Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «ПДД-йка»
для 2 класса
Пояснительная записка
Программа организации внеурочной деятельности школьников (кружок «ПДД-йка») для 2 класса.
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДТП мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Цель программы: формирование элементарных правил поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
Задачи:
1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
2. Развитие дорожной грамотности детей.
3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Ценностные ориентиры содержания курса
Программа способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Общеобразовательная программа внеурочной деятельности рассчитана на детей 8-10 лет и реализуется в течение 34 часов – 2 часа в неделю. Теоретическая часть занимает 23 %, а практическая часть – 77 %.
Программа ориентирована на достижение результатов первого уровня: получение социальных знаний.
Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Реализация данной программы рассчитана на полгода обучения и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
видеометод (просмотр, обучение);
методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Работа кружка проводится в форме теоретических и практических занятий.
Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра видео фильмов по ПДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать дидактические и подвижные игры.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате реализации программы
Дети должны знать:
1. Дорожные знаки;
2. Сигналы светофора;
3. Виды транспорта;
4. Причины ДТП;
5. Правила движения на велосипеде;
6. Правила движения по дороге.
Дети должны уметь:
1. Ориентироваться в дорожных ситуациях;
2. Оценивать свое поведение на дороге;
3. Объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Формы контроля: тестирование, конкурсы, олимпиада, игры.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов | В том числе |
теория | практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2-3 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. | 2 | 1 | 1 |
6 | Дорожные знаки и светофор. Пешеходные переходы. | 2 | | 1 |
11-12 | Регулируемая дорога. Нерегулируемые перекрестки. | 2 | 1 | 1 |
14 | Регулировщик и его сигналы. Разбор дорожных ситуаций. Практическое занятие. | 2 | 1 | 1 |
17-18 | Проект «Твой ежедневный маршрут». | 2 | | 2 |
19 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | | 1 |
20 | Ты – велосипедист. Ты - пассажир. | 2 | | 1 |
22 | Дорога глазами водителей. Учусь читать дорожные знаки. | 2 | 1 | |
24-25 | Проект «Дорожные знаки в моей окрестности». | 2 | | 2 |
28 | Виды транспортных средств. Игры по правилам безопасного поведения на дорогах. | 2 | 1 | |
28-30 | Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке». | 2 | | 2 |
34 | Итоговое занятие. | 1 | | 1 |
ИТОГО | 22 | 6 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности «ПДД-йка»
№ | Тема занятия | Базовое содержание |
1 | Вводное занятие. | Повторить правила дорожного движения, изучающие ранее. Основные причины детского транспортного травматизма. |
2-3 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. | Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского транспортного травматизма. |
6 | Дорожные знаки и светофор. Пешеходные переходы. | Закрепить знания групп дорожных знаков и для чего служит светофор. Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. |
11-12 | Регулируемая дорога. Практическое занятие. Нерегулируемые перекрёстки. | Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика. Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. |
14 | Регулировщик и его сигналы. Разбор дорожных ситуаций – практическое занятие. | Для чего регулировщику нужны жезл и свисток? Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора. |
17-18 | Проект «Твой ежедневный маршрут» | Способствовать овладению младшими школьниками знанием наиболее безопасного маршрута в школу и домой. |
19 | Где можно и где нельзя играть. | Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
20 | Ты – велосипедист. Ты – пассажир. | Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. Воспитывать культуру поведения обучающихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта безопасному поведению на остановках. |
22 | Дорога глазами водителей. Учусь читать дорожные знаки | Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. |
24-25 | Проект «Дорожные знаки в моей окрестности» | Оформление дорожных знаков, часто встречающихся в микрорайоне школы. |
28 | Виды транспортных средств. Игры по правилам безопасного поведения на дорогах. | Ознакомить обучающихся со знанием номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. |
29-30 | Проект «Расставь дорожные знаки на перекрёстке» | Формирование навыка расстановки дорожных знаков. |
31 | Игры по правилам безопасного поведения на дорогах. | Закрепить знания, умения и на-выки учащихся по правилам безопасного поведения на ули-цах и дорогах с использованием игровых средств. |
34 | Итоговое занятие. | Закрепить знания и умения по всем темам с помощью игры – путешествия по станциям «В гостях у ПДД-йки» |
Ожидаемые результаты.
Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.
Повышение уровня теоретических знаний по ПДД .
Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения).