Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании ШМС зам. директора по УВР директор
МБОУ СОШ №8 МБОУ СОШ №8 МБОУ СОШ №8
х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв
Протокол №1 ____ /Айрумова М.А./ ____/Ожев Р.М./
От «18» 07.2022г. «__»__________2022г. От «__»_______2022г.
Рабочая программа
по окружающему миру
для 2 класса
на 2022-2023 учебный год
Разработала
Чувилко Л.Н.
учитель
начальных классов
х. Чернышёв
2022г
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №8 х.Чернышев на 2022-2023 учебный год во 2 классе на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю из обязательной части, 68 часов в год (при 34 неделях)
Планируемые результаты:
Освоение с учетом рабочей программы воспитания
1. Организация учебного труда
Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
2. Работа с книгой и другими источниками информации
Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
3. Мыслительные умения
Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
НР и Э(этнокультурной) особенности -10% по приказу МО РА.
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
1 | Твой адрес в этом мире р. Адыгея. | 1 | | |
6 | Явления природы Осень в Адыгее. | 1 | | |
11 | Заглянем в кладовые Земли Полезные ископаемые Адыгеи. | 1 | | |
13 | Водоёмы Адыгеи. | 1 | | |
14 | Какие бывают растения? Растения Адыгеи. | 1 | | |
16 | Какие бывают животные? Животные Адыгеи. | 1 | | |
24 | Красная книга Красная книга Адыгеи. | 1 | | |
Содержание тем учебного курса
Где мы живём? (4 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, республика Адыгея, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (22 часа)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Осень в Адыгее.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых Полезные ископаемые Адыгеи.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Водоёмы Адыгеи.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения .Растения Адыгеи.
Какие бывают животные в Адыгее: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления).
Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.). Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе. Красная книга Адыгеи.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями
Жизнь города и села (10 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях ( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (16 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ | Разделы и темы | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Где мы живем? | День Знаний. | 4 | Проект «Родной хутор» |
2. | Природа | Исследовательский проект Приобретение навыков самостоятельного решения теоретической проблемы Интерактивные формы работы | 22 | |
3. | Жизнь города и села | Предметные олимпиады Научно-популярные фильмы Исследовательская деятельность | 10 | |
4. | Здоровье и безопасность | Игровые процедуры Школа пешехода Здоровый образ жизни | 9 | |
5. | Общение | Выходы из спорных ситуаций Работа в парах Исследовательская деятельность | 7 | |
6. | Путешествия | Исследовательская деятельность Интерактивные формы работы | 16 | |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
1 | Родная страна Твой адрес в этом мире р. Адыгея | 1 | | |
2 | Город и село. Проект «Родное село» | 1 | | |
3 | Природа и рукотворный мир | 1 | | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». | 1 | | |
5 | Неживая и живая природа | 1 | | |
6 | Явления природы. Осень в Адыгее. | 1 | | |
7 | Что такое погода | 1 | | |
8 | В гости к осени (экскурсия) | 1 | | |
9 | В гости к осени (урок) | 1 | | |
10 | Звездное небо | 1 | | |
11 | Заглянем в кладовые Земли. Полезные ископаемые Адыгеи. | 1 | | |
12 | Про воздух и про воду | 1 | | |
13 | Водоёмы Адыгеи | 1 | | |
14 | Какие бывают растения. Растения Адыгеи. | 1 | | |
15 | Какие бывают растения. Растения Адыгеи. | 1 | | |
16 | Какие бывают животные в Адыгее. | 1 | | |
17 | Какие бывают животные в Адыгее. | 1 | | |
18 | Невидимые нити | 1 | | |
19 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | | |
20 | Дикие и домашние животные | 1 | | |
21 | Комнатные растения | 1 | | |
22 | Животные живого уголка | 1 | | |
23 | Про кошек и собак | 1 | | |
24 | Красная книга Адыгеи | 1 | | |
25 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | 1 | | |
26 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | | |
27 | Что такое экономика | 1 | | |
28 | Из чего что сделано | 1 | | |
29 | Как построить дом | 1 | | |
30 | Какой бывает транспорт | 1 | | |
31 | Культура и образование | 1 | | |
32 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | | |
33 | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | | |
34 | В гости к зиме (урок) | 1 | | |
35 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | | |
36 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» | 1 | | |
37 | Строение тела человека | 1 | | |
38 | Если хочешь быть здоров | 1 | | |
39 | Берегись автомобиля! | 1 | | |
40 | Школа пешехода | 1 | | |
41 | Домашние опасности | 1 | | |
42 | Пожар | 1 | | |
43 | На воде и в лесу | 1 | | |
44 | Опасные незнакомцы | 1 | | |
45 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | | |
46 | Наша дружная семья | 1 | | |
47 | Проект «Родословная» | 1 | | |
48 | В школе | 1 | | |
49 | Правила вежливости | 1 | | |
50 | Ты и твои друзья | 1 | | |
51 | Мы – зрители и пассажиры | 1 | | |
52 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | | |
53 | Посмотри вокруг. | 1 | | |
54 | Ориентирование на местности. | 1 | | |
55 | Ориентирование на местности. | 1 | | |
56 | Формы земной поверхности | 1 | | |
57 | Водные богатства | 1 | | |
58 | В гости к весне (экскурсия) | 1 | | |
59 | В гости к весне (урок) | 1 | | |
60 | Россия на карте | 1 | | |
61 | Проект «Города России» | 1 | | |
62 | Путешествие по Москве | 1 | | |
63 | Московский Кремль | 1 | | |
64 | Город на Неве | 1 | | |
65 | Путешествие по планете | 1 | | |
66 | Путешествие по материкам | 1 | | |
67 | Страны мира. Проект «Страны мира». | 1 | | |
68 | Впереди лето | 1 | | |