СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 6 класс Вариант 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" разработана для 6 класса Вариант 2

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 6 класс Вариант 2»

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»



«Рассмотрена и принята»

на заседании педагогического совета Протокол № 6

от 07.06.2024 г





«Согласована»

Зам. директора по УР


__________Сергиенко Н.И.

«Утверждаю»

Директор ОКОУ «Тёткинская школа-интернат»

_____________Бабкина Н.Н.

Приказ №12/1 от «05» 07.2024г







Рабочая программа учебного предмета

«Речь и альтернативная коммуникация»















Учитель: Тарасова Е.А.

Класс: 6 А

Всего часов в год: 165

Всего часов в неделю: 5

Срок реализации: 1 год














пгт. Тёткино, 2024 г.



  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 6 А класса

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.22г. №1026 «Об утверждении ФАООП УОИН»;

3. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года.

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минобрнауки России от июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;

приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа -интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом 5 часов в неделю, 34 учебные недели, 165 часов.


  Цель программы – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия, обучающимися с умеренной, тяжелой или глубокой степенью умственной отсталости по второму варианту.


Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

1. Формирование умения общаться, пользуясь альтернативными средствами коммуникации: вербальными и не вербальными.

2. Формирование умения понимать обращенную речь.

3. Вырабатывать умение употреблять в ходе общения слова, строить элементарные предложения.

4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова

5. Формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму.

6. Индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.

Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

При проведении уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств), практический (упражнения, практические работы).


  1. Планируемые результаты освоения программы


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты:

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Возможные предметные результаты:

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными средствами.

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование графических изображений объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей (либо другим доступным способом).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

- Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

- Узнавание и различение образов графем (букв).

- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

- Начальные навыки чтения и письма

Чтение и письмо

- Начальные навыки чтения и письма.

Предметные результаты определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.


Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 6 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные учебные действия

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- овладение навыками коммуникации;

- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

- осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Коммуникативные учебные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные учебные действия

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

- выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:

- выполнение задания полностью (от начала до конца);

- выполнение задания с заданными качественными параметрами;

- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные учебные действия

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов с помощью учителя;

- ориентироваться на листе бумаги, у доски под руководством учителя;

- уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

- называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

- группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;

- использовать знако - символические средства с помощью учителя;

- узнавать и различать образы графем.

3. Содержание учебного предмета

       Учебный предмет «Речи и альтернативная коммуникация» содержит следующие разделы: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Коммуникация

Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Прощание с собеседником.  

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).

Экспрессивная речь. Употребление слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Употребление слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Употребление слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.

Чтение и письмо

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Называние буквы. Чтение слога (слова, предложения). Написание буквы (слога, слова, предложения). Написание большой буквы в именах, фамилиях людей, кличках животных. Называние предметов, действий, постановка вопросов. Правописание слов с непроверяемыми гласными.

4. Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Дата проведения

По плану

фактически

1

«Здравствуй, школа!». М. Садовский «Сентябрь».

02.09


2

Большая буква в именах людей.

03.09


3

Большая буква в именах людей. Закрепление.

04.09


4

По В. Воскобойникову «Весёлая улица».

05.09


5

Контрольное списывание.

06.09


6

В. Берестов «Первое сентября».

09.09


7

По В. Драгунскому «Завтра в школу».

10.09


8

Большая буква в фамилиях людей.

11.09


9

Входная контрольная работа.

12.09


10

По Э. Шиму «Пятёрки».

13.09


11

Большая буква в фамилиях людей. Закрепление.

16.09


12

В. Берестов «Котенок хочет в школу».

17.09


13

Большая буква в именах и фамилиях людей.

18.09


14

В. Бирюков «Кто лучшим будет».

19.09


15

Большая буква в кличках животных.

20.09


16

По В. Хомченко «Обида».

23.09


17

А. Аксёнова «Наша учительница».

24.09


18

Большая буква в кличках животных. Закрепление.

25.09


19

Школьные загадки.

26.09


20

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

27.09


21

Проверь себя.

30.09


22

«Осень наступила…» О. Высотская «Осень».

01.10


23

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. Закрепление.

02.10


24

По Ю. Ковалю «Последний лист».

03.10


25

Действие и его название.

04.10


26

А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»

07.10


27

По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе».

08.10


28

Названия действий, отвечающие на вопрос что делает?

09.10


29

В. Степанов «Воробей».

10.10


30

Названия действий, отвечающие на вопрос что делают?

11.10


31

По А. Баркову «Лето на верёвочке».

14.10


32

Е. Благинина «Улетают, улетели…».

15.10


33

Постановка вопросов к словам, отвечающим на вопрос что делают?

16.10


34

По Э. Шиму «Ворона и синица».

17.10


35

Подбор названий действий к названиям предметов.

18.10


36

По Л. Воронковой «За кормом для птиц».

21.10


37

Г. Ладонщиков «В октябре».

22.10


38

Контрольный диктант за 1 четверть.

23.10


39

По Н. Сладкову «Страшный невидимка».

24.10


40

Подбор названий действий к названиям предметов. «Кто как голос подаёт?».

25.10


41

А. Плещеев «Осень наступила…».

06.11


42

Подбор названий действий к названиям предметов.

07.11


43

К. Чуковский «Сказка об осеннем ветре».

08.11


44

Подбор названий действий к названиям предметов. «Кто как передвигается?»

11.11


45

Н. Майданик «Доскажи словечко» (Осенние загадки).

12.11


46

Проверь себя!

13.11


47

Различение названий действий по вопросам.

14.11


48

Учимся трудиться. Ю. Тувим «Всё для всех».

15.11


49

Кто? Что делает? Что делают?

18.11


50

По Д. Габе «Работа».

19.11


51

В. Орлов «Мои помощники».

20.11


52

Что? Что делает? Что делают?

21.11


53

С. Васильева «Смешинка».

22.11


54

Различение названий предметов и названий действий по вопросам.

25.11


55

«По А. Потаповой «Бабушка и внучка».

26.11


56

Б. Заходер «Повара».

27.11


57

Различение названий предметов и названий действий по вопросам. Закрепление.

28.11


58

По М. Дружининой «Сюрприз».

29.11


59

Предлог как отдельное слово.

02.12


60

О. Высотская «Маргаритка».

03.12


61

По В. Хомченко «Портниха».

04.12


62

Предлог как отдельное слово. Закрепление.

05.12


63

В. Осеева «Пуговица».

06.12


64

Употребление предлогов в предложении.

09.12


65

По В. Голявкину «Как я помогал маме мыть пол».

10.12


66

По С. Баруздину «Как Алёшке учиться надоело».

11.12


67

Употребление предлогов в предложении. Закрепление.

12.12


68

Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла».

13.12


69

Выделение трудной гласной в словах.

16.12


70

Проверь себя!

17.12


71

Зимушка – зима. «Ой ты, зимушка – зима!»

18.12


72

Написание гласных в словах – родственниках.

19.12


73

По В. Бианки «Заяц, Косач, Медведи и Дед Мороз».

20.12


74

Контрольный диктант за 2 четверть.

23.12


75

М. Садовский «Декабрь».

24.12


76

По Л. Воронковой «Как ёлку наряжали».

25.12


77

Слова с непроверяемыми гласными.

26.12


78

О. Григорьев «Смешинка».

27.12



Составление рассказа по предложениям.

28.12


79

Выделение предложения из текста.

09.01


80

С. Попов «В новогоднюю ночь».

10.01


81

Выделение предложения из текста. Закрепление.

13.01


82

По В. Ячменёвой «Смешинка».

14.01


83

Правила записи предложения.

15.01


84

По А. Усачёву «Как Дед Мороз сделал себе помощников».

16.01


85

По А. Потаповой «Такой вот герой».

17.01


86

Правила записи предложения. Закрепление.

20.01


87

С. Есенин «Зима».

21.01


88

Контрольное списывание.

22.01


89

С. Суворова «Подарок».

23.01


90

По В. Голявкину «У Ники новые лыжи».

24.01


91

Предложение и его схема.

27.01


92

И. Шевчук «С прогулки».

28.01


93

Предложение и его схема. Закрепление.

29.01


94

По М. Быковой «Неудачная находка».

30.01


95

И. Суриков «Детство».

31.01


96

Различение набора слов и предложения.

03.02


97

О. Григорьев «Смешинка».

04.02


98

Различение набора слов и предложения. Закрепление.

05.02


99

По Е. Чарушину «Что за зверь?»

06.02


100

По Э. Шиму «Не стучать – все спят!».

07.02


101

Порядок слов в предложении.

10.02


102

В. Степанов «Зайка».

11.02


103

Порядок слов в предложении. Закрепление.

12.02


104

По Н. Сладкову «Еловая каша».

13.02


105

З. Александрова «Снежок».

14.02


106

Завершение начатого предложения.

17.02


107

По С. Баруздину «Коллективная печка».

18.02


108

Завершение начатого предложения. Закрепление.

19.02


109

В. Аникин «Доскажи словечко (Зимние загадки)».

20.02


110

Проверь себя!

21.02


111

Составление предложений по предметной картинке.

24.02


112

Ребятам о зверятах. По Е. Чарушину «Лисята».

25.02


113

Составление предложений по картинкам.

26.02


114

По Н. Сладкову «Лисица и Ёж». Е. Тараховская «Заяц».

27.02


115

Составление предложений по сюжетной картинке.

28.02


116

По М. Пришвину «Ёж».

03.03


117

Составление предложений по сюжетной картинке. Закрепление.

04.03


118

По А. Баркову «Материнская забота».

05.03


119

По Г. Снегирёву «Белёк».

06.03


120

Предложения – вопросы и предложения – ответы.

07.03


121

В. Приходько «Пин и Гвин».

10.03


122

Предложения – вопросы и предложения – ответы. Закрепление.

11.03


123

По В. Житкову «Галка».

12.03


124

Повторение. Звонкие и глухие согласные.

13.03


125

По В. Гаранжину «Куриный воспитанник».

14.03


126

Твёрдые и мягкие согласные.

17.03


127

По М. Тарловскому «Добрый волк».

18.03


128

По Н. Носову «Живая шляпа».

19.03


129

Контрольный диктант за 3 четверть.

20.03


130

По Н. Павловой «Котята».

21.03


131

Мягкий знак на конце слова.

24.03


132

В. Берестов «Кошкин щенок».

25.03


133

По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль».

26.03


134

Контрольное списывание.

07.04


135

Проверь себя!

08.04


136

Повторение. Название предметов.

09.04


137

Весна в окно стучится. По В. Бирюкову «Весенняя песня».

10.04


138

По Э. Шиму «Сосулька».

11.04


139

Контрольное списывание.

14.04


140

А. Седугин «Тихо - тихо».

15.04


141

Повторение. Названия действий.

16.04


142

По Р. Фархади «Сон Медвежонка».

17.04


143

По В. Бианки «Заяц на дереве».

18.04


144

Повторение. Предложение.

21.04


145

С. Погореловский «Наши гости».

22.04


146

Письмо по памяти.

23.04


147

По Г. Скребицкому «Скворушка».

24.04


148

По К. Ушинскому «Пчёлки на разведках».

25.04


149

Работа с деформированным текстом.

28.04


150

По А. Баркову «Тюльпаны».

29.04


151

Составление предложений по рисунку.

30.04


152

Е. Савельева «доскажи словечко».

05.05


153

Родина любимая. По К. Ушинскому «Наше Отечество».

06.05


154

Составление повествовательных предложений.

07.05


155

По Т. Кудрявцевой «Флаг России».

12.05


156

М. Ильин «Главный город страны».

13.05


157

Составление вопросительных предложений.

14.05


158

А. Усачёв «День Победы».

15.05


159

По С. Баруздину «Страшный клад».

16.05


160

Здравствуй, лето! А. Усачёв «Что такое лето?».

19.05


161

Годовая проверочная работа.

20.05


162

По Л. Воронковой «Что сказала бы мама?».

21.05


163

М. Дружинина «Земляника».

22.05


164

Составление предложений из слов.

23.05


165

По В. Хомченко «Куда исчез гриб?».

26.05



5. Методические материалы

1. «Чтение» 3 класс-учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях. С. Ю. Ильина, А. А. Богданова. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2016

2. «Русский язык» 2 класс (2 часть) – учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под редакцией

Э. В. Якубовская, Я.В. Коршунова, Москва: Просвещение, 2023

3. Рабочая тетрадь 2 класс (2 часть) «Читай, думай, пиши» - учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под редакцией Э. В. Якубовская, Москва: Просвещение, 2019.

4. Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения

видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы.