Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовки учащихся 8 классов к участию в олимпиадах по биологии»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО ________/М.А. Гаврилова/ «____» сентября 2016 г. | Утверждена директором МБОУ СОШ №8 Рузаевского муниципального района ____________/Т.В. Соколова/ «___» сентября 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по подготовки учащихся 8 классов к участию в олимпиадах по биологии
Составитель: Горюнова Яна Геннадьевна
учитель биологии
2016 г.
Рабочая программа по биологии в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263). Данная рабочая программа составлена на базе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников под руководством В.В. Пасечника Дрофа 2009 – 92с. Программа разработана с учетом того, что бы обучающиеся приобрели достаточные знания по биологии. Плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате обучения биологии в 5 классе учащиеся должны
знать/понимать:
об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов и живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях биологии; о сущности процессов обмена веществ; онтогенеза, наследственности и изменчивости; об основных теориях биологии - клеточной, хромосомной, теории наследственности, эволюционной, антропогенеза; о соотношении социального и биологического в эволюции человека; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека; основных терминов, используемых в биологической и медицинской литературе;
уметь:
пользоваться научными методами, обобщениями, знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на земле, а также различных групп растений, животных, человека; давать обоснованную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические и цитологические задачи повышенного уровня сложности, составлять родословные, работать с учебной и научно-популярной литературой. Составлять план, конспект, хорошо знать терминологию и язык изучаемого предмета
использовать:
Содержание тем учебного курса.
Биология как наука (1 час)
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Клетка как биологическая система (5 часов)
Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Редупликация молекулы ДНК. Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза. Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.
Многообразие организмов (5 часов)
Многообразие организмов. Бактерии. Грибы. Растения. Строение, жизнедеятельность. Многообразие и классификация растений. Беспозвоночные животные. Хордовые животные. Классификация, строение, жизнедеятельность.
Человек и его здоровье (8 часов)
Ткани. Органы, системы органов. Пищеварение. Дыхание. Кровообращение. Опорно-двигательная, покровная, выделительная системы. Размножение и развитие. Внутренняя среда, иммунитет, обмен веществ. Строение и функции нервной и эндокринной систем. Человек. Анализаторы. ВНД
Эволюция органического мира (4 часа)
Возникновение и развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.
Экосистемы и присущие им закономерности (5 часа)
Биоценоз. Экосистема. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Глобальные антропогенные изменения в биосфере, проблема её устойчивого развития. Эволюция биосферы. Проблема устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Организм как биологическая система (8 часов)
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы). Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Дата |
План. | Факт. |
| Биология как наука | 1 | | |
1 (1) | Биология как наука | 1 | | |
| Клетка как биологическая система | 6 | | |
1 (2) | Цитология – наука о клетке. | 1 | | |
2 (3) | Химический состав клетки. | 1 | | |
3 (4) | Строение и функции частей и органоидов клетки. | 1 | | |
4 (5) | Обмен веществ и превращение энергии. | 1 | | |
5 (6) | Клетка – генетическая единица живого. | 1 | | |
| Многообразие организмов | 5 | | |
1 (7) | Строение и жизнедеятельность бактерий. | 1 | | |
2 (8) | Строение и жизнедеятельность грибов. | 1 | | |
3 (9) | Строение и жизнедеятельность растений. | 1 | | |
4 (10) | Беспозвоночные животные. | 1 | | |
5 (11) | Хордовые животные. | 1 | | |
| Человек и его здоровье | 8 | | |
1 (12) | Ткани. Органы, системы органов. | 1 | | |
2 (13) | Пищеварение. | 1 | | |
3 (14) | Дыхание. | | | |
4 (15) | Кровообращение. | | | |
5 (16) | Опорно-двигательная, покровная, выделительная системы. | 1 | | |
6 (17) | Размножение и развитие. | 1 | | |
7 (18) | Внутренняя среда, иммунитет, обмен веществ. | | | |
8 (19) | Строение и функции нервной и эндокринной систем. Анализаторы. ВНД. | 1 | | |
| Эволюция органического мира | 4 | | |
1 (20) | Возникновение и развитие эволюционных идей. | 1 | | |
2 (21) | Вид, его критерии. | 1 | | |
3 (22) | Микро- и макроэволюция. | 1 | | |
4 (23) | Отличительные признаки живого. | 1 | | |
| Экосистемы и присущие им закономерности | 5 | | |
1 (24) | Биоценоз. Экосистема. | 1 | | |
2 (25) | Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. | 1 | | |
3 (26) | Биосфера – глобальная экосистема. | 1 | | |
4 (27) | Эволюция биосферы. | 1 | | |
5 (28) | Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. | | | |
| Организм как биологическая система | 7 | | |
1 (29) | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | 1 | | |
2 (30) | Воспроизведение организмов, его значение. | 1 | | |
3 (31) | Индивидуальное развитие организмов. | 1 | | |
4 (32) | Наследственность и изменчивость. | 1 | | |
5 (33) | Виды мутаций, их причины. | 1 | | |
6 (34) | Селекция, ее задачи. | 1 | | |
7 (35) | Биотехнология, ее направленияю | | | |
| Итого | 35 | | |
16