СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Основам финансовой грамотности, 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Основы финансовой грамотности" составлена для обучающихся 7 классов, 35 часо, 1 год обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Основам финансовой грамотности, 7 класс»



Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «СОШ №69»






ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета МОАУ «СОШ №69» Протокол № от 30.08.2018 г. Обсуждено на методическом объединении учителей

СОГЛАСОВАНО

ЗД по УВР

_________________



Рабочая программа

Предмет: Основы финансовой грамотности

Класс: 7 класс

Всего часов: 35 часов

Количество часов в неделю: 1











УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУ«СОШ №69»

________________________





















Пояснительная записка

Рабочая программа по «Финансовой грамотности» в 7 классе составлена на основе положений «Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в РФ», методических рекомендаций по разработке и реализации программы курса в образовательных организациях РФ «Основы финансовой грамотности» Центрального банка РФ, авторской программы В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М.«Просвещение», 2016.

Данный модуль – составная часть курса «Обществознание». Рабочая программа может использоваться в рамках самостоятельного учебного предмета и соответствует требованиям к результатам обучения в соответствии с ФГОС ООО.

Актуальность внедрения модуля определяется тем, что вопросы грамотного финансового поведения граждан становятся важнейшей задачей развития современного российского общества. В «Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в РФ» отмечается, что «низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств», а также, что «российскому потребителю финансовых услуг присущи установки финансового поведения, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство (патернализм), пассивное отношение населения к контролю за личными финансами, низкий уровень финансовой дисциплины». Одним из условий улучшения ситуации является изучение вопросов финансовой грамотности в образовательных организациях.

Целью реализации модуля «Финансовая грамотность» в 7 классе является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся 7 класса. Реализация данной программы способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны. Важным условием реализации рабочей программы является ее практико-ориентированный характер. Он достигается путем введения уроков-практикумов, реализацию мини-проектов по финансовой грамотности.

Последовательность тем, предлагаемая в рабочей программе ,обусловлена, помимо учѐта общих принципов отбора содержания и логики его развѐртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков. Содержание модуля, обращѐнное к подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Особого внимания требует использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Рабочая программа по финансовой грамотности изучается на базовом уровне.

Тематическое планирование рассчитано на 35 часов за год (1 час в неделю).


Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты :

• сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

• готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

• мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

• осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Метапредметные результаты:

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить

логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;

• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;

• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

Предметные результаты

применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;

• использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

• определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;

• применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;

• оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

• применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

• оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

• разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.

Выпускник 7 класса научится:

называть и конкретизировать примерами виды налогов;

характеризовать функции денег и их роль в экономике;

раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

Выпускник 7 класса получит возможность научиться:

анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

решать с опорой на полученные знания познавательные задачи,отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.


Основное содержание программы.

Вводный урок (3ч). Содержание и назначение модуля «Финансовая грамотность». Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг. Банки Оренбургской области.


Тема 1. Личное финансирование (4 ч). Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета. Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения


Тема 2. Депозит (6 ч). Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов. Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах. Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту

Тема 3. Кредит (10 ч). Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность) Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию о кредитных продуктах Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности. Микрофинансовые организации. Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании кредита


Тема 4. Налоги (7 ч). Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы Виды налогов для физических лиц. Налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.

Защита проектов(3 часа)

Тестирование за 1 полугодие (1 час)

Итоговое обобщение (1 час)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п./п.

Темы

Количество часов

1

Содержание и назначение модуля «Финансовая грамотность».

1

2

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг.

1

3

Банки Оренбургской области.

1

4

Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов.

1

5

Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета.

1

6

Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения

1

7

Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет.

1

8

Банк и банковские депозиты.

1

9

Влияние инфляции на стоимость активов

1

10

Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах

1

11

Как читать и заключать договор с банком.

1

12

Управление рисками по депозиту

1

13

Практикум. «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»;

1

14

Тестирование за 1 полугодие

1

15

Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность)

1

16

Из чего складывается плата за кредит.

1

17

Как собирать и анализировать информацию о кредитных продуктах

1

18

Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история.

1

19

Коллекторские агентства, их права и обязанности.

1

20

Микрофинансовые организации.

1

21

Кредит как часть личного финансового плана.

1

22

Типичные ошибки при использовании кредита

1

23

Практикум: кейс «Покупка машины»

1

24

Практикум. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»;

1

25

Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ.

1

26

Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка

1

27

Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы

1

28

Виды налогов для физических лиц.

1

29

Налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.

1

30

Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц

1

31

Деловая игра «Мой уровень финансовой грамотности»

1

32-34

Защита проектов

3

35

Итоговое обобщение

1


Итого

35


Учебно-методическое обеспечение:

1. В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М.«Просвещение», 2016.

2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577, п.18.2.2

3. «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности в РФ»

4. «Основы финансовой грамотности». Методические рекомендации по разработке и реализации программы курса в образовательных организациях РФ