СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Домоводство" для 3 класса вариант 2 СИПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Домоводство" для 3 класса вариант 2 СИПР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Домоводство" для 3 класса вариант 2 СИПР»







  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Домоводство» для 3А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа - интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год.

Предмет «Домоводство» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает следующее количество часов по классам:

3 класс – 3 часа в неделю, 34 учебные недели, всего101 час.


Цель обучения – воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности и к труду взрослых, формировать умения выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, включение в процесс сервировки и уборке столов; способы усвоения практического опыта в простых бытовых ситуациях.

Основные задачи: 

  • формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;

  • освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

 Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности и перспективы для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

  1. Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета:

Личностные результаты:

  • проявляют интерес и положительное отношение к выполнению доступных поручений (обязанностей), самостоятельность в разных бытовых ситуациях.

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты:

  1. Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.


  • Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.

  • Умение выбирать и пользоваться орудиями и средствами для выполнения простых бытовых поручений (веник, губка, мыло, лейка, губка-ластик, щетка для обуви, щетка для одежды и др.).

  • Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.

  • Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.

  • Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.

Базовые учебные действия

Регулятивные УД:

  • умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

  • умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видородовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  • читать; писать; выполнять арифметические действия;

  • наблюдать;

  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Коммуникативные УД:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;


  1. Содержание учебного предмета

Основное содержание учебного предмета «Домоводство» включает:

3 раздела:

  1. Культурно-гигиенические навыки.

  2. Ручной труд

  3. Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе.

2 направления:

1. Предметы гигиены и самообслуживания, ухода за вещами. Бытовые ситуации (1 полугодие).

2. Предметы уборки и сервировки. Бытовые ситуации (2 полугодие).


Программа «Домоводство» реализуется поэтапно: сначала обучающихся знакомят с предметами, орудиями, средствами и их назначением, затем, создаются ситуации, в которых они овладевают умениями использования изученных предметов, орудий и средств. На начальном этапе обучающиеся приобретают опыт Домоводства относительно себя (направление 1), а затем – относительно окружения (направление 2).

Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях, на прогулках.


п\п

Раздел

Количество часов

1

Культурно-гигиенические навыки

31

2

Ручной труд

32

3

Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе

34

4

Промежуточная, итоговая аттестация

4


Всего:

101


Направление 1

Предметы гигиены и самообслуживания, ухода за вещами

Культурно-гигиенические навыки

Мыло:

- учить пользоваться мылом (жидким: нажимать на носик, выдавливать мыло на ладошку, размыливать обоими ладошками (намыливать лицо), смывать под струей воды; куском мыла: брать в руки кусок мыла, размыливать под струей воды, мыть руки (лицо), смывать под струей воды, класть мыло на место) не мочить одежду, не разбрызгивать воду.

Полотенце:

- учить брать свое полотенце с вешалки, насухо вытирать руки (лицо) вешать полотенце на место

Расческа:

- учить выбирать свою расческу (расческа для мальчиков, шетка для девочек)

- расчесываться после прогулки, снятия шапки

Туалетная бумага:

- учить пользоваться туалетной бумагой в туалете (отматывать нужное количество, выбрасывать в мусорное ведро после использования)

Носовой платок:

- учить пользоваться носовым платком (доставать, высмаркиваться, убирать в карман)

Ватные палочки:

- учить использовать ватные палочки в чистке ушей

Ручной труд

Фартук:

- учить брать из шкафа и надевать, завязывать фартук перед началом занятия

белые и цветные хлопчатобумажные, клеенчатые; белые — для накрывания столов к завтраку, обеду, полднику, ужину и последующей уборки; цветные — для ухода за помещением и вещами; клеенчатые — для мытья игрушек и стирки кукольного белья, для работы в уголке природы

Головной убор (косынка):

- учить брать из шкафа и надевать на голову косынку, завязывать ее

Тазик и тряпочки:

- учить мыть парты (столы) – намочить тряпочку в мыльном растворе в тазике, отжать от воды, помыть поверхность стола, прополоскать тряпочку в тазике с водой, положить сушиться на батарею

Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе

Уход за вещами и обувью:

- учить выбирать щетку для одежды из предложенных, пользоваться щеткой для одежды (очистить одежду от грязи, дать просохнуть, почистить загрязненное место щеткой для одежды)

- учить пользоваться щеткой для обуви после прогулки (удалить грязь, прочистить щеткой)

- учить мыть обувь губкой, ставить сушиться в отведенное место

Ролик для удаления пыли и ворса:

- учить одевать на ролик сменный блок, водить по одежде убирая пыль и ворсинки, удалять использованную полоску на валике

Резиновые перчатки:

- учить брать из шкафа резиновые перчатки, надевать их перед началом уборки, снимать после окончания уборки (выбрасывать в мусорное ведро если одноразовые)

Хлопчатобумажные перчатки:

- учить доставать перчатки из пакета, надевать их перед началом уборки территории, снимать их после окончания уборки, складывать обратно в пакет

Влажные салфетки:

- учить доставать по одной влажной салфетке из пачки

- учить протирать руки влажной салфеткой

- выбрасывать использованную влажную салфетку в пакет для мусора

Направление 2

Предметы уборки и сервировки

Культурно-гигиенические навыки

Салфетки для пыли:

- учить протирать пыль слегка влажной салфеткой с поверхности стола, полки, подоконника, - учить протирать игрушки, детали крупного строителя, детали мягкого модуля со всех сторон влажной салфеткой

Салфетки бумажные:

- учить вытирать руки протирать губы, рот от жира и других пищевых загрязнений.

Сервировка стола:

- учить сервировать стол, расставлять

посуду в определенной последовательности,

знать назначение посуды.

Ручной труд

Швабра:

- учить одевать на швабру тряпку для мытья полов, опускать в ведро с водой, отжимать лишнюю воду с тряпки, мыть пол, периодически намачивая тряпку, снимать тряпку со швабры, полоскать ее в чистой воде, отжимать, вешать сушить на сушилку

Веник и совок:

- учить подметать пол веником, заметать мусор на совок, выбрасывать мусор с совка в корзину для мусора

Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе

Тазик для стирки:

- учить наливать в тазик воду, добавлять средства для стирки, стирать тряпочки: намачивать, намыливать, прополаскивать, отжимать, расправлять, аккуратно вешать для просушки.

Лейка:

- учить поливать растение из лейки, правильно её держать (двумя руками за носик и ручку, поливать под листья, приносить лейки, наливать воду в лейки)

Грабли веерные:

- учить собирать листву, скошенную траву, мелкий мусор в одну кучу

Метла пластиковая:

- учить подметать сухую и мокрую листву, снег, грязь, любой грубый мусор

Совок уличный:

- учить заметать на совок мусор, выбрасывать мусор из совка с контейнер для мусора



  1. Календарно - тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата проведения

По плану

Фактически

1

Что изучает домоводство. Вводная беседа.

01.09




2

Культурно-гигиенические навыки. «Кукла Таня простудилась», носовые платки.

03.09


3

«Кукла Таня простудилась», правильное пользование носовыми платками.

06.09


4

«Доброе утро, расчёска!».

08.09


5

«Умывание каждый день», мыло и полотенце.

10.09


6

«Умывание каждый день», знание предметов туалета и их назначение.

13.09


7

Ручной труд. «Помогаем маме», мытье парт (столов).

15.09


8

Ручной труд. «Помогаем маме», мытье столов по алгоритму.

17.09


9

Ручной труд. «Помогаем маме», самостоятельное мытье стульев.

20.09


10

Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. «Чистим одежду».

22.09


11

Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. «Чистим одежду», просушивание.

24.09


12

Хозяйственно-бытовой труд. «Чистим обувь». Щётка для обуви.

27.09


13

Хозяйственно-бытовой труд. «Чистим обувь», протирание.

29.09


14

«Опрятный внешний вид». Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр».

01.10


15

«Опрятный внешний вид». Застегивание пуговиц на рубашке.

04.10


16

Культурно-гигиенические навыки. «К нам пришла Замарашка». Пользование жидким мылом.

06.10


17

«К нам пришла Замарашка», алгоритм умывания.

08.10


18

«Ушки чистые», ватные палочки.

11.10


19

«Лесные звери», пользование туалетной бумагой.

13.10


20

«В гостях у Варвары-красы, длинной косы». Плетение косы.

15.10


21

Ручной труд. «Чистые столы». Протирание влажной тряпкой.

18.10


22

«Чистые столы». Салфетки для пыли.

20.10


23

«Мебель». Протирание шкафов.

22.10


24

«Мебель». Протирание подоконников.

25.10


25

«Мебель». Протирание тумбочек.

27.10


26

Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. «Чистые игрушки». Обтирание игрушек влажной тряпочкой.

29.10


27

«Чистые игрушки». Мытье игрушек в мыльной воде.

08.11


28

«Уборка территории». Собирание мусора.

10.11


29

«Уборка территории». Знакомство с метлой пластиковой.

12.11


30

«Уборка территории». Резиновые перчатки, надевание, снятие.

15.11


31

Культурно-гигиенические навыки. «Умывание каждый день». Намыливание лица.

17.11


32

«Умывание каждый день». Знание предметов туалета и их назначение.

19.11


33

«Умывание каждый день». Растирание мыла двумя ладошками.

22.11


34

«Умывание каждый день». Самостоятельное умывание.

24.11


35

Ручной труд. «Чистота и порядок», резиновые перчатки.

26.11


36

«Чистота и порядок». Мытье парт, полочек.

29.11


37

«Чистота и порядок». Мытье шкафчиков.

01.12


38

«Чистота и порядок» мытье столов, полочек, шкафчиков по алгоритму.

03.12


39

Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. «Вместе с куклой на прогулку», чистка одежды после прогулки.

06.12


40

«Вместе с куклой на прогулку», чистка обуви после прогулки.

08.12


41

«Вместе с куклой на прогулку», чистка одежды и обуви после прогулки.

10.12


42

«Одежда для прогулки», выбор одежды по сезону.

13.12


43

«Одежда для прогулки», одевание зимней одежды.

15.12


44

Промежуточная аттестация. «Рукавички».

17.12


45

Промежуточная аттестация. «Чистим одежду и обувь».

20.12


46

Культурно-гигиенические навыки. «Как мы кормим Хрюшу и Степашку». Столовая посуда.

22.12


47

Культурно-гигиенические навыки. «Как мы кормим Хрюшу и Степашку». Сервировка стола к завтраку.

24.12


48

Сервировка «Угостим куклу». Действия по алгоритму.

10.01


49

Чайная сервировка стола.

12.01


50

Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе». Знание и назначение столовой посуды.

14.01


51

Нахождение кухонной посуды.

17.01


52

Ручной труд. «Чистый пол», подметание веником.

19.01


53

«Чистый пол», заметание мусора на совок.

21.01


54

Выбор средств для мытья полов.

24.01


55

«Пол блестит и сверкает», мытье пола тряпкой.

26.01


56

«Пол блестит и сверкает». Отжимание тряпки.

28.01


57

«Пол блестит и сверкает» мытье пола шваброй и тряпкой.

31.01


58

Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. «Чистая одежда» стирка одежды для кукол, тряпочек. Детская одежда.

02.02


59

«Чистая одежда» стирка одежды для кукол.

04.02


60

«Чистая одежда» стирка тряпочек.

07.02


61

«Уход за комнатными растениями» полив цветов.

09.02


62

«Уход за комнатными растениями» протирание листьев.

11.02


63

«Уход за комнатными растениями» , опрыскивание из пульверизатора.

14.02


64

Культурно-гигиенические навыки. «Как мы кормим Зайку и Мишутку», выбор посуды.

16.02


65

«Как мы кормим Зайку и Мишутку» сервировка стола к ужину.

18.02


66

«Пыльные полки», протирание пыли.

21.02


67

«Пыльные полки», уборка по алгоритму.

25.02


68

«А ребята не поросята!», назначение бумажных салфеток.

28.02


69

«А ребята не поросята!», пользование бумажными салфетками.

02.03


70

Ручной труд. «Помогаем маме», пользование веником.

04.03


71

Ручной труд. «Помогаем маме», пользование совком.

05.03


72

Ручной труд. «Помогаем маме», полив из лейки комнатных растений.

09.03


73

Ручной труд. «Ждем гостей», складывание вещей.

11.03


74

Ручной труд. «Ждем гостей», раскладывание игрушек на полки.

14.03


75

Ручной труд. «Ждем гостей», глажение платья для куклы.

16.03


76

Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе.

«Маленькие помощники» стирка в тазике одежды для кукол.

18.03


77

Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе.

«Маленькие помощники», стирка тряпочек для уборки.

30.03


78

«Цветы на окне» полив растений из лейки.

01.04


79

«Цветы на окне», протирание листьев ватным диском.

04.04


80

«Весна пришла!», уборка класса.

06.04


81

«Весна пришла!», уборка территории.

08.04


82

Культурно-гигиенические навыки. Сервировка стола «День рождения».

11.04


83

Культурно-гигиенические навыки. Сервировка стола к обеду.

13.04


84

«Послушные ребята», правила поведения за столом.

15.04


85

«Уборка после ухода гостей», уборка посуды.

18.04


86

«Уборка после ухода гостей», мытье посуды.

20.04


87

«Уборка после ухода гостей», подметание пола веником.

22.04


88

Ручной труд. «Помогаем бабушке», собирание мелкого мусора.

25.04


89

 Ручной труд. «Помогаем бабушке», выброс мусора в контейнер.

27.04


90

Ручной труд. «Помогаем бабушке» подметание пола.

29.04


91

«Грязный пол». мытье пола.

04.05


92

«Грязный пол». Отжимание лишней воды с тряпки.

06.05


93

«Грязный пол». Замена грязной воды.

11.05


94

Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. Грабли, назначение.

13.05


95

Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. Уборка скошенной травы.

16.05


96

Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. «Платье запачкалось» стирка.

18.05


97

«Платье запачкалось», ролик для удаления ворса.

20.05


98

«Цветы завяли», опрыскивание листьев.

23.05


99

«Цветы завяли» полив.

25.05


100

«Чистота вокруг школы!». Уборка территории.

27.05


101

Итоговая аттестация. «Труд на участке».

30.05




  1. Методические материалы.


Дополнительная литература для учителя:

  1. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.

  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.

  3. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993г.

  4. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.

Средства обучения:

  1. технические и электронные средства обучения:

  • автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

  • аудиомагнитофон, мультимедиапроектор; экран,

  • мультимедийные ресурсы,

  • классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц,

  1. цифровые образовательные ресурсы:

Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com  Сеть творческих учителей

http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации

http://dic.academic.ru  - Словари и энциклопедии on-line.

http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.

http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».

http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».

  1. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

  • предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения;

  • видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы;

  1. дидактический материал:

  • изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;

  • альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы;

  • изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.

  1. Оборудование:

  • кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер;

  • предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.);

  • стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска;

  • бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь);

  • грифельная и магнитная доски;

  • уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.