СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Экология» в 7 классе

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы «Экология живых организмов: практикум с основами экологического проектирования, 6-7 классы» В.П. Александрова, И.В. Болгова, Е.А. Нифантьева, 2016, рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) без изменений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Экология» в 7 классе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

городского округа Мытищи Московской области





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 4

_____________ И.В. Захаренко

31 августа 2022 года







Рабочая программа





Предмет ___________________экология__________________________________________


Класс______________________7д,7е,7ж,__________________________________________






Составитель:


Учитель__________биологии_______________


Ф.И.О.___________Чуба С.Ю.______________


Категория ________высшая________________











2022 - 2023 учебный год



1. Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Экология» в 7 классе разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

• Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.

• Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4.

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

Рабочая программа составлена на основе программы «Экология живых организмов: практикум с основами экологического проектирования, 6-7 классы» В.П. Александрова, И.В. Болгова, Е.А. Нифантьева, 2016, рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) без изменений.

Актуальность: экология относится к основным естественным наукам. Различие между естественными науками состоит в уровне (масштабе) изучаемых явлений. Проблемы явлений, происходящих на уровне живой материи - это основной предмет современной экологии. Данная рабочая программа предназначена для более глубокого изучения наиболее интересных и иногда загадочных проблем современной экологии.

Цель: целенаправленное формиро­вание общих биологических и экологических понятий через установле­ние общих признаков жизни: вырас­тить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Задачи:

• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки экологии;

• систематизировать знания учащихся об объектах экологии, которые были получены ими при изучении основ естественно-научных знаний.

• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;

• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Место курса «Экология» 7 класс в учебном плане: предмет «Экология» для 7 класса относится к инвариантной части учебного плана МБОУ СОШ № 4 на 2022/23 учебный год и входит в естественнонаучный цикл. Рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).




2. Содержание рабочей программы

Раздел № 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1 час).

Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет. Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.

Раздел № 2. Условия существования животных (4 часа).

Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных. Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание. Экскурсия.

Раздел № 3. Среды жизни (5 часов).

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей. Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах. Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы. Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах. Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных.

Раздел № 4. Жилища в жизни животных (1 час).

Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ. Основные понятия: жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.

Раздел № 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (3 часа).

Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных. Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность. Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными. Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных. Основные понятия: внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь.

Раздел № 6. Свет в жизни животных (1 час).

Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима. Основные понятия: органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим.

Раздел № 7. Вода в жизни животных (2 часа).

Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Эко логические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение. Основные понятия: содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма. Лабораторная работа. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы.

Раздел № 8. Температура в жизни животных (2 часа).

Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных. Основные понятия: холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные. Лабораторная работа. Движение амебы при разных температурах.

Раздел № 9. Кислород в жизни животных (1 час).

Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных. Основные понятия: окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных. Домашняя практическая работа. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни.

Раздел № 10. Сезонные изменения в жизни животных (4 часа).

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания. Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции. Лабораторная работа. Влияние сезонных изменений на развитие насекомых. Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной.

Раздел № 11. Численность животных (3 часа).

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных. Основные понятия: область распространения, неоднородность среды, плотность населения, численность популяции, динамика численности. Лабораторная работа. Динамика численности дрозофилы.

Раздел № 12. Изменения в животном мире Земли (7 часов).

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных. Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории. Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения, Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк. Экскурсия. Памятники природы.

Резерв времени (1 час).


3. Учебно-тематический план


п/п

Содержание раздела

Количество часов

1

Экология животных: раздел науки и учебный предмет

1

2

Условия существования животных

4

3

Среды жизни

5

4

Жилища в жизни животных

1

5

Биотические экологические факторы в жизни животных

3

6

Свет в жизни животных

1

7

Вода в жизни животных

2

8

Температура в жизни животных

2

9

Кислород в жизни животных

1

10

Сезонные изменения в жизни животных

4

11

Численность животных

3

12

Изменения в животном мире Земли

7

13

Резерв времени

1


Итого

34




4. Требования к уровню подготовки обучающихся


Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь духовного и телесного здоровья;

— влияние положительной мотивации на действия по развитию экологической грамотности;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— о влиянии нравственного выбора на основе ценностного отношения к жизни и окружающей среде.

Учащиеся должны уметь:

— определять признаки биологических объектов, принадлежащих различным царствам живой природы, их многообразие и сложность строения;

— изучать биологические объекты, в том числе человека;

— ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

— рассматривать объекты на готовых микропрепаратах, сравнивать их;

— использовать приобретённые знания в повседневной жизни.


Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.


Личностные результаты обучения:

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.


Критерии оценки


Отметка "5":

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.


Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.


Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "1":

Не приступили к выполнению заданий.




5. Календарно-тематический план


Номера уроков

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Раздел № 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1 час).

1

Введение в экологию животных.

01.09.2022 – 02.09.2022


Раздел № 2. Условия существования животных (4 часа).

2

Многообразие условий обитания. Экскурсия «Условия обитания животных».

05.09.2022 – 09.09.2022


3

Среды жизни.

12.09.2022 – 16.09.2022


4

Взаимосвязи организма и среды обитания.

19.09.2022 – 23.09.2022


5

Предельные условия существования животных.

26.09.2022 – 30.09.2022


Раздел № 3. Среды жизни (5 часов).

6

Животный мир суши.

03.10.2022 – 07.10.2022


7

Животный мир суши.

17.10.2022 – 21.10.2022


8

Животный мир морей и рек.

24.10.2022 – 28.10.2022


9

Животный мир почвы.

31.10.2022 – 04.11.2022


10

Живой организм как среда обитания животных.

07.11.2022 – 11.11.2022


Раздел № 4. Жилища в жизни животных (1 час).

11

Жилище как среда обитания и одно из условий существования.

14.11.2022 – 18.11.2022


Раздел № 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (3 часа).

12

Взаимоотношения между животными одного вида.

28.11.2022 – 02.12.2022


13

Взаимоотношения между животными разных видов. Животные и микроорганизмы.

05.12.2022 – 09.12.2022


14

Контрольная работа № 1.

12.12.2022 – 16.12.2022


Раздел № 6. Свет в жизни животных (1 час).

15

Свет в жизни животных.

19.12.2022 – 23.12.2022


Раздел № 7. Вода в жизни животных (2 часа).

16

Вода в жизни животных.

26.12.2022 – 30.12.2022


17

Экологические группы животных по отношению к воде.

09.01.2023 – 13.01.2023


Раздел № 8. Температура в жизни животных (2 часа).

18

Значение тепла для жизнедеятельности животных.

16.01.2023 – 20.01.2023


19

Экологические группы животных по отношению к теплу.

23.01.2023 – 27.01.2023


Раздел № 9. Кислород в жизни животных (1 час).

20

Воздух в жизни животных.

30.01.2023 – 03.02.2023


Раздел № 10. Сезонные изменения в жизни животных (4 часа).

21

Сезонные изменения в жизни животных как приспособления к меняющимся условиям.

06.02.2023 – 10.02.2023


22

Приспособления животных к сезонам года

13.02.2023 – 17.02.2023


23

Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

27.02.2023 – 03.03.2023


24

Лабораторная работа «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»

06.03.2023 – 10.03.2023


Раздел № 11. Численность животных (3 часа).

25

Популяции животных.

13.03.2023 – 17.03.2023


26

Плотность популяции.

20.03.2023 – 24.03.2023


27

Численность популяции.

27.03.2023 – 31.03.2023


Раздел № 12. Изменения в животном мире Земли (7 часов).

28

Многочисленные и малочисленные виды.

10.04.2023 – 14.04.2023


29

Естественное и искусственное изменение условий обитания.

17.04.2023 – 21.04.2023


30

Животные и человек.

24.04.2023 – 28.04.2023


31

Редкие и охраняемые животные.

01.05.2023 – 05.05.2023


32

Контрольная работа № 2.

08.05.2023 – 12.05.2023


33

Повторение: «Свет, вода, температура и воздух в жизни животных».

15.05.2023 – 19.05.2023


34

Повторение: «Численность животных», «Изменения в животном мире».

22.05.2023 – 26.05.2023





6. Учебно-методическое обеспечение


Вид обеспечения

Комплектность

Нормативно-правовое обеспечение

1

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03 2004 № 1089. Сборник нормативных документов. (Составитель Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.) – М.: Дрофа, 2006

Д

2

Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс. / Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный, Л.И.Колесникова и др. – М: Просвещение, 2012

Д

Учебно-методическое обеспечение

1

Учебник "Биология. 7 класс", автор Пасечник В. В. Издательство Дрофа 2019 Москва

П

2

В.П.Александрова, И.В.Болгова, Е.А.Нифантьева «Экология живых организмов: практикум с основами экологического проектирования, 6-7 классы.» – М: ВАКО, 2014

П

3

Задачи по экологии и методика их решения: учебное пособие. – М.:Ленанд, 2014

Д

4

Задания для олимпиад по экологии: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство Московского Университета, 2011

Д

Информационно-справочное обеспечение

1

Энциклопедия для детей. М.: «Аванта+»,2016.

Д

Материально-техническое обеспечение

1

Медиапроектор

Д

2

Плакаты

Д

3

Микроскопы

П

4

Лупы

П

5

Комплект микропрепаратов 2 ч.

П






СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического

объединения учителей естественно-научного цикла

от 30.08.2022 г. №1


СОГЛАСОВАНО


Зам. директора по УВР


_________________/В.А.Дубинин/

31.08.2022 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!