муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глубокинская средняя общеобразовательная школа№32
Каменского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ
Глубокинской СОШ№32
Приказ от _28.08.2019 № 155
________ Е.А. Тараба
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Основы религиозной культуры и светской этики. Модуль «Основы светской этики»
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования: 4 а класс _начальное_____________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов : 33
Учителя: Брицына Т.В.
(Ф.И.О.)
Срок реализации: 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики. Модуль «Основы светской этики» для 4–го класса составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы светской этики» для 4 классов разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г №373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576)
Рабочая программа по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики. Модуль «Основы светской этики» для 4–го класса составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта.
Используемый учебно-методический комплект: Шемшурина А.И. Основы религиозной культуры и светской этики. . Основы светской этики. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций 4 класс М.: Просвещение, 2018.
Рабочая программа по основам религиозной культуры и светской этики ориентирована на учебник:
Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издательство |
Шемшурина А.И. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций | 4 класс | М.: Просвещение, 2018г. |
В соответствии с Рекомендациями по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, от 31.05.2019 № 24/4.1-7171 на 2019-2020 учебный год, учебный план МБОУ Глубокинской СОШ№32 предусматривает обязательное изучение «Основ светской этики» в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю.
В соответствии с календарным графиком образовательной организации МБОУ Глубокинской СОШ№32 на 2019-2020 учебный год и расписанием уроков программа будет выполнена за 33 часа за счет уплотнения В соответствии с Рекомендациями по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, от 31.05.2019 № 24/4.1-7171 на 2019-2020 учебный год, учебный план МБОУ Глубокинской СОШ№32 предусматривает обязательное изучение «Основ светской этики» в объеме 33 часа в год, 1час в неделю.
В соответствии с календарным графиком образовательной организации МБОУ Глубокинской СОШ№32 на 2019-2020 учебный год и расписанием уроков программа будет выполнена за 33 часа за счет уплотнения материала по теме: «Судьба и Родина едины» (1час)
Планируемые результаты.
Личностные результаты.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные.
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,
строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
Коммуникативные
адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
понимать и сопереживать чувствам других людей.
проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
Регулятивные
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;
вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок
определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями
Предметные результаты:
знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
познакомиться с основными нормами светской морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России;
осознавать ценности человеческой жизни.
Формы учебной работы на занятиях в рамках курса.
Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.
Беседа. Репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
Система оценки достижения
планируемых результатов освоения программы
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа.
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль.
Фронтальный контроль.
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Представление результатов – в ходе реализации и презентации ученических проектов.
В результате изучения модуля обучающийся должен:
Знать:
основные понятия светской этики;
значение этики в жизни человека;
образцы нравственности в культурах разных народов;
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
строить толерантные отношения в обществе;
применять полученные знания в социуме;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.
Основное содержание курса (34 часа)
Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.
Что такое честь. Что такое достоинство.
Что такое совесть.
Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.
Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.
Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел программы | Кол-во часов | Период прохождения | Формируемые универсальные учебные действия |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 2ч. | 06.09-13.09 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
Этика общения Этикет Этика человеческих отношений Этика отношений в коллективе Простые нравственные истины | 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч | 20.09-11.10 18.10-15.11 22.11-13.12 20.12-24.01 31.01-21.02 | Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Выделять поступки, за которые человек может и Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. |
Душа обязана трудиться | 4ч. | 28.02-20.03 | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. |
Посеешь поступок-пожнешь характер Судьба и Родина едины Итого: | 4ч 3ч 33ч. | 03.04-24.04 08.05-22.05 | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы) Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора
методического объединения
________________________ _______________ Мельникова Н.И.
от _____27.08.2019__ года № 1___ (подпись)
___________ Ф.И.О. __________________
(подпись) (дата)
«Рекомендовать рабочую программу к утверждению»
Протокол заседания педагогического совета
от ____28.08. 2019 __ года № __1_