СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовки учащихся 8 классов к участию в олимпиадах по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263).  Данная рабочая программа составлена на базе Программы для  общеобразовательных учреждений к комплекту учебников под руководством В.В. Пасечника Дрофа 2009 – 92с. Программа разработана с учетом того, что бы обучающиеся приобрели достаточные знания по биологии. Плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовки учащихся 8 классов к участию в олимпиадах по биологии»

Рассмотрена и одобрена на

заседании методического

объединения

Председатель МО

________/М.А. Гаврилова/

«____» сентября 2016 г.

Утверждена директором

МБОУ СОШ №8

Рузаевского муниципального района

____________/Т.В. Соколова/


«___» сентября 2016 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по подготовки учащихся 8 классов к участию в олимпиадах по биологии







Составитель: Горюнова Яна Геннадьевна

учитель биологии















2016 г.

Рабочая программа по биологии в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263). Данная рабочая программа составлена на базе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников под руководством В.В. Пасечника Дрофа 2009 – 92с. Программа разработана с учетом того, что бы обучающиеся приобрели достаточные знания по биологии. Плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате обучения биологии в 5 классе учащиеся должны

знать/понимать:

  • об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов и живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях биологии; о сущности процессов обмена веществ; онтогенеза, наследственности и изменчивости; об основных теориях биологии - клеточной, хромосомной, теории наследственности, эволюционной, антропогенеза; о соотношении социального и биологического в эволюции человека; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека; основных терминов, используемых в биологической и медицинской литературе;

уметь:

  • пользоваться научными методами, обобщениями, знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на земле, а также различных групп растений, животных, человека; давать обоснованную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические и цитологические задачи повышенного уровня сложности, составлять родословные, работать с учебной и научно-популярной литературой. Составлять план, конспект, хорошо знать терминологию и язык изучаемого предмета

использовать:

  • приобретенные знания и умения в практической детальности.


Содержание тем учебного курса.

  1. Биология как наука (1 час)

Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

  1. Клетка как биологическая система (5 часов)

Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Редупликация молекулы ДНК. Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза. Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

  1. Многообразие организмов (5 часов)

Многообразие организмов. Бактерии. Грибы. Растения. Строение, жизнедеятельность. Многообразие и классификация растений. Беспозвоночные животные. Хордовые животные. Классификация, строение, жизнедеятельность.

  1. Человек и его здоровье (8 часов)

Ткани. Органы, системы органов. Пищеварение. Дыхание. Кровообращение. Опорно-двигательная, покровная, выделительная системы. Размножение и развитие. Внутренняя среда, иммунитет, обмен веществ. Строение и функции нервной и эндокринной систем. Человек. Анализаторы. ВНД

  1. Эволюция органического мира (4 часа)

Возникновение и развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.

  1. Экосистемы и присущие им закономерности (5 часа)

Биоценоз. Экосистема. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Глобальные антропогенные изменения в биосфере, проблема её устойчивого развития. Эволюция биосферы. Проблема устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

  1. Организм как биологическая система (8 часов)

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы). Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Всего часов

Дата

План.

Факт.


Биология как наука

1



1 (1)

Биология как наука

1




Клетка как биологическая система

6



1 (2)

Цитология – наука о клетке.

1



2 (3)

Химический состав клетки.

1



3 (4)

Строение и функции частей и органоидов клетки.

1



4 (5)

Обмен веществ и превращение энергии.

1



5 (6)

Клетка – генетическая единица живого.

1




Многообразие организмов

5



1 (7)

Строение и жизнедеятельность бактерий.

1



2 (8)

Строение и жизнедеятельность грибов.

1



3 (9)

Строение и жизнедеятельность растений.

1



4 (10)

Беспозвоночные животные.

1



5 (11)

Хордовые животные.

1




Человек и его здоровье

8



1 (12)

Ткани. Органы, системы органов.

1



2 (13)

Пищеварение.

1



3 (14)

Дыхание.




4 (15)

Кровообращение.




5 (16)

Опорно-двигательная, покровная, выделительная системы.

1



6 (17)

Размножение и развитие.

1



7 (18)

Внутренняя среда, иммунитет, обмен веществ.




8 (19)

Строение и функции нервной и эндокринной систем. Анализаторы. ВНД.

1




Эволюция органического мира

4



1 (20)

Возникновение и развитие эволюционных идей.

1



2 (21)

Вид, его критерии.

1



3 (22)

Микро- и макроэволюция.

1



4 (23)

Отличительные признаки живого.

1




Экосистемы и присущие им закономерности

5



1 (24)

Биоценоз. Экосистема.

1



2 (25)

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

1



3 (26)

Биосфера – глобальная экосистема.

1



4 (27)

Эволюция биосферы.

1



5 (28)

Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.





Организм как биологическая система

7



1 (29)

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

1



2 (30)

Воспроизведение организмов, его значение.

1



3 (31)

Индивидуальное развитие организмов.

1



4 (32)

Наследственность и изменчивость.

1



5 (33)

Виды мутаций, их причины.

1



6 (34)

Селекция, ее задачи.

1



7 (35)

Биотехнология, ее направленияю





Итого

35




16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!