СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлена программа по предмету "Обслуживающий труд".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету»










































Пояснительная записка

Программа курса «Обслуживающего труда» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 кл.; под редакцией В.В.Воронковой. М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2011г. сб. 2. На основе новой модели обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида под редакцией А.М.Щербаковой. М. «Издательство НЦ ЭНАС». Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной.

В 8 классе школьники приобретают навыки и умения, которые служат основой для обучения на уборщиков разных помещений, дворников.

Практическое обучение осуществляется в школе и на пришкольной территории.

Цель: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда, коррекция личности умственно отсталого ребенка; формирование социального опыта и поведения; практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.

В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям:

- Обслуживание себя (домашний труд).

- Обслуживание других, профессиональный труд.

Задачи:

-Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.)

-Воспитание уважения к рабочему человеку;

-Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.

-Формирование у школьников эстетического отношения к труду.

Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

-предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, делать отчет о проделанной работе);

-контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы)

Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, (имеющий учебную зону, рабочие столы, уборочный инвентарь, предметы санитарного оборудования), школьные помещения, школьный земельный участок.

Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры.

При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.

Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ.

К концу обучения учащиеся должны знать и уметь:

-знать и соблюдать правила личной гигиены;

-знать и соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении;

-удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия;

-мыть и дезинфицировать ванны, раковины и другое санитарно-техническое оборудование;

-убирать двор, ухаживать за растениями на приусадебном участке;

-знать устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений;

-знать и соблюдать правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами;

-соблюдать правила безопасности при мытье холодильников, пользовании другими электроприборами;

-мыть посуду, сервировать стол, чистить овощи и выполнять другие работы помощника повара, соблюдая санитарно-гигиенические правила и правила безопасной работы на пищеблоке;

- ознакомить с кулинарией , приготовить пищу;

-соблюдать этические правила при взаимоотношениях с окружающими людьми (больными, маленькими детьми и другими).

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

Содержание курса


1.Вводное занятие 2 часа

2. Работа на участке в осенний период 24 часа

3. Уборка пришкольной территории от снега и льда – 11 часов

4. Ежедневная уборка помещений 26 часов

5. Уборка лестницы в помещении 7 часов

6. Работа в столовой. Приготовление пищи 14 часов

7. Работа дворника весной на школьной территории 9 часов

8.Уход за комнатными растениями 9 часов



п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

По плану

По факту

Вводное занятие – 2 часа




Вводный инструктаж. Правила безопасной работы и поведения в кабинете, на уроках труда

1


02.09


Все работы хороши - выбирай на вкус

1

02.09



Профессии работников младшего обслуживающего персонала. Дворник.

Работа на участке в осенний период –24 часа




Экскурсия по территории школы. Изучение растений.

1

06.09


Аллеи, дорожки и площадки около школы: расположение, назначение, правила ухода.


09.09


Основные правила ТБ при выполнении работ с инвентарем.


09.09


Инвентарь для выполнения уборочных работ: виды, назначение.

1

13.09


Рабочие позы и приемы при выполнении уборочных работ.

1

16.09


Правила безопасности при уборке территории.

1


16.09


Пр. работа «Сгребание опавших листьев граблями». ТБ

1


20.09


Переноска собранного мусора. ТБ Приспособления для переноски листвы

1


23.09


Подметание дорожек и площадок. ТБ Рабочий инвентарь. Правила пользования

1


23.09


Пр. работа «Сбор семян однолетников (астра, бархатцы, петуния)» ТБ

1


27.09


Способы сушки семян. Приспособления для хранения семян

1

30.09


Сортировка семян. Способы сортировки ТБ

1

30.09


Уборка клумб от однолетних цветочных культур. ТБ при выполнении работ

1


04.10


Перекопка почвы. Рабочий инвентарь (лопата грабли) ТБ при выполнении практических работ

1


07.10


Посадка луковичных культур (лилии, тюльпаны, нарциссы)

1


07.10


Многолетние цветочные культур: флоксы колокольчики, ромашка

1


11.10


Правила ухода за многолетними культурами в осенний период

1


14.10



Рабочий инвентарь (лопата, плоскорез) ТБ при выполнении работ

1


14.10


Правильный уход за дорожками и площадками вокруг школы

1


18.10


Засыпка ям и неровностей песком и гравием. ТБ при выполнении работ

1


21.10


Уборка закрепленной школьной территории. Правила санитарии

1


21.10


Трудовой десант «Любим свою школу»

1

25.10


Подготовка уборочного инвентаря к хранению и складирование в отведенное место

1


28.10


Оборудование подсобного помещения для хранения рабочего уборочного инвентаря

1

28.10



Уборка пришкольной территории от снега и льда – 11часов




Правила техники безопасности при уборке территории школы от снега.

1

08.11


Асфальтовое и бетонное покрытия: основные свойства.

1

11.11


Инструменты для уборки: движок, скребок, лом. Назначение, рабочие позы, применение, безопасное обращение.

1

11.11


Приемы уборки, не нарушающие дорожное покрытие.

1

15.11


Расчистка дорожек от снега. Работа движком, скребком, ломом. ТБ

1

18.11


Ориентировка по образцу убранного участка территории.

1

18.11


Коллективное обсуждение последовательности действий.

1

22.11


Зависимость твердости льда от температуры воздуха.

1

25.11


Скалывание и уборка льда

1

25.11


Правила безопасной работы на проезжей части дороги.

1

29.11


Уборка снега и льда возле школы

1

02.12


Уход за рабочим инвентарем после уборки. ТБ

1

02.12



Рабочий по обслуживанию зданий.

Ежедневная уборка жилого помещения – 26 часов




Тряпка и швабра для уборки. Маркировка, требования к состоянию во время работы и при хранении.

1

06.12


Последовательность уборки жилого помещения.

1

09.12


Определение качества уборки. Самоконтроль.

1

09.12


Правила безопасности при протирке подоконника и отопительного радиатора.

1

13.12


Влажная уборка помещений. Последовательность выполнения работ.


1

16.12



Генеральная уборка помещений. График проведения генеральных уборок.

1

16.12


Коллективное обсуждение качества работы. Проверка результатов работы.

1


20.12


Служебное помещение: виды, назначение, оборудование.

1

23.12

Порядок хранения и расположение вещей в каждом помещении.

1

23.12

Правила уборки в служебном помещении.

1

27.12


Бытовой пылесос: устройство, применение, пользование.

1

10.01


Уборка школьных помещений. Протирка подоконников, отопительных радиаторов.

1

13.01


Уборка школьных помещений. Подметание и протирание пола шваброй.

1


13.01


Очистка мусорных корзин.

1

17.01


Удаление пыли с помощью пылесоса.

1

20.01


Пр. работа «Чистка ковров с помощью пылесоса» ТБ

1

20.01


Мебель: виды, назначение. Средства и правила ухода за мебелью.

1


24.01


Виды покрытия мебели (краска, лак).

1

27.01


Виды покрытия мебели (ткань, кожзаменитель).

1

27.01


Виды покрытия мебели (пластик, эмаль).

1

31.01


Мебель для классных и спальных комнат. Правила пользования.

1

03.02


Удаление пыли с водостойкой и неводостойкой мебели.

1

03.02


Уборка мягкой мебели.

1

07.02


Обновление поверхности полированной мебели с помощью полирующего средства.

11

10.02


«Применение пылесоса при обработке мягкой мебели». Пр. работа. ТБ

1

10.02




Уборка лестницы в помещении 7 часов




Лестница в школе: устройство (ступени, пролет, площадка, ограждение)

1

14.02


Моющие средства необходимые для уборки лестницы

1

17.02


Правила безопасной работы при уборке лестницы

1

17.02


Правила санитарии. Резиновые перчатки, их назначение

1

21.02


Рабочий инвентарь для уборки. ТБ при работе шваброй.

1

24.02


Последовательность уборки лестницы.ТБ

1

24.02


Практическая работа «Генеральная уборка лестницы». ТБ

1

28.02



Рабочий пищеблока

Работа в столовой. Приготовление пищи 14 часов




Понятие о гигиене питания.

1

03.03


Требования к работнику столовой: одежда, поведение

1

03.03


Правила подготовки стола к подаче пищи

1

07.03


Пр. работа «Эстетическое оформление стола. Сервировка стола». ТБ

1

10.03



Правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды

1

10.03


Разноска пищи по столам. Подача пищи.


1

14.03


Азы кулинарного дела. Приготовление салата из свеклы. Т.Б.

1

17.03


Приготовление блинов. ТБ

1

17.03


Выполнение санитарных требований и правил этикета при сборе грязной посуды. ТБ

1

04.04


Правила этикета за столом.

1

07.04


Оформление праздничного стола. ТБ

1

07.04


Уборка и протирка столов. Уборка пола. Правила санитарии.

1

11.04


Генеральная уборка пищеблока. ТБ.

1

14.04


Практическая работа сбор использованной посуды. ТБ

1

14.04



Работа дворника на школьной территории в весенний период 9 часов





Правила безопасности при работе на участке


1

18.04


Правила работы на участке. Подготовка почвы для посадок


21.04


Вскапывание почвы цветника: значение, глубина, приемы

1


21.04


Разница в обработке почв (песчаных и глинистых)


25.04


Сгребание мусора с клумб и дорожек


28.04


Рыхление почвы граблями


28.04


Рыхление междурядий на посадках

1

02.05


Пр. работа «Оформление клумбы для посева и посадки цветочных культур» ТБ

1

05.05


Посев однолетних цветочных культур (бархатцы, цинния, сальвия).

1


05.05



Уход за комнатными растениями 9 часов




Комнатные растения: названия

1


Требования к размещению. Светолюбивые и теневыносливые растения.

1

12.05


Полив цветов. Требования к температуре и качеству воды.

1

12.05


Периодичность и приемы полива цветов.

1

16.05


Подготовка воды для полива и опрыскивания

1

19.05


Приспособления для опрыскивания

1

19.05


Опрыскивание и полив растений

1

23.05


Чистка и промывка поддонов

1

26.05


Обтирание цветочных горшков

1

26.05







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!