек и природа».

Второклассник научится:

  • различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;

  • использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Второклассник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество».

Второклассник научится:

  • различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;

  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик научится знать/понимать/называть:

  • неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

  • строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

  • имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;

  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

  • основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Ученик получит возможность научиться:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.


Содержание учебного предмета

Где мы живем? (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машина, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

Горные порода и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки.. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.

Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля разорение птичьих гнезд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приемов ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Поселок, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение частоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность , сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.

Промышленное предприятие поселка. Строительств в поселке.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины поселка.

Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические вязи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями поселка.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.

Правила поведения на воде.

Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Практическая работа: Отработка правил перехода улиц.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательное и заботливое отношение между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместная учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома и в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.

Знакомство с другими городами нашей страны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.

Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приемов чтения карты.


Количество учебных часов

Программа объёмом 68 часов в год, 2 часа в неделю изучается в течение всего учебного года

Раздел

Всего часов

Экскурсий

Проверочных работ

Проектов

Тестов

Практических работ

1.

Где мы живём?

4


1

1

После каждой темы


2.

Природа.

20

1

1

1

4

3.

Жизнь города и села.

10

1

1

1


4.

Здоровье и безопасность.

9


1


1

5.

Общение.

7


1

1


6.

Путешествия.

18

1

1

3

1

Всего

68

3

6

7

6
























Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (2 класс)



Тема урока

Деятельность учащихся




Вид контроля



Дата



Примечания


Кол – во часов

Где мы живём (4 ч)

1.

Правила безопасности на уроках.

Родная страна.

Государственные символы Российской Федерации.

Стр. 4-7

Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь. Различать государственные символы России, анализировать информацию учебника, различать национальные языки и государственный язык России, извлекать из различных источников сведения о символах России.

1

Фронтальный опрос



2.

Город и село.

Работа над проектом «Родной город (село)»

Стр. 8-13


Научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана.

Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о родном селе.

1


Фронтальный опрос



3.

Природа и рукотворный мир.

Стр. 14-17

Различать объекты природы и предметы рукотворного мира.

Работать в паре и группе. Формулировать выводы из изученного материала.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

1

Фронтальный опрос.



4.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?»

Стр. 18-22

Выполнять тестовые задания учебника.

Оценивать свои достижения и достижения учащихся.

1

Проверочная работа.



Природа (20 ч)

5.

Анализ проверочной работы.

Неживая и живая природа

Стр.24-27


Классифицировать объекты природы по существенным признакам.

Различать объекты неживой и живой природы. Устанавливать связи между живой и неживой природой.


1

Работа над ошибками.



6.

Явления природы

Как измерить температуру.

Практическая работа №1 «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека».

Различать объекты и явления природы, приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений.

Рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.

1

Фронтальный опрос.



7.

Что такое погода.

Стр.32-35

Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса.

Характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, ветра. осадков.

1

Фронтальный опрос.



8.

Правила поведения в природе.

В гости к осени

(экскурсия).

Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость м/у ними. Определять природные объекты с помощью атласа- определителя. Оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

1

Фронтальный опрос.



9.

В гости к осени.

Неживая и живая природа осенью.

Стр.36-39

Знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе. Рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений). Сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии.

1

Фронтальный опрос.



10.

Звездное небо.

Стр. 40-43

Находить на рисунке знакомые созвездия;

сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете.


1

Фронтальный опрос.



11.

Заглянем в кладовые земли.

Практическая работа №2 «Знакомство с горными породами и минералами».

Стр.44-47

Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; различать горные породы и минералы.

1

Фронтальный опрос.



12.

Про воздух.

Стр. 48-51

Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды.


1

Фронтальный опрос.



13.

Про воду.

Стр. 52-55

Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды.


1

Фронтальный опрос.



14.

Какие бывают растения.

Стр. 56-59

Устанавливать по схеме различия между группами растений;

работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края.

1

Фронтальный опрос.



15.

Какие бывают животные.

Стр. 60-63

Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки.

Работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением.


1

Фронтальный опрос.



16.

Невидимые нити.

Стр.64-67

Устанавливать взаимосвязи в природе;

моделировать изучаемые взаимосвязи;

выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

оценивать свои достижения.

1

Фронтальный опрос.



17.

Дикорастущие и культурные растения.

Стр.68-71

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

осуществлять контроль и коррекцию;

классифицировать культурные растения по определённым признакам;

находить информацию о растениях.

1

Фронтальный опрос.



18.

Дикие и домашние животные.

Стр.72-75

Сравнивать и различать диких и домашних животных; приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека; рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.

1

Фронтальный опрос.



19.

Комнатные растения.

Практическая работа №3 «Приемы ухода за комнатными растениями».

Стр. 76-79

Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку.

Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека.


1

Фронтальный опрос.



20.

Животные живого уголка.

Практическая работа « Правила ухода за животными живого уголка».

Стр.80-83

Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.

1

Фронтальный опрос.



21.

Про кошек и собак.

Стр. 84-87

Определять породы кошек и собак;

обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме; объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.

1

Фронтальный опрос.



22.

Красная книга

Стр.88-91

Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;

предлагать и обсуждать меры по их охране;

использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге.

Подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).

1

Фронтальный опрос.



23.

Будь природе другом. Работа над проектом «Красная книга, или Возьмем под защиту».

Стр.92-97

Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; предлагать аналогичные правила; распределять обязанности по выполнению проекта; извлекать информацию из различных источников; составлять собственную Красную книгу;

презентовать Красную книгу.

1

Фронтальный опрос.



24.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

Стр. 98-102

Выполнять тестовые задания учебника.

Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов.

1

Проверочная работа (тест)



Жизнь города и села (10 ч)

25.

Анализ проверочной работы. Что такое экономика.

Стр. 104-107

Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану.

Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов.

Моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом.

1

Работа над ошибками.



26.

Из чего что сделано.

Стр.108-111

Классифицировать предметы по характеру материала, прослеживать производственные цепочки, моделировать их и составлять рассказ.

1

Фронтальный опрос.



27.

Как построить дом.

Стр.112-115

Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям);

сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; рассказывать о строительных объектах в своём селе.

1

Фронтальный опрос.



28.

Какой бывает транспорт.

Стр.116-119

Классифицировать средства транспорта;

узнавать транспорт служб экстренного вызова;

запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.

1

Фронтальный опрос.



29.

Культура и образование.

Стр. 120-123

Различать учреждения культуры и образования; приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе.


1

Фронтальный опрос.



30.

Все профессии важны.

Работа над проектом «Профессии»

Стр.124-129

Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;

определять названия профессий по характеру деятельности;

обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни.

1

Фронтальный опрос.



31.

В гости к зиме (экскурсия).


Наблюдать над зимними погодными явлениями; исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

наблюдать за поведением зимующих птиц.

1

Фронтальный опрос.



32.

В гости к зиме.

Стр.130-133

Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».

1

Фронтальный опрос.



33.

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии».

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся.


1

Презентация проектов



34.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

Стр. 134-139

Выполнять тестовые задания учебника;

оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

оценивать бережное или потребительское отношение к природе.


1

Проверочная работа.



Здоровье и безопасность (9 ч)

35.

Анализ проверочной работы.

Строение тела человека.

Стр.4-7

Называть и показывать внешние части тела человека; определять на муляже положение внутренних органов человека;

моделировать внутреннее строение тела человека.

1

Работа над ошибками.



36.

Если хочешь быть здоров.

Стр.8-11

Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим для школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника, формулировать правила личной гигиены.

1

Фронтальный опрос.



37.

Берегись автомобиля.

Стр. 12-13

Моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

различать дорожные знаки и формулировать правила движения по загородной дороге.

1

Фронтальный опрос.



38.

Школа пешехода.

Практическая работа « Правила безопасности на дороге».

Стр. 14-17

Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

1

Фронтальный опрос.



39.

Домашние опасности.

Стр.18-21

Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; формулировать правила безопасного поведения в быту;

узнавать правила по предложенным в учебнике знакам;

сравнивать свои знаки с представленными в учебнике

1

Фронтальный опрос.



40.

Пожар.

Стр. 22-25

Характеризовать пожароопасные предметы; запомнить правила предупреждения пожара; моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;

1

Фронтальный опрос.



41.

На воде и в лесу.

Стр. 26-29

Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; запомнить правила поведения во время купания; различать съедобные и ядовитые грибы;


1

Фронтальный опрос.



42.

Опасные незнакомцы.

Стр. 30-35

Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях;

моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС;

моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.

1

Фронтальный опрос.



43.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Стр. 36-40

Выполнять тестовые задания учебника;

оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

1

Проверочная работа.



Общение (7 ч)

44.

Анализ проверочной работы.

Наша дружная семья.

Стр. 42-45

Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения»;

обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.

1

Работа над ошибками.



45.

Работа над проектом «Родословная».

Стр. 46-47

Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;

отбирать фотографии из семейного архива;

составлять родословное древо семьи;

презентовать свой проект.

1

Фронтальный опрос.



46.

В школе.

Стр.48-51

Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

обсуждать вопрос о культуре общения в школе; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её.

1

Фронтальный опрос.



47.

Правила вежливости.

Стр. 52-55

Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной.

1

Фронтальный опрос.



48.

Ты и твои друзья.

Стр. 56-59

Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

обсуждать правила поведения за столом; формулировать правила этикета в гостях.

1




49.

Мы – зрители и пассажиры.

Стр. 60-63

Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;

обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.

1




50.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

Стр. 64-68

Выполнять тестовые задания учебника;

оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

формировать адекватную самооценку.

1

Проверочная работа.



Путешествия (18 ч)

51.

Анализ проверочной работы.

Посмотри вокруг.

Стр. 70-73

Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

анализировать текст учебника;

формулировать вывод о форме Земли.

1

Работа над ошибками.



52.

Ориентирование на местности.

Практическая работа « Определение сторон горизонта по компасу».

Стр. 74-75

Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;

знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;

осваивать приёмы ориентирования по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

1

Фронтальный опрос.



53.

Ориентирование на местности.

Стр. 76-77

Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;

осваивать приёмы ориентирования по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

1

Фронтальный опрос.



54.

Формы земной поверхности.

Стр. 78-81

Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

сравнивать по схеме холм и гору; характеризовать поверхность своего края.

1

Фронтальный опрос.



55.

Водные богатства.

Стр. 82-85

Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; анализировать схему частей реки;

на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

обсуждать эстетическое воздействие моря на человека;

составлять фото-рассказ на тему «Красота моря».

1

Фронтальный опрос.



56.

Правила безопасности в природе.

В гости к весне (экскурсия).

Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д.

1

Фронтальный опрос.



57.

В гости к весне.

Стр. 86-89

Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;

моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.

1

Фронтальный опрос.



58.

Россия на карте.

Стр. 90-95

Сравнивать изображение России на глобусе и карте; соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;

осваивать приёмы чтения карты; учиться показывать объекты на настенной карте.

1

Фронтальный опрос.



59.

Работа над проектом «Города России».

Стр. 96-97

Распределять обязанности по выполнению проекта; в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; составлять презентацию своего исследования.

1

Фронтальный опрос.



60.

Путешествие по Москве.

Стр. 98-101

Находить Москву на карте России;

знакомиться с планом Москвы; описывать достопримечательности по фотографиям; отличать герб Москвы от гербов других городов;

совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.

1

Фронтальный опрос.



61.

Московский Кремль.

Стр. 102-107

Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

находить на фотографии достопримечательности Кремля;

находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.

1

Фронтальный опрос.



62.

Город на Неве.

Стр. 108-113

Находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга; описывать достопримечательности по фотографиям;

отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;

совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета.

1

Фронтальный опрос.



63.

Путешествие по планете.

Стр. 114-117

Сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.

1

Фронтальный опрос.



64.

Путешествие по материкам.

Стр. 118-123

Находить материки на карте мира; знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;

готовить сообщения и выступать с ними перед классом.

1

Фронтальный опрос.



65.

Путешествие по родному краю.

Работа рад проектом

«Село мое родное».

Сравнивать физическую и политическую карты мира; находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; определять, каким странам принадлежат представленные флаги; распределять обязанности по выполнению проекта; готовить сообщение о своём селе;

подбирать фотографии знакомых мест.

1

Фронтальный опрос.



66.

Страны мира. Работа над проектом «Страны мира».

Стр. 128-129


Находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;

определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

распределять обязанности по выполнению проекта;

готовить сообщения о выбранных странах.

1

Фронтальный опрос.



67.

Впереди лето.

Стр. 130-133

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

Стр. 134-139

Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».

1

Проверочная работа.



68.

Анализ проверочной работы.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», Страны мира», « Село моё родное».

Презентация проектов.

1

Презентация проектов.