Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О. Казанского
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЕСОШ №7
им. О.Казанского ___________/О.В. Авилова/
приказ от «____» ________ 2017 г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 3 «Г» класс
Количество часов: 66 часов
Учитель: Павлюк Ирина Геннадьевна
Год составления: август 2017г.
ст. Егорлыкская
Ростовская область
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями, письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48, Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского на 2017-2018 учебный год, Устава МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского с учётом Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы курса «Окружающий мир» О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина, В.Д.Шилин.– Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013., УМК «Гармония»
Рабочая программа ориентирована на учебник Поглазова О. Т., Шилин В. Д.
«Окружающий мир.» 3 класс. Учебник Часть 1 и 2, 2013 г. Смоленск: Ассоциация 21 век
Согласно учебному плану на изучение окружающего мира отводится в 3 классе 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены на 66 ч (количество контрольных работ -1, лабораторных работ – 2, экскурсий -3), так как государственный праздник (1, 9 мая) в 2017-2018 учебном году по календарю выпадает на учебные дни. Сокращение часов проведено за счет уплотнения программного материала, отводимого на итоговое повторение изучаемого курса.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты
Ученик научится:
-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
-понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
-осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
-умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
-навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
-понимание важности здорового образа жизни.
Ученик получит возможность научиться:
-стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
-зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
-стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
-эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
-осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)
-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
-планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
-оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
-оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
-ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
-адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные УУД
Ученик научится:
-осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов
Ученик получит возможность научиться:
-подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
-наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
-осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
-оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
-планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
-проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
-уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Ученик научится:
-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
-описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
-различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
-различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
-характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
-участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
-вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения
Ученик получит возможность научиться:
-выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
-исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
-измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
-выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
В результате изучения правил безопасной жизни ученик научится:
-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
-соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
-объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
-составлять и выполнять режим дня.
Ученик получит возможность научиться:
-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств; -следовать правилам здорового образа жизни;
-соблюдать правила противопожарной безопасности;
-оказывать первую помощь при лёгких травмах.
3.Содержание учебного предмета.
Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч)
Земля – наш общий дом (Повторение учебного материала, изученного в 1 и 2 классах). Разнообразие изменений в природе и в жизни людей. Времена года. Старинный календарь. Атмосферные явления и погода. Температура и её измерение. Прогноз погоды. Необычные атмосферные явления.
Сезонные изменения в природе осенью. (4 ч)
Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе и жизни людей. Осень в природе. Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков.
Экскурсия -1
Тела и вещества, их свойства (16 ч)
Тело и вещество. Три состояния вещества. Строение вещества. Удивительные открытия. Воздух и его состав. Свойства воздуха. Как используют воздух. Вода и её свойства. Очистка воды. Превращения воды. Круговорот воды в природе. Обобщающий урок. «Свойства воздуха и воды». Почва, её состав и свойства. Обитатели почвы. Почва – кормилица. Обобщающий урок по теме «Тела и вещества».
Лабораторные работы - 2
Сезонные изменения в природе. Зима (6 ч.)
Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе и жизни людей. Зимние явления в неживой природе. Как зимуют растения. Зимняя пора в жизни животных. Обобщающий урок. Январь – середина зимы. Как зимовали наши предки.
Экскурсия -1
Организм человека и его здоровье (13 ч)
Организм человека. Надёжная опора и защита. Мышцы, их разнообразие и функции. Органы дыхания. Кровеносная система. Питание. Органы пищеварения. Органы очистки организма. Нервная система и её роль в организме. Органы чувств, их значение и гигиена. Как лечились наши предки. Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей. Как провожали зиму наши предки.
Экскурсия -1
Развитие животных и растений (11 ч)
Размножение животных разных групп. Развитие птиц. Развитие рыб и земноводных. Стадии развития насекомых. Разнообразие растений. Растение – живой организм. Развитие семени цветкового растения. Корни и стебли растений. Разнообразие листьев растений, их функции. Значение растений для живой природы. Цветок, его роль в жизни растения. Способы размножения растений. Весна воды, тепла, цвета.
Контрольная работа -1.
Изменение быта и культуры наших предков (8 ч)
Наука история, исторические источники. Природа в жизни наших предков. Образ жизни наших предков. Жизнь на селе в давние времена. Старинные города. Старинные ремёсла. Торговое дело на Руси. Одежда наших предков. Как учились дети в старину. Контрольный урок. Обобщающий урок.
4. Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | Контрольные работы (количество часов) | Лабораторные работы (количество часов) | Экскурсии (количество часов) |
1 | Разнообразие изменений в окружающем мире | 8 | | | |
2 | Сезонные изменения в природе осенью. | 4 | | | 1 |
3 | Тела и вещества, их свойства | 16 | | 2 | |
4 | Сезонные изменения в природе. Зима | 6 | | | 1 |
5 | Организм человека и его здоровье | 13 | | | 1 |
6 | Развитие животных и растений | 11 | 1 | | |
7 | Изменение быта и культуры наших предков | 8 | | | |
Итого: | 66 | 1 | 2 | 3 |
5. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела, темы | Количество часов | Дата | Дидактическое обеспечение (оборудование) |
план | факт |
1.Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч.) |
-
| Земля – наш общий дом (Повторение учебного материала, изученного в 1 и 2 классах) | 1 | 4.09 | | Учебник, иллюстрации презентация |
-
| Разнообразие изменений в природе и в жизни людей | 1 | 6.09 | | Учебник, |
-
| Времена года | 1 | 11.09 | | презентация Схемы, компьютер, |
-
| Старинный календарь | 1 | 13.09 | | иллюстрации |
-
| Атмосферные явления и погода | 1 | 18.09 | | Календарь, Кроссворд на тему «Природные атмосферные явления» |
-
| Температура и её измерение | 1 | 20.09 | | Учебник. термометр. Схемы |
-
| Прогноз погоды. | 1 | 25.09 | | презентация |
-
| Необычные атмосферные явления. | 1 | 27.09 | | Учебник, картинки |
2. Сезонные изменения в природе. Осень (4 ч.) |
9 | Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе и жизни людей | 1 | 2.10 | | фотоаппарат |
10-11 | Осень в природе | 2 | 4.10 9.10 | | Учебник. Компьютер, |
12 | Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков | 1 | 11.10 | | Энциклопедия выступления учеников, учебник |
3. Тела и вещества, их свойства (16 ч). |
13 | Тело и вещество. | 1 | 16.10 | | Таблица, Компьютер, учебник, |
14 | Три состояния вещества | 1 | 18.10 | | Таблица, Тесты, учебник |
15 | Строение вещества | 1 | 23.10 | | Компьютер, учебник, |
16 | Удивительные открытия | 1 | 25.10 | | Таблица, |
17 | Воздух и его состав | 1 | 8.11 | | Учебник, выступление детей |
18 | Свойства воздуха | 1 | 13.11 | | презентация |
19 | Как используют воздух | 1 | 15.11 | | Таблица, |
20 | Вода и её свойства | 1 | 20.11 | | Таблица, Учебник, |
21 | Очистка воды. Лабораторная работа | 1 | 22.11 | | Учебник, материал для опыта. |
22 | Превращения воды | 1 | 27.11 | | Иллюстрации, колба, вода |
23 | Круговорот воды в природе | 1 | 29.11 | | Компьютер, презентация. |
24 | Обобщающий урок «Свойства воздуха и воды» | 1 | 4.12 | | Тесты, |
25 | Почва, её состав и свойства. Лабораторная работа | 1 | 6.12 | | Таблица, учебник |
26 | Обитатели почвы | 1 | 11.12 | | Таблица, Картинки, |
27 | Почва – кормилица | 1 | 13.12 | | иллюстрации. |
28 | Обобщающий урок по теме «Тела и вещества» | 1 | 18.12 | | Тесты, учебник. |
4. Сезонные изменения в природе. Зима (6 ч.) |
29 | Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе и жизни людей | 1 | 20.12 | | фотоаппарат |
30 | Зимние явления в неживой природе | 1 | 25.12 | | компьютер, |
31 | Как зимуют растения | 1 | 27.12 | | таблица |
32 | Зимняя пора в жизни животных | 1 | 10.01 | | компьютер |
33 | Обобщающий урок. Январь – середина зимы | 1 | 15.01 | | Тесты, учебник |
34 | Как зимовали наши предки | | 17.01 | | Учебник |
5. Организм человека и его здоровье (13ч.) Учебник (2 часть) |
35 | Организм человека | 1 | 22.01 | | учебник, |
36 | Надёжная опора и защита | 1 | 24.01 | | Таблица «Скелет человека», учебник, |
37 | Мышцы, их разнообразие и функции | 1 | 29.01 | | Таблица «мышцы» таблицы, компьютер |
38 | Органы дыхания | 1 | 31.01 | | Таблица «Органы дыхания» учебник, |
39 | Кровеносная система. | 1 | 5.02 7.02 | | Таблица «Кровеносная система» |
40 -41 | Питание. Органы пищеварения | 2 | 12.02 | | Таблица, |
42 | Органы очистки организма | 1 | 14.02 | | презентация |
43 | Нервная система и её роль в организме | 1 | 19.02 21.02 | | Таблица, |
44-45 | Органы чувств, их значение и гигиена. Как лечились наши предки | 2 | 26.02 | | Таблица «Органы чувств» |
46 | Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей | 1 | 28.02 | | фотоаппарат |
47 | Как провожали зиму наши предки | 1 | 5.03 | | Презентация по теме |
6. Развитие растений и животных (11ч.) |
48 | Размножение животных разных групп. Развитие птиц | 1 | 7.03 | | Иллюстрации, |
49 | Развитие рыб и земноводных | 1 | 12.03 | | учебник |
50 | Стадии развития насекомых | 1 | 14.03 | | таблица |
51 | Разнообразие растений. | 1 | 19.03 | | Иллюстрации учебника |
52 | Контрольная работа по заданию администрации | 1 | 21.03 | | |
53 | Растение – живой организм. Развитие семени цветкового растения | 1ч. | 2.04 | | |
54 | Корни и стебли растений | 1 | 4.04 | | Таблица, |
55 | Разнообразие листьев растений, их функции. Значение растений для живой природы | 1 | 9.04 | | Презентация по теме |
56 | Цветок, его роль в жизни растения | 1 | 11.04 | | Таблица, |
57 | Способы размножения растений | 1 | 16.04 | | Таблица, |
58 | Весна воды, тепла, цвета | 1 | 18.04 | | Иллюстрации учебника |
7. Изменение быта и культуры наших предков (8 ч.) |
59 | Наука история, исторические источники | 1 | 23.04 | | презентация Доклады, |
60 | Природа в жизни наших предков. Образ жизни наших предков | 1 | 25.04 | | презентация учебник, |
61 | Жизнь на селе в давние времена | 1 | 28.04 | | Иллюстрации учебника Презентация. Доклады. |
62 | Старинные города | 1 | 7.05 | | Презентация. Доклады, Выставка книг, |
63 | Старинные ремёсла Торговое дело на Руси | 1 | 14.05 | | презентация Выставка книг, |
64 | Одежда наших предков | 1 | 16.05 | | Таблица, иллюстрации, презентация Выставка книг, |
65 | Как учились дети в старину | 1 | 21.05 | | учебник, |
66 | Обобщающий урок | 1 | 23.05 | | Задания учителя |
Итого: | 66 ч. | | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского от «____» ___________ 2017г. № ________ Председатель МС ___________________/С.В. Скурихина/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/Воронченко Н.В./ «____» ___________ 2017 г. |
6. Лист корректировки рабочей программы
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки |
Тема урока | Количество часов | Дата | | Тема урока | Количество часов | Дата |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки |
Тема урока | Количество часов | Дата | | Тема урока | Количество часов | Дата |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |