муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ягуновская средняя общеобразовательная школа»
Кемеровского муниципального района
РАССМОТРЕНО на методическом объединении учителей Протокол №__ от « » ______201__г. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол №__ от « » ______201__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Ягуновская СОШ» _______________ Т.В. Трезубова Приказ №___ от « » _______ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОРКСЭ
(модуль – основы светской этики)
Класс 4
Учителя: Шаврина М. В.
Количество часов: 4 кл. - 34 часа (1 час в неделю).
Учебник:
Студеникин М. Т. Основы светской этики. 4 кл. [РУССКОЕ СЛОВО]
2021 год
Содержание
стр.
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета....................................................................................................3
2.Содержание учебного предмета ….............................................................................................................................................................6
3.Тематическое планирование ........................................................................................................................................................................9
4.Приложение. Календарно – тематическое планирование………………………………………………………………………………12
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Формирование семейных ценностей;
Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Выпускник получит возможность научиться:
Планируемые результаты изучения предмета
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
Ученик научится:
Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Осознанию себя как гражданина многонационального государства.
Знаниям основ вероучений религий России.
Доброжелательному отношению к различным религиозным и культурным традициям народов России.
Ученик получит возможность научиться:
Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развить этнических чувств как регуляторы морального поведения;
Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развить начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;
Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Чувству ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
Осознанным нравственным ценностям.
Осознанному положительному отношению к культурным и религиозным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
Ученик научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
навыкам смыслового, вдумчивого чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесению к известным понятиям;
слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
Ученик научится:
понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
Ученик получит возможность научиться:
понимать основы светской этики и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формированию первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Содержание учебного предмета
Раздел | Основное содержание |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости. Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры. |
Культура и мораль. | Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты. Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе. Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность –составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов. Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России. |
Духовные традиции многонационального народа России. | Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России. Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи. Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание. Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет. Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им. Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести. 23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины. |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Раздел, тема урока | Количество часов |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2 ч.) | 2 |
1. | Россия – Родина моя. | |
| Россия – Родина моя. | |
| Культура и мораль (15 ч. ) | 15 |
| Этика и этикет. | |
| Этика и этикет. | |
| Этика и этикет. | |
| Вежливость. | |
| Вежливость. | |
| Добро и зло. | |
| Добро и зло. | |
| Добро и зло. | |
| Дружба и порядочность. | |
| Дружба и порядочность. | |
| Дружба и порядочность. | |
| Честность и искренность. | |
| Честность и искренность. | |
| Гордость и гордыня. | |
| Гордость и гордыня. | |
| Духовные традиции многонационального народа России (17 ч.) | 17 |
| Обычаи и обряды русского народа. | |
| Обычаи и обряды русского народа. | |
| Обычаи и обряды русского народа. | |
| Терпение и труд. | |
| Терпение и труд. | |
| Семья. | |
| Семья. | |
| Семейные традиции. | |
| Семейные традиции. | |
| Сердце матери. | |
| Сердце матери. | |
| Правила твоей жизни. | |
| Правила твоей жизни. | |
| Праздники народов России. | |
| Праздники народов России. | |
| Защитники Отечества. | |
| Защитники Отечества. | |
Календарно-тематическое планирование 2019 – 2020 уч. год
Сроки | № урока | Раздел, тема урока | Материал учебника |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2 ч.) | |
Iчетверть сентябрь | | Россия – Родина моя. | стр. 6 - 12 |
| | Россия – Родина моя. | стр. 12 - 16 |
| | Культура и мораль (15 ч. ) | |
| | Этика и этикет. | стр. 17 - 20 |
| | Этика и этикет. | стр. 20 - 22 |
октябрь | | Этика и этикет. | стр. 22 - 26 |
| | Вежливость. | стр. 27 - 34 |
| | Вежливость. | стр. 34 - 38 |
| | Добро и зло. | стр. 39 – 43 |
II четверть ноябрь | | Добро и зло. | стр. 43 - 47 |
| | Добро и зло. | стр. 48 - 49 |
| . | Дружба и порядочность. | стр. 50 - 53 |
| | Дружба и порядочность. | стр. 54 - 58 |
декабрь | | Дружба и порядочность. | стр. 58 - 60 |
| | Честность и искренность. | стр. 61 - 66 |
| | Честность и искренность. | стр. 66 - 69 |
| | Гордость и гордыня. | стр. 70 - 74 |
III четверть январь | | Гордость и гордыня. | стр. 75 - 78 |
| | Духовные традиции многонационального народа России (17 ч.) | |
| | Обычаи и обряды русского народа. | стр. 79 - 82 |
| | Обычаи и обряды русского народа. | стр.83 - 84 |
февраль | | Обычаи и обряды русского народа. | стр.85- 86 |
| | Терпение и труд. | стр. 87 - 92 |
| | Терпение и труд. | стр. 92 - 96 |
| | Семья. | стр. 97 - 101 |
март | | Семья. | стр.102 - 104 |
| | Семейные традиции. | стр. 105 - 109 |
| | Семейные традиции. | стр. 110 - 112 |
IV четверть апрель | | Сердце матери. | стр. 113 - 118 |
| | Сердце матери. | стр. 118 - 122 |
| | Правила твоей жизни. | стр. 123 - 127 |
| | Правила твоей жизни. | стр.128 - 131 |
май | | Праздники народов России. | стр. 132 - 136 |
| | Праздники народов России. | стр. 136 - 142 |
| | Защитники Отечества. | стр. 143 - 148 |
| | Защитники Отечества. | стр. 149 - 153 |
21