Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Свердликовская средняя общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Рассмотрена на заседании Согласована МГ учителей ОБЖ Заместитель и физкультуры директора по УВР от 25. 08. 2019 г. _________/Стоянова О.Ф./ Протокол № 1 от 28.08. 2019 г. Руководитель МГ ________/Шуличенко А. Н./ | Принята Утверждаю на заседании Директор школы педагогического ___________ /Иванов Е.А./ совета Приказ от 30. 08. 2019 г. от 30. 08. 2019 г. Протокол № 1 № 1-29 |
Рабочая программа
по основам безопасности
жизнедеятельности
5 класс
(ФГОС ООО)
2019 - 2020 уч. год
Учитель:
Шуличенко Александр Николаевич
с. Свердликово
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с требованиями:
- ФГОС основного общего образования второго поколения;
- примерной образовательной программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08. 04. 2015. Протокол № 1/15);
- учебного плана школы на 2019-2020 уч. год, согласно которому данная программа рассчитана на изучение основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе из расчёта 1 час в неделю (35 ч. в год)
Рабочая программа ориентирована на учебник:
1.Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М. П. Фролов и др.; под ред. Ю. Л. Воробьева. М.: Дрофа: Астрель, 2014.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
умения оказывать первую помощь.
6. В сфере физической культуры:
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 5 класса должен знать:
понятия «безопасность», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация»;
главные правила ОБЖ;
источники и зоны опасности современного города;
сигналы оповещения;
опасные ситуации в жилище (пожар, электричество, затопление, опасные вещества);
чрезвычайные ситуации на транспорте;
опасные ситуации криминального характера (дома, на улице, в общественных местах).
Ученик должен уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище, учебном учреждении и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
соблюдать меры предосторожности и правила поведения на улицах и дорогах, в общественном транспорте;
пользоваться бытовыми приборами;
вести себя в криминогенных ситуациях и местах большого скопления людей;
оказать первую помощь при укусах, отравлениях, ожогах, кровотечениях.
Кроме того, обучающиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами; проявления бдительности при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел. Основное содержание по темам. | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1. | Личная безопасность в повседневной жизни. Вводный инструктаж по ТБ. Опасные и чрезвычайные ситуации. Главные правила ОБЖ. Как научиться выявлять и предвидеть опасности. Какие службы защищают людей (население). Опасности в городе и сельской местности. Опасные ситуации в жилище. Пожары в жилище. Оповещение при пожаре и эвакуация. Средства тушения пожаров. Опасные газы. Затопление жилища. Разрушение зданий. Опасные вещества в быту. Средства бытовой химии Опасные вещества в быту. Отравления. Опасные ситуации на дорогах. Дорога и ее элементы. Опасные ситуации на дорогах. Участники дорожного движения. Безопасность в общественном и личном транспорте. Правила поведения в метро. Повторный инструктаж по ТБ. Правила поведения на железнодорожном транспорте. Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте. Опасный лед. Аварийные ситуации на воздушном транспорте. Криминальные ситуации. Как защитить свой дом. Криминальные ситуации на улице и в других местах. Практическая работа №1 «Как защитить себя при угрозе террористического акта». Нарушение экологического равновесия. За чистый воздух! Вода – формула жизни. Загрязнение почвы. Продукты под контролем. Безопасный компьютер. | 28 | Ознакомить обучающихся с понятиями «безопасность», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация», с классификацией опасных ситуаций, учить видеть опасности и защищать себя в любых жизненных ситуациях. Разъяснить главные правила безопасности жизни, учит предвидеть опасности и давать им объяснение. Подвести учащихся к осознанию необходимости учиться выявлять и предвидеть опасности, прививать интерес к изучаемому предмету. Ознакомить учащихся со службами, обеспечивающих безопасность в городе, учить действовать по сигналу «Внимание всем», знать порядок вызова соответ. службы. Познакомить с особенностями проживания в сельской и городской местности, учить предвидеть опасности. Выделить источники возникновения опасных ситуаций, причины их возникновения. Сформировать у учащихся понятие пожара, поражающих факторов пожара, причин возникновения пожара. Дать представление о средствах тушения пожаров, научить пользоваться огнетушителем. Ознакомить учащихся с источниками угарных газов, симптомами их отравления, учить оказывать первую помощь. Ознакомить с причинами затопления жилища и их последствиями, учить правильно вести себя при затоплении. Ознакомить с причинами разрушения зданий и с причинами взрыва. Ознакомить учащихся с разнообразными опасными веществами и их неблагоприятным воздействием на организм, воспитывать стремление к ЗОЖ. Освежить знания обучающихся об основных причинах транспортных происшествий, воспитывать потребность быть грамотным пешеходом. Ознакомить учащихся с правилами безопасного поведения при пользовании общественным транспортом. Ознакомить с опасными зонами в метро, учить правильно действовать при возникновении опасных ситуаций. Ознакомить с аварийными ситуациями на ж/т, с правилами безопасного поведения пассажиров во время следования ж/т. Ознакомить с причинами несчастных случаев на воде и водном транспорте. Ознакомить с правилами безопасного поведения на льду. Ознакомить с причинами несчастных случаев на воздушном транспорте. Ознакомить с понятием криминальной ситуации. Ознакомить обучающихся с понятием «терроризм», различными видами его проявления. Ознакомить с правилами безопасной работы на компьютере |
2. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Что следует знать об оказании первой помощи. Рана. Что следует знать об оказании первой помощи. Практическая работа № 2 «Первоначальная обработка раны». Помощь при термических и химических ожогах. Правила здорового образа жизни. | 5 | Ознакомить с общими видами повреждений их последствием для здоровья человека, способах оказания первой помощи и с правилами здорового образа жизни. Ознакомить с видами ожогов, причинами их возникновения, учить оказывать первую помощь. Повторить составные элементы ЗОЖ. |
3. | Резерв | 2 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов по разделам, темам | Дата |
План | Факт |
| Раздел I. Личная безопасность в повседневной жизни | 28 | | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Опасные и чрезвычайные ситуации. | 1 | | |
2 | Главные правила ОБЖ. Как научиться выявлять и предвидеть опасности. | 1 | | |
3 | Какие службы защищают людей (население). Опасности в городе и сельской местности. | 1 | | |
4 | Опасные ситуации в жилище. Пожары в жилище. | 1 | | |
5 | Оповещение при пожаре и эвакуация. | 1 | | |
6 | Средства тушения пожаров. Тест | 1 | | |
7 | Опасные газы. | 1 | | |
8 | Затопление жилища. Разрушение зданий. | 1 | | |
9 | Опасные вещества в быту. Средства бытовой химии | 1 | | |
10 | Опасные вещества в быту. Отравления. Тест | 1 | | |
11 | Проект «Опасные ситуации в жилище». | 1 | | |
12 | Контрольная работа №1 «Опасные ситуации в жилище». | 1 | | |
13 | Опасные ситуации на дорогах. Дорога и ее элементы | 1 | | |
14 | Опасные ситуации на дорогах. Участники дорожного движения | 1 | | |
15 | Безопасность в общественном и личном транспорте. | 1 | | |
16 | Правила поведения в метро. | 1 | | |
17 | Повторный инструктаж по ТБ. Правила поведения на железнодорожном транспорте. | 1 | | |
18 | Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте. | 1 | | |
19 | Опасный лед. | 1 | | |
20 | Аварийные ситуации на воздушном транспорте. | 1 | | |
21 | Контрольная работа №2 «Опасные ситуации на дорогах и транспорте». | 1 | | |
22 | Криминальные ситуации. Как защитить свой дом. | 1 | | |
23 | Криминальные ситуации на улице и в других местах. | 1 | | |
24 | Практическая работа №1 «Как защитить себя при угрозе террористического акта». | 1 | | |
25 | Нарушение экологического равновесия. За чистый воздух! | 1 | | |
26 | Вода – формула жизни. Загрязнение почвы. | 1 | | |
27 | Продукты под контролем. Безопасный компьютер. | 1 | | |
28 | Контрольная работа №3 «Криминальные ситуации. Нарушение экологического равновесия». | 1 | | |
| Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 5 | | |
29 | Что следует знать об оказании первой помощи. Рана | 1 | | |
30 | Что следует знать об оказании первой помощи. Практическая работа №2 «Первоначальная обработка раны». | 1 | | |
31 | Помощь при термических и химических ожогах. | 1 | | |
32 | Правила здорового образа жизни. | | | |
33 | Контрольная работа №4 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». | 1 | | |
34 | Резерв | 1 | | |
35 | Резерв. | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Из них (кол-во часов) |
по плану | по факту | Прак- тичес-кие работы | Контрольные работы |
| | | Раздел I. Личная безопасность в повседневной жизни | 28 | 1 | 3 |
1 | | | Вводный инструктаж по ТБ. Опасные и чрезвычайные ситуации. | 1 | | |
2 | | | Главные правила ОБЖ. Как научиться выявлять и предвидеть опасности. | 1 | | |
3 | | | Какие службы защищают людей (население). Опасности в городе и сельской местности. | 1 | | |
4 | | | Опасные ситуации в жилище. Пожары в жилище. | 1 | | |
5 | | | Оповещение при пожаре и эвакуация. | 1 | | |
6 | | | Средства тушения пожаров. Тест | 1 | | |
7 | | | Опасные газы. | 1 | | |
8 | | | Затопление жилища. Разрушение зданий. | 1 | | |
9 | | | Опасные вещества в быту. Средства бытовой химии | 1 | | |
10 | | | Опасные вещества в быту. Отравления. Тест | 1 | | |
11 | | | Проект «Опасные ситуации в жилище». | 1 | | |
12 | | | Контрольная работа № 1 «Опасные ситуации в жилище». | 1 | | 1 |
13 | | | Опасные ситуации на дорогах. Дорога и ее элементы | 1 | | |
14 | | | Опасные ситуации на дорогах. Участники дорожного движения | 1 | | |
15 | | | Безопасность в общественном и личном транспорте. | 1 | | |
16 | | | Правила поведения в метро. | 1 | | |
17 | | | Повторный инструктаж по ТБ. Правила поведения на железнодорожном транспорте. | 1 | | |
18 | | | Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте. | 1 | | |
19 | | | Опасный лед. | 1 | | |
20 | | | Аварийные ситуации на воздушном транспорте. | 1 | | |
21 | | | Контрольная работа № 2 «Опасные ситуации на дорогах и транспорте». | 1 | | 1 |
22 | | | Криминальные ситуации. Как защитить свой дом. | 1 | | |
23 | | | Криминальные ситуации на улице и в других местах. | 1 | | |
24 | | | Практическая работа № 1 «Как защитить себя при угрозе террористического акта». | 1 | 1 | |
25 | | | Нарушение экологического равновесия. За чистый воздух! | 1 | | |
26 | | | Вода – формула жизни. Загрязнение почвы. | 1 | | |
27 | | | Продукты под контролем. Безопасный компьютер. | 1 | | |
28 | | | Контрольная работа № 3 «Криминальные ситуации. Нарушение экологического равновесия». | 1 | | 1 |
| | | Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 5 | 1 | 1 |
29 | | | Что следует знать об оказании первой помощи. Рана. | 1 | | |
30 | | | Что следует знать об оказании первой помощи. Практическая работа № 2 «Первоначальная обработка раны». | 1 | 1 | |
31 | | | Помощь при термических и химических ожогах. | 1 | | |
32 | | | Правила здорового образа жизни. | 1 | | |
33 | | | Контрольная работа № 4 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». | 1 | | 1 |
34-35 | | | Резерв | 2 | | |