Областное казенное общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Рассмотрена и принята» на заседании педагогического совета Протокол № 6 от 07.06.2024 г | «Согласована» Зам. директора по УР __________Сергиенко Н.И. | «Утверждаю» Директор ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» _____________Бабкина Н.Н. Приказ №12/1 от «05» 07.2024г | |
Рабочая программа учебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация»
Учитель: Тарасова Е.А.
Класс: 6 А
Всего часов в год: 165
Всего часов в неделю: 5
Срок реализации: 1 год
пгт. Тёткино, 2024 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 6 А класса
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.22г. №1026 «Об утверждении ФАООП УОИН»;
3. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года.
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;
приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».
7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа -интернат».
8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.
В учебном плане предмет представлен с расчетом 5 часов в неделю, 34 учебные недели, 165 часов.
Цель программы – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия, обучающимися с умеренной, тяжелой или глубокой степенью умственной отсталости по второму варианту.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Формирование умения общаться, пользуясь альтернативными средствами коммуникации: вербальными и не вербальными.
2. Формирование умения понимать обращенную речь.
3. Вырабатывать умение употреблять в ходе общения слова, строить элементарные предложения.
4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова
5. Формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму.
6. Индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
При проведении уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств), практический (упражнения, практические работы).
Планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Возможные предметные результаты:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными средствами.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование графических изображений объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей (либо другим доступным способом).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
- Узнавание и различение образов графем (букв).
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- Начальные навыки чтения и письма
Чтение и письмо
- Начальные навыки чтения и письма.
Предметные результаты определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.
Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 6 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- обращаться за помощью и принимать помощь.
Регулятивные учебные действия
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
- выполнение задания полностью (от начала до конца);
- выполнение задания с заданными качественными параметрами;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные учебные действия
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов с помощью учителя;
- ориентироваться на листе бумаги, у доски под руководством учителя;
- уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
- называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
- группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
- использовать знако - символические средства с помощью учителя;
- узнавать и различать образы графем.
3. Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Речи и альтернативная коммуникация» содержит следующие разделы: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Коммуникация
Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).
Экспрессивная речь. Употребление слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Употребление слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Употребление слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.
Чтение и письмо
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Называние буквы. Чтение слога (слова, предложения). Написание буквы (слога, слова, предложения). Написание большой буквы в именах, фамилиях людей, кличках животных. Называние предметов, действий, постановка вопросов. Правописание слов с непроверяемыми гласными.
4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
По плану | фактически |
1 | «Здравствуй, школа!». М. Садовский «Сентябрь». | 02.09 | |
2 | Большая буква в именах людей. | 03.09 | |
3 | Большая буква в именах людей. Закрепление. | 04.09 | |
4 | По В. Воскобойникову «Весёлая улица». | 05.09 | |
5 | Контрольное списывание. | 06.09 | |
6 | В. Берестов «Первое сентября». | 09.09 | |
7 | По В. Драгунскому «Завтра в школу». | 10.09 | |
8 | Большая буква в фамилиях людей. | 11.09 | |
9 | Входная контрольная работа. | 12.09 | |
10 | По Э. Шиму «Пятёрки». | 13.09 | |
11 | Большая буква в фамилиях людей. Закрепление. | 16.09 | |
12 | В. Берестов «Котенок хочет в школу». | 17.09 | |
13 | Большая буква в именах и фамилиях людей. | 18.09 | |
14 | В. Бирюков «Кто лучшим будет». | 19.09 | |
15 | Большая буква в кличках животных. | 20.09 | |
16 | По В. Хомченко «Обида». | 23.09 | |
17 | А. Аксёнова «Наша учительница». | 24.09 | |
18 | Большая буква в кличках животных. Закрепление. | 25.09 | |
19 | Школьные загадки. | 26.09 | |
20 | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | 27.09 | |
21 | Проверь себя. | 30.09 | |
22 | «Осень наступила…» О. Высотская «Осень». | 01.10 | |
23 | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. Закрепление. | 02.10 | |
24 | По Ю. Ковалю «Последний лист». | 03.10 | |
25 | Действие и его название. | 04.10 | |
26 | А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» | 07.10 | |
27 | По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе». | 08.10 | |
28 | Названия действий, отвечающие на вопрос что делает? | 09.10 | |
29 | В. Степанов «Воробей». | 10.10 | |
30 | Названия действий, отвечающие на вопрос что делают? | 11.10 | |
31 | По А. Баркову «Лето на верёвочке». | 14.10 | |
32 | Е. Благинина «Улетают, улетели…». | 15.10 | |
33 | Постановка вопросов к словам, отвечающим на вопрос что делают? | 16.10 | |
34 | По Э. Шиму «Ворона и синица». | 17.10 | |
35 | Подбор названий действий к названиям предметов. | 18.10 | |
36 | По Л. Воронковой «За кормом для птиц». | 21.10 | |
37 | Г. Ладонщиков «В октябре». | 22.10 | |
38 | Контрольный диктант за 1 четверть. | 23.10 | |
39 | По Н. Сладкову «Страшный невидимка». | 24.10 | |
40 | Подбор названий действий к названиям предметов. «Кто как голос подаёт?». | 25.10 | |
41 | А. Плещеев «Осень наступила…». | 06.11 | |
42 | Подбор названий действий к названиям предметов. | 07.11 | |
43 | К. Чуковский «Сказка об осеннем ветре». | 08.11 | |
44 | Подбор названий действий к названиям предметов. «Кто как передвигается?» | 11.11 | |
45 | Н. Майданик «Доскажи словечко» (Осенние загадки). | 12.11 | |
46 | Проверь себя! | 13.11 | |
47 | Различение названий действий по вопросам. | 14.11 | |
48 | Учимся трудиться. Ю. Тувим «Всё для всех». | 15.11 | |
49 | Кто? Что делает? Что делают? | 18.11 | |
50 | По Д. Габе «Работа». | 19.11 | |
51 | В. Орлов «Мои помощники». | 20.11 | |
52 | Что? Что делает? Что делают? | 21.11 | |
53 | С. Васильева «Смешинка». | 22.11 | |
54 | Различение названий предметов и названий действий по вопросам. | 25.11 | |
55 | «По А. Потаповой «Бабушка и внучка». | 26.11 | |
56 | Б. Заходер «Повара». | 27.11 | |
57 | Различение названий предметов и названий действий по вопросам. Закрепление. | 28.11 | |
58 | По М. Дружининой «Сюрприз». | 29.11 | |
59 | Предлог как отдельное слово. | 02.12 | |
60 | О. Высотская «Маргаритка». | 03.12 | |
61 | По В. Хомченко «Портниха». | 04.12 | |
62 | Предлог как отдельное слово. Закрепление. | 05.12 | |
63 | В. Осеева «Пуговица». | 06.12 | |
64 | Употребление предлогов в предложении. | 09.12 | |
65 | По В. Голявкину «Как я помогал маме мыть пол». | 10.12 | |
66 | По С. Баруздину «Как Алёшке учиться надоело». | 11.12 | |
67 | Употребление предлогов в предложении. Закрепление. | 12.12 | |
68 | Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла». | 13.12 | |
69 | Выделение трудной гласной в словах. | 16.12 | |
70 | Проверь себя! | 17.12 | |
71 | Зимушка – зима. «Ой ты, зимушка – зима!» | 18.12 | |
72 | Написание гласных в словах – родственниках. | 19.12 | |
73 | По В. Бианки «Заяц, Косач, Медведи и Дед Мороз». | 20.12 | |
74 | Контрольный диктант за 2 четверть. | 23.12 | |
75 | М. Садовский «Декабрь». | 24.12 | |
76 | По Л. Воронковой «Как ёлку наряжали». | 25.12 | |
77 | Слова с непроверяемыми гласными. | 26.12 | |
78 | О. Григорьев «Смешинка». | 27.12 | |
| Составление рассказа по предложениям. | 28.12 | |
79 | Выделение предложения из текста. | 09.01 | |
80 | С. Попов «В новогоднюю ночь». | 10.01 | |
81 | Выделение предложения из текста. Закрепление. | 13.01 | |
82 | По В. Ячменёвой «Смешинка». | 14.01 | |
83 | Правила записи предложения. | 15.01 | |
84 | По А. Усачёву «Как Дед Мороз сделал себе помощников». | 16.01 | |
85 | По А. Потаповой «Такой вот герой». | 17.01 | |
86 | Правила записи предложения. Закрепление. | 20.01 | |
87 | С. Есенин «Зима». | 21.01 | |
88 | Контрольное списывание. | 22.01 | |
89 | С. Суворова «Подарок». | 23.01 | |
90 | По В. Голявкину «У Ники новые лыжи». | 24.01 | |
91 | Предложение и его схема. | 27.01 | |
92 | И. Шевчук «С прогулки». | 28.01 | |
93 | Предложение и его схема. Закрепление. | 29.01 | |
94 | По М. Быковой «Неудачная находка». | 30.01 | |
95 | И. Суриков «Детство». | 31.01 | |
96 | Различение набора слов и предложения. | 03.02 | |
97 | О. Григорьев «Смешинка». | 04.02 | |
98 | Различение набора слов и предложения. Закрепление. | 05.02 | |
99 | По Е. Чарушину «Что за зверь?» | 06.02 | |
100 | По Э. Шиму «Не стучать – все спят!». | 07.02 | |
101 | Порядок слов в предложении. | 10.02 | |
102 | В. Степанов «Зайка». | 11.02 | |
103 | Порядок слов в предложении. Закрепление. | 12.02 | |
104 | По Н. Сладкову «Еловая каша». | 13.02 | |
105 | З. Александрова «Снежок». | 14.02 | |
106 | Завершение начатого предложения. | 17.02 | |
107 | По С. Баруздину «Коллективная печка». | 18.02 | |
108 | Завершение начатого предложения. Закрепление. | 19.02 | |
109 | В. Аникин «Доскажи словечко (Зимние загадки)». | 20.02 | |
110 | Проверь себя! | 21.02 | |
111 | Составление предложений по предметной картинке. | 24.02 | |
112 | Ребятам о зверятах. По Е. Чарушину «Лисята». | 25.02 | |
113 | Составление предложений по картинкам. | 26.02 | |
114 | По Н. Сладкову «Лисица и Ёж». Е. Тараховская «Заяц». | 27.02 | |
115 | Составление предложений по сюжетной картинке. | 28.02 | |
116 | По М. Пришвину «Ёж». | 03.03 | |
117 | Составление предложений по сюжетной картинке. Закрепление. | 04.03 | |
118 | По А. Баркову «Материнская забота». | 05.03 | |
119 | По Г. Снегирёву «Белёк». | 06.03 | |
120 | Предложения – вопросы и предложения – ответы. | 07.03 | |
121 | В. Приходько «Пин и Гвин». | 10.03 | |
122 | Предложения – вопросы и предложения – ответы. Закрепление. | 11.03 | |
123 | По В. Житкову «Галка». | 12.03 | |
124 | Повторение. Звонкие и глухие согласные. | 13.03 | |
125 | По В. Гаранжину «Куриный воспитанник». | 14.03 | |
126 | Твёрдые и мягкие согласные. | 17.03 | |
127 | По М. Тарловскому «Добрый волк». | 18.03 | |
128 | По Н. Носову «Живая шляпа». | 19.03 | |
129 | Контрольный диктант за 3 четверть. | 20.03 | |
130 | По Н. Павловой «Котята». | 21.03 | |
131 | Мягкий знак на конце слова. | 24.03 | |
132 | В. Берестов «Кошкин щенок». | 25.03 | |
133 | По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль». | 26.03 | |
134 | Контрольное списывание. | 07.04 | |
135 | Проверь себя! | 08.04 | |
136 | Повторение. Название предметов. | 09.04 | |
137 | Весна в окно стучится. По В. Бирюкову «Весенняя песня». | 10.04 | |
138 | По Э. Шиму «Сосулька». | 11.04 | |
139 | Контрольное списывание. | 14.04 | |
140 | А. Седугин «Тихо - тихо». | 15.04 | |
141 | Повторение. Названия действий. | 16.04 | |
142 | По Р. Фархади «Сон Медвежонка». | 17.04 | |
143 | По В. Бианки «Заяц на дереве». | 18.04 | |
144 | Повторение. Предложение. | 21.04 | |
145 | С. Погореловский «Наши гости». | 22.04 | |
146 | Письмо по памяти. | 23.04 | |
147 | По Г. Скребицкому «Скворушка». | 24.04 | |
148 | По К. Ушинскому «Пчёлки на разведках». | 25.04 | |
149 | Работа с деформированным текстом. | 28.04 | |
150 | По А. Баркову «Тюльпаны». | 29.04 | |
151 | Составление предложений по рисунку. | 30.04 | |
152 | Е. Савельева «доскажи словечко». | 05.05 | |
153 | Родина любимая. По К. Ушинскому «Наше Отечество». | 06.05 | |
154 | Составление повествовательных предложений. | 07.05 | |
155 | По Т. Кудрявцевой «Флаг России». | 12.05 | |
156 | М. Ильин «Главный город страны». | 13.05 | |
157 | Составление вопросительных предложений. | 14.05 | |
158 | А. Усачёв «День Победы». | 15.05 | |
159 | По С. Баруздину «Страшный клад». | 16.05 | |
160 | Здравствуй, лето! А. Усачёв «Что такое лето?». | 19.05 | |
161 | Годовая проверочная работа. | 20.05 | |
162 | По Л. Воронковой «Что сказала бы мама?». | 21.05 | |
163 | М. Дружинина «Земляника». | 22.05 | |
164 | Составление предложений из слов. | 23.05 | |
165 | По В. Хомченко «Куда исчез гриб?». | 26.05 | |
5. Методические материалы
1. «Чтение» 3 класс-учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях. С. Ю. Ильина, А. А. Богданова. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2016
2. «Русский язык» 2 класс (2 часть) – учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под редакцией
Э. В. Якубовская, Я.В. Коршунова, Москва: Просвещение, 2023
3. Рабочая тетрадь 2 класс (2 часть) «Читай, думай, пиши» - учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под редакцией Э. В. Якубовская, Москва: Просвещение, 2019.
4. Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения
видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы.