МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Курской области
Муниципальный район Тимский район
МКОУ «Леженская ООШ»
РАСМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
МО учителей предметников Зам. Директора Директор школы
________________________ _____________________ ___________________
Кутузова Е.В Хотяинцева Е.И Чунихина Е.В
Протокол №128 Протокол №128 Приказ №128
От 30 августа 2024 г. От 30 августа 2024 г. От 30 августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Человек» (Биология)
7 класс
2024-2025 учебный год
Учитель Шашкова Виктория Николаевна
с.Леженьки 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для индивидуального обучения по предмету «Человек» (Биология) в 7 классе по адаптированной программе составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием следующих нормативных документов:
Закон «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Адаптированная основная образовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями.
Учебный план МКОУ «Леженская ООШ» на 2024-2025 учебный год.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане МКОУ «Леженская ООШ» на 2024-2025 учебный год на изучение предмета выделено 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Обучающиеся должны знать:
-
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
-
некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
-
разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Обучающиеся должны уметь:
-
отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
-
приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
-
различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
-
различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
-
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
-
различать грибы и растения.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Практическая работа:
Демонстрация опытов:
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.
Демонстрация опытов:
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Демонстрация опыта:
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания)
Лабораторные работы:
-
Органы цветкового растения.
-
Строение цветка.
-
Строение семени фасоли.
-
Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
Лабораторная работа:
Двудольные растения.
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петуния, черный паслен, душистый табак.
Лабораторная работа:
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы:
-
в саду, на школьном учебно-опытном участке;
-
вскапывание приствольных кругов;
-
рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия:
Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение матери ала о растениях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов | Колич. часов |
1 | Окружающий нас мир | 1 |
2 | Многообразие растений | 4 |
3 | Цветок | 5 |
4 | Семя растения | 6 |
5 | Корень | 4 |
6 | Лист | 6 |
7 | Стебель | 3 |
8 | Растение – целостный организм | 2 |
9 | Многообразие растений, бактерий и грибов | 7 |
10 | Однодольные растения | 4 |
11 | Лилейные | 4 |
12 | Двудольные растения | 22 |
| Итого | 68 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов/тем | Колич. часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
Окружающий нас мир (1ч.) |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником. | 1 | 02.09 | |
Многообразие растений (4ч) |
2 | Многообразие растений | 1 | 03.09 | |
3 | Значение растений | 1 | 09.09 | |
4 | Охрана растений | 1 | 10.09 | |
5 | Общее понятие об органах цветкового растения. Лабораторная работа №1 Строение растения. | 1 | 16.09 | |
Цветок (5ч) |
6 | Строение цветка. Лабораторная работа №2 Строение цветка | 1 | 17.09 | |
7 | Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка) | 1 | 23.09 | |
8 | Опыление цветков | 1 | 24.09 | |
9 | Образование плодов и семян. Плоды сочные и сухие | 1 | 30.09 | |
10 | Распространение плодов и семян | 1 | 01.10 | |
Семя растения (6ч) |
11 | Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Лабораторная работа №3 Внешний вид семени фасоли. | 1 | 07.10 | |
12 | Лабораторная работа №4 Строение семени фасоли, пшеницы | 1 | 08.10 | |
13 | Размножение семенами. | 1 | 14.10 | |
14 | Условия прорастания семян. Опыт. Условия, необходимые для прорастания семян | 1 | 15.10 | |
15 | Определение всхожести семян. Лабораторная работа №5 Определение всхожести семян. | 1 | 21.10 | |
16 | Правила заделки семян в почву. Опыт. Глубина заделки семян | 1 | 22.10 | |
Корень (4ч) |
17 | Разнообразие корней | 1 | 11.11 | |
18 | Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски | 1 | 12.11 | |
19 | Значение корня в жизни растения | 1 | 18.11 | |
20 | Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень) | 1 | 19.11 | |
Лист (6ч) |
21 | Внешнее строение листа (листовая пластина, черешок) | 1 | 25.11 | |
22 | Листья простые и сложные. Жилкование. Проведение опытов | 1 | 26.11 | |
23 | Значение листьев в жизни. Опыт. Образование крахмала в листьях растения на свету | 1 | 02.12 | |
24 | Испарение воды листьями, значение этого явления | 1 | 03.12 | |
25 | Дыхание растений. Опыт, демонстрирующий дыхание растений | 1 | 09.12 | |
26 | Листопад и его значение | 1 | 10.12 | |
Стебель (3ч) |
27 | Строение стебля на примере липы | 1 | 16.12 | |
28 | Значение стебля в жизни. Демонстрация опыта | 1 | 17.12 | |
29 | Разнообразие стеблей | 1 | 23.12 | |
Растение – целостный организм (2ч) |
30 | Растение –целостный организм | 1 | 24.12 | |
31 | Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания | 1 | 13.01 | |
Многообразие растений, бактерий и грибов (7ч) |
32 | Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека | 1 | 14.01 | |
33 | Грибы. Строение шляпочного гриба | 1 | 20.01 | |
34 | Грибы съедобные и несъедобные, их распознавание | 1 | 21.01 | |
35 | Мхи. Понятие о мхе как о многолетнем растении | 1 | 27.01 | |
36 | Папоротники. Многолетние травянистые растения | 1 | 28.01 | |
37 | Голосеменные. Сосна и ель-хвойные деревья. | 1 | 03.02 | |
38 | Покрытосеменные, или цветковые. Особенности строения | 1 | 04.02 | |
Однодольные растения (4ч) |
39 | Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. | 1 | 10.02 | |
40 | Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие) | 1 | 11.02 | |
41 | Выращивание: посев, уход, уборка | 1 | 17.02 | |
42 | Использование в народном хозяйстве. | 1 | 18.02 | |
Лилейные (4ч) |
43 | Лилейные . Основные представители. Общая характеристика | 1 | 24.02 | |
44 | Лук, чеснок – многолетние овощные растения Лабораторная работа №6 Строение луковицы | 1 | 25.02 | |
45 | Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта | 1 | 03.03 | |
46 | Дикорастущие лилейные. Ландыш | 1 | 04.03 | |
Двудольные растения (22ч) |
47 | Пасленовые | 1 | 10.03 | |
48 | Дикорастущие пасленовые. Дикий паслен. | 1 | 11.03 | |
49 | Овощные и технические пасленовые. Картофель. Лабораторная работа №7 Строение клубня картофеля | 1 | 17.03 | |
50 | Выращивание картофеля | 1 | 18.03 | |
51 | Овощные пасленовые. Томат – помидор | 1 | 24.03 | |
52 | Овощные пасленовые. Баклажан и перец | 1 | 01.04 | |
53 | Цветочно-декоративные пасленовые. Петуния и душистый табак | 1 | 07.04 | |
54 | Бобовые. | 1 | 08.04 | |
55 | Пищевые бобовые растения. Бобы и горох | 1 | 14.04 | |
56 | Фасоль и соя – южные бобовые культуры | 1 | 15.04 | |
57 | Клевер, люпин - кормовые травы | 1 | 21.04 | |
58 | Розоцветные. Шиповник | 1 | 22.04 | |
59 | Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня, груша, вишня | 1 | 28.05 | |
60 | Плодово-ягодные розоцветные. Малина, земляника | 1 | 29.04 | |
61 | Сложноцветные. | 1 | 05.05 | |
62 | Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. | 1 | 06.05 | |
63 | Однолетние (календула, бархатцы) и многолетние (маргаритка и георгин) цветочно-декоративные сложноцветные | 1 | 12.05 | |
64 | Уход за комнатными растениями. Практическая работа №8 Перевалка и пересадка комнатных растений | 1 | 13.05 | |
65 | Весенний уход за садом. Практическая работа №9 Весенний уход за садом | 1 | 19.05 | |
66 | Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Практическая работа №10 Весенняя обработка почвы | 1 | 20.05 | |
67 | Промежуточная аттестация | 1 | 26.05 | |
68 | Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Практическая работа №11 Уход за посевами и посадками | 1 | 27.05 | |