Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Домоводство» для 3А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрауки России от 23 декабря 2020 года № 766.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».
7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа - интернат».
8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год.
Предмет «Домоводство» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает следующее количество часов по классам:
3 класс – 3 часа в неделю, 34 учебные недели, всего101 час.
Цель обучения – воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности и к труду взрослых, формировать умения выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, включение в процесс сервировки и уборке столов; способы усвоения практического опыта в простых бытовых ситуациях.
Основные задачи:
формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности и перспективы для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета:
Личностные результаты:
проявляют интерес и положительное отношение к выполнению доступных поручений (обязанностей), самостоятельность в разных бытовых ситуациях.
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
Умение выбирать и пользоваться орудиями и средствами для выполнения простых бытовых поручений (веник, губка, мыло, лейка, губка-ластик, щетка для обуви, щетка для одежды и др.).
Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видородовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные УД:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Содержание учебного предмета
Основное содержание учебного предмета «Домоводство» включает:
3 раздела:
Культурно-гигиенические навыки.
Ручной труд
Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе.
2 направления:
1. Предметы гигиены и самообслуживания, ухода за вещами. Бытовые ситуации (1 полугодие).
2. Предметы уборки и сервировки. Бытовые ситуации (2 полугодие).
Программа «Домоводство» реализуется поэтапно: сначала обучающихся знакомят с предметами, орудиями, средствами и их назначением, затем, создаются ситуации, в которых они овладевают умениями использования изученных предметов, орудий и средств. На начальном этапе обучающиеся приобретают опыт Домоводства относительно себя (направление 1), а затем – относительно окружения (направление 2).
Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях, на прогулках.
№ п\п | Раздел | Количество часов |
1 | Культурно-гигиенические навыки | 31 |
2 | Ручной труд | 32 |
3 | Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе | 34 |
4 | Промежуточная, итоговая аттестация | 4 |
| Всего: | 101 |
Направление 1 Предметы гигиены и самообслуживания, ухода за вещами |
Культурно-гигиенические навыки | Мыло: - учить пользоваться мылом (жидким: нажимать на носик, выдавливать мыло на ладошку, размыливать обоими ладошками (намыливать лицо), смывать под струей воды; куском мыла: брать в руки кусок мыла, размыливать под струей воды, мыть руки (лицо), смывать под струей воды, класть мыло на место) не мочить одежду, не разбрызгивать воду. Полотенце: - учить брать свое полотенце с вешалки, насухо вытирать руки (лицо) вешать полотенце на место Расческа: - учить выбирать свою расческу (расческа для мальчиков, шетка для девочек) - расчесываться после прогулки, снятия шапки Туалетная бумага: - учить пользоваться туалетной бумагой в туалете (отматывать нужное количество, выбрасывать в мусорное ведро после использования) Носовой платок: - учить пользоваться носовым платком (доставать, высмаркиваться, убирать в карман) Ватные палочки: - учить использовать ватные палочки в чистке ушей |
Ручной труд | Фартук: - учить брать из шкафа и надевать, завязывать фартук перед началом занятия |
белые и цветные хлопчатобумажные, клеенчатые; белые — для накрывания столов к завтраку, обеду, полднику, ужину и последующей уборки; цветные — для ухода за помещением и вещами; клеенчатые — для мытья игрушек и стирки кукольного белья, для работы в уголке природы |
Головной убор (косынка): - учить брать из шкафа и надевать на голову косынку, завязывать ее Тазик и тряпочки: - учить мыть парты (столы) – намочить тряпочку в мыльном растворе в тазике, отжать от воды, помыть поверхность стола, прополоскать тряпочку в тазике с водой, положить сушиться на батарею |
Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе | Уход за вещами и обувью: - учить выбирать щетку для одежды из предложенных, пользоваться щеткой для одежды (очистить одежду от грязи, дать просохнуть, почистить загрязненное место щеткой для одежды) - учить пользоваться щеткой для обуви после прогулки (удалить грязь, прочистить щеткой) - учить мыть обувь губкой, ставить сушиться в отведенное место Ролик для удаления пыли и ворса: - учить одевать на ролик сменный блок, водить по одежде убирая пыль и ворсинки, удалять использованную полоску на валике Резиновые перчатки: - учить брать из шкафа резиновые перчатки, надевать их перед началом уборки, снимать после окончания уборки (выбрасывать в мусорное ведро если одноразовые) Хлопчатобумажные перчатки: - учить доставать перчатки из пакета, надевать их перед началом уборки территории, снимать их после окончания уборки, складывать обратно в пакет Влажные салфетки: - учить доставать по одной влажной салфетке из пачки - учить протирать руки влажной салфеткой - выбрасывать использованную влажную салфетку в пакет для мусора |
Направление 2 Предметы уборки и сервировки |
Культурно-гигиенические навыки | Салфетки для пыли: - учить протирать пыль слегка влажной салфеткой с поверхности стола, полки, подоконника, - учить протирать игрушки, детали крупного строителя, детали мягкого модуля со всех сторон влажной салфеткой Салфетки бумажные: - учить вытирать руки протирать губы, рот от жира и других пищевых загрязнений. Сервировка стола: - учить сервировать стол, расставлять посуду в определенной последовательности, знать назначение посуды. |
Ручной труд | Швабра: - учить одевать на швабру тряпку для мытья полов, опускать в ведро с водой, отжимать лишнюю воду с тряпки, мыть пол, периодически намачивая тряпку, снимать тряпку со швабры, полоскать ее в чистой воде, отжимать, вешать сушить на сушилку Веник и совок: - учить подметать пол веником, заметать мусор на совок, выбрасывать мусор с совка в корзину для мусора |
Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе | Тазик для стирки: - учить наливать в тазик воду, добавлять средства для стирки, стирать тряпочки: намачивать, намыливать, прополаскивать, отжимать, расправлять, аккуратно вешать для просушки. Лейка: - учить поливать растение из лейки, правильно её держать (двумя руками за носик и ручку, поливать под листья, приносить лейки, наливать воду в лейки) Грабли веерные: - учить собирать листву, скошенную траву, мелкий мусор в одну кучу Метла пластиковая: - учить подметать сухую и мокрую листву, снег, грязь, любой грубый мусор Совок уличный: - учить заметать на совок мусор, выбрасывать мусор из совка с контейнер для мусора |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
По плану | Фактически |
1 | Что изучает домоводство. Вводная беседа. | 01.09 | |
| |
2 | Культурно-гигиенические навыки. «Кукла Таня простудилась», носовые платки. | 03.09 | |
3 | «Кукла Таня простудилась», правильное пользование носовыми платками. | 06.09 | |
4 | «Доброе утро, расчёска!». | 08.09 | |
5 | «Умывание каждый день», мыло и полотенце. | 10.09 | |
6 | «Умывание каждый день», знание предметов туалета и их назначение. | 13.09 | |
7 | Ручной труд. «Помогаем маме», мытье парт (столов). | 15.09 | |
8 | Ручной труд. «Помогаем маме», мытье столов по алгоритму. | 17.09 | |
9 | Ручной труд. «Помогаем маме», самостоятельное мытье стульев. | 20.09 | |
10 | Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. «Чистим одежду». | 22.09 | |
11 | Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. «Чистим одежду», просушивание. | 24.09 | |
12 | Хозяйственно-бытовой труд. «Чистим обувь». Щётка для обуви. | 27.09 | |
13 | Хозяйственно-бытовой труд. «Чистим обувь», протирание. | 29.09 | |
14 | «Опрятный внешний вид». Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр». | 01.10 | |
15 | «Опрятный внешний вид». Застегивание пуговиц на рубашке. | 04.10 | |
16 | Культурно-гигиенические навыки. «К нам пришла Замарашка». Пользование жидким мылом. | 06.10 | |
17 | «К нам пришла Замарашка», алгоритм умывания. | 08.10 | |
18 | «Ушки чистые», ватные палочки. | 11.10 | |
19 | «Лесные звери», пользование туалетной бумагой. | 13.10 | |
20 | «В гостях у Варвары-красы, длинной косы». Плетение косы. | 15.10 | |
21 | Ручной труд. «Чистые столы». Протирание влажной тряпкой. | 18.10 | |
22 | «Чистые столы». Салфетки для пыли. | 20.10 | |
23 | «Мебель». Протирание шкафов. | 22.10 | |
24 | «Мебель». Протирание подоконников. | 25.10 | |
25 | «Мебель». Протирание тумбочек. | 27.10 | |
26 | Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. «Чистые игрушки». Обтирание игрушек влажной тряпочкой. | 29.10 | |
27 | «Чистые игрушки». Мытье игрушек в мыльной воде. | 08.11 | |
28 | «Уборка территории». Собирание мусора. | 10.11 | |
29 | «Уборка территории». Знакомство с метлой пластиковой. | 12.11 | |
30 | «Уборка территории». Резиновые перчатки, надевание, снятие. | 15.11 | |
31 | Культурно-гигиенические навыки. «Умывание каждый день». Намыливание лица. | 17.11 | |
32 | «Умывание каждый день». Знание предметов туалета и их назначение. | 19.11 | |
33 | «Умывание каждый день». Растирание мыла двумя ладошками. | 22.11 | |
34 | «Умывание каждый день». Самостоятельное умывание. | 24.11 | |
35 | Ручной труд. «Чистота и порядок», резиновые перчатки. | 26.11 | |
36 | «Чистота и порядок». Мытье парт, полочек. | 29.11 | |
37 | «Чистота и порядок». Мытье шкафчиков. | 01.12 | |
38 | «Чистота и порядок» мытье столов, полочек, шкафчиков по алгоритму. | 03.12 | |
39 | Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. «Вместе с куклой на прогулку», чистка одежды после прогулки. | 06.12 | |
40 | «Вместе с куклой на прогулку», чистка обуви после прогулки. | 08.12 | |
41 | «Вместе с куклой на прогулку», чистка одежды и обуви после прогулки. | 10.12 | |
42 | «Одежда для прогулки», выбор одежды по сезону. | 13.12 | |
43 | «Одежда для прогулки», одевание зимней одежды. | 15.12 | |
44 | Промежуточная аттестация. «Рукавички». | 17.12 | |
45 | Промежуточная аттестация. «Чистим одежду и обувь». | 20.12 | |
46 | Культурно-гигиенические навыки. «Как мы кормим Хрюшу и Степашку». Столовая посуда. | 22.12 | |
47 | Культурно-гигиенические навыки. «Как мы кормим Хрюшу и Степашку». Сервировка стола к завтраку. | 24.12 | |
48 | Сервировка «Угостим куклу». Действия по алгоритму. | 10.01 | |
49 | Чайная сервировка стола. | 12.01 | |
50 | Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе». Знание и назначение столовой посуды. | 14.01 | |
51 | Нахождение кухонной посуды. | 17.01 | |
52 | Ручной труд. «Чистый пол», подметание веником. | 19.01 | |
53 | «Чистый пол», заметание мусора на совок. | 21.01 | |
54 | Выбор средств для мытья полов. | 24.01 | |
55 | «Пол блестит и сверкает», мытье пола тряпкой. | 26.01 | |
56 | «Пол блестит и сверкает». Отжимание тряпки. | 28.01 | |
57 | «Пол блестит и сверкает» мытье пола шваброй и тряпкой. | 31.01 | |
58 | Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. «Чистая одежда» стирка одежды для кукол, тряпочек. Детская одежда. | 02.02 | |
59 | «Чистая одежда» стирка одежды для кукол. | 04.02 | |
60 | «Чистая одежда» стирка тряпочек. | 07.02 | |
61 | «Уход за комнатными растениями» полив цветов. | 09.02 | |
62 | «Уход за комнатными растениями» протирание листьев. | 11.02 | |
63 | «Уход за комнатными растениями» , опрыскивание из пульверизатора. | 14.02 | |
64 | Культурно-гигиенические навыки. «Как мы кормим Зайку и Мишутку», выбор посуды. | 16.02 | |
65 | «Как мы кормим Зайку и Мишутку» сервировка стола к ужину. | 18.02 | |
66 | «Пыльные полки», протирание пыли. | 21.02 | |
67 | «Пыльные полки», уборка по алгоритму. | 25.02 | |
68 | «А ребята не поросята!», назначение бумажных салфеток. | 28.02 | |
69 | «А ребята не поросята!», пользование бумажными салфетками. | 02.03 | |
70 | Ручной труд. «Помогаем маме», пользование веником. | 04.03 | |
71 | Ручной труд. «Помогаем маме», пользование совком. | 05.03 | |
72 | Ручной труд. «Помогаем маме», полив из лейки комнатных растений. | 09.03 | |
73 | Ручной труд. «Ждем гостей», складывание вещей. | 11.03 | |
74 | Ручной труд. «Ждем гостей», раскладывание игрушек на полки. | 14.03 | |
75 | Ручной труд. «Ждем гостей», глажение платья для куклы. | 16.03 | |
76 | Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. «Маленькие помощники» стирка в тазике одежды для кукол. | 18.03 | |
77 | Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. «Маленькие помощники», стирка тряпочек для уборки. | 30.03 | |
78 | «Цветы на окне» полив растений из лейки. | 01.04 | |
79 | «Цветы на окне», протирание листьев ватным диском. | 04.04 | |
80 | «Весна пришла!», уборка класса. | 06.04 | |
81 | «Весна пришла!», уборка территории. | 08.04 | |
82 | Культурно-гигиенические навыки. Сервировка стола «День рождения». | 11.04 | |
83 | Культурно-гигиенические навыки. Сервировка стола к обеду. | 13.04 | |
84 | «Послушные ребята», правила поведения за столом. | 15.04 | |
85 | «Уборка после ухода гостей», уборка посуды. | 18.04 | |
86 | «Уборка после ухода гостей», мытье посуды. | 20.04 | |
87 | «Уборка после ухода гостей», подметание пола веником. | 22.04 | |
88 | Ручной труд. «Помогаем бабушке», собирание мелкого мусора. | 25.04 | |
89 | Ручной труд. «Помогаем бабушке», выброс мусора в контейнер. | 27.04 | |
90 | Ручной труд. «Помогаем бабушке» подметание пола. | 29.04 | |
91 | «Грязный пол». мытье пола. | 04.05 | |
92 | «Грязный пол». Отжимание лишней воды с тряпки. | 06.05 | |
93 | «Грязный пол». Замена грязной воды. | 11.05 | |
94 | Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. Грабли, назначение. | 13.05 | |
95 | Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. Уборка скошенной травы. | 16.05 | |
96 | Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе. «Платье запачкалось» стирка. | 18.05 | |
97 | «Платье запачкалось», ролик для удаления ворса. | 20.05 | |
98 | «Цветы завяли», опрыскивание листьев. | 23.05 | |
99 | «Цветы завяли» полив. | 25.05 | |
100 | «Чистота вокруг школы!». Уборка территории. | 27.05 | |
101 | Итоговая аттестация. «Труд на участке». | 30.05 | |
Методические материалы.
Дополнительная литература для учителя:
Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.
Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993г.
Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
Средства обучения:
технические и электронные средства обучения:
автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
аудиомагнитофон, мультимедиапроектор; экран,
мультимедийные ресурсы,
классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц,
цифровые образовательные ресурсы:
Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com Сеть творческих учителей
http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения;
видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы;
дидактический материал:
изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы;
изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.
Оборудование:
кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер;
предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.);
стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска;
бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь);
грифельная и магнитная доски;
уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.