СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 2 класса на 2018-2019 учебный год разработана  на основе   авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова)   // Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

села Инзер Белорецкого района РБ





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Базовый уровень





Учитель: Валеева Клара Сафуановна

Класс: 2

Предмет: «Основы безопасности жизнедеятельности»

Год составления: 2018










Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 2 класса на 2018-2019 учебный год разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова) // Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 2./ - М.: Просвещение, 2011. Программа соответствует требованиям Федерального закона России «Об образовании», «О защите населения и территорий от Чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне».

Цели рабочей программы:

  • конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников;

  • формирование социального опыта школьника;

  • осознание им необходимости применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи:

  • прививать учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

  • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • формировать способность предвидеть и предотвращать возможную опасность;

  • развивать у детей чувства ответственности за своё поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;

  • воспитывать чувство ответственности за сохранение собственного здоровья и безопасность окружающих, чувство сопричастности к жизни общества и природы;

  • Формировать важнейшие качества современного культурного человека – долг, честь, терпимость, милосердие.

Согласно авторской программе «Основы безопасности жизнедеятельности» (авт. Л Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова) // Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 2./ - М.: Просвещение, 2011, на изучение предмета во 2 классе отводится 8 часов (1 час в месяц). Согласно учебному плану МОБУ СОШ №1 сю Инзер на 2018-2019 учебный год рабочая программа рассчитана на 8 часов в год (1 час в месяц). В соответствии с этим в рабочую программу внесены изменения:

Сокращены:

  • на 5 ч раздел «Защита человека в чрезвычайных ситуациях»;

  • на 8 ч раздел «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»;

  • на 11 ч раздел «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся».

Количество часов распределено следующим образом

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов по программе

Количество часов по КТП

1.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

5 ч.

ч

2.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2 ч.

ч.

3.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

1 ч.

ч.


Всего часов за год

8 часов

ч


Количество учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 8 часов (1 час в месяц), в том числе на проведение практических работ – 3 ч.

Формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система обучения. В ходе учебного процесса используются как традиционные формы урока (уроки объяснения нового материала, обобщения и систематизации, контроля), так и особенно актуальны для младшего школьника следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ).

При организации урока применяется деятельностный подход, который предполагает

активное участие ребенка в учебном процессе, за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Необходимо научить ребенка мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому способствуют активные формы и методы обучения, к которым относятся: игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа, «оценочная» деятельность учащихся.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся 2 класса должны знать:

  • чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;

  • правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;

  • правила безопасного поведения в лесу, в поле;

  • возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;

  • ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;

  • от чего зависит наше здоровье? Как живет наш организм? Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;

  • травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;

  • какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;

  • как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!»

должны уметь:

  • правильно перейти водоем по льду;

  • правильно вести себя на пляже;

  • плавать техникой плавания «кроль на груди»;

  • ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой;

  • уметь правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, суметь защититься от них;

  • уметь распознавать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;

  • оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;

  • уметь действовать по сигналу «Внимание всем!»





  1. Календарно – тематический план.

    п/п

    Наименование раздела и тем

    Часы

    Плановые

    сроки

    прохожден.

    Фактически

    Характеристика деятельности

    Примечание

    Защита человека в чрезвычайных ситуациях. (1 ч)

    1.


    Какими бывают чрезвычайные ситуации.

    Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!» Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения и их причины.

    Практическая работ№1: «Внимание всем!»


    1






    Анализировать предлагаемые задания по навыкам ориентировки в опасных ситуациях. Наблюдать связи человека с окружающей средой. Моделировать ситуацию. требующую конкретных действий и навыков в случае ЧС; Обобщать знания безопасного обращения с огнем.

    Вырабатывать представления о способах тушения пожар


    Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (6ч)

    2.


    От чего зависит наше здоровье? Тест №1 по теме: «ЧС»

    Пути передачи инфекционных заболеваний.

    Как путешествуют болезни. От чего ещё можно заболеть.

    Как путешествуют болезни. Практическая работа №2: «Как защитить себя от болезни».

    1




    Избегать ситуации, наносящие здоровью вред.

    Обобщать то новое, что отрыто и усвоено на уроке.

    Использовать приёмы по оказанию первой доврачебной помощи

    - при порезах, царапинах, ссадинах, кровоподтеках и кровотечениях, ушибах.

    -при кровотечениях из носа, ушибах и сотрясениях мозга; анализировать ситуацию, принимать решение для вызова «скорой помощи»

    - при ушибах и сотрясениях мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос

    - при попадании инородного тела в глаз, ухо»

    - при травмах опорно- двигательного аппарата



    3.

    Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Тест №2 по теме: «Основы медицинских знаний»

    Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Практическая работа №3: «Первая помощь при царапине, порезе, ушибе»






    1





    Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни,

    правила поведения учащихся. (9ч)

    4.

    Природное окружение и его опасности. Практическая работа №4: «Ориентирование в лесу».

    Правила безопасного поведения в лесу.

    1




    Обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке. Вырабатывать правила безопасного движения по льду; оказание помощи провалившимся под лед. Вырабатывать правила безопасности при пользовании водной переправой. Использовать приёмы по оказанию первой доврачебной помощи

    -отравлениях, укусах насекомых.


    Повторение и закрепление правил безопасного поведения на воде;

    Моделировать ситуацию, требующую спасения утопающего с помощью подручных средств спасения на воде.


    5.

    Чем опасны водоёмы зимой. Как вести себя на реке зимой.

    Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности

    1





    6.

    Первая помощь при отравлении грибами. Практическая работа №5: «Первая помощь при пищевых отравлениях».

    1




    7.

    В волшебном лесу: опасные встречи. Как избежать неожиданной встречи с животными и змеями. Практическая работа №6: «Первая помощь при укусах насекомых».

    1




    8.

    Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад. Правила поведения.

    Скоро лето. Правила поведения на пляже.

    Правила поведения на воде. Тест №3 по теме: «Как нужно купаться»

    1








  2. Содержание программы

I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (1 ч)

1.1. Чрезвычайные ситуации

Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.

1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (2 ч)

2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни

От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.

Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.

Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.

Заноза, кровотечение, укус, ушиб.

2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами

Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (5 ч)

3.1. Безопасное поведение на воде

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.

Уроки плавания:

  • подготовительные упражнения для освоения в воде;

  • техника спортивного плавания «кроль на груди».

3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения

Чистый воздух, его значение для здоровья человека,

причины загрязнения.

Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.

Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.

V.Формы и средства контроля

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные контрольные работы, тестирование, а также практические работы (индивидуальные и групповые), которые позволяют вырабатывать у учащихся необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций

Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.

Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание (последовательное, логическое описание объекта или явления, раскрывающее их существенные признаки и свойства) и рассказ-рассуждение (проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации).

Практические самостоятельные работы имеют огромное значение при проверке знаний и умений учащихся использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации.

При письменной проверке знаний по предмету используются тестовые контрольные работы.

№ урока

Организация контроля

1.

Практическая работа: «Внимание всем!»

2.

Тест №1 по теме: «Чрезвычайные ситуации»

2.

Практическая работа №2: «Как защитить себя от болезней»

3.

Тест №2 по теме: «Основы медицинских знаний»

3.

Практическая работа №3: «Первая помощь при царапине, ушибе, порезе»

4.

Практическая работа №4: «Ориентирование в лесу»

6.

Практическая работа №5: «Первая помощь при пищевых отравлениях»

7

Практическая работа №6: «Первая помощь при укусах насекомых»

8.

Тест №3 по теме: «Как нужно купаться»

  1. Перечень учебно – методических средств обучения

ТСО:

1. Компьютер.

2. Проектор.

Контрольные материалы

Тест №1 по теме»ЧС»

  1. Как сообщают о катастрофах? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Какие основные правила безопасности вы знаете?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Какие чрезвычайные ситуации тебе известны? __________________________________________________________________________

3.Что такое наводнение? ______________________________________________________


_____________________________________________________________________________ 4. Что является причинами наводнений?



5.Какие правила поведения при наводнениях вам известны?__________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Какие стихийные бедствия вы ещё знаете?



6.Как вести себя при возникновении чрезвычайной ситуации?



Тест №2

«Основы медицинских знаний»

  1. Как правильно чистить зубы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из каких частей состоит наше тело? __________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Главной системой, управляющей всеми органами нашего тела, является __________________________________________________________________________

  3. Как называют распорядок дня? _______________________________________________

  4. Вставь, где нужно НЕ:

_____ешь испорченные испорченные продукты

_____стоит чистит зубы 2раза в день

_____спеши и ____глотай непрожеванную пищу

_____забудь прикрыть рот и нос, когда кашляешь

_____болтай во время еды

_____пей побольше жидкости, когда болеешь гриппом

_____мой руки перед едой

_____гуляй с промокшими ногами

_____держись подальше от чихающих и кашляющих

_____вставай с постели, если у тебя высокая температура

_____ходи в школу, когда болеешь

_____ешь много фруктов и овощей

  1. Вставьте пропущенные слова.

  • Верхние конечности - ________________________________________.

  • Мускулистый мешок с кислым соком - _________________________.

  • Нижние конечности - ________________________________________.

  • Самый длинный внутренний орган - ___________________________

  1. Зачеркни «лишнее»:

  1. Шея, печень, грудь, живот, спина.

  2. Голова, сердце, головной мозг, кишечник, желудок.

  3. Голова, туловище, кишечник, руки, ноги.

  4. Легкие, сердце, кишечник, желудок, спина.


Тест №3 по теме:«Как нужно купаться»

А1. Найди неверное утверждение.

1) Купаться нужно под присмотром взрослых.

2) Нельзя купаться в незнакомом месте.

3) В холодной воде купаться нельзя.

4) На пляж можно ходить без взрослых,

А2. Что можно делать в воде?

1) удерживать своего друга под водой

2) переворачивать матрас

3) спокойно плавать с товарищем

4) перегибаться через край лодки

АЗ. Можно ли заплывать за буйки?

1) да, если ты хорошо плаваешь

2) можно, если рядом взрослые

3) можно только на надувных матрасах

4) нельзя, можно попасть под плывущее судно

А4. На чём нельзя плавать?

1) на лодке 3) на круге

2) на матрасе 4) на бревне

В1. Что делать, если в воде свело судорогой ногу?
1) ничего 3) помассировать

2) потрясти ногой 4) позвать на помощь

В2. Как на пляже уберечься от солнечного удара?
1) не купаться 3) не загорать
2) носить головной убор 4) попить воды

С1. Что делать, если видишь тонущего человека?
1) попытаться вытащить его из воды

2) бросить ему спасательное средство 3) позвать на помощь

4) протянуть ему руку

С2. Чем опасны незнакомые места в водоёмах?

1) они могут быть загрязнены

2) там могут быть опасные ямы и течения

3) на дне могут быть опасные предметы

4) там холодная вода