ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.10 Химия
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
г. Курск
РАССМОТРЕНО на заседании ЦК_____________ Протокол №___ от «___»________2023 г. Председатель ЦК ____________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР _______________ Грунёва О.Б. «_____» ____________2023 г. |
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета: ОУП.10 Химия разработана на основе:
требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями на 12 августа 2022 г.);
требованиий федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 января 2018г. N 2;
положений федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. № 1014 (редакция от 02.01.2023 г.).
Разработчик:
Захарова Л.М. – преподаватель ОБПОУ «КМТ»
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА | ... |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА | ... |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА | |
|
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА | ... |
| | |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
1.1. Место общеобразовательного предмета в структуре основной образовательной программы: общеобразовательный учебный предмет ОУП.10 Химия (далее-общеобразовательный предмет) является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
1.2. Цели и планируемые результаты освоения общеобразовательного предмета:
1.2.1. Цели освоения общеобразовательного предмета
Содержание программы общеобразовательного предмета ОУП.10 Химия направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о химической составляющей естественно- научной картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде;
понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
развитие умений составлять формулы органических и неорганических веществ, уравнений химических реакций, объяснять их смысл, интерпретировать результаты химических экспериментов;
формирование навыков проведения простейших экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием;
развитие умений использовать информацию химического характера из различных источников;
формирование умений прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственных процессов;
формирование понимания значимости достижений химической науки и технологий для развития социальной и производственной сфер.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательного предмета в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение предмет имеет при формировании и развитии ОК . |
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения учебного предмета |
Общие | Предметные |
ОК.01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: -готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; -готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельная формулировка проблемы; установление существенных признаков или оснований для сравнения, классификации и обобщения; определение цели деятельности; выявление закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; развитие креативного мышления при решении жизненных проблем. б) базовые исследовательские действия: овладение навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности; выявление причинно- следственных связей, выдвижение гипотез их решения; умение переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; умение выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные решения. | Владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, р- и d- электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет,функциональная группа, радикал, изомерия,изомеры,гомологический ряд, гомологи, биологически активные вещества, мономер,полимер, структурное звено, кристаллическая решетка, типы химических реакций, раствор, электролит, неэлектролит,электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие, теории и законы (теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И.Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический знак химии, сведения о свойствах и составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту; - выявление характерных признаков и взаимосвязи изученных понятий, применение их при описании свойств неорганических и органических веществ, выявление взаимосвязи химических знаний с понятиями других естественнонаучных предметов; - умение использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ; - умение устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений; - умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин; |
ОК.02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК.04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК.07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ПК 2.4. Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ и расходуемых материалов | В области ценности научного познания: -сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствущего осознанию своего места в поликультурном мире; -совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; -осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных типов,самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тесты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально- этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; -готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б)совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека; В области экологического воспитания: -сформированность экологической культуры,понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; -планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; -активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; -умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; -расширение опыта деятельности экологической направленности; -овладение навыками учебно- исследовательской, проектной и социальной деятельности; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходе и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практики. | - уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам «Металлы» и «Неметаллы») в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов; - уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие); - уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением; - уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам «Металлы» и «Неметаллы») в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов; -сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; -уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ,понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации - уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций; - уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенные классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции; - сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познания явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; - уметь проводить расчеты по химическим формулам уравнениям химических реакций с использованием 8 физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применении. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем общеобразовательного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебного предмета | 78 |
1. Основное содержание | 76 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 46 |
практические занятия | 20 |
лабораторные занятия | 10 |
2. Профессионально ориентированное содержание | 8 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 4 |
практические занятия | 4 |
индивидуальный проект (да/нет)** | - |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 |
2.2. Тематический план и содержание общеобразовательного предмета
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) | Объем в часах | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Основное содержание | 68 | |
Раздел 1. Основы строения вещества | 8 | |
Тема 1.1 Строение атомов химических элементов и природа химической связи | Основное содержание | 4 | ОК .01 |
Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Электронная конфигурация атома.Классификация химических элементов (s-,p-,d-элементы).Валентные электроны.Валентность.Электронная природа химической связи.Электроотрицательность.Виды химической связи (ковалентная, ионная,металлическая, водородная) и способы ее образования. | 2 |
Практическое занятие № 1. «Решение заданий на составление химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов,гидридов и т.д) и других неорганических соединений отдельных классов». | 2 |
Тема 1.2. Периодический закон и таблица Д.И.Менделеева | Основное содержание | 4 | ОК.01 ОК.02 |
Периодическая система химических элементов. Физический смысл Периодического закона Д.И.Менделеева.Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И.Менделеева. | 2 |
Практическое занятие №2. «Закономерности изменения свойств химических элементов,образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе». | 2 |
Раздел 2. Химические реакции | 10 | |
Тема 2.1. Типы химических реакций | Основное содержание | 6 | ОК. 01 |
Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ.Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч реакций горения, окисления-восстановления. | 2 |
Уравнения окисления-восстановления.Степень окисления.Окислитель и восстановитель. Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Окислительно- восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. | 2 |
Практическое занятие № 3. «Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций с использованием массы, объема газов, количества вещества». | 2 |
Тема 2.2. Электролитическая диссоциация и ионный обмен | Основное содержание | 4 | ОК. 01 ОК. 04 ПК 2.4. |
Теория электролитической диссоциации. Ионы.Электролиты и неэлектролиты.Реакции ионного обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений.Кислотно- основные реакции. | 2 |
Лабораторное занятие №1. «Типы химических реакций. Проведение реакций ионного обмена,определение среды водных растворов.» | 2 |
Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ. | 16 | |
Тема 3.1 Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ | Основное содержание | 6 | ОК.01 ОК.02 ПК 2.4 |
Предмет неорганической химии.Классификация неорганических веществ.Простые и сложные вещества.Основные классы сложных веществ(оксиды,гидроксиды,кислоты,соли).Взаимосвязь неорганических веществ.Агрегатное состояние вещества.Кристаллические и аморфные вещества.Типы кристаллических решеток (атомная,молекулярная,ионная,металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины Многообразия веществ. | 4 |
Практическое занятие №4.«Решение практических заданий по классификации,номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов». | 2 |
Тема 3.2. Физико-химические свойства неорганических веществ | Основное содержание | 8 | ОК.01 ОК.02 ОК.04 ПК 2.4 |
Металлы.Общие физические и химические свойства металлов.Способы получения. Значение металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов.Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. | 2 |
Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов.Типичные свойства неметаллов IV-VII групп.Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе. | 2 |
Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов,гидроксидов,кислот,солей и др.).Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов. | 2 |
Практическое занятие №5. «Решение практико- ориентированных теоретических заданий на свойства, состав,получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека». | 2 |
Тема 3.3. Идентификация неорганических веществ | Основное содержание | 2 | ОК.01 ОК.02 ОК.04 ПК 2.4 |
Лабораторная работа №2. «Идентификация неорганических веществ» (решение экспериментальных задач, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид- анионы и катион аммония) | 2 |
Раздел 4. Строение и свойства органических веществ. | 24 | |
Тема 4.1 Классификация, номенклатура и строение органических веществ | Основное содержание | 8 | ОК.01 ПК1.1 ПК 2.4 |
Появление и развитие ораганической химии как науки.Предмет органической химии.Место и Значение органической химии в системе естественных наук. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова.Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств вещества от химического строения молекул.Изомерия и изомеры. | 2 |
Понятие о функциональной группе. Радикал.Принципы классификации органических соединений.Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений.Понятие об азотсодержащих соединениях, биологически активных веществах, высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер,структурное звено). | 2 |
Практическое занятие №6. «Составление полных и сокращенных структурных формул органических соединений отдельных классов» | 2 |
Практическое занятие №7. «Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементарного состава». | 2 |
Тема 4.2. Свойства органических соединений | Основное содержание | 10 | ОК.01 ОК.02 ОК.04 ПК 2.4 |
Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности классификации и номенклатуры внутри класса;гомологический ряд и общая формула; изомерия; физические и химические свойства;способы получения): | |
- предельные углеводороды (алканы и циклоалканы).Горение метана как один из самых основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, Нахождение в природе и применение алканов; -непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов | 2 |
-кислородсодержащие соединения (спирты,фенолы,карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны,жиры,углеводы). Практическое применение этиленгликоля,глицерина,фенола.Применение формальдегида, ацетальдегида,уксусной кислоты.Мыла как соли высших карбоновых кислот.Моющие свойства мыла | 2 |
-азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты,белки). Высокомолекулярные соединения (синтетические и биологически-активные).Мономер,полимер,структурное звено. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Генетическая связь между классами органических соединений | 2 |
Практическое занятие №8. «Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения». | 2 | |
Практическое занятие №9. «Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических соединений отдельных классов». | 2 | |
Тема 4.3. Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека | Основное содержание | 6 | ОК.01 ОК.02 ОК.04 ПК 2.4 |
Биоорганические соединения.Применение и биологическая роль углеводов.Окисление углеводов-источник энергии живых организмов. | 2 |
Области применения аминокислот.Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности. | 2 |
Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности,в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники энергии).Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов (углеводы,спирты,фенолы,хлорорганические производные, альдегиды и др.), смысл показателя предельно допустимой концентрации. | 2 |
Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций. | 6 | |
Тема 5.1. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. | Основное содержание | 6 | ОК.01 ОК.02 ПК 2.4 |
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности.Тепловые эффекты химических реакций.Экзо- и эндотермические реакции. | 2 |
Обратимость реакций.Химическое равновесие и его смещение под воздействием различных факторов (концентрации реагентов или продуктов реакции, давление,температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов.Принцип Ле Шателье. | 2 |
Практическое занятие №10. «Решение практико- ориентированных заданий на применение принципа Ле Шателье для нахождения направления смещения равновесия химических реакций и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия ». | 2 |
Раздел 6. Растворы. | 6 | |
Тема 6.1. Понятие о растворах | Основное содержание | 4 | ОК.01 ОК.02 ОК.07 ПК 2.4 |
Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой концентрации и его использование в оценке экологической безопасности. | 2 |
Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые организмы определенных веществ. Решение практико- ориентированных заданий на растворы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека. | 2 |
Тема 6.2. Исследование свойств растворов | Основное содержание | 2 | ОК.01 ОК.02 ОК.07 ПК 2.4 |
Лабораторная работа №3. «Приготовление растворов заданной концентрации и определение среды водных растворов». | 2 |
Профессионально- ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | |
Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека. | 8 | ОК.01 ОК.02 ОК.04 ОК.07 ПК 2.4 |
Химия в быту и производственной деятельности человека | Основное содержание | 8 |
Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. | 2 |
Правила поиска и анализа химической информации из различных источников (научная и учебно- научная литература, средства массовой информаци, сеть Интернет). | 2 |
Практическое занятие №11. «Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные материалы, конструкционные материалы,краски, стекло,керамика». | 2 |
Практическое занятие №12. «Представление результатов решения кейсов в форме мини- доклада с презентацией». | 2 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 | |
| Всего: | 78 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально- техническому обеспечению:
Для реализации программы общеобразовательного учебного предмета ОУП.10 Химия предусмотрен кабинет «Химии», оснащенный персональным компьютером и перифирийным оборудованием – проектором и экраном,мультимедийной доской и указкой для презентаций, с минибиблиотекой учебно-практической литературы по предмету,а также наглядными пособиями: наборами шаростержневых моделей молекул, моделей кристаллических решеток, коллекциями простых и сложных веществ полимеров,коллекциями горных пород и минералов, таблицей Менделеева.
Оборудование рабочих мест: мензурки, пипетки-капельницы, микроскоп, лупы,предметные и покровные стекла,термометры, фильтровальная бумага,промывалки,стеклянные пробирки,резиновые пробки,набор реактивов, стеклянные палочки,штативы для пробирок,мерные цилиндры,воронки стеклянные,воронки делительные цлиндрические (50-100 мл), ступки с пестиком,фарфоровые чашки,пинцеты,фильтры бумажные,бумажная вата,марля,часовые стекла,электроплиты,лабораторные штативы,спиртовые горелки,спички,прибор для получения газов, держатели для пробирок, склянки для хранения реактивов,раздаточные лотки,химические стаканы (50,100 и 200 мл),шпатели,тигельные щипцы,мерные колбы,водяная баня,конические колбы для титрования,индикаторные полоски для определения рН и стандартная индикаторная шкала, универсальный индикатор,пипетки на 1, 10 и 50 мл,медицинские шприцы, лабораторные и аналитические весы,сушильный шкаф и другое оборудование.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные издания
Печатные издания:
1. Анфиногенова, И. В. Химия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Анфиногенова, А. В. Бабков, В. А. Попков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 291 с.
2. Щеголихина, Н. А. Общая химия: учебник для СПО / Н. А. Щеголихина, Л. В. Минаевская. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 164 с.
3. Никольский, А. Б. Химия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Б. Никольский, А. В. Суворов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 507 с.
4. Химия: учебник для среднего профессионального образования / Ю. А. Лебедев, Г. Н. Фадеев, А. М. Голубев, В. Н. Шаповал; под общей редакцией Г. Н. Фадеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 431 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы):
1.hvsh.ru – Журнал «Химия в школе».
2. https://postnauka.ru/themes/chemistry – лекции по химии на сайте Постнаука. http://gotourl.ru/4780 (http://elementy.ru/) Научно-популярный проект «Элементы большой науки» (физика, химия, математика, астрономия, науки о жизни, науки о Земле). Новости науки, книги, научно-популярные статьи, лекции, энциклопедии.
3. http://gotourl.ru/4783 (http://potential.org.ru/) 41 Сайт научно-популярного журнала «Потенциал». Журнал издаётся с 2005 г., с 2011 г. — раздел «Химия».
4. http://gotourl.ru/4785 (http://www.hij.ru/) Сайт научно-популярного журнала «Химия и жизнь». Журнал издаётся с 1965 г.
5. http://gotourl.ru/4786 (http://www.chemnet.ru/rus/elibrary/) Открытая электронная библиотека химического портала «Chemnet», содержит учебные и информационные материалы для школьников и учителей. В ней можно найти учебники по общей и неорганической химии, органической химии, мультимедиаматериалы, а также задачи химических олимпиад с решениями, задачи вступительных экзаменов для абитуриентов.
6. http://gotourl.ru/4787 (http://www.chem.msu.ru/rus/olimp/) Информационные материалы об олимпиадах: Московской городской, Всероссийской, Менделеевской, Международной. Приведены задачи теоретических и экспериментальных туров, подробные решения, списки и фотографии победителей.
7. http://gotourl.ru/7179 (http://chem.dist.mosolymp.ru/) Система дистанционного обучения, направленная в первую очередь на подготовку к олимпиадам всех уровней — от школьных до Международной. Сайт содержит огромное количество задач, сгруппированных как по темам, так и по олимпиадам. По всем основным разделам химии приведён теоретический материал и разобраны решения типовых задач.
8. http://gotourl.ru/4789 (http://www.nanometer.ru/) Портал по нанотехнологиям. Основная цель — развитие образования в области нанотехнологий и подготовка к интернет-олимпиаде по нанотехнологиям.
9. http://gotourl.ru/4790 (http://webelements.com/) Надёжная справочная информация о химических элементах и их свойствах (на английском языке).
10. http://www.organic-chemistry.org/ Портал по органической химии на английском языке.
3.2.3 Дополнительные источники:
1. Белих В.В. Физическая коллоидная химия [Текст]:учебник/ В.В.Белих,-3-е изд.-М.;Академия,2019.-288 с.
2. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля [Текст]:учебник/ О.С. Габриелян,-6-е изд.-М.;Академия,2019.-272 с.
3. Габриелян О.С. Химия [Текст]: Практикум/ О.С. Габриелян,-8-е изд.-М.;Академия,
2020.-304 с.
4. Ерохин Ю.М. Химия для профессий и специальностей технического и естественно- научного профилей [Текст]:учебник/ Ю.М. Ерохин,-9-е изд.-М.;Академия,2020.-496 с.
5. Ищенко А.А. Аналитическая химия [Текст]:учебник/ А.А. Ищенко.-М.;Академия,2017.-480 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательного учебного предмета раскрываются через предметные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
I. Основное содержание. |
ОК.01 ОК.02 | Раздел 1.Основы строения вещества. Тема 1.1 Строение атомов химических элементов и природа химической связи Тема 1.2 Периодический закон и таблица Д.И.Менделеева | 1.Устный опрос. 2.Тестирование . 3.Решение задач на составление химический формул двухатомных соединений. 3.Практические занятия №1и №2. |
ОК.01 ОК.04 ПК 2.4 | Раздел 2. Типы химических реакций. Тема 2.1. Типы химических реакций. Тема 2.2. Электролитическая диссоциация и ионный обмен | 1.Устный опрос. 2.Решение задач на составление уравнений реакций. 3.Решение задач на расчет массы вещества и объема газов по известному количества вещества. 4.Практические занятия №3. 5.Разноуровневые задания на составление молекулярных и ионных реакций с участием кислот,оснований и солей. 6. Лабораторная работа №1. 7.Рефераты,доклады. |
ОК.01 ОК.02 ОК.04 ПК 2.4 | Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ. Тема 3.1 Классификация,номенклатура и строение неорганических веществ Тема 3.2. Физико-химические свойства неорганических веществ Тема 3.3. Идентификация неорганических веществ | 1. Устный опрос. 2.Тестирование . 2. Решение задач на расчет массовой доли химического элемента (соединения) в молекуле (смеси). 3. Практическое занятие №4,5 4.Химический диктант. 5.Практико-ориентированное задание по составлению химических реакций с участием неорганических веществ,импользуемых для идентификации. 6.Лабораторная работа №2. 7.Рефераты. |
ОК.01 ОК.02 ОК.04 ОК.07 ПК 2.4 | Раздел 4. Строение и свойства органических веществ Тема 4.1 Классификация ,номенклатура и строение органических веществ Тема 4.2. Свойства органических соединений Тема 4.3. Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека | 1. Устный опрос. 2. Задания на составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов. 3. Решение задач на определение простейшей формулы органической Молекулы. 4. Практические занятия №6,№7,№8,№9. 5.Решение задач по уравнениям реакций с участием органических веществ. 6.Практико-ориентированные задания по составлению химических реакций с участием органических веществ. 7.Эссе,рефераты,доклады. |
ОК.01 ОК.02 ПК 2.4 | Раздел 5. Кинетические и термодинамичес кие закономерности протекания химических реакций. Тема 5.1. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. | 1. Устный опрос. 2.Решение задач на приготовление растворов. 3.Практико-ориентированные теоретические задания на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции. 4.Практическое занятие №10. |
ОК.01 ОК.02 ОК.04 ПК 2.2 | Раздел 6. Растворы. Тема 6.1.Понятие о растворах. Тема 6.2.Исследование свойств растворов II. Профессионально- ориентированное содержание | 1. Устный опрос. 2. Практико-ориентированные расчетное задания на дисперсные системы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека. 3. Лабораторная работа №3. |
ОК.01 ОК.02 ОК.04 ОК.07 ПК 2.2 | Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека. | 1 Практические занятия №11, №12. 2.Кейсы. 3.Презентации. |