В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Основой для данного курса также является концепция « Духовно-нравственного воспитания», которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632. Не противоречит федеральным законам №124 « Основные гарантии …» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях».
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях.
Материал изучается на базовом уровне в 4 классе, один час в неделю, 34 часа в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и применые учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года.
Преподавание курса будет проходить на основе системно-деятельностного подхода и информационно-коммуникативных технологий.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, будут использоваться следующие методы :
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики, а частности модуля «Светская этика» ученик должен:
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», в частности модуля «Светская этика» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Для обучения учащихся используется учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования и науки РФ «Основы светской этики», Москва, Просвещение, 2012 год, автором 1, 30 уроков является А.Я.Данилюк. и электронное приложение к учебнику. Москва, Просвещение, 2011 год.
Для работы с родителями используется методическое пособие «Книга для родителей», Москва, Просвещение, 2011 год.
А также справочные материалы для общеобразовательных учреждений «Книга для учителя» под редакцией В.А.Тишковой и Т.Д. Шапошниковой, Москва, Просвещение, 2011 год.
В результате изучения модуля «Светская этика» ожидается , что у учащихся будут
№ | Название темы урока | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС | Основные понятия | Средства обучения | Домашнее задание, привлечение родителей | Кол-во часов | УУД | Дата |
По плану | Корек тировка | | | | По плану | факт |
1 | Россия - наша Родина. | Любовь и уважение к Отечеству. | Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. | Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 1 стр.4-5 | Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи. | 1 | | | | | | |
2 | Что такое светская этика? | Этика и её значение в жизни человека. | Что такое этика. Что значит светская этика и что она предполагает. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 2 Стр.6-7 | Кто был основателем науки «Этика»? Что означает слово «мораль»? Что помогает понять светская этика? | 1 | | | | | | |
3 | Мораль и культура | Культура и мораль. | Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 3 Стр.8-9 | Приведи примеры материальной и духовной культуры. Объясни, почему возникла мораль. Вместе с родителями составь свод моральных норм, принятых в вашей семье. | 1 | | | | | | |
4 | Особенности морали | Государство и мораль гражданина. | В чём особенности морали. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 4 Стр.10-11 | Подумай и обсудите с родителями или друзьями, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью». Почему плохо быть равнодушным? Приведи примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях. | 1 | | | | | | |
5 | Добро и зло | Методы нравственного самосовершенствования. | Что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 5 Стр.12-13 | Назови поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения. | 1 | | | | | | |
6 | Добро и зло | Методы нравственного самосовершенствования. | Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 6 Стр 14-15 | Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи. | 1 | | | | | | |
7 | Добродетель и порок | Методы нравственного самосовершенствования. | Что такое добродетель. Что такое порок. Что такое добродетель человека. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 7 Стр.16-19 | Расспросите родителей, бабушек дедушек, чем знамениты Лев Яшин, Чулпан Хаматова, Юрий Гагарин,Ирина Слуцкая. Почему они могут служить примером для подражания? | 1 | | | | | | |
8 | Добродетель и порок | Методы нравственного самосовершенствования. | | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 8 Стр.20-21 | Обсуди с родителями, какие качества главных героев сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», вы назвали бы добродетельными, а какие - порочными. Расскажи о своих или о поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетель ли как порочные. | 1 | | | | | | |
9 | Свобода и моральный выбор человека | Мораль гражданина. | Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 9 Стр.22-23 | Обсуди с родителями герои каких сказок представляют добро, а какие- зло. | 1 | | | | | | |
10 | Свобода и ответственность | Методы нравственного самосовершенствования. | Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 10 Стр.24-25 | Выберите дела, за которые отвечаете вы: выполнение дом. заданий, наведение порядка на своём столе, покупка продуктов, прогулка с собакой, стирка, уборка квартиры. | 1 | | | | | | |
11 | Моральный долг | Трудовая мораль. | Что такое моральный долг. В чём особенность морального долга. Какие моральные обязанности ест у человека. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 11 Стр.26-27 | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. | 1 | | | | | | |
12 | Справедливость | Методы нравственного самосовершенствования. | Справедливость. Моральные правила справедливого человека. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 12 Стр. 28-29 | Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке | 1 | | | | | | |
13 | Альтруизм и эгоизм | Методы нравственного самосовершенствования. | Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 13 Стр.30-31 | Посоветуйся с родителями и приведи примеры разумного эгоизма. | 1 | | | | | | |
14 | Дружба | Методы нравственного самосовершенствования. | Добродетельные отношения. Дружба. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 14 Стр.32-33 | Написать рассказ о своём друге | 1 | | | | | | |
15 | Что значит быть моральным? | Нормы морали. | Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 15 Стр.34-35 | Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло» | 1 | | | | | | |
16-17 | Подведение итогов | | | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 16-17 Стр.36-37 | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала. | 2 | | | | | | |
18 | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества | Образцы нравственности в в семейных отношениях. | Род. Семья. Фамилия. Родословная. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 18 Стр.38-39 | Вместе с родителями составьте свою родословную. Придумайте и изобразите герб своей семьи. | 1 | | | | | | |
19 | Нравственный поступок | Методы нравственного самосовершенствования. | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 19 Стр.40-41 | Выбрать и проанализировать поступок любимого героя литературного произведения | 1 | | | | | | |
20 | Золотое правило нравственности | Что значит быть нравственным в наше время. | Золотое правило нравственности | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 20 Стр. 42-43 | Оценить поступок героя сказки с точки зрения золотого правила нравственности | 1 | | | | | | |
21 | Стыд, вина и извинение | Методы нравственного самосовершенствования. | Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 21 Стр 44-45 | Подготовьте вопросы к тексту в учебнике. | 1 | | | | | | |
22 | Честь и достоинство | Нравственные традиции предпринимательства. | Честь. Достоинство. Кодекс чести. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 22 Стр.46-47 | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о чести и достоинстве | 1 | | | | | | |
23 | Совесть | Методы нравственного самосовершенствования. | Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 23 Стр.48-49 | Обсудите с родителями, что значит испытывать муки совести. | 1 | | | | | | |
24-25 | Образы нравственности. | Образцы нравственности в культуре Отечества | Нравственность. Культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 24 Стр.50-51 Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 25 Стр.52-53 | Подготовить рассказ н тему «Нравственный образец богатыря» Подготовить рассказ на тему «Джентльмен и леди» | 2 | | | | | | |
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества | Образцы нравственности в культурах разных народов, и культуре Отечества. | | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 26 Стр.54-55 | Ответить на вопрос «Кого из современников можно назвать героями защитниками Отечества?» | 1 | | | | | | |
27 | Этикет | Этикет. | Этикет. Образец. Правила этикета. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 27 Стр.56-57 | Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник. | 1 | | | | | | |
28 | Семейные праздники | Праздники как одна из форм исторической памяти. | Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 28Стр 58-59 | Подготовить рассказ о семейном празднике. | 1 | | | | | | |
29 | Жизнь человека- высшая нравственная ценность | Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. | Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 29 Стр.60-61 | Подготовить рассказ на тему «Жизнь человека – высшая нравственная ценность» | 1 | | | | | | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 30 Стр.62-63. | Рассказать членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина | 1 | | | | | | |
31 | Подготовка творческих проектов. | Образование -как нравственная норма. | | Использование мультимедийных средств. | Подготовка и презентация творческих проектов. | 1 | | | | | | |
32-34 | Выступление учащихся со своими творческими работами: | | | | | 3 | | | | | | |