Планируемые результаты освоения учебного курса, предмета
В соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Требования к личностным результатам освоения курса:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск средств ее достижения;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
Требования к предметным результатам:
понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
формирование общих представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного курса, предмета
Знакомство с новым предметом
Россия — наша Родина.
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.
Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Родословное древо» (по личному выбору).
Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Основные понятия: культура, духовные ценности, религия, вера, язычество, этика, философия, нрав- ственный закон, традиции.
Введение в православную культуру
Колокола.
Колокольный звон — один из символов русской культуры. Различные виды колокольных звонов на Руси. Традиции колокольного звона на Руси. Колокол в светской жизни России. Значение колокольных звонов в русской истории. Отношение к колоколам в русской традиции. Искусство изготовления колоколов. Место колокольного звона в русской классической музыкальной культуре. Колокола как атрибут церковной жизни. Виды церковных колоколов. Колокольня и звонница. Москва — город «сорока сороков».
Основные понятия: колокола, колокольный звон, церковь, колокольня, звонница.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность: Проект: «История одного колокола» (по личному выбору).
Православный храм.
Храм — дом Божий. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Различное и общее во внешнем облике православных храмов.
Основные понятия: храм, церковь, собор, часовня.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Наш храм» (по личному выбору).
Как христианство пришло на Русь. Православие.
Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.
Основные понятия: христианство, Библия, православие, Крещение Руси.
Жизнь Иисуса Христа.
Евангелие. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность.
Основные понятия: Евангелие, Мессия, Благовещение, Рождество, распятие, Воскресение, Вознесение, апостолы.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность: Проект: «Апостолы» (по личному выбору).
Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Святые в христианской традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.
Не совсем обычный урок. Библия в христианской культуре.
Вечные вопросы человечества. Монашество в православной традиции. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности.
Основные понятия: монах, отрок, вечные вопросы человечества.
О душе.
Представления о душе в православии. Бессмертие души, разум, свобода воли и дар слова как отражение в человеке образа Бога по христианским представлениям. Уникальность и неповторимость человеческой души. Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа челове- ческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.
Основные понятия: душа, свобода воли, выбор.
Храм – дом Божий на земле
Как вести себя в православном храме.
Значение храма в жизни православных верующих. Правила поведения в храме. Храм как культурно-историческое наследие. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Строительство новых храмов.
Основные понятия: храм, церковь, крестное знамение.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность: Проект: «Как было, и как стало (реставрация храма)» (по личному выбору).
Не совсем обычный урок. Экскурсия.Внутреннее строение и убранство храма.
Внутреннее строение храма. Притвор. Средняя часть. Иконостас. Традиционное расположение икон в иконостасе. Царские врата и алтарь. Символическое значение престола. Облачение церковно- и священнослужителей.
Основные понятия: притвор, канун, аналой, икона, иконостас, царские врата, алтарь, престол.
Православная молитва.
Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих. Молитвы в повседневной жизни православных верующих. Православная молитва перед учением.
Основное понятие: молитва.
Фреска и икона.
Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России.
Основные понятия: фреска, икона, киот, лампада, красный угол, иконописец.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность: Проект: «Фрески Андрея Рублева» (по личному выбору).
Отличие иконы от картины.
Назначение иконы. Реалистичное изображение людей, природы и предметов на картине. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.
Основные понятия: символ, символика, фигура, цвет, свет, пространство.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Виртуальный музей» (по личному выбору).
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
п | ф |
| Знакомство с новым предметом | | | |
1-2 | Россия – наша Родина | 2 | | |
3-4 | Духовные ценности человечества. Культура. Религия | 2 | | |
5 | Проект: «Родословное древо» | 1 | | |
| Введение в православную культуру | | | |
6-7 | Колокола | 2 | | |
8-9 | Православный храм | 2 | | |
10-11 | Как христианство пришло на Русь. Православие | 2 | | |
12 | Проект: «Наш храм» | 1 | | |
13-14 | Жизнь Иисуса Христа | 2 | | |
15-16 | Священное писание. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий | 2 | | |
17-18 | Не совсем обычный урок | 2 | | |
19-20 | О душе | 2 | | |
| Храм – дом Божий на земле | | | |
21-22 | Как вести себя в православном храме | 2 | | |
23 | Проект: «Как было, и как стало (реставрация храма)» | 1 | | |
24-25 | Не совсем обычный урок. Внутренне строение и убранство храма | 2 | | |
26-27 | Православная молитва | 2 | | |
28-29 | Фреска и икона | 2 | | |
30 | Проект: «Фрески Андрея Рублева» | 1 | | |
31-32 | Отличие иконы от картины | 2 | | |
33 | Проект: «Виртуальный музей» | 1 | | |
34 | Итоговый урок | 1 | | |