СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ»


Пояснительная записка

к рабочей программе по ОПК,

4 классе , 34 часа

Рабочая программа курса по основам православной культуры для 4 класса разработана на основе 4 раздела программы А.В. Бородиной «История религиозной культуры» учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Издательство «Основы православной культуры». Москва, 2006 год. 4 раздел программы носит название «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» и предназначен для начальной школы в 4 классе.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в 4 классе. Специфика предмета заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов православной культуры.

Данный курс является одним из модулей изучения духовно – нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно – нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.


Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.

Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.

Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.

Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.

Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.

Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.


В процессе обучения предмету уделяется внимание краеведению, ставятся следующие задачи:
— дать школьникам знания об истории православного краеведения и ее связи с историей родной земли;
— дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и православных святынях Калужской земли;
— способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Калужской земли


Цель курса:

Активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении православия, как культурообразующей религии России.

- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;



Задачи курса:

  1. Сформировать знания обучающихся о православии, как культурообразующей религии России.

  2. Дать понятие о почитаемых святых Русской земли.

  3. Познакомить с православным церковным искусством.

  4. Воспитание патриотизма;

5. Формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и о важности сохранения культурно-национального единства страны.

6. Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.

7. Творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуры.




Используемая учебно-методическая литература:


1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.

2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.


ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

3. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. М.: ОПК, 2006, 2007.




Методы обучения:

- иллюстрированный рассказ с последующим обсуждением наиболее сложных вопросов темы;

- беседа с закреплением материала в творческих работах;

- короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;

- чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением;

- анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;

- работа с текстами, картами, составление кроссвордов.


В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;

- знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;

- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;

- использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;

- уметь выделять особенности русской православной культуры;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.




Структура и содержание учебной дисциплины



Тема 1. «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» — 3 ч.

Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь. Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.

Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире. Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды.


Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» — 8 ч.

Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого Апостола. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель.

Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвященные святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест. Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия. Религиозные верования восточных славян и руссов до принятия христианства. Почитание предков и природы — два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранения некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини Ольги Русской Православной Церковью. Князь Святослав.

Святой равноапостольный князь Владимир. Изготовление новых идолов. Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси — варяги Иоанн и Федор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.

Крещение Руси. Время крещения и официальная дата крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения. День памяти святого князя Владимира.


Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» — 5 ч.

Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах.

Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх — предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход. Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.

Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства. Священник — иерей, священнослужитель, особо посвященный человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» и «Священного Предания».


Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» — 2 ч.

Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.


Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» — 4 ч.

Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.

Происхождение церковного богослужения. Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия — главное богослужение Православной Церкви.

Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.


Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» — 4 ч.

Виды и названия колоколов. Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру. Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон. Колокололитейное искусство.


Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» 2 ч.

Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.

Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь. Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи.


Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» 3 ч.

Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.

Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские. Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.


Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ»2 ч.

Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери.

Легенда о граде Китеже. Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери. Образы Святой Руси в русской художественной культуре.


Нормативно – правовая база:

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.

  2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г (с изменениями и дополнениями).

  3. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года.

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

  5. Государственный стандарт общего образования;

  6. Региональный компонент государственного стандарта общего образования.

  7. Концепция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года























Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы православной культуры» в 4 Б классе

на 2012-2013учебный год.

(34 часа 1 час в неделю)


№ урока

Тема урока

Дата проведения

1

Тема 1. Культура - всеобщее достояние

Драгоценное и неделимое наследство


2

Религия- неотъемлемая часть культуры и жизни людей


3

Величайшее сокровище – русский язык


4

Тема 2. Как Русь стала православной

Посещение русских земель первым апостолом


5

Почитание на Руси Андрея Первозванного


6

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий


7

Восточные славяне до принятия христианства


8

Святая равноапостольная княгиня Ольга


9

Святой равноапостольный князь Владимир


10

Святой равноапостольный князь Владимир


11

Крещение Руси


12

Тема 3. Православие и Российское государство

Русская православная церковь


13

Что такое церковь


14

Государственная и культурообоазующая религия России


15

Государственный герб России


16

Флаг России


17

Тема 4 . Православный храм

Как устроен храм


18

Икона и иконостас


19

Тема 5. О православном богослужении

Таинства Православной церкви


20

Как возникло богослужение


21

Богослужение в православной церкви


22

Молитва в русской культуре


23

Тема 6. О церковных колоколах

Какие бывают колокола?


24

Откуда пришли колокола?


25

О колокололитейном искусстве


26

О чем поют колокола


27

Тема 7. За монастырскими стенами

О монашеском подвиге


28

Монастыри-стражи духовности и земли Русской


29

Тема 8. Дом и семья в Русской культуре

Дом и семья в православной традиции


30

Святые образы семейного благочестия


31

О семейной святости святой Императорской семьи


32

Тема 9. Русь Святая

Дом Богородицы


33

Защитница земли Русской


34

Повторение пройденного за год








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ


ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.

2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.


ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

3. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. М.: ОПК, 2006, 2007.


Справочная литература


5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.


Демонстрационные пособия для работы в классе


6. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 14 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

начальной школы


1. Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. — М.: АРВИК, 1995.

3. Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. — М.: Хронос-Пресс, Звонница, 2001.

4. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. — М., 1990.

5. Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. — М., 1999.

6. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. — М., 1891.

17. Великие духовные пастыри России. — М.: Владос, 1999.

18. Закон Божий. / Сост. Серафим Слободской. — Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993.

21. Знаменитые колокола России. / Сост. Козлов В. Ф. — М.: Отечество — Крайрут, 1994.

22. Колокола России. / Авт.- сост. Мишин В. В. — М.: Московский журнал, Красный звон, 1995.

23. Краткое объяснение всенощной, Литургии или обедни, последований таинств, погребения усопших, водоосвещения и молебнов. — М.: Вика, 1991.

24. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г.

25. Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. — М.: Белый город, 2003.

26. Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992.

28. Православие для всех. / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). — Кострома, 2000.

29. Протоиерей Г. С. Дебольский. Православная церковь в её таинствах, богослужениях, обрядах и требах. — М.: Отчий Дом, 1994.

30. Русские монастыри. — М.: Очарованный странник, 1995.

31. Святые земли Русской. / Сост. С. С. Бычков. — М.: Белый берег, 2002.

32. Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря) — СПб: САТИС, 2004.

33. Священная история в пересказе протоиерея Серафима Слободского (+ 48 слайдов). — Рига: Уходящие образы, 1991.

34. Современное православное богослужение. — СПб., 1996.

35. Толковая Библия. — Стокгольм, 1987.

36. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. — М., 1991.

37. Флоренский П. А. Иконостас. — М.: Искусство, 1994.

38. Христианство. Энциклопедический словарь. — М.: Большая энциклопедия, 1993.

39. Энциклопедия православной иконы: Основы богословия иконы. — СПб.: САТИС, 2002.

40. Яковлева Н. А. Русская икона. Детская энциклопедия. — М.: Белый город, 2002.



Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы контроля и оценки результатов обучения


 - уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;

- использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;

- уметь выделять особенности русской православной культуры;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.


Тесты

Фронтальный контроль

Знать: основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;

 Практические и самостоятельные работы

Знать: содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!