СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по подготовке обучающихся к ГИА-9. Обществознание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для подготовки 9-классников к ГИА-9 по обществознанию. Работа спланирована в соответствии с демоверсиями ФИПИ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по подготовке обучающихся к ГИА-9. Обществознание»












Рабочая программа

индивидуально-групповых занятий

по обществознанию для 9 класса




















2016-2017 уч. год



Пояснительная записка

Рабочая программа индивидуально групповых занятий по обществознанию  предназначена для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА. Занятия по подготовке к ГИА по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ГИА.

Программа занятий состоит из трёх разделов: 

1.Особенности ГИА по обществознанию.

2.Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.

3.Тестовый практикум.

Практические работы в рамках курса включают следующие формы: 

  1. Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  2. Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  3. Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

4. Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Требования к уровню подготовки выпускников:

Знать и понимать 

  1. Биосоциальную сущность человека 

  2. Основные этапы и факторы социализации личности 

  3. Место и роль человека в системе общественных отношений 

  4. Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы 

  5. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов 

  6. Основные социальные институты и процессы 

  7. Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования 

  8. Особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

  1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы 

  2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями 

  3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) 

  4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук 

  5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

  6. Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы 

  7. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности 

  8. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам 

  9. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу 

  10. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретённые знания и умения для:

  1. Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации 

  2. Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации 

  3. Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

  4. Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции 

  5. Предвидения возможных последствий определённых социальных действий 

  6. Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования 

  7. Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Срок реализации: 1 год. 

Количество часов: 17 часов.

Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в 2 недели. 

Продолжительность одного занятия – 1 учебный час

Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, практические занятия, дискуссии, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.

Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):

К окончанию года обучения, обучающиеся должны:

Знать:

 -  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

 - сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 - характерные признаки основных сфер жизни общества;

 - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 - существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

 - термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

 - характерные черты социального объекта, элементы его описания;

Уметь:

 - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

 - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами  

 - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

 -   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса; 

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса; 

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

 - формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

 - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:

 - соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

 - определять основания и способы своих и чужих действий;

 - определять способы видения мира другими людьми;

Логические:

 - сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

- оперировать с абстракциями различной степени сложности;

 - выдвигать гипотезы;

Текстовые:

 - уметь освещать материал логически, последовательно;

 - при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;

Коммуникативные:

 - определять основания чужой точки зрения;

- вести дискуссию;

 - проявлять толерантность;

Содержание программы курса

Тема

Теория

Практика

1.

Введение



Введение. Обществознание как знание и как наука. Различные виды источников.

Способы описания и объяснения обществознания. Требования к уровню подготовки  выпускников основной школы, определённые в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу, практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.  Приёмы работы с различными документами.

 «Понятие источник по обществознанию». Памятка для работы с источниками. 

Способы работы с источниками.

2-3

Раздел 1. Общество и человек

Раздел 2. Человек, личность


Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям). Общество и человек.

4.

Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества


Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. 

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. 

Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.  Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).  Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами



практикум: Экономика 

(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений 

  

5

Раздел 4. Социальные отношения


Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.  

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения

задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения

6

Раздел 5. Политика


Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы, выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, её субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика

(задание на обращение к социальным реалиям) Политика

7

Раздел 6. Право


Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка.

гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы – 

Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений 

Работа с нормативными документами – 

задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений.

8

Раздел 7. Культура


Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.

наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, её роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы 


9

Итоговое занятие


Выполнять задания разной сложности, знаний и умений  - тестовый контроль и решение ситуативных задач 

Календарно - тематическое планирование



Тема занятия.

Кол. часов

Дата

Примечание

Входной контроль. Ознакомиться с документацией по подготовке к ОГЭ (ГИА) по обществознанию 2016 года. Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА.

1



Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определённые в государственном образовательном стандарте по обществознанию. Основные подходы к выполнению заданий первой части,  содержательная линия «Общество»

1



Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

1



Глобальные проблемы человечества. Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 1

1



Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть 1 Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 2

1



Промежуточный контроль. Деятельность человека, её основные виды. Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть 1. Решение заданий по теме «Человек» часть 2.

1



Тестирование по теме «Человек» Экономика, её роль в жизни общества. Рыночная экономика. Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть 1

1



Решение заданий части 2 по теме «Экономика». Тестирование по теме «Экономика». Социальная структура. Социальные отношения. 

1



Семья  .Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака

1



Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть 1

1



Решение заданий части 1 по теме «Социальная сфера»

1



Тестирование по теме «Социальная сфера»

1



Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления.

1



Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть 1Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть 1

1



Решение заданий части 2 по теме «Политика». Тестирование по теме «Политика» Понятие «право». Нормы права.

1



Отрасли права. Тестирование по теме «Право». Понятие «культура» Духовная жизнь общества» Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть 1, 2

1



Итоговый контроль. 

1



Итого : 17 часов