18
Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Чурсина М.В. / Протокол № от «____»______________2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2 _____________/Макарова Л.Ю/ | «Утверждаю» Директор МКОУ ТСШ №2 _____________/Загайнов С.В./ Приказ № ______ от «____»____________ 2019г. |
Рабочая программа
учебного курса «ОРКСЭ»
модуля «Основы светской этики»
4 «Б» класса на 2019-2020 учебный год
начального общего образования
разработана на основе авторской программы А.И. Шемшуриной «Основы светской этики»
срок реализации: 1 год
Составитель: Кочукова Валентина Алексаедровна,
учитель начальных классов
с. Топчиха 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана в соответствии с:
ФГОС НОО (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373)
ООП НОО МКОУ Топчихинской СОШ № 2 в части учебного плана программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора № 50/3 от 02.09.2014 г)
Годовым календарным графиком МКОУ Топчихинской СОШ № 2 (утвержд. приказом директора № 59от 30.08.2017)
Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от 27.05.2016)
Федеральным перечнем учебников (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253)
И на основе других материалов:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р
2. Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /А.Я. Данилюк, Т.В. Емельянова, О.Н. Марченко и др. – М.: Просвещение, 2014. – 153с.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
5. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ А.И.Шемшурина. – М.: Просвещение, 2015. – 78 с.
Место учебного предмета в учебном плане.
Примерной и авторской программой по ОРКСЭ на их реализацию отведено 34 часа.
Для проведения занятий по предмету «ОРКСЭ» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 4 классе еженедельно отводится 1 учебное занятие при продолжительности учебного года 34 недели (всего 34 часа). Учебный план МКОУ Топчихинской СОШ №2 предусматривает 1 учебное занятие при продолжительности учебного года 34 недели (всего 34 часа). С учетом этого программа составлена на34 часа учебного времени.
Цель изучения курса:
-приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям;
-достижение нравственных и культурных оснований в ценностных ориентациях и опыте поведения развивающейся личности;
-ориентация развивающейся личности на критерии, интегрирующие сущностные характеристики отношения человека к окружающему миру и людям;
-актуализация нравственного потенциала личности.
Задачи:
Образовательные.
-развитие и систематизация эстетических знаний ребенка;
-формирование логического мышления детей путем развивающего этического диалога как основного метода познания в процессе занятий;
-овладение умениями и навыками диалогического взаимодействия с окружающими;
Развивающие
-развитие интереса к этике и ее определяющим жизнь смыслам;
-расширение словарного запаса в процессе усвоения этических понятий и определения нравственных качеств;
-развитие речи в процессе построения этического диалога;
-развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок;
Воспитательные
-становление и развитие этической культуры школьников, их ценностных ориентаций;
-формирование нравственно ориентированных взаимоотношений школьников, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;
-развитие адекватной нравственной самооценки учеников в процессе этических занятий;
-развитие позитивных оценок в построении отношений с одноклассниками;
-повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся;
-развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов
Методы и формы: тестирование; опрос: анкетирование, интервью, беседа
О формах, методах, средствах обучения, технологиях
Методологической основой реализации ФГОС является системно-деятельностный подход.
Используемые технологии: технология «Обучение в сотрудничестве»; технология разноуровневого и дифференцированного обучения; игровые технологии обучения; здоровьесберегающие технологии обучения; информационно – коммуникационные, исследовательские технологии (проблемно-поисковые).
Методы обучения: словесные (этический диалог, рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником); практические (упражнение, дидактическая игра); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся); проблемный метод, частично поисковый, метод проектов.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Средства обучения: авторская программа, УМК, наглядно – дидактический материал, мультимедийное оборудование.
*За основу взято авторское календарно-тематическое планирование (Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ А.И.Шемшурина. – М.: Просвещение, 2015. – 78 с.).
Календарно-тематическое планирование учебного курса «ОРКСЭ»модуля «Основы светской этики»
4 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Количество недельных часов- 1.
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
план | факт |
| | | | |
1 | | | Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека. | 1 |
| Этика общения (4 часа) | |
2 | | | Добрым жить на белом свете веселей. | 1 |
3 | | | Правила общения для всех. | 1 |
4 | | | От добрых правил – добрые слова и поступки. | 1 |
5 | | | Каждый интересен. | 1 |
| Этикет (4 часа) | |
6 | | | Премудрости этикета. | 1 |
7 | | | Красота этикета. | 1 |
8 | | | Простые школьные и домашние правила этикета. | 1 |
9 | | | Чистый ручеек нашей речи. | 1 |
| Этика человеческих отношений (4 часа) | |
10 | | | В развитии добрых чувств – творение души. | 1 |
11 | | | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | 1 |
12 | | | Чувство Родины. | 1 |
13 | | | Жизнь протекает среди людей. | 1 |
| Этика отношений в коллективе (4 часа) | |
14 | | | Чтобы быть коллективом. | 1 |
15 | | | Коллектив начинается с меня. | 1 |
16 | | | Мой класс- мои друзья. | 1 |
17 | | | Скажи себе сам. Итоговое творческое сочинение. | 1 |
18 | | | Введение. Ежели душевны вы и к этике не глухи… | 1 |
| Простые нравственные истины ( 4 часа) | |
19 | | | Жизнь священна. | 1 |
20 | | | Человек рожден для добра. | 1 |
21 | | | Милосердие – закон жизни. | 1 |
22 | | | Жить во благо себе и другим. | 1 |
| Душа обязана трудиться (4 часа) | |
23 | | | Следовать нравственной установке. | 1 |
24 | | | Достойно жить среди людей. | 1 |
25 | | | Уметь понять и простить. | 1 |
26 | | | Простая этика поступков. | 1 |
| Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа) | |
27 | | | Общение и источники преодоления обид. | 1 |
28 | | | Ростки нравственного опыта. | 1 |
29 | | | Доброте сопутствует терпение. | 1 |
30 | | | Действия с приставкой «со» | 1 |
| Судьба и Родина едины (4 часа) | |
31 | | | С чего начинается Родина… | 1 |
32 | | | В тебе рождается патриот и гражданин. | 1 |
33 | | | Человек – чело века. | 1 |
34 | | | Слово обращенное к себе. Итоговое творческое сочинение. | 1 |
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон сотрудничества.
Предметные результаты:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре России;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Шемшурина А. И. – М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная литература:
Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Персональный компьютер.
МФУ
Мультимедийный проектор, экран.
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п | № измененного урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Причина (приказ № … от …) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |